Одаренные дети
учебно-методический материал на тему

Трепп Марина Геннадиевна

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в МБОУ ДОД

 «Дом детского творчества №2» (1сл)

 (2сл) Выявление способных детей и работа с ними является  актуальной задачей современного образования.  Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования –  выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.  В  учреждении   сложилась своя определенная система работы с одаренными детьми. На основе этого накопленного опыта наш коллектив разработал программу «Одаренные дети» к реализации, которой мы приступили в этом году.

(3сл) Цель нашей работы: Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их возможностей и социальную поддержку.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

  1. Разработка и реализация  индивидуальных программ для одаренных детей

с учетом личностных особенностей ребенка;

  1.  Совершенствование методической базы для организации работы с

      одаренными детьми;

  1. Развитие кадрового потенциала и стимулирование инновационного

      педагогического поиска в направлении выявления, сопровождения и    

      учета достижений одаренных детей;

  1. Совершенствование и расширение спектра использующихся форм работы  

с одаренными детьми; внедрение инновационных форм работы.

5.  Обобщение опыта   по созданию условий для реализации способностей

одаренных детей.

   (4сл) Наше учреждение   позволяет детям развивать и совершенствовать свои творческие способности по различным видам деятельности: хореография,  вокал, театр, изобразительная деятельность, декоративно-прикладное творчество,  спорт, интеллектуальная деятельность.

(5сл) Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направления, которые тесно взаимосвязаны:

  • Выявление одаренности;
  • Организация работы с одаренными детьми.
  • Совершенствование научно-методического уровня педагогов;
  • Работа с родителями.

(6сл) В своей деятельности мы используем следующие  формы работы  с одаренными детьми:

В Учебной деятельности это:

  • учебные занятия
  •  тренинги (творческой активности,  развития творческих  способностей)

Обучение  может проходить:

  • В обычной группе (вместе со всеми детьми - индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
  • обучение по индивидуальным планам (программам);
  • обучение по индивидуальным образовательным маршрутам;
  • обучение совместно с  другими одаренными детьми (в малых группах).

 И во внеучебной деятельности - это

  • выставки прикладного творчества (коллективные и индивидуальные)
  • конкурсы в рамках Дома детского творчества (творческих импровизаций, рефератов, эссе, проекты)
  • участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня.

     (7сл)Когда ребенок приходит в наше учреждение, на начальном этапе педагог проводит диагностические исследовании.  Используются следующие формы:

  •  Наблюдение;
  •  Анкетирование;
  •  Оценивание поведения детей педагогами, родителями;
  •  Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, сочинений, моделей, проектов, спортивных результатов и т.д.);
  •  Организацию различных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.;

Диагностические исследования способствуют выявлению одаренности, позволяют скорректировать ход обучения, моделировать образовательный процесс в интересах развития каждого ребёнка. Диагностика обучающихся проводится в начале обучения, на всех его этапах и в конце обучения (стартовая, промежуточная и итоговая).    

        (8сл)Для каждого направления работы разработаны различные параметры успешности детей, так называемые карты освоения образовательных программ. На основании данных мониторинга педагог определяет учащихся, которые, будут заниматься по   индивидуальным образовательным маршрутам,  работа по индивидуальным образовательным маршрутам (9 сл) строится с учетом индивидуальных способностей учащихся и использованием различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов воспитательно-образовательного процесса по отношению к каждому ребенку. На каждого одаренного учащегося педагог разрабатывает такой маршрут. (10сл) Индивидуальный образовательный маршрут учащегося (как документ) в детском объединении дополнительного образования   включает следующие составляющие: 1. Анкетные данные 2. Самоанализ учащегося 3. Лист индивидуального маршрута.

                     Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ___________________

Дата рождения____________

Год поступления______        

Творческое объединение_________

Ф.И.О. родителей___________

Адрес___________телефон______________

                                       Самоанализ  учащегося

  1. Мои сильные стороны (что меня отличает от других людей)
  2. Что я умею делать хорошо____________
  3. Мои увлечения
  4. Мои перспективные цели__________________
  5. Что мне нужно сделать по достижению собственных перспектив  (чему научиться, что посетить, в чем принять участие).
  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

на ___________учебный год

Ф.И. учащегося _________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

                Тема направления занятия

Кол-во часов

Сроки выполнения

Форма отчета,

Результат

1

 (11-20 сл)В течение  всего года  заполняется   информационная карта «Шаг за шагом», где отражаются личностные достижения ребенка.

Информационная карта «Шаг за шагом»

Название мероприятия

Уровень

Результат

Сроки

  Педагоги составляют портфолио на   учащихся, в котором отражаются все этапы развития ребенка: с момента поступления в творческое объединение до профессионального самоопределения. Портфолио помогает педагогу наметить дальнейшие пути развития ребенка, оценить правильность выбора форм и методов его обучения. На слайдах представлены некоторые разделы портфолио одаренных  учащихся.

(21 сл)Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет добиваться хороших результатов, помогает  учащимся определится с выбором будущей профессии поэтому некоторые выпускники поступают учиться по своим профилям.

                        Выпускники

Год выпуска

Фамилия, имя выпускника

Наименование учебного заведения

специальность

2009

Петрова Яна

Мариинский педагогический колледж

педагог дополнительного образования

2012

Черепанова Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

2012

Доцук Анна

Кемеровское областное училище культуры

хореография

Учащиеся  достойно представляют  Дом детского творчества на муниципальных, областных и Всероссийских   конкурсах. (сл22)  Неоднократно учащиеся награждались поездками в детские оздоровительные центры на Черное море, были участниками профильных смен  в «Сибирской сказке».

Уровень мероприятий

Количество кол-во конкурсов/победителей, призеров, лауреатов

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Итого

Районный

13/12

16/29

 15/21

44/63

Областной

3/2

4/2

7/7

 14/11

Всероссийский

12/10

 13/7

12/15

37/32

(23 сл) В конце учебного года проводится мониторинг  по итогам которого дети вместе с родителями на отчетном  итоговом концерте  награждаются почетными грамотами в номинации «Талантливый ребенок».   Постоянно ведется и пополняется база данных одаренных детей.

                                    БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

п/п

Ф.И.О.

учащегося

Творческое объединение

Год

рождения

Год

занесения в базу данных

Область

деятельности

Педагог-наставник

1.

Подъезжева Кристина Валерьевна

«Ритм»

1997

2011

Хореография, акробатика

Суслина И.Н.

2.

Понкратенко Игорь Сергеевич

«Шахматы»

2000

2011

Шахматы

Азарова С.В.

3.

Поморцев Евгений Евгеньевич

«Шахматы»

1998

2011

Шахматы

Азарова С.В.

4.

Малышкина Аделина Олеговна

«Мастер»

1996

2011

Декоративно-прикладное творчество

Фраш Н.М.

5.

Попова Дарья Александровна

«Мастер»

2001

2011

Декоративно-прикладное творчество

Фраш Н.М.

6.

Ханагян Эдуард Киворгович

«Шахматы»

2004

2012

Шахматы

Азарова С.В.

7.

Пересыпкина Елена Анатольевна

«Мастер»

2001

2012

Декоративно-прикладное творчество

Фраш Н.М.

8.

Кужла Елизавета Вячеславовна

«Мастер»

2002

2012

Декоративно-прикладное творчество

Фраш Н.М.

(24 сл)  Пристальное внимание  в учреждении уделяется повышению профессионального мастерства педагогов по развитию творческого потенциала талантливых и одаренных детей. Используются следующие формы работы:

1. Разработана система стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми.

2. Регулярно проводятся Семинары, круглые столы, тематические

встречи, консультации по содержанию работы с одаренными детьми.

(25сл)Немаловажным звеном в работе с одаренными детьми является работа с родителями. Используются такие формы

  • Анкетирование родителей с целью получения информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительские собрания, посвящённые развитию детской одарённости.
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации.

   В  ноябре педагоги в своих творческих объединениях провели родительские собрания на тему «Творческая одаренность».  Где педагоги  провели анкетирование, дали родителям рекомендаций    по воспитанию, развитию и обучению способных и одаренных детей.

   (26 сл).Работая с одарёнными детьми, мы пришли к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог дополнительного образования  сегодня может помочь детям раскрыть свои способности и таланты. В этом и заключается  основная миссия учреждений дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...