Доклад на тему "Развитие ИКТ на уроках русского языка и литературы"
материал по теме

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» (доклад)

Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:

  • повышение мотивации обучения,
  • развитие познавательной активности учащихся,
  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
  • совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

На своих уроках я использую компьютер как:

  • средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  • средство информационной поддержки учебного процесса;
  • дополнительный источник информации;
  • средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения факто логических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

  • как «проникающая» (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач);
  • основная (определяющая, наиболее значимая из используемых технологий);
  • монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Я применяю компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе. Владение компьютером оказывает мне существенную помощь в работе над самообразованием.

 ИКТ уроках русского языка

Компьютерные программы «Фраза», «Репетитор» убедили меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.

Так, сильным ученикам можно предложить более трудный дидактический материал, т.е. слова с несколькими орфограммами, сложным морфологическим составом, задания творческого характера. Для слабых учащихся включить дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы. Сильный ученик, не допустивший ни одной ошибки, получает заслуженные «5» или «4», продолжает работу, выполняя новое задание. Для слабых учеников этот путь будет несколько иным: ошибка – получение дополнительных теоретических сведений – практическая отработка нового материала. Однако, по какому бы пути ученик ни пошел, после необходимой для него тренировки работа закончится итоговым упражнением на отметку.

Задание в программе обеспечивают все этапы формирования орфографического навыка:

- нахождение и обозначения орфограмм;

- обоснование условий выбора правильного написания;

- самостоятельное решение орфографической задачи.

 Использование компьютерных технологий при работе со словарными словами.

Форм и приёмов в словарной работе достаточно много. Мною выработан алгоритм изучения новых слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.

Важно самое начало работы со словарным словом. Система приёмов работы с трудными написаниями сводится к следующему:

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова (толкование).

З. Морфемное строение (однокоренные слова).

4. Правописание. Нахождение орфограмм.

5. Определение части речи.

6. Проговаривание.

7. Включение слов в тексты, составление со словами словосочетаний, предложений.

Работая над словом дома, учащиеся обращаются к словарям: этимологическому, толковому, иностранных слов, словообразовательному и т.д. Эта работа увлекает, приучает их к ответственному и бережному отношению к слову.

1 этап

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова ( работа со словарем).

3. Составление словосочетаний, предложений.

2 этап

1. Игра «Этимологическое лото»

2. Отработка навыка правописания слов на компьютере по программам «Домашний наставник», «Фраза».

3. Проверка знаний с применением этих программ (тема «Непроверяемые написания»).

Анализируя проведенные уроки, могу сказать, что работа с компьютером вызывает большой интерес, очень нравится ребятам. Общение с компьютером на уроках русского языка не утомляет учащихся, наоборот, они хотят продлить свою работу. Потому, по мере возможности мною проводятся дополнительные занятия для корректировки знаний и умений.

.

 ИКТ уроках литературы

На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие ПК . Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в Интернет.

Уроки можно разработать на основе технологий личностно ориентированного образования, интерактивных, игровых технологий. По организационным формам их можно отнести как к индивидуальным, так и групповым.

На уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

 Урок в компьютерном классе с возможностью выхода в Интернет.

 На сегодняшний день главными проблемами, затрудняющими эффективное использование этих огромных ресурсов в школьном и дополнительном образовании, являются, с одной стороны, недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями у большей части педагогического сообщества, с другой стороны, отсутствие методических рекомендаций по использованию данных технологий в преподавании предметов. Совершенно особой проблемой является организация педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса средствами Интернет. Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой ресурс, значительно больший, чем содержание школьного обучения, максимально разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый и требующий проверки его достоверности.

Дистанционное образование - одно из масштабных нововведений в отечественную систему образования. Совсем недавно под дистанционным образованием подразумевалось в большей степени дистанционное обучение. Сегодня понятие «дистанционное образование» повлекло за собой необходимость включения в образовательный ресурс таких понятий, как «дистанционные проекты», «Интернет – олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и      др .Стоит отметить, что разрабатываемые и внедряемые формы дистанционного образования в большей степени ориентированы на учащихся.

Действительно, дистанционное образование, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: более гибкие условия образования для детей одаренных или «трудных», с индивидуальными особенностями. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным на сайтах музеев, библиотек. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистанционно общаться со своими сверстниками из других городов, стран, участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, консультироваться у специалистов, находящихся в любой точке мира.

Но не стоит забывать о дистанционных мероприятиях для педагогов. Такие дистанционные мероприятия – курсы, проекты, конкурсы, фестивали – вовлекают педагогов в продуктивную деятельность, ориентированную на овладение навыками, приемами работы с информацией, с компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"

В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....

Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»

В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы  по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ....

Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы....