Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

 

Задача  современной  школы – подготовить  человека  думающего, чувствующего, умеющего  жить  в  социуме, творчески  мыслить,  правильно  выражать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме,  ярко, убедительно  доказывать  свою  точку  зрения. Широкие  возможности  для  этого  предоставляет  русский  язык  как  учебный  предмет  в  целом  и  русская  фразеология  в  частности.

         Овладение  фразеологическим  богатством  русского  языка,  изучение  происхождения, функционирования, выразительных  возможностей  фразеологических  оборотов  создает  базу  для  работы  по  развитию  речи  школьников,  обогащению  их  словарного  запаса,  способствует  повышению  речевой  культуры,  обостряет  языковое  чутье,  воспитывает  любовь  к  русскому  языку, развивает  у  школьников  интерес  к  его  изучению,  формируя  таким  образом   у  учащихся  коммуникативную,  лингвистическую  культуроведческую  компетенцию.

         Речь  большинства  современных  школьников  однообразна, бедна, изобилует   словами – сорняками;  объяснить    значение  многих  фразеологизмов, которые  могли  бы  сделать  любые   высказывания   яркими, интересными, учащиеся  не  могут. При  этом  в  программе  основного  общего  образования  на  изучение  раздела  «Лексика  и  фразеология»  в  5 – 9 классах  отводится  32  часа (т.е.  в  каждом  классе  не  более  7  часов), собственно  фразеология  же  изучается  не  более  2 – 3  часов,  хотя  задания  по  фразеологии  включены  в  варианты  ЕГЭ.

         В  связи  с  этим  становится  очевидной  актуальность  изучения  курса  русской  фразеологии  в  предпрофильной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_kursa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Цели  и  задачи  курса:

- создание  условий  для  углубления  и  расширения   у  учащихся  знаний  о  русской  фразеологии; изучение  семантики  фразеологизмов, их  свойств,  выразительных  возможностей, взаимодействия  с  другими  единицами  языка;

- обогащение  словарного  (фразеологического)  запаса  в  активном  словаре  школьников, совершенствование  речевой  деятельности, овладение   лексико-стилистическими  нормами  употребления  фразеологизмов;

- выработка  умения  пользоваться  толковыми  и  фразеологическими  словарями;

- воспитание  любви  к  русскому  языку, сознательного  отношения  к  нему  как  духовной  ценности, создание  условий  для  изучения  русского  языка  в  профильной  школе.

Требования  к  уровню  подготовки  учащихся

        В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны:

- знать  признаки  фразеологизмов,  основные  сведения  об  их  происхождении, составе, фразеологизмах - терминах, синонимах, омонимах, антонимах, фразеологических  словарях  и  справочниках;

- иметь  представление  о  фразеологическом  богатстве  русского  языка, фразеологии  как  разделе  языкознания;

- уметь:

  1. находить   фразеологизмы  в  тексте,  отличать  их  от  свободных  сочетаний  слов;
  2. толковать  значение  широко  известных  и  менее  известных  фразеологизмов;
  3. пользоваться  фразеологическим  словарем;
  4. определять  изобразительно-выразительную  роль  фразеологизмов  в  текстах  разных  стилей;
  5. употреблять  по  необходимости  в  собственной  речи  фразеологические  обороты.

Программа  рассчитана  на  17  часов.

Учебно-тематический  план.



№ п/п


Наименование  тем  курса

Коли-

чество

часов

Форма

  работы, виды  деятельности

Формы  контроля

1.

«Золотые  слова» (введение)

1

лекция, слушание, составление  тезисов

составление  цепочки вопросов, подбор  примеров

2-3.

Фразеологизм  и  его  признаки. Фразеологизмы  и  свободные  сочетания  слов.

2

изучающее  чтение  учебной  статьи, составление  плана  

составление  таблицы «Признаки фразеологизмов»

4-5.

Фразеологические  словари  и  справочники.

2

презентация  словарей, практикум  по  работе  со  словарями

составление  карточек-заданий  для  работы  со  словарями

6.

Сокровища  В.И.Даля.

1

презентация  словаря  В.Даля, лабораторная  работа (пословицы, поговорки, фразеологизмы  в  словаре  В.Даля)

составление  картотеки, творческие  работы «Путешествуя  с  Далем»

7-8.

Взаимосвязи  фразеологизмов  в  языке.

2

работа  со  словарями, составление  тематических  групп  фразеологизмов

тестирование, создание  кроссвордов,  иллюстраций  к  фразеологизмам

9-10.

Фразеологизмы  в  научном  и  деловом  стиле  речи.

2

практикум: анализ  текстов  научного  и  делового  стиля

мини-исследования

11-12.

Фразеологизмы  в  художественном  и  публицистическом  стиле

2

семинар;  прослушивание  докладов, чтение  и  анализ  текстов

творческие  работы – создание  текстов   разных  стилей  с  использованием  фразеологизмов

13.

Употребление  фразеологизмов  в  речи. Речевые  ошибки, связанные  с  употреблением  фразеологизмов.

1

практикум: редактирование предложений (текстов)

тест  по  типу  заданий  ЕГЭ

14-15.

Происхождение  фразеологизмов. Фразеологизмы  устаревшие  и  новые.

2

семинар;  прослушивание  докладов (сообщений)

составление  таблицы  по  теме, подбор  примеров  

16.

Итоговая  ученическая  конференция  «Ума  палата».

1

защита  исследовательских  работ, проектов

выставка – конкурс ученических  работ, лингвистических  газет  и  т.п.

17.

Праздник – конкурс  знатоков  русской  фразеологии.

1

игровая  программа

Содержание  программы

  1. Введение.  

Словарное  и  фразеологическое  богатство  русского  языка.  Фразеология  как  раздел  языкознания. Фразеология  и  другие  разделы  лингвистики. Народный  характер  фразеологизмов. Отражение  в  них  народных  представлений  о  мире,  человеке,  нравственных  устоях.

Национальное  своеобразие  русской  фразеологии. Изучение  фразеологии  и  речевая  культура  человека.

2-3. Фразеологизм  и  его  признаки.

Фразеологизм  как  единица  русского  языка. Отличие  фразеологизмов  от  слов  и  свободных  сочетаний. Признаки  фразеологизмов: постоянство  лексического  состава, целостность   значения, требование  специального  запоминания.

Грамматическое  строение  фразеологизмов: фразеологизмы -предложения,  фразеологизмы  - словосочетания, фразеологизмы - обращения  и  вводные  слова. Различие  фразеологизмов  по  степени  спаянности  слов.

4-5. Фразеологические  словари  и  справочники.

Характеристика-презентация  известных  словарей:  авторы, содержание  и  структура, принципы  построения   словарных  статей.

  1.  «Фразеологический   словарь  русского  языка»  под  редакцией   А.И.Молоткова;
  2.  «Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка» В.П.Жукова;
  3. «Крылатые  слова» Н.С. Ашукина   и  М.Г.Ашукиной;
  4. «Из  жизни    слов»  Э.А.Вартаньяна;
  5. «Мифологический  словарь»  М.Н.Ботвинника;
  6. «Словарь  юного  филолога»  М.В.Панова.

Практикум-тренинг  по  работе  со  словарями.

        6. Сокровища  В.И.Даля.

       Из  истории  создания  «Толкового  словаря  живого  великорусского  языка».  Словарь  В.Даля  как  неисчерпаемая  сокровищница  русского  языка  и  русской культуры.  Своеобразие  словаря,  принцип  его  построения.  Словарные  «гнёзда»,  место  пословиц,  поговорок  (фразеологизмов)  в  них.    

        7-8. Взаимосвязи   фразеологизмов  в  языке.

        Многозначность  фразеологизмов. Фразеологизмы  однозначные  и  многозначные. Различие  значений  фразеологизма.

Фразеологизмы – омонимы, синонимы, антонимы. Пути  возникновения  фразеологизмов – омонимов. Синонимические  варианты  фразеологизмов:  оттенки  значений, грамматическое  строение,  стилистическая  окраска. Типы  фразеологизмов – антонимов,  их  грамматическая  структура,  отличие  фразеологической  антонимии  от  лексической.

9-10. Фразеологизмы  в  научном  и  деловом  стиле  речи.

Неодинаковая  стилистическая  отнесенность  фразеологизмов:

  1.  условие  выбора  фразеологизмов. Фразеологизмы,  употребляемые    в  различных  отраслях  науки  и  техники. Фразеологизмы  и  речевые  стандарты  делового  общения. Составление  и  анализ  текстов  научного  и  делового  стиля.
  2. уместность  одних  в  любом  тексте, закрепленность  за  книжным  стилем  других,  ограничение  употребления  разговорным  стилем  третьих.

11-12. Фразеологизмы  в  художественном  и  публицистическом  стиле.

Образный  характер  фразеологизмов,  их  точность  и  выразительность.

Индивидуально-авторское  употребление  фразеологизмов  в  тексте. Авторские  афоризмы (крылатые  слова).

Фразеологизмы  в  произведениях  А.Пушкина, А.Чехова, А.Твардовского  и  др.

Фразеологизмы  на  страницах  прессы (анализ  текстов, составление  картотеки).

13. Употребление  фразеологизмов  в  речи.

Условия  выбора  фразеологизмов  в  речи. Речевые  ошибки,  связанные  с  употреблением  фразеологизмов:

- лексическое  видоизменение;

- изменение  грамматической  формы;

- немотивированное  изменение  порядка  слов;

- изменение  значения   или  несоответствие  фразеологизма  контексту.

Ударения  в  устойчивых  выражениях  (авгиевы  конюшни,  валом  валит, не  ровён  час  и  другие).  

14-15. Происхождение  фразеологизмов. Фразеологизмы  устаревшие  и  новые.

Источники  русских  фразеологизмов:  исконно  русские  и  заимствованные  фразеологизмы. Фразеологизмы,  пришедшие  из  древнегреческой  мифологии.

Причины   устаревания  фразеологизмов:  исчезновение  явления,  с  которым  связано  общее  значение  фразеологизма  и  устаревание  слов, составляющих  фразеологизм. Отражение  событий  жизни  в  новых  фразеологизмах.

16. Итоговая  ученическая  конференция  «Ума  палата».

Примерные  темы  исследовательских  работ:

  1.  Старинные  русские  ремесла  и  русская  фразеология.
  2.  Имена  числительные  в  русских  фразеологизмах.
  3.  Использование  фразеологизмов  в  сказках  А.С.Пушкина,  в  рассказах  А.П.Чехова.
  4.  Басни  И.А.Крылова  как  один  из  источников  фразеологии.
  5.  Фразеологизмы  в  прессе.

Перечень  проектов

  1.  Выпуск   сборника  юмористических  рассказов, написанных  на  основе  фразеологизмов.
  2.  Создание  рукописной  книги  «Из  истории  одного  фразеологизма».
  3.  Выпуск  журнала  «Веселые  картинки» (весёлые  иллюстрации  к  фразеологизмам).
  4.  Составление  сборника   фразеологических  игр, кроссвордов, загадок.

         Используемая  литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные  материалы  по  русскому  языку. М., «Просвещение», 1995 г.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые  слова. М., «Просвещение», 1988 г.
  3. Балашова Л.В. Русский  язык  и  культура  общения. Практикум. Саратов, «»Лицей», 2002 г.
  4. Баранов М.Т. Жизнь  слов  и  фразеологизмов  в  речи. «Русский  язык  в  школе» № 4, 1991 г.
  5. Баранов  М.Т. Методика  лексики и фразеологии  на  уроках  русского  языка. М. «Просвещение», 1988 г.
  6. Введенская Л.А., Баранов М.Т. Русское  слово. М., «Просвещение», 1983 г.
  7. Григорян Л.Т. Язык  мой – друг  мой. М., «Просвещение», 1988 г.
  8. Жуков В.П. Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка. М., «Просвещение», 1980 г.
  9. Казбек-Казиева М.М. Подготовка  к  школьным  олимпиадам  по  русскому  языку. М., «Айрис-пресс», 2006 г.
  10. Потиха З.А. Лингвистические  словари  и  работа  с  ними  в  школе. М., «Просвещение», 1987 г.
  11. Семушкина Л.Н. Культура  русской  устной  речи. М., «Айрис-пресс», 2007 г.
  12. Ушаков Н.Н. Кружковая  работа  по  русскому  языку. М., «Просвещение», 1979 г.
  13. Шанский Н.М. В  мире  слов. М., «Просвещение», 1985 г.
  14. Шмелев Д.Н. Современный  русский  язык. Лексика. М., «Просвещение», 1977 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10,11 классов

Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 10,11 классов и рассчитана на  68 часов учебной нагрузки за один или два года обучения....

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...