Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
рабочая программа на тему

Аллаёрова Парвина Мирзоаброровна

Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_elektivnogo_kursa.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

     Утверждаю:                                                                                                Утверждаю:

Директор информационно-методического                                     Директор МБОУ «Лицей№35»

центра   Нижнекамского муниципального                                     __________________________  

района РТ  _________________________                                              Г.И.Зиятдинова

                                                                                                              «___»   ______________2016 г.

«___»  _____________2016 г.

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРГОРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»

(для учащихся 10 классов)

                                                                                             Автор: Аллаёрова Парвина Мирзоаброровна

                                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                                             МБОУ «Лицей №35»

                                                                                             г. Нижнекамска РТ

                                                                                             I квалификационная категория

                 

                                                                                                                 Согласовано:

                                                                                               Методист информационно - методического

                                                                                               центра Нижнекамского муниципального              

                                                                                               района РТ  __________________________

                                                                                                                                          С.Ф. Мардашина

                                                                                               «___»  _____________________2011 г.  

Нижнекамск, 2016

Элективный курс по литературе на тему:

«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»

Элективный курс по литературе предназначаются для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению литературы. Цель курса – повышение литературного образования учащихся, а также развитие их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности. Занятия по литературе направлены на нравственное воспитание, формирование убеждений и эстетических представлений школьников.

 

Элективный курс дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного школьного курса русской классической, советской и зарубежной литературы. В процессе занятий вводятся новые сведения и литературные факты ( сведения о новых писателях, произведениях, историко- и теоретико-литературные знания, полученные в классе, развиваются умения применять эти знания, полученные в классе, развиваются умения применять эти знания на практике  в процессе самостоятельного анализа литературных произведений.

Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического, о комическом как эстетической категории.

Данная программа призвана дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека, способствовать развитию чувства юмора, развивать умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях.

Между теми важными видами деятельности учащихся на занятиях являются выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений, устное и письменное изложение юмористического произведения, создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем языковых средств создания комического.

Курс ориентирован на предирофильную подготовку  учащихся по литературе : даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного теста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове.

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, погружение в текст и другие. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Для развития творческой самостоятельности школьников внимание акцентируется на недостаточно широко представленных в базовой программе мастерах сатиры и юмора.

Программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 10-х классов общеобразовательных школ: рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

                                                                         

           Формы контроля по освоению ЭК

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводятся в форме творческой работы);
  • итоговый (проводятся в форме зачетной письменной работы или защиты проекта)

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов; видеть тему и идею произведения;

2. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных  авторов, комментировать особенности стиля художественных текстов с точки зрения использования автором различных способов выражения идеи, в том числе языкового материала.

3. «Видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

4. Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным  личным опытом.

5. Правильно читать художественный текст (отчётливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонаций, зафиксированных пунктуацией и т.д.), слышать и передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

6. Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный тест с точки зрения его содержания и формы.

7. Характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.

Содержание курса

п/п

Темы занятий

Формы занятий и виды      деятельности

1

1.Введение. Знакомство с программой курса.  Постановка целей и задач.

Викторина «Сатира и юмор в произведениях русской классики».

Презентация слайд-фильма. Конспектирование лекции.

2

Социально-исторические предпосылки возникновения и развития сатиры и юмора в русской литературе.

 Сущность и искусство комического. О природе комического: обрядово-зрелищные формы, словесно-смеховые произведения, различные формы фамильярно-площадной речи.

Сообщения:

1. Первые русские сатирики (XVII в.)

2. Известнейшие мастера в области сатиры и юмора XVIII-XX вв. XVIII в.: А.П.Сумароков, М.М.Херасков, И.И.Новиков и др.

3. XIX в.: Д.В.Давыдов, П.П.Ершов, Козьма Прутков ( А.К.Толстой, А.М. и В.М.Жемчужниковы), Г.И.Успенский, Н.С.Лесков и др.

Обзорная лекция.

Проблемное изложение

теоретического материала

3-4

 Юмор в произведениях словесности. Средства создания юмора: космическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев: соединение несоединимых явлений, предметов признаков, употребление в одном тексте слов с различной стилистической окраской: юмористические неологизмы и др.

Речевые средства юмора и сатиры: художественная лексика (тропы), синтетические фигуры (повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания и т.д.), эвфония (особенности звучания: благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы).

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

Понимание и объяснение цели использования в произведении средств выразительности.

5.

Мастерство Крылова – баснописца. Язык басен И.А.Крылова.

Самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных задач.

        


6

Виды и жанры комического. Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина. Афоризмы Козьмы Пруткова.

Письменный ответ на вопрос:

«Что значит быть остроумным?»

Урок-путешествие экскурсия в музей. Гид - вымышленный персонаж. Чтение и анализ эпиграмм А.С. Пушкина.

Самостоятельная работа.

Мастера в области сатиры и юмора (XIX век)

7

Творчество Н.В.Гоголя. Языковые приемы создания комического у Гоголя.

8

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха. Смех оружие сатиры.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки». «История создания одного города».

(Анализ фрагментов)

Анализ предложенных художественных текстов или их фрагментов.

7-9

Средства словесного выражения сатиры и юмора.

А.П.Чехов.

Анализ предложенных художественных текстов или их фрагментов.

Мастера в области сатиры и юмора XX в.

10-11

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

М.Зощенко. Рассказы

Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

12-13

Жизнь и юмор И.Ильфа и Е.петрова.

П.И.Чичикова и О.Бендер.

Инсценировка и письменный ответ на вопрос.


14-15

А.Т.Аверченко. Анализ рассказов

Творческая работа в группах, изложение своей позиции.

16-17

Тэффи (Н.А. Лохвицкая-Бучинская).

Инсценировка.

Сообщение.

18

Саша Чёрный (А.М.Гликберт)

Доклад.

Наблюдения над текстом.

19

С.Я.  Маршак. М.А. Светлов. Ю.К. Олеша

20-21

Д.И.Хармс

Наблюдения над текстом.

22

В.С. Высоцкий

Наблюдения над текстом, дискуссия.

23-24

М. Жванский. А.И. Райкин. А.А. Иванов.              М. Задорнов

25

Творчество современных юмористов.

Исследовательская и проективная деятельность (написание докладов, рецензий и т.д.)

26-27

Повторение изученного.

Почему мы смеёмся, читая Гоголя и Зойщенко? (Выразительное чтение и анализ рассказов, стихотворений и фрагментов произведений сатирического характера по выбору учителя).

Инсценировка

28-30

Индивидуальные занятия (в микрогруппах). Консультации по совершенствованию исполнительского мастерства

31-32

Урок концерт «!»

Творческие задания

33

Зачётное занятие.

Выступление или сообщение как результат исследования или наблюдения.

34

Защита мини-проекта

Темы рефератов:

1. Юмор в детской художественной литературе.

2. Пословицы и поговорки в творчестве А.Д. Кантемира.

3. Русская сатира в век Екатерины.

4. Сатиры смелый властелин. Творческий путь Дениса Фонвизина.

5. Современный анекдот как жанр устного народного творчества и др.

Список  использованной литературы

1. Любимов Т. Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990 г.

2. Московский А.П. О природе комического. - Иркутск,1968 г.

3. Московский А.П. Сатира и юмор в русской литературе  (учебное пособие для студентов и учителей литературы ) – Иркутск, 1993 г.

4. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Маранцмана В.Г., Богдановой О.Ю.- в 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, Владос.1995,228с.

5. Программа по литературе для 7-8 классов средней школы / Под ред. Маранцмана В.Г. – Санкт- Петербург. Специальная литература, 1996 г.

6. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации – М.: Просвещение, 1995 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на программу элективного курса

«Сатира и юмор в произведениях русских писателей»

составленную Аллаёровой Парвиной Мирзоаброровной,

учителя I квалификационной категории МБОУ «Лицей №35»

(г.Нижнекамск Республики Татарстан)

      Рецензируемая  авторская  программа  элективного курса  «Сатирические  жанры  в  русской  литературе  18-20 вв»,  составленная  для  учащихся  десятых  классов,  Аллаёровой  П.М. ориентирована  на  расширение  знаний  школьников  в  области  комического,  осознание универсального  значения  смеха  для  человека,  развитие  чувства юмора,  умение  видеть авторский  идеал  в  сатирическом  и  юмористическом  произведениях.

     Содержание  программы  соответствует  требованиям  государственного стандарта  общего  образования  и  способствует  интеллектуальному,  творческому,  эмоциональному  развитию  школьников. Надо  отметить, программа  не создаёт перегрузки для школьников.

     В  содержании  элективного курса  учитывается  всё  необходимое  для содержания  в  ней  запланированных  целей  и  задач.  Содержание  построено  таким  образом, что  изучение  всех  последующих  тем  обеспечиваются  предыдущими  знаниями базовых  курсов.

     Большим  достоинством  элективного  курса  является  то,  что программа  основывается  на  преимущественно  активных  методах  обучения:  исследовательских,  проектных  и  т.д.

     В  элективном  курсе  конкретно  определены  ожидаемые  результаты и чётко рассматриваются  пути  и  методы  их  достижения.  Нельзя не одобрить с методологической  точки  зрения  и  приложения,  которыми автор снабдил своё пособие:  разработки и презентации  занятий,  выполненных программой  Power Point.

     С  точки  зрения  использования этих ресурсов, т.е.  учебно-методических, мультимедийных  средств и кадровых возможностей  данной школы программа реалистична.

     В  заключении  можно  отметить, что данный элективный  курс  предполагает самостоятельную работу учащихся  с  художественной,  критической  и  методологической  литературой,  работу  со  словарями,  что  необходимо  для  развития  творческого  мышления  учащихся  и  подготовке  к  выпускным  экзаменам  по  дисциплинам филологического  профиля.

 

   Руководитель муниципального методического

   объединяет г. Нижнекамск и нижнекамского

   района, учитель русского языка и литературы

   МБОУ «СОШ№19 с  углубленным

   изучением отдельных предметов»

   высшей квалификационной категории                                                                            Юсупова Р.Д.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт

Социально-педагогических технологий и ресурсов»

Филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

Рецензия

на программу элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей», составленную Аллаёровой Парвиной  Мирзоаброровной,

             учителем I квалификационной категории МБОУ «Лицей №35»

             (г.Нижнекамск, Республика Татарстан)

       В  последнее  время  в  отечественном  литерарутроведении  большое  внимание  уделяется  изучению  конкретного  жанра,  его поэтики,  что  дает  большие  возможности  при  интерпретации  художественного текста.  С  этих  позиций элективный  курс  является  актуальным  при  изучении  школьного  курса  литературы.

       Настоящий элективный курс  расширяет  и  дополняет  содержательную  часть  школьного  курса  литературы,  выявляет  ведущие  научные  понятия  основного  курса  литературы,  расширяет литературоведческие  знания  учащихся  при  изучении  смеховой  культуры  в  классических  произведениях.

       Содержание  курса  охватывает  конкретные   хронологические  рамки  

(18-20вв.), что  дает  учителю  проследить эволюцию  сатирического  жанра  в  процессе  анализа  и  интерпретации  художественного текста.  Такой  подход  вполне  оправдан,  т.к.  школьный  курс  литературы  в  старших  классах  опирается  на  историко-литературный  принцип.  Также  большой  интерес  представляет  изучение  поэтики  сатирических  произведений,  где  большое внимание  уделено   сатирическим  средствам  выразительности:  юмору,  гротеску,  гиперболе,  метонимии  и  другим.  Палитра  методов  и  приемов,  применяемых  учителем  на  уроках,  соответствует  жанровой разновидности  анализируемого  текста (рассказ,  повесть,  роман,  басня,  лирика).

       Программа элективного  курса  глубоко  содержательна  и может  быть  использована  учителями-словесниками  в практической  деятельности.

Рецензент:

старший преподаватель                                                                 В.А.Сонькин

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"

Задача  современной  школы – подготовить  человека  думающего, чувствующего, умеющего  жить  в  социуме, творчески  мыслить,  правильно  выражат...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)

Программа предназначена для подготовки ЕГЭ по русскому языку....

Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс

Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...

Программа элективного курса «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина»

Элективный  курс «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина» рассчитан на 17 часов для учащихся 10 (11) классов. В нём рассматриваются вопросы, связанные не только  с раск...

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных цен...