Проектная деятельность в школе
статья на тему

Румянцева Оксана Александровна

(СОЦИАЛЬНО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx59.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ № 1»

Г. АЛДАН

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

(СОЦИАЛЬНО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»)

ВЫПОЛНИЛИ:

Румянцева Оксана Александровна,  учитель истории и обществознания    

       

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.                                                                                                     Стр.

       Проектная деятельность как новый метод организации

       обучения  ……………………………………………………………………..3 

   

  1. Проектная деятельность. 

       2.1 Цели и задачи проектной деятельности…….………………………..4

       2.2 Принципы организации проектной деятельности………………….5

       2.3 Этапы работы над проектом………………………………………….6

3.        Разработка школьного проекта: «Память сильнее времени» для учащихся 4 –  

          10 классов.

 

 3.1 Цели и задачи проекта……………………………………………………...7

 3.2 Этапы работы над проектом……………………………………………...8

 3.3 Результаты проектной деятельности. Критерии оценивания ………9  

  1. Список литературы…………………………………………………………11

5.   Приложение. Школьный проект «Память сильнее времени»……………12

   

  1. ВВЕДЕНИЕ.

         В  ряде методических источников, содержащих материалы о новых формах учебной деятельности в рамках Образовательных стандартов  второго поколения, отмечается, что  наша школа ориентирована на знания, умения и навыки, получаемые традиционным путём в процессе обучения. Эта модель образования в наше время переживает кризис, так как учащиеся относительно успешно выполняют задания, требующие воспроизведения материала и не демонстрируют сформированности отдельных компонентов учебной деятельности (понимание учебной задачи, самоконтроля), не умеют пользоваться имеющимися знаниями в незнакомой или нестандартной ситуации. Поэтому в задачи современного образования входят:

- формирование умения ориентироваться в информационном мире

- формирование целостного представления об окружающем мире

- развитие индивидуальности личности

- формирование креативного мышления.

    В основных документах Правительства РФ, касающихся образования, планируется осуществление компетентностного подхода в образовании, формирование общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно добывать знания, обобщать материал, выдвигать гипотезы, строить выводы и умозаключения). Одной из приоритетных целей образования  – формирование проектно - ориентированного мышления, которое позволит применять имеющиеся знания для решения проблем, владение интеллектуальными стратегиями.

     Одним из методов, который, как предполагается, поможет решать поставленные задачи - организация проектной деятельности учащихся. Это направление предполагает создание условий учащимся для самостоятельного получения учебных знаний в ходе работы над проектом.  Ученик, работая над проектом, самостоятельно осуществляет планирование, анализ, синтез, выдвигает  цели, выбирает средства для их достижения, обрабатывает информацию и представляет полученного результата (продукт). Проектная деятельность должна способствовать более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного материала. В среднем звене планируется сделать проектную деятельность ведущей.

  1. Проектная деятельность.

 Модернизация образования предполагает погружение  ребёнка  в гибкую динамическую среду, которая развивала бы его индивидуальность, то есть        включение его в деятельность, предполагающую постановку проблемы, планирование этапов и результатов её решения, поиск методов для решения проблем на каждом этапе, создание собственного образа действия.

 Проектная деятельность учащихся и является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей,  логического и вариативного мышления, обобщает и интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса,  приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем.

Проектная деятельность должна быть направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, поиска информации, анализа, прогнозирования, синтеза и активной деятельности.  Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и  новые знания, которые еще предстоит приобрести. Всё это позволит обучающемуся приобрести коммуникативные навыки и умения, умения постановки задач, решения проблем, что повысит  мотивацию к проектной деятельности, разовьёт   инициативность, оригинальность в решении, неординарность подходов, интенсивность умственного труда и исследовательский опыт.

     Целью проектной деятельности является  понимание и умение применять учащимися знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов, в том числе в интегрированном виде.

Задачи проектной деятельности:

- научиться планировать свою деятельность (учащийся должен уметь  определить цель, описать основные этапы для достижения поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- сформировать навыки сбора и обработки информации (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать);

- научиться применять логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.), вырабатывать креативность и критическое мышление;

- научиться составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать полученные результаты, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.

Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться , что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект - не одно и то же.

Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект как метод обучения

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI).

Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".

Проектный метод в преподавании

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.  Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. 
           Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, Направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

            Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

 
- развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления; 
- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; 
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; 
- представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; 
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Термины и значение слов,  применяемые для проектной деятельности, предложенной М.Ю. Бухарской.

Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

Метод

Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

Совокупность приемом, операции овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания

Проект

План, замысел, предварительный текст документа

-

Метод проектов

-

Способ в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Способ, предлагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Проблема

Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации.

Задача, содержащая противоречиене имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия деятельности, содержащие, противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

Учебный проект

 

Современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- вести подготовку учащихся к выполнению проектов (наличие времени для выбора темы проекта, помощь учащихся, имеющих опыт проектной деятельности);

- обеспечение руководства проектом со стороны педагогов (обсуждение выбранной темы, плана работы  и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей);

- умение и возможность каждого  учащегося показать свой вклад в выполнение проекта, если он являлся групповым. Каждый участник проекта должен получить индивидуальную оценку.

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности также относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач, что должно быть обеспечено интересом,  посильностью проблемы и возможностью самостоятельного выбора;

- развитие творческих способностей (происходит благодаря необходимости   планирования деятельности и  выбора методов для достижения лучшего результата);

- формирование чувства ответственности (стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа:

-  планирование;

-  аналитический этап;

-  этап обобщения информации;

-  этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

  1. Планирование.

Включает в себя коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов учащихся, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний. На этом этапе генерируются идеи, прогнозируется направление работы.

  1. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта, ищет и собирает информацию, анализирует и интерпретирует полученные данные.

  1. Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Учащийся систематизирует полученные данные, объединяют в единое целое полученную  информацию, выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.  

  1. Представление полученных результатов работы.

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата, обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Это могут быть рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей, выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в Интернете.          

Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация, демонстрируют приобретенные знания и умения, рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.

Структурные элементы

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Разработка проекта по теме:

«Память сильнее времени» для учащихся 4 - 10 классов

к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне посвящается…

«…Пусть у народа память сохранит

Рассказы тех людей, кто был на той Войне,

И если от стихов вдруг «сердце заболит»

И память прошлого в то время возвратит –

Тогда не быть в огне родной стране...»

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это еѐ исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «Память сильнее времени». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности.

Актуальность проекта:

2015 год – год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Указом президента РС (Я) Е.Борисовым 2015 год объявлен годом ветеранов Великой Отечественной войны.

В школе № 1, которой исполняется 90 лет, 30 выпускников и 4 учителя являлись участниками Великой Отечественной войны, на благо Родины работали и ветераны трудового фронта.

Проблема:

В 2015-2016 учебном году нашей школе исполняется 90 лет. Юбилей – время в очередной раз «оглянуться назад», увидеть результаты совместного труда учителей и учеников. Увидеть, к сожалению, сложно.

Школа не имеет систематизированного материала  своей  90-летней истории. События, факты, результаты многолетнего труда учеников и учителей, их боевые и трудовые заслуги не отражены в летописи школы и в настоящий момент не могут быть представлены широкому кругу общественности.

Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины. Показать сопричастность учеников и учителей первой школы города Алдан к великому подвигу Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

  • Формирование представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;
  • Формирование нравственных основ личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • Формирование патриотического сознания, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей;
  • Формирование коммуникативных компетенций в ходе реализации проекта;
  • Воспитание чувства сопричастности к судьбам Отечества через знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами Великой Отечественной войны;
  • Поиск и систематизация информации об участниках войны, учениках и учителях первой школы;
  • Создание мультимедийного сборника об учениках и учителях первой школы участниках войны;
  • Создание на базе школы музейной экспозиции  «О подвиге, о доблести, о славе» (выпускники школы – защитники Отечества)
  • Открытие мемориальной доски;

Участники проекта:

Руководители проекта: Координационный Совет школы.

Участники:

  • Обучающиеся  4-10 класса школы.
  • Учителя и администрация школы.
  • Родительский коллектив.
  • Общественность  города Алдана.
  • Ветераны педагогического труда.
  • Сотрудники краеведческого музея.
  • Совет ветеранов города  Алдан.

Уникальность данного проекта состоит:

- в его временной продолжительности,

- в использовании различных форм социокультурной  деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,

 - в воспитании подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, ветеранами Великой Отечественной войны.

Этапы работы над проектом

 I. Поисковый (Сентябрь)

  • Моделирование ситуации
  • Анализ реальной ситуации
  • Определение и анализ проблемы
  • Анализ имеющейся информации
  • Определение потребности в информации
  • Сбор и изучение информации

II. Аналитический (Сентябрь)

  • Постановка цели проекта.
  • Определение задач проекта.
  • Определение способа разрешения проблемы.
  • Анализ рисков.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.
  • Планирование продукта.
  • Анализ имеющейся информации.
  • Определение потребности в информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Создание творческой группы.
  • Систематизация материала:

Учителя, учащиеся 4-9 классов, родители, администрация школы

III. Практический (Октябрь – Декабрь)

  • Поиск материала о выпускниках.
  • Работа в архиве газеты «Алданский рабочий».
  • Работа в архиве «Управления образования».
  • Работа в архиве военкомата.
  • Работа с Интернет-ресурсами.

  1. Презентационный (Январь – Май)

  • Проведение внеклассных мероприятий ,посвящённых Дню Победы.
  • Оформление галереи памяти.
  • Оформление страницы на сайте школы.

  1.  Контрольный  (Май)

  • Анализ результатов выполнения проекта
  • Оценка продукта
  • Оценка продвижения
  • Планирование  и пошаговая разработка второго этапа проекта к юбилею школы.
  • Торжественное открытие мемориальной доски.
  • Презентация фильма о реализации проекта
  • Открытие экспозиции в Алданском краеведческом музее.

Варианты представления проекта

Мы хотели бы представить забытые страницы истории нашей школы: истории ее выпускников военных лет, истории ветеранов, с которыми можно встретиться, побеседовать; рассмотреть фотографии, документы, хранящиеся в музее и в архивах школы.

Представлять свой проект мы будем:

  • На школьной конференцией.
  • Мультимедийной презентацией.
  • Исследовательскими работами.
  • Выпусками школьной газеты.
  • На Сайте  школы.
  • В Средствах Массовой Информации.
  • Фото и видео репортажами.
  • Спортивными акциями.

Информационно-техническое оснащение:

  • Интернет-ресурсы;
  • Фонд районных и школьной библиотек;
  • Экспонаты краеведческого музея;
  • Беседы с учителями – ветеранами, родителями;
  • Видео и аудио записи;
  • Материалы архивов;
  • СМИ.

К результатам проекта относятся:

– воспитание гражданственности и патриотизма;

– воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

– повышение интереса к истории страны;

– привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи (открытые занятия, встречи с ветеранами, исследовательская, творческая работа и пр.);

– помощь в проектной деятельности школьников, связанной с гражданско-патриотической тематикой;

– выявление одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;

– организация привлекательной формы досуга школьников, которая способствует профилактике асоциального поведения.

Заключение

Работая над проектом по столь значимой теме «Память сильнее времени», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, нам открылись очевидные плюсы от  его реализации.

Кроме повышения патриотического сознания  у школьников проект позволил интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность :

- поиск материала к внеклассным мероприятиям;

- подготовка презентаций и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;

- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.

        Реализация проекта позволила усовершенствовать  принцип  сотрудничества учащихся и  учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также  открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учеников.

По данным опроса учащихся до начала работы над проектами,  лишь четвертая часть ребят могла ответить на вопросы: кто такой патриот , что значит любить Родину, что вы знаете о ветеранах своего города, которые учились в нашей школе, почему нужно уважать ветеранов? Выяснилось, что учащиеся часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Большинство детей затруднились с ответом. По результатам работы,  более 90% учащихся могут дать обстоятельные ответы на данные вопросы.

         Подростковый  возраст - это период  существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется  неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит и то,  что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

                Для успешной реализации поставленной цели , в проекте использовались различные  учебные методы, такие как : уроки, беседы, внеклассные  мероприятия , презентации.

                 Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

 Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего   процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

        Достигнуты результаты проекта нужно закреплять в последующие годы обучения  и развивать, привлекая по возможности, других учителей.

Список используемо литературы.

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
  2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
  3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
  4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
  5. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
  6. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"

Статья "Исследовательская и проектная деятельность в школе"...

Проектная деятельность в школе

О зарождении метода проектов и о его роли в сегодняшнем образовании...

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...