МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по технологии по теме

Модель организации учебно - исследовательской и проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

 И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Б. Кочарян, Л.И. Коваленко

МОУ гимназия № 7, г. Волгоград, Российская Федерация

Для успешного осуществления учебно – познавательной деятельности современный школьник должен обладать ключевыми компетенциями, к числу которых относится, в частности, способность к исследовательской и проектной деятельности. Сегодня, по сути, происходит переход от обучения, как преподнесения системы знаний, к  необходимости развития у обучающихся навыков учебно – исследовательской и проектной деятельности.

В МОУ гимназии №7 Красноармейского района Волгограда ведётся целенаправленная работа по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Актуальная ситуация, связанная с переходом к новым ФГОС ОО приводит к необходимости описания модели организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в школе на ступени основного общего образования.

Федеральная программа развития образования в России на 2004 - 2015 гг. «Наша новая школа», «Национальная доктрина образования до 2025 года», модель «Российское образование - 2020», Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов 2012г. являются базовыми основаниями для настоящей модели организации процесса учебно – исследовательской и проектной деятельности в школе [2,3,4].

Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ гимназии №7 г.Волгограда выглядят следующим образом:

На начальном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  2. целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. планировать (составлять план своей деятельности);
  4. моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  5. проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  6. вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

На следующем этапе (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.

Структурные элементы проекта:

  1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
  2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
  6. Выдвижение новых проблем.

Для формирования первоначального опыта организации новой деятельности необходимо выделить в образовательном пространстве школы подпространства для подготовки, реализации и демонстрации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Основой такого пространства может быть НОУ (научное общество учащихся и педагогов), объединения учащихся по интересам.

Основные формы работы:

  1. Учебные монопроекты.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации.

  1. Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

  1. Социальные (практико-ориентированные) проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта

  1. Персональный проект.

На последнем году обучения в основной школе каждый школьник имеет право выполнить персональный проект в течение года, который выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации. Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Проектом руководит учитель, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения школьников сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах учителей и методистов. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у школьников навыков анализа собственной деятельности

Планируемы результаты освоения программы:

Выпускник научится:

•планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

•самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

•распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

•самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

•критически мыслить, анализировать;

•использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

•использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, навыки интервьюирования, устного опроса;

•конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;

•оценивать результаты по достижению планируемого,   по  объему   и  качеству  выполненного,   по  трудозатратам, по новизне;

•выражать замыслы, решения с помощью технических рисунков, схем;

•составлять схемы необходимых расчетов, представлять их в вербальной форме;

•ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

•отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией.

Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом. Вместе с тем, факт получения учащимся продукта является обязательным для легализации оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования

Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....

Рабочая программа учебного предмета " География " на ступень основного общего образования

Рабочая программа  учебного  предмета «География», образовательная область- « Обществознание». Для учащихся 5-9 классов. Срок реализации- 5 лет. Разработана на основе Программы основного общ...

Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования

Пояснительная записка Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего  образования разработана  на основе требований к стру...

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...