Программа внеурочной деятельности курса "Риторика", 3 класс.
рабочая программа на тему

Москвитина Ирина Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 3 класс с новыми изменениями в структуре, 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_3_kl_.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления, составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;
  • Примерная  основная образовательная программа начального общего образования (протокол МО по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1).
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Письмо Департамента образования Ярославской области «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ» от 07.09.2016 № ИХ.24-4331/16
  • Авторская программа внеурочной деятельности по риторике Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской  (Образовательная система «Школа2100»).

Актуальность программы

Курс внеурочной деятельности «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, помогает социализации учащихся.

Программа курса «Риторика»  позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по социальному направлению. Целью данного направления является: формирование адекватного коммуникативного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Преподавание риторики основано на системно-деятельностном подходе и направлено на получение знаний и развитие коммуникативных умений школьников.

Цель

Цель программы – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Задачи:

  • следование нормам литературного языка;
  • составлять тексты в устной и письменной формах.

Программа предназначена для школьников 7 - 10 лет.

На изучение содержания курса в 3 классе отводится 1 ч. в неделю, при 34 учебных неделях – всего 34 часа. За четыре года 136 часов.

Аудиторные (30 ч.), внеаудиторные (4 ч.).

Срок реализации программы – 4  года.

Формы проведения занятий: беседы, игры, викторины.

Формы обучения: самостоятельная работа учащихся, работа по группам, коллективная работа.

Методы и приемы обучения: наглядные, словестные, игровые.

Особое место на занятиях по «Риторике» занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2 класс

Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

3 класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

 осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения,  выявлять уместность приводимых аргументов,

правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления  – учитывать компоненты речевой ситуации,  записывать ключевые слова, план;  представлять рисунок, схему;  репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления,  выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения,  строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении,  проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать, нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

осознанно  строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– редактировать текст с недочётами.

Раздел 2.

Содержания программы

Содержание раздела

Виды   деятельности

Формы организации

ОБЩЕНИЕ

1

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Игровая;

Познавательная;

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

2

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Игровая;

Познавательная;

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественное творчество;

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, коллективная

Раздел 3.

Тематическое планирование

Тема раздела,  занятия

Дата

план

факт

ОБЩЕНИЕ

1 ауд.

Проверь себя.

2 ауд.

Что мы помним о речевой ситуации.

3 не ауд.

Твои речевые роли. (Повторение.)

4

С какой целью? Зачем? (Задачи общения.)

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5 ауд.

Неподготовленная речь.

6 не ауд.

Подготовленная речь.

7 ауд.

Приёмы подготовки.

8 ауд.

Говорим подробно, кратко.

9 ауд.

Говорим подробно, кратко.

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

10 ауд.

Похвала (комплимент).

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

11 ауд.

Слушаем, вдумываемся.

12 ауд.

Слушаем по-разному.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

13 ауд.

Читаем учебные тексты.

14 ауд.

Учимся писать, редактировать.

15 ауд.

Как исправить текст? (Правка текста.)

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

16 ауд.

Что такое вежливость.

17 не ауд.

Добрые дела – добрые слова.

ТЕКСТ

18 ауд.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

19 ауд.

Диалог и монолог.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

20 ауд.

Пиши правильно!

21 ауд.

Произноси правильно!

22 ауд.

Употребляй слова правильно!

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

23 ауд.

Пересказ.

24 ауд.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

25 ауд.

Цитата в пересказе.

26  не ауд.

Кратко о книге (аннотация).

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

27 ауд.

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

28 ауд.

С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

29 ауд.

Рассуждение, вывод в рассуждении.

30 ауд.

Правило и цитата в доказательстве.

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

31 ауд.

Сравни и скажи.

32 ауд.

Правила сравнения.

33 ауд.

Как строятся сравнительные тексты.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

34 ауд.

Риторический праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....