Программа внеурочной деятельности 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_5kl.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Костромы

 муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

«Одобрено»

Руководитель МО ______ ___ Т.Н. Данилова

Протокол № ___ от

«____»___________2015г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

______ __ О.В. Панкратьева

«____»____________2015г.

«Утверждено»

Директор школы

______ _ ___Богомолова И.П.

Приказ №____ от «___»______________2015 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности в 5 классе

Кружок «Рукодельница»

Составитель: Наградова Л.В.

2015-2016 учебный год.

Кострома 2015г.


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование
  4. Условия реализации программы
  5. Литература

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

Программа составлена для обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы,

В соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.

Актуальность данной программы состоит в том, что детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполняемость всей его дальнейшей жизни.

Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает учащимся освоение различных видов декоративно - прикладного творчества, а также затрагивает проблему гуманного отношения учащихся к окружающему миру, знакомит их с русским народным творчеством. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделия.

 Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Категория обучаемых -     учащиеся 5 классов

Объем программы -          68 часов.

Кол – во час. в неделю -   2 часа.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащегося и раскрыть его творческий потенциал  

 Задачи программы

 Обучающие:

- расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;

- обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

-  обучение умению принимать решения;

- обучение приемам и технологии изготовления сувениров; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами;

- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения, глазомера;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к результатам труда;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;

- воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;

- развитие активности и самостоятельности;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.

После изучения программы школьники должны уметь:

  • использовать компьютер и Интернет для решения технологических, конструкторских задач, как источник информации.
  • уметь подбирать материалы и оборудование для изготовления мягкой игрушки, лоскутного шитья;
  • уметь создавать эскиз изделий, соблюдая пропорции и гармонию цвета;
  •  графически изображать детали изделий;
  • проектировать и изготавливать различные виды мягкой игрушки;
  • выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины
  • уметь читать инструкционно-технологические карты;
  • знать требования к оформлению и качеству готовых изделий;
  • проводить презентацию проекта в свободной творческой форме.

Учащиеся должны знать: 

  • Историю и традиции русских народных праздников и обрядов

•     историю народной игрушки, лоскутного шитья;

•     безопасные способы работы;

  • основные этапы изготовления изделий;
  • типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;
  • способы построения композиции лоскутного изделия;

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно прикладного искусства, промыслах народной игрушки, истории возникновения и значение праздников.  Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, раскрой, пошив и оформление игрушки, прихватки.

 В конце каждого раздела обучения предполагается проектная деятельность учащихся и организация выставки готовых поделок в конце года.

Содержание программы

Раздел I Поделки из бумаги (8 час.)

Теоретические сведения

Задачи кружка. История возникновения открытки. Понятие винтажная открытка. Способы оформления открыток. Правила безопасности при работе с клеем, с ножницами. 

Практические работы:

  • Изготовление винтажной открытки из носового платка.

Раздел II Мягкая игрушка (36 час.)

Теоретические сведения

История сувенира и его назначение. История народной игрушки и народного костюма. Русские народные праздники и обряды.  Единство цвета, формы и материалов. Подбор материалов и оборудования для изготовления игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек. Изготовление выкроек – лекал. Пропорции лица, фигуры и оформление головы игрушки. Техника безопасности при выполнении работ.  

Практические работы:

  • Изготовление мягкой игрушки - обезьяна
  • Ангел –  рождественская игрушка
  • Обрядовая кукла масленицы

Раздел III Лоскутное шитье (24 час.)

Теоретические сведения

История возникновения и развитие лоскутного шитья в России и за рубежом.

Техники лоскутной мозаики.  Шитье из квадратов и треугольников. Виды изделий в лоскутной технике. Техника безопасности при выполнении работ.  Инструменты, материалы, приспособления.

Практические работы:

  • Прихватка – подарок маме».
  • Грелка на чайник».

Тематическое планирование

№ п/п

Основное содержание по темам

Кол-во час.

Характеристика основных видов деятельности учащихся

I

Поделки из бумаги

8

1

Введение. Этапы работы над проектом  « Открытка к любимому празднику».

2

Знакомиться с историей возникновения открытки, видами и способами ее оформления. Изучать образцы открыток, знакомиться с этапами работы над проектом.

2

Инструменты, материалы, приспособления для изготовления открытки. Техника безопасности при выполнении работ.

2

Изучать правила безопасности при работе с клеем, ножницами.

Подбирать бумагу, оформление для открытки .

3

 Изготовление открытки из носового платка

2

Раскладывать лекала и вырезать детали открытки. Изготавливать и оформлять открытку

4

Презентация проекта

2

Демонстрировать и анализировать готовые работы.

II

Мягкая игрушка

30

5

Символ нового года – обезьяна. Этапы работы над проектом:

 « Изготовление мягкой игрушки – обезьяны».

2

Знакомиться с традициями празднования Нового года в разных странах, символами Нового года по восточному календарю. Знакомиться с этапами изготовления мягкой игрушки – обезьяны.

6

Инструменты, материалы, приспособления для изготовления. Техника безопасности при выполнении работ.

2

Выбирать материалы и инструменты для изготовления.

7

Изготовление лекал игрушки

2

Изготавливать лекала игрушки с соблюдением правил безопасной работы.

8

Раскрой деталей игрушки

2

Раскраивать детали игрушки  с соблюдением правил безопасной работы.

9

Обработка мелких деталей игрушки и  набивка игрушки

2

Обрабатывать мелкие детали игрушки и  набивать игрушку с соблюдением правил безопасной работы.

10

Соединение с туловищем мелких деталей. Оформление головы

2

Соединять с туловищем мелкие детали. Оформлять голову игрушки с соблюдением правил безопасной работы.

11

Презентация проекта

2

Оценивать свою работу, демонстрировать готовую игрушку.

12

  Сувенир к Рождеству.  Этапы работы над проектом: «Изготовление сувенира

 « Ангел».

2

 Знакомиться с традициями   проведения Рождества. Изучать историю сувенира и его назначение.

13

Инструменты, материалы, приспособления.

2

 Выбирать материалы и инструменты для изготовления

14

Изготовление сувенира « Ангел».

2

Раскраивать детали сувенира с соблюдением правил безопасной работы. Изготавливать сувенир.

15

Презентация проекта

2

Оценивать свою работу, демонстрировать готовый сувенир.

16

Русские народные праздники и обряды. Традиционные народные куклы.

2

Изучать русские народные праздники и обряды. Знакомиться с образцами традиционной народной куклой.

17

 Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при выполнении работ. Этапы работы над проектом: «Кукла – оберег».

2

Соблюдать правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления

18

Изготовление обрядовой куклы .

2

Раскраивать детали куклы с соблюдением правил безопасной работы. Изготавливать куклу – оберег.

19

Презентация проекта

2

Оценивать свою работу, демонстрировать готовый сувенир.

III

Лоскутное шитье

30

20

История возникновения и развитие лоскутного шитья в России и за рубежом Техника лоскутной мозаики.

2

Изучать историю возникновения и развития лоскутного шитья в России и за рубежом. Знакомиться с   техникой лоскутной мозаики.

21

Техника безопасности при выполнении работ.  Инструменты, материалы, приспособления.

2

Соблюдать правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления

22

Шитье из квадратов. Этапы работы над проектом «Прихватка – подарок маме».

2

Изучать лоскутную технику шитья из квадратов, составлять последовательность изготовления проектного изделия.

23

Изготовление лекал и раскрой прихватки

2

Изготавливать лекала и раскраивать прихватку. Соблюдать правила безопасности с ножницами.

24

Изготовление лицевой детали прихватки

2

Изготавливать лицевую деталь прихватки. Соблюдать  правила техники безопасности на машинном рабочем месте.

25

Соединение утеплителя с деталями прихватки

2

Соединять утеплитель с деталями прихватки. Соблюдать  правила техники безопасности на машинном рабочем месте.

26

Презентация проекта

2

Оценивать свою работу, демонстрировать готовую прихватку.

27

Шитье из треугольников Этапы работы над проектом «Грелка на чайник».

2

Изучать лоскутную технику шитья из треугольников, составлять последовательность изготовления проектного изделия.

28

  Инструменты, материалы, приспособления для изготовления грелки.

2

Соблюдать правила безопасности при работе с  ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления.

29

Изготовление лекал и раскрой грелки

2

Изготавливать лекала и раскраивать детали грелки Соблюдать правила безопасности при работе с  ножницами.

30

Изготовление лицевой детали грелки

2

Изготавливать лицевую деталь грелки. Соблюдать  правила техники безопасности на машинном рабочем месте.

31

Соединение утеплителя с деталями грелки

2

Соединять утеплитель с деталями грелки. Соблюдать  правила техники безопасности на машинном рабочем месте.

32

Окончательная отделка грелки и демонстрация изделия

2

Оформлять работу и определять качество работы

33

Подготовка работ к выставке

2

Подготавливать работы к выставке

34

Проведение выставки лучших работ

2

Проводить выставку

Итого

68

Условия реализации программы

1.Учебная мастерская

2.Швейное оборудование и инструменты

3.Лоскуты ткани, меха и утеплитель

4.Нитки и фурнитура

5.Цветная и белая бумага

6.Ленты бусины, носовой платок

7.Клей, кисточка, линейка, карандаш, фломастеры

 В качестве методических пособий для обеспечения занятий используется следующая литература:

  • Материалы сети Интернет
  • О. С. Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Москва 1990г.
  • Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Москва 1990г.
  • М. Максимова «Такие разные куклы» Москва 2005 г.
  • Т.М. Ткачук «Тряпичные куклы» Донецк: Сталкер, 2008 г.
  • М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль: Академия развития, 1997г.
  • Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-10, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...