Эколого-эстетическое воспитание школьников как важный элемент педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
статья на тему

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-esteticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Жителева Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»

 Зубово – Полянского района РМ.

Домашний адрес: РМ Зубово-Полянский район,

 п. Зубова Поляна, улица Шельтяева, дом 50

Телефон: 8(83458)2-04-27

www zhiteleva.lena@yandex.ru

«Через красивое – к человеческому –

такова закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский

      На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

     Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» пятый год. У старшеклассников важно пробуждать способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

   Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях. Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты. Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)
Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба») По этой тематике я провожу  уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др.
Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся, в проектах.  Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке». Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нём, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но также и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности. В своей практике я использую художеств фрагменты на уроках литературы экскурсии «Уроки на природе».  Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве. Красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

   Как учитель я продолжаю работу в этом направлении и во внеурочное время. Мои дети принимают активное участие в творческих конкурсах эколого-эстетического направления.  В районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» мы принимаем участие уже не первый год. Уткина Ирина два года подряд занимала первое место в номинации «Проза». Одна из работ, представленных на конкурс, - сказка «Помощь лесу». Пинясова Ирина заняла второе место в номинации «Поэзия», представив стихотворение «Зубова Поляна!».  В 2013/2014 учебном году учащиеся принимали участие в творческом конкурсе «Защитим лес» в номинациях «Проза» и «Поэзия», где представляли свои  работы в виде статей о защите леса, стихотворений, сказок.

  Традиционным в гимназии стало проведение научно-практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина:  природа, культура и этнос».  Мы с детьми проводили исследовательские работы на темы «История возникновения нашего посёлка»,  «Улица имени героя» (улица имени Шельтяева). Работая по теме «история возникновения нашего посёлка», мы использовали материалы А.А. Прохорова. Нельзя не оценить тот вклад, который внёс Адольф Афанасьевич в литературное наследие не только связанное с историей возникновения посёлка, но и направленное  на эколого-эстетическое воспитание школьников.

 В 2015/2016 учебном году в рамках реализации ФГОС в 6 классе мне была предложена внеурочная деятельность по предмету.  Я выбрала тему «За страницами школьного учебника». Имена людей, географические названия - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время. Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу. Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли. Большое внимание я уделяю эколого-эстетическому воспитанию обучающихся и как классный руководитель.  В моём плане воспитательной работы большое место отводится эколого-эстетическому воспитанию Ежемесячно с учащимися мы проводим такие классные часы как «Экология», «Зелёная планета», «Край ты мой любимый», «Симфония жизни» и другие. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду.  Поэтому прогулки и другие виды деятельности  иначе раскрывают перед ним красоту природы. Ежегодно осенью и весной мы планируем с детьми экскурсии на природу. Очень часто мы посещаем краеведческий музей. Весной прошлого года мы с детьми побывали на экскурсии в Нижнем Новгороде.  Нами осуществляется работа с ветеранами педагогического труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

 Исходя из вышесказанного мне бы хотелось отметить, я горжусь, что знакома с творческим наследием замечательного педагога – краеведа А.А. Прохорова и стараюсь быть его достойной ученицей.

   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...