Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".
статья на тему

Хинкус Елена Вячеславовна
Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «НАДЕЖДА»

Методическое объединение воспитателей № 4

Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции.

                                                               

                                                                      Председатель Хинкус Е.В.

г.Энгельс, 2015г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «НАДЕЖДА»

Методическое объединение воспитателей № 4

Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции.

                                                               

                                                                      Председатель Хинкус Е.В.

г.Энгельс, 2015г.

План

1. Сообщение «Конструирование нравственной и эстетической среды воспитательного пространства», обмен мнениями. Воспитатель Хинкус Е.В.

2. Творческая лаборатория.

Обмен опытом:

  •  «Формирование нравственной культуры личности воспитанников реабилитационного центра как фактор профилактики асоциального поведения» Воспитатель Авылкаирова Г.К.
  • «Психолого – педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям» педагог – психолог Акманова А.Т.
  • «Приобщение воспитанников к искусству и ценностям культуры через продуктивную деятельность» Воспитатель Шмелёва Н.Н.

3. «Мастер класс -  Воспитание нравственной культуры через трудовую деятельность» Инструктора по труду Потехина Л.П.

 4. «Педагогический салон» «О ценностях истинных и мнимых» - творческая группа воспитателей

5.Открытое мероприятие. Воспитатели Миллер О.Н., Грудинина Е.А.

                         

                           

1. Конструирование нравственной и эстетической среды воспитательного пространства»

                                                                                        Воспитатель Хинкус Е.В.

                           «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в   нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»                              Аристотель                                                                                                                                                                          

Нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики. Но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека – в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла, при условии, что индивидуумом признаются эти категории. Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

Что такое нравственное воспитание детей?

         Это, во-первых, их умение не только отличать, что такое хорошо и что такое плохо, но и самому  отвечать за своё хорошо и плохо.  В наше время, когда стало модно говорить о безнравственности современной молодёжи, тема нравственного воспитания детей снова стала актуальной.

 Вернее, о безнравственности молодёжи говорили во все времена. Даже древнеегипетские папирусы пестрят жалобами родителей о том, какая плохая ныне молодёжь, что они не хотят учиться, а только шляются по пивным (да, египтяне тоже пили пиво!). Так, что ничто не ново под луной.  Что же надо воспитывать в детях сегодня, чтобы они были высоконравственными, но динамичными и современными одновременно?

         Стоит отметить, что нынешние дети более практичны и реалистичны, если раньше на примере сказочных героев можно было воспитать      положительные и отрицательные качества, нынешние дети так сказки уже не воспринимают.  Но остались истинные ценности, и задача взрослых – научить ребенка оставаться человеком в современном мире. Главное, чего не должно быть у детей – это равнодушия: к ближнему, к дальнему, к животному – ко всему живому.

Привожу пример, девятиклассницы праздновали выпускной, купили бутылку водки на всю девичью компанию, и распили её в беседке. Вот оно, нравственное воспитание детей сегодня, скажете вы! Но дело не в том. Подростки всегда хотят выглядеть «круче» и старше своих лет и ничего тут не поделаешь.  Одной из девушек стало плохо. Что бы вы думали сделали её подруги? Нет, не пытались привести её в порядок, и не вызвали скорую помощь. Они пошли гулять дальше, оставив свою подругу одну в беседке! Вот это называется равнодушие. Девушку приводили в порядок взрослые ребята, сидевшие по-соседству… Помогите ребенку смотреть на людей как на личностей, видеть их горе, стараться помочь всеми силами. Как? Своим примером, разумеется. Все-таки дети учатся у старших.

         Следующее, что включает в себя нравственное воспитание детей сегодня – отношение мальчиков к девочкам. Тут все просто. Осознание своей женственности и мужественности надо прививать детям с того, возраста, когда дети осознают свою половую принадлежность, то есть, уже с 2-3 лет.

Чтобы стать мужчиной, недостаточно родиться мальчиком и носить брюки. Необходимо научить мальчика не бить и не обижать девочек.

 (Папа когда-нибудь бил тётю? Ругался в присутствии мамы или другой тети?)

         Так что, прежде чем говорить про безнравственность нынешних детей – взрослым необходимо подумать, какой пример они подают своим детям.

Формы, методы и приёмы процесса воспитания.

        Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи методов, приёмов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников – охвачена вся группа (фронтальная работа), небольшие подгруппы (групповая работа), отдельные воспитанники (индивидуальная работа). Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

 В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Воспитатель может влиять на воспитанника непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через детский коллектив. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

 Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Воспитатели разъясняют нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего воспитателей, педагогов, значимых людей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий воспитанников и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

Решение МО:

1.Выстроить систему нравственной ориентации воспитанников, используя дифференцированный и индивидуальный подход, разнообразные формы, методы и приёмы работы.  Всем воспитателям, постоянно.

2. Использовать предложенный опыт работы воспитателей Авылкаировой Г.К., Шмелёвой Н.Н., инструкторов по труду Потехиной Л.П., с целью решения проблем нравственного и эстетического воспитания. Всем воспитателям.

3. Продолжить оформление групповых помещений к новому году, используя разнообразные трудовые техники и приёмы.

Педагогический салон

«О ценностях истинных и мнимых»

творческая группа воспитателей

Оборудование:

а)    бумажная фигурка мистера Икс, скотч.

б) нравственные ценности: прилежание, пунктуальность, бережливость, ответственность, любовь к порядку, благодарность, уважение, сострадание, толерантность, чуткость, способность сопереживать, милосердие, любовь к ближнему, смирение, вера, доброта, скромность, трудолюбие, благородность, честность, добропорядочность, дружелюбие, душевность, добродетельность, доброжелательность, искренность, справедливость.

  в) безнравственные ценности на табличках: обжорство, болтливость, зависть, гордость, уныние, лживость, лень, трусливость, раболепие, жестокость, плаксивость, равнодушие.

1. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

Нет, наверное, на земле человека, который бы не мечтал о счастье. Наша жизнь, как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, какими ценностями руководствоваться, чтобы почувствовать себя счастливым, об этом мы с вами и поговорим.

Но прежде, я хочу вас познакомить с нашим гостем, мистером Икс. Он разработал свой проект лестницы к счастью. Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Мистер Икс подошёл к делу по-научному. Он со ступеньки на ступеньку взбирается постепенно, и материал он выбрал самый благородный – свои жизненный ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти всё, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищённых глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

-Как вы считаете, прочными - ли будут эти ступеньки, можно ли по ним подняться на «Пик счастья»? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

2. «Истинные ценности человека»

А вот ещё одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал её в книге «Лестница». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство, лень, трусливость. Каждая ступенька – это обретение значимых ценностей. Предлагаю составить лестницу истинных ценностей, которые могут сделать человека счастливым. У меня на столе приготовлены таблички с названиями ценностей, я предлагаю желающим подойти, выбрать истинную ценность и прикрепить её к лестнице Иоанна Лествичника с комментариями, убирая при этом недостатки.

-Что из этих ценностей мы можем предложить мистеру Икс для его лестницы к счастью?

-Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Резюме: мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Детям можно предложить нарисовать свою «лестницу к счастью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год разработан в соответствии с нормативны...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Здоровый образ жизни – экология души педагога и воспитанника».

- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного ...

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса (содержание деятельности)

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса (содержание деятельности) ...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...