Статья "От многообразия культур и народов к международному сотрудничеству."
статья на тему

ЧЕГОЛЯЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_doklad_vord_97-2003.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

От многообразия культур и народов к международному сотрудничеству.

Учителя английского языка Чеголяевой М.А.

Результатом многовекового развития человечества в начале 21 века стало общество, которому присущи такие процессы, как глобализация, международное сотрудничество, экономическое взаимодействие, политическая и культурная интеграция. Все эти явления стали неотъемлемыми элементами понимания сегодняшней ситуации в мире, но, тем не менее, некоторые из них имеют более сложную и неоднозначную историю развития и формирования. И в первую очередь, речь идёт о межкультурной интеграции и международном сотрудничестве. Становится    очевидным, что в современном глобализированном мире человек всё чаще сталкивается с иными культурами и их носителями, обособленное развитие народов, наций сейчас уже не представляется возможным. Более того, многообразие культур присуще не только всему мировому сообществу, но и отдельным государствам. Однако, своеобразие каждой национальной культуры относительно. Её уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта едина для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.

Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия каждой из них, с другой — к формированию общемировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен. Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества. Он помогает отдельным людям и человеческим общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

В наше время люди постоянно общаются, взаимодействуют между собой, и не только в близлежащих к ним районах, но и на международном уровне. И  мы нередко наталкиваемся на нетерпимость людей одной этнической группы к другой. В этом случае стоит затронуть вопрос о поликультурности и толерантности.


Поликультурность–знание о разнообразии культур. И не только знание, но и признание их существования, их особенностей, понимание того, что культура является неотъемлемой частью того или иного народа. Поликультурность является неотъемлемой частью международных отношений, является показателем ценностей народа, показывает уровень образованности и толерантности народа, но, к сожалению, нередко становится причиной конфликтов. На нее влияют социальная политика государства, уровень его развития, культурные традиции народа.


Толерантность дословно переводится как терпимость. И прежде всего это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность – редкая, но важная черта человеческого характера. Толерантный человек терпим к другим людям, точкам зрения, их верованиям и обычаям, даже когда «взгляды на жизнь» категорически не сходятся. Но не следует доводить толерантность до уровня распущенности и вседозволенности.
Т.о. поликультурность и толерантность могут стать не только важной составляющей общества, но и неотъемлемой частью каждого человека, уважающего себя гражданина, потому что именно эти аспекты позволяют налаживать отношения между людьми, народами на различных уровнях.

Международное культурное сотрудничество служит взаимному духовному обогащению народов, утверждению идей мира и добрососедства. К сожалению, зачастую межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия делают культурное сотрудничество невозможным.

Так как наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.   В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Россия- страна в которой предусмотрена политика поликультурного воспитания, так как она является многонациональным государством.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
уважение и сохранение культурного многообразия;
поддержка равных прав на образование и воспитание;
формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
социокультурной идентификации личности;
освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
воспитания положительного отношения к культурному окружению;
развития навыков социального общения.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Проблемы поликультуризма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Решение этих проблем даст возможность людям различных национальностей развивать собственную культуру, уважать и сохранять культуру других народов, распространять знания, содействовать развитию и обогащению различных культур, способствовать развитию мирных отношений и дружбы между народами, лучше понимать образ жизни каждого из них, получать знания и возможность наслаждаться культурой всех народов .

Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре. +

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. 

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. 

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. 

Одной из основных задач является развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения, в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми из англоязычных стран в условиях межкультурного общения.  Образовательная цель урока продолжает работу по социокультурному развитию школьников средствами иностранного языка с опорой на социокультурные знания и умения, которые учащиеся приобрели на более ранних этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международное сотрудничество

русско - финская дружба...

О роли проектов в ходе международного сотрудничества

«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь» (китайская мудрость)Почти каждый сайт, посвященный методу проектов, начинается словами этой китайской мудрости. И это...

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР КАК ЕДИНСТВО НАРОДОВ (Материалы конференции в сборнике)

ГБОУ ДПО Краснодарского края «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования» проводил 26 – 27 октября 2014 г. в г. Анапе VI межрегиональную научно-п...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка урока по ОДНКНР 5 класс "Многообразие культур народов России"

Тема урока: Многообразие культур РоссииЦель:  формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с ...

Чуносов М.А. Методы психологической саморегуляции в контексте содержания компонентов профессиональной готовности к деятельности. Материалы международной научно-практической конференции: Международное сотрудничество в образовании – Ч.1. – 2019. – С. 323-33

Данная работа рассматривает компоненты профессиональной готовности субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Показано значение психологической саморегуляции, в структуре проф...