Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"
статья по истории по теме

Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии  анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Примененить данную стратегию ученики могут как для решения самостоятельных работ в школе, так и при анализе событий, происходящих с ними в жизни, т.к. это общее развитие критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatova_yu.n._mbou_sosh_no21_g._vladimira.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

    Ю.Н. Богатова, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 21 г. Владимира

Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,

 если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.

В.Г. Белинский

Одним из главных требований современного урока является не подача предметных знаний ученикам в готовом виде, а поиск, их «добыча» учеником самостоятельно, в ходе выполнения специально подобранных заданий. На своих уроках истории я стараюсь выполнять это требование современного образования, поскольку действительно подобного рода практика воспитывает самостоятельную личность, способную покинуть школу и не потеряться в жизни. Таким образом, учитель должен не «вести» ученика, а «направлять» его (мне очень нравится такая формулировка – «учитель - это режиссер»).

История - это изначально наука, строящаяся на исторических фактах, добытых из источников информации – исторических источников. Но не вся информация бывает достоверна и объективна. Например, казалось бы «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», - «Ну в чем здесь можно сомневаться?» - говорят мне ученики, «…два человека пишут друг другу письма, в которых высказывают свои мнения, недовольства… все, что здесь написано, это правда…» В таких случаях я говорю следующее: «Возможно так бывает, но ведь те, кто создают «свидетельства эпохи» изначально могут приукрашивать действительность в своих целях, превышать свои победы, умалчивать историю о своих просчетах и провалах, недоговаривать чего-то, что может показать их в нехорошем свете, могут и наврать и оболгать и через сотни лет сложно сказать , что было так, а не иначе… К тому же свидетельства создают люди и каждый человек может руководствоваться своими личными, эмоциональными предпочтениями, принижая достоинства других, быть нетерпимым к другой точки зрения и т.д.» Таким образом, для меня важно, чтобы у ученика сложилось критическое отношение к информации, которую он получает (причем не только на уроке, но и в жизни, особо в СМИ и Интернете), ведь умение отличать правду от лжи, преувеличения и приуменьшения, видеть желаемые цели информатора, умение понимать, почему автор так пытается преподнести нам информацию это  очень важно как в изучении истории, так и в жизни.

Как же мы учимся все это понимать? Я даю ученикам задания такого рода – прочитать исторический источник, ответить на вопросы к нему, подумать объективна ли информация, которую они получили, достоверна ли она, и сделать вывод, ответив на главный исторический вопрос «ПОЧЕМУ?»

Такие задания помогают формировать личность, которая умеет «снимать лапшу с ушей», и ученики могут понимать историю неоднозначно. Например, изучая тему «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов» по материалу параграфа ученики сошлись на мнении, что декабристы это герои, борцы за справедливость, если обобщить, то получается, что хорошие люди. Я их к этому выводу не подталкивала, стояла в стороне от их размышлений. Но когда мы начали проходить следующие темы, изучая исторические источники (Внутренняя политика Николая I, Общественное движение при Николае I), то я их вернула к вопросу «Декабристы: герои или преступники? ПОЧЕМУ?» Большинство уже, изучив историческую обстановку, настроение народа, государственных деятелей, эпохи в целом, дало противоположный ответ, сказав, что декабристы это преступники, террористы, цареубийцы. Опять же я их не подталкивала к такому выводу. Но главным для себя выделила то, что дебаты и споры учеников, их эмоции и неравнодушное отношение большинства к истории  родного государства это очень значимое достижение. И целью своей дальнейшей работы я ставлю изучение стратегий анализа исторического источника для получения наиболее полной стратегии в помощь отстающим ученикам.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историографию по данной теме.
  2. Подготовить вопросник для выявления стратегий.
  3. Выявить индивидуальные стратегии учеников.
  4. Выработать наиболее полную, разукрупленную и эффективную стратегию.

Предметом исследования являются индивидуальные стратегии учеников при анализе исторического источника. Объектом исследования является умение ученика  анализировать исторические события с точки зрения их достоверности и объективности.

В качестве экспериментальной базы взята группа учеников 8 класса (7 человек), добровольно посещающих дополнительные уроки истории (среди них хорошисты и «троечники»).

На первых уроках я знакомила учеников с такими понятиями как «эксперимент», «стратегия» и «индивидуальная стратегия». Далее, дав согласие участвовать в эксперименте, ученики получили следующее задание: «Внимательно прочитать документ, задание к нему и выполнить его, обратив внимание на то, как они это делают. Наблюдение за своими действиями записать, т.е. составить свою индивидуальную стратегию».

Стратегии участников эксперимента были скромными – небольшими, неразвернутыми и простыми, например: «Прочитал, вникнул в текст. Прочитал вопрос. Нашел ответ в тексте. Ответил на вопрос».

При анализе этих стратегий я заметила, что все мои старания и объяснения, что написать свои шаги нужно максимально подробно, провалились. Тогда я задала себе вопрос: «Неужели я не понятно объяснила задание?» А потом ко мне пришел ответ: «Это же дети, 8 класс, они не то, что не понимают, они просто не знают, КАК это сделать. Ведь следить за собой, и максимально подробно описать свои действия сможет не каждый взрослый». Я решила действовать методом личного примера – составила собственную стратегию, максимально развернула свои действия, составила вопросник для выявления стратегии при анализе исторического источника.

На следующем занятии я зачитала ученикам свою стратегию и услышала, что некоторые мои действия совершают и они (это говорит, что ученики просто не смогли увидеть своих действий, не смогли понаблюдать за собой). Далее прошла целая серия уроков. Ученики получали задание и вопросник.  

Вопросник для выявления стратегии  анализа исторического источника

Как ты решаешь, что будешь анализировать исторический источник?

Какие цели ты преследуешь? Что тебя к этому побуждает?

Представляешь ли ты результат своей работы?

Что ты делал, когда читал текст источника?

●Проговаривал про себя текст, пытаясь лучше понять его

● Выделял незнакомые слова, задерживал на них внимание, пытался понять их

● Делал какие-нибудь пометки

● Пытался представить картину происходящего

● Пытался проникнуть, погрузиться в то время, о котором идет речь

● Вспоминал, что тебе известно об этом времени

● Пытался представить себя в то время

● Пытался понять чувства, которые двигали автором текста

● Представлял самого автора текста, его должность, происхождение, возраст и т.п.

● Пытался понять, чем может быть обосновано его мнение

● Думал о влиянии на автора общественной мыли того времени

● Пытался понять, могло ли автор создавать этот текст под давлением

● Пытался понять мыслил ли автор субъективно или объективно

● Сопоставлял получаемую информацию со знаниями, полученными ранее

  • Делал что-то ещё, укажи, что именно?

 

Разбивал ли ты текст на какие-либо логические, проблемные части? Как ты это делал?

● Делил текст по смыслу переходя от одной мысли автора к другой, т.е. переходил от одной проблемы к другой

● Искал причинно-следственные связи

● Видел вопросы, которые автор ставил перед собой и его ответы на них

● Пытался отследить выводы автора

● Делал что-то еще, опиши, что именно

Обращал ли ты при этом внимание на вопросы, данные к источнику?

Когда ты начал обращать на них внимание? До, после или во время чтения источника? Как ты это делал?

● Читал вопрос к тексту и думал, как ты уже мог бы на него ответить

● Читал вопрос и мог ответить на него с позиции автора текста.

  • Делал что-то ещё, опиши, что именно.

Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении?

Как ты осознаешь, что у тебя получается ответить на вопросы?

Как ты осознаешь, что тебе удается понять, достоверен ли источник, объективен ли?

Как ты завершил работу?

Как ты понял, что достиг цели?

Какой последний шаг ты сделал?

При анализе стратегий я замечала продвижение вперед, стратегии становились более полными, интересными. Было что анализировать… В классе ученики заслушивали друг друга, заданием для них при этом являлось выделение и заимствование приемлемых для них действий.

С согласия учеников, я привожу результат нашего эксперимента – стратегии учеников в их развитии.

Стратегия Ивановой Марии №1

Стратегия Ивановой Марии №2

● Хочу выполнить задание учителя.

● Хочу получить хорошую оценку.

● Стремление дает желание узнать что-то новое.

(Маша не полностью раскрывает целеполагание, не видит результат работы)

● Читаю текст источника, проговариваю его (Операции чувственного познания (восприятие)).

● Выделяю незнаковые слова, задерживаю на них внимание. (Аналитико-синтетические действия (анализ)).

● Представляла картину происходящего. (Операции чувственного познания (представление образов)).

● Пыталась понять чувства, которые двигали автором. (Операции чувственного познания (ощущения).  Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Пыталась понять, чем может быть обосновано мнение автора. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Сопоставляла информацию из документа с той, которую я знала. (Аналитико-синтетические операции (сопоставление)).

● Читаю вопрос и думаю, как на него можно ответить. (Операции чувственного познания (восприятие)).

 Понимаю, что двигаюсь в правильном направлении, т.к. могу ответить на вопрос. (Управленческий акт (контроль)).  

● Отвечаю на вопросы письменно, понимаю, что усвоила данную информацию. (Действия, связанные с условиями, операции логического познания (построение вывода)). ● Закрываю учебник.

● Думаю, какая я молодец, как мне хорошо.

(Операции чувственного

познания (ощущение)).

● Хочу выполнить задание учителя.

● Представляю хороший результат работы.

● Хочу получить хорошую оценку.

● Также мотивирует повышенный интерес к истории.

● Чувствую умственное насыщение.

 (Маша более полно раскрывает мотивацию, целеполагание)

● Я собралась выполнять задание и внимательно начала читать текст источника, проговаривая его, пытаясь лучше понять его смысл. (Операции чувственного познания (восприятие).

● Выделяю незнаковые слова, задерживаю на них внимание, пытаясь понять их. (Аналитико-синтетические действия (анализ)).

● Представляла картину происходящего, видела тонущие корабли и горе адмиралов.

(Операции чувственного познания (восприятие, представление образов)).

● Пыталась понять чувства, которые двигали автором. (Операции чувственного познания (восприятие, представление образов)).

● Пыталась понять, чем может быть обосновано мнение автора. Подбираю разные ситуации почему бы он так считал. ● Сопоставляла информацию из документа с той, которую я узнала ранее на уроке. (Аналитико-синтетические операции (сопоставление)).

● Разбивала текст на логические части, разделяя его по выводам, которые делает автор. Пыталась понять ход мысли. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Понимаю, что достоверность источника неоспорима, т.к. это официальный документ в котором написаны исторические реалии. (Операции логического познания (построение суждения)). ● Читаю вопрос и думаю, как на него можно ответить. (Предметные действия).

 Понимаю, что двигаюсь в правильном направлении, т.к. могу ответить на вопрос. Я понимаю все, что прочитала.(Управленческий акт (контроль)).

● Отвечаю на вопросы письменно, понимаю, что усвоила данную информацию.(Действия, связанные с условиями, операции логического познания (построение вывода

● Перечитываю еще раз источник, понимаю все, что там сказано.(Управленческий акт (контроль)).

● Называю себя молодцом и награждаю шоколадом.

В стратегиях представлены различные мыслительные операции. Обе стратегии содержат операции чувственного познания (восприятие, представление образов), аналитико-синтетические операции (анализ). Маша критически подходит к информации, которую получает из источника. Из стратегий ученицы видно, что за два месяца эксперимента произошло продвижение вперед, количество операций увеличилось.

     

Стратегия Кириллова Дмитрия №1

Стратегия Кириллова Дмитрия №2

● Хочу получить хорошую оценку.

● Меня побуждает моя ответственность в выполнении задания.

● В результате работы я представляю хорошую оценку.

(Целеполагание раскрыто не подробно)

● Выделяю незнакомые слова, задерживаюсь на них и пытаюсь их понять, если не понимаю, спрашиваю у учителя. (Предметные действия.)

●Пытаюсь представить Севастопольскую бухту и залпы оружия. (Операции чувственного познания (представление образов)).

● Пытаюсь погрузиться в это время. (Операции чувственного познания (восприятие)).

● Вспоминаю рассказ учителя в классе.

● Пытаюсь понять, чем обоснованы действия капитанов кораблей. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Пытаюсь понять, действуют ли они в своих целях? (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

●Отвечаю на свой вопрос, что их действия сопоставимы определенным историческим событиям и времени. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Из собственных соображений понимаю, что двигаюсь в правильном направлении.

● Я завершил работу выводом.

● Я достиг цели – я все выполнил, и я рад. В конце я перечитываю то, что написал.

(Управленские акты (контроль,

фиксация)).

● Меня побуждает выполнение домашнего задания и хорошая оценка

● Также я хочу расширить свой кругозор в курсе истории.

● Я хочу повысить свою эрудицию.

● Представляю свой результат – я полностью достиг своих целей.

(Целеполагание раскрыто более полно).

● Читаю документ, проговаривая его про себя, чтобы лучше его усвоить. (Предметные действия.)

● Задерживаю внимание на незнакомых словах, смотрю в словаре, что они обозначают, чтобы лучше разобраться в источнике. (Предметные действия)

● Представляю картину, описанную в источнике. (Операции чувственного познания (представление образов)).

● Чувствую, что работа не легкая, делаю перерыв, пью чай.

● Пытаюсь погрузиться в XIX век. (Операции чувственного познания (восприятие).

● Вспоминаю свои знания, пытаюсь сопоставить их с теми, которые описаны в документе. (Аналитико-синтетические операции (сопоставление). Операции чувственного познания (воспоминание)).

● Думаю, как бы я поступил, будь я там. (Операции чувственного познания (восприятие)).

● Оцениваю точку зрения автора, пытаясь понять его мысли. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Думаю, объективен ли автор к этому источнику? (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Пытаюсь найти причины, почему он может так считать? Размышляю про себя, смотрю на событие с разных сторон. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Читаю вопросы к источнику. (Предметные действия).

● На вопрос отвечаю своими словами, так как понял суть. (Предметные действия).

● У меня все получается, понимаю, что двигаюсь в правильном направлении.

● Читаю источник еще раз и понимаю, что достиг цели.

● Закрываю учебник, понимаю, что я стал немного больше знать об истории. (Управленческий акт (фиксация результата)).

● Радуюсь за себя.

(Операции чувственного

познания (ощущение)).

В стратегиях Дмитрия представлены различные мыслительные операции. Во второй преобладают операции чувственного познания (восприятие, представление образов, ощущение), что говорит о погружении ученика в эпоху. Дмитрий, как и Мария, критически подходит к информации, которую получает из источника.

Стратегия Щербаковой Яны №1

Стратегия Щербаковой Яны №2

● Я выполняю задание учителя.

● Хочу получить хорошую оценку.

(Целеполагание).

● Читаю текст и проговариваю его про себя.

(Предметные действия).

● Пытаюсь представить себя в это время, чтобы понять чувства, которые двигают автором. (Операции чувственного познания (восприятие). (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

 

● Если я понимаю текст, я двигаюсь в правильном направлении.

● У меня получилось ответить на вопросы, я завершаю работу.

● Я перечитываю то, что у меня получилось.

(Управленский  акт (контроль).

● Я выполняю задание учителя.

● Хочу получить хорошую оценку.

● Хочу научиться подробно понимать документ. (Целеполагание).

● Читаю текст, проговаривая его про себя. (Предметные действия).

● Смотрю незнакомые слова в Интернете, чтобы понять их значение. (Предметные действия).

● Пытаюсь представить себя в это время, чтобы понять чувства, которые двигают автором. Ставлю себя на место автора, как бы я вела себя. (Операции чувственного познания (восприятие, представление образов). Аналитико-синтетические операции (сравнение)).

● Понимаю, что на автора влияет его приверженность к идеологии, поэтому он говорит субъективно, исходя их своих взглядов. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Отвечаю на вопросы, подсматривая в документ, приводя цитаты от туда. (Предметные действия).

● Я начинаю понимать, что двигаюсь в правильном направлении, потому что уловила смысл достоверности и субъективности.

● Понимаю, что не все так просто в истории, но я начинаю иметь свое мнение. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Я перечитываю то, что у меня получилось.

(Отсутствует важная операция – похвалить себя)

Яне осмыслять свои стратегии было сложней всего. Ученица объясняла это тем, что она не гуманитарий и выражать свои действия словами ей сложно. Но вторая стратегия показывает успех в развитии этих навыков.

Стратегия Арустамян Жанны №1

Стратегия Арустамян Жанны №2

● Хочу выполнить задание учителя.

● Хочу узнать новое.

(Целеполагание).

● Читаю текст. (Действие не раскрыто).

● Представляю, как главнокомандующие топят корабли. (Операции чувственного познания (представление образов).

● Представляю себя на палубе корабля, мне жалко страну. (Операции чувственного познания (восприятие, представление образов)).

● Пытаюсь понять, чем может быть обосновано такое решение. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Я понимаю то, что читаю.

● Отвечаю на вопросы письменно. (Предметные действия).

(Нет выхода из работы).

● Хочу выполнить задание учителя.

● Хочу узнать больше исторических таинств.

● Мне захотелось привнести новое в свое обучение.

(Целеполагание).

● Внимательно читаю текст, не отвлекаюсь. (Предметные действия).

● Вспоминаю, что мне известно об этом времени. (Операции чувственного познания (воспоминание)).

● Понимаю, что не все так просто. Читаю параграф, перед источником. (Предметные действия).

● Вспоминаю рассказ учителя в классе. Операции чувственного познания (воспоминание)).

● В голове складывается определенное состояние, ощущение себя в то время. (Операции чувственного познания (восприятие)).

● Из параграфа узнаю, что автор источника не крестьянин, а состоятельный и образованный человек. Это откладывает отпечаток на его идеи. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Я понимаю то, что читаю.

● Все получается легко, и я после прочтения легко могу, не подсматривая в текст, ответить своими словами.

● Отвечаю на вопросы письменно. (Предметные действия).

● Понимаю, что я все сделала, и наверно, получу пятерку.

● Я довольна собой. Закрываю учебник и тетрадь. (Операции чувственного

познания (ощущение). Предметные действия).

Вторая стратегия Жанны более полная. Здесь представлены различные мыслительные операции. Жанна, как и другие участники эксперимента, начинает более внимательно критиковать информацию из источника.

Стратегия Баранова Максима №1

Стратегия Баранова Максима №2

● Читаю текст и сразу вопрос. (Предметные действия).

● Пишу ответ на вопрос, ориентируясь на основную мысль, которая заложена в вопросе. (Предметные действия).

● Я мысленно представляю себе картину, чтобы легче ответить на вопрос. (Операции чувственного познания (представление образов).

● Сталкиваюсь с трудностью, мне мешает сконцентрироваться звук паровоза, который гудит за окном. (Рефлексия).  

● Я отвечаю на вопрос и чувствую большое облегчение. (Операции чувственного познания (ощущение). Предметные действия).

● Я думаю, что я получу высший балл. (Операции логического познания (построение суждения).

● Я понимаю, что уровень моих знаний прибавился. (Ркфлексия).

● Хочу пополнить свой запас знаний, который понадобиться мне в дальнейшем.

● Хочу хорошо учиться и хорошо знать историю. (Мотивация. Целеполагание).

О.

● Читаю вопрос к источнику, чтобы сразу знать, что мне нужно сделать. (Операции чувственного познания (восприятие))

● Прочитываю несколько раз документ, и карандашом отмечаю, к какому вопросу что относится. (Операции чувственного познания (восприятие), аналитико-синтетические (анализ)).

●  Пытаюсь собраться с мыслями, концентрируюсь и про себя проговариваю ответ на один вопрос, чтобы сделать его полным. Начинаю записывать его на черновике. (Предметные действия).

● Перед глазами стоит картина происходящего. (Операции чувственного познания (представление образов).

● Также отвечаю на остальные вопросы. (Предметные действия). 

● Думаю о том, что этот документ достоверен точно, потому что он официальный, его никто не подделал. Но с другой стороны это мнение автора, выходца из дворян, поэтому он представляет интересы только дворян. (Операции логического познания (построение суждения).

● Я понимаю, что дал ответы на вопросы, привел цитаты и высказал свою позицию.(Операции логического познания (построение  суждения).

 Подумал, что с заданием справился и сказал себе: «Молодец, Максим!»

Управленческий акт (фиксация результата)).

Максим в своих стратегиях также показывает положительный результат эксперимента. В первой стратегии он руководствовался пошаговым описанием своих действий (не так полно, как во второй стратегии). Первая стратегия Максима основана на операциях чувственного познания, вторая же более «критическая», но стоит учесть и тот момент, что при выполнении задания Максиму мешал собраться внешний фактор: «Мне мешает сконцентрироваться звук паровоза, который гудит за окном».

Стратегия Трусовой Анастасии №1

Стратегия Трусовой Анастасии №2

● Хорошая оценка.

● Мой результат – хорошая оценка.

(Целеполагание).

● Читаю и проговариваю про себя текст. (Предметные действия).

● Стараюсь вникнуть в него, обращаю внимание на новые слова. (Предметные действия).

● Представляю про себя картину происходящего. . (Операции чувственного познания (представление образов).

● Перечитываю несколько раз, чтобы более точно понять чувства автора. (Предметные действия. Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Читаю вопросы и мысленно пытаюсь дать на них ответ. (Предметные действия).

● Ищу ответ в тексте. Думаю о позиции автора. (Предметные действия). .

● У меня все хорошо получается. (Действие не раскрыто).

● Просматриваю все еще раз, убеждаюсь, что все хорошо. (Операции чувственного

познания (ощущение). Управленческие акты (контроль, фиксация результата)).

● Моя цель – расширить свои знания и получить хорошую оценку.

● Я вижу свой результат в том, что я много узнала. (Целеполагание).

● Читаю, вдумываюсь в написанное. (Предметные действия). 

● Представляю авторов высказываний, которые спорят друг с другом, но хотят общей цели – улучшить страну. (Операции чувственного познания (представление образов).

● Ко мне приходит понимание того, что каждый из них мыслит субъективно, исходя из своих убеждений. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Читаю вопросы. И начинаю отвечать на них письменно.  Ищу ответ в тексте, по смыслу нахожу его. (Предметные действия).

● Ответы нахожу, отвечаю на вопрос. (Предметные действия).

● Могу дать предположение об объективности источника и его достоверности. (Аналитико-синтетические операции (анализ)).

● Я довольна, что смогла выполнить не только обычное для всех задание, но и поразмышлять на тему критики источника.

(Операции чувственного познания (ощущение), рефлексия).

● Еще раз прочитала свои ответы. Обрадовалась. И убрала все со стола. (Операции чувственного познания (ощущение). Управленческий акт (контроль, фиксация результата)).

Стратегии Насти также показывают некоторое развитие. Операций стало больше. Использованы разные мыслительные операции.

Проанализировав стратегии учащихся, я увидела, что по сенсорным каналам восприятия информации у всех преобладает кинестетический канал, на втором месте стоит визульный, аудиальный же представлен в меньшей степени.

В ходе эксперимента школьники показали не равнодушное отношение к истории своего государства. Изучая определенное событие, они задаются вопросами о причинах его возникновения и рассуждают, что особо ценно. Интерес представляет стратегия ученика, который не пожелал указывать свое имя, но операции, которые он совершает при выполнении задания, очень важны для историка, а для ученика 8 класса особо ценны.

Стратегия анонимного автора (ученик не пожелал открывать свое имя)                                

● Сначала читаю вопросы. (Действие не раскрыто).

● Читаю документ. (Действие не раскрыто).

● Представляю себя на месте главного героя, понимаю как ему жилось, как он все делал. (Операции чувственного познания (представление образов)).

● Отвечаю на первый вопрос. (Действие не раскрыто).

● Иду кушать и представляю что ели в то время. (Операции чувственного познания (представление образов)).

● Вспоминаю крестьян, и как они ели в то время, и мне становится жалко их. (Операции чувственного познания (ощущение).

● Вспоминаю рабов и представляю как их легко одетых, заставляли работать зимой. На душе становится грустно и жутко, даже мурашки по коже. (Операции чувственного познания(ощущение)).

● Иду отвечать на другие вопросы. (Действие не раскрыто).

● Опять вспоминаю крестьян и как их обманывали. (Действие не раскрыто).

● Мне хочется залезть туда и навести порядок. (Операции чувственного познания (ощущение).

● Думаю о справедливости. Ведь не важно, какой человек, главное, что он человек! (Операции логического познания (построение суждения).

 Таким образом, ученик достигает определенного проникновения в историю, погружается не только в эпоху, о которой идет речь в задании, но и смотрит намного глубже. Его волнуют проблемы российской истории, и он видит их не только в XIX веке, но и ранее, и даже видит рабов (т.е. видит и мировую историю). Ученик углубляется в философский вопрос – вопрос справедливости. Это самая настоящая критика. Это критика истории в разные ее периоды, и в разных странах. Это критика не только истории, а критика действительности.

После положительных результатов в написании индивидуальных стратегий ученикам было предложено создать универсальную стратегию анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам.

Результатом этого задания стала:

Универсальная стратегия анализа исторического источника

(на основе индивидуальных стратегий учеников 8 класса                                   Ивановой М., Кириллова Д., Щербаковой Я.,  Арустамян Ж.,                                    Трусовой А. Баранова М.)

● Внимательно, не торопясь, прочитай текст источника.

● Если при чтении ты встречаешь незнакомые слова, посмотри, что они обозначают в словаре, спроси у учителя, родителей.

● Попытайся вспомнить, что тебе известно о времени, к которому относится источник. Что ты уже знаешь об этом.

● Попробуй представить себя в то время и оценить обстановку, погрузись в эпоху, представь картину происходящего.

● Попытайся понять, кем является автор источника, посмотри в содержании параграфа, что говорится о его биографии.

● Далее, постарайся понять, может ли происхождение автора влиять на его деятельность, и можно ли доверять такой информации полностью.

● Попробуй понять чувства, которые двигают автором при создании текста.

● Попробуй  понять, чем может быть обосновано его мнение.

● Не забывай, что на автора может влиять характер эпохи, т.е. ценности, мораль и традиции определенного времени.

● Постарайся сделать вывод, мыслит ли автор субъективно или объективно и как это влияет на достоверность текста.

● При ответе на вопросы к документу попробуй разбить текст на логические части, отсортируй, что относится к первому вопросу, что ко второму и т.д.

● Отвечай на вопросы сначала на черновике, чтобы во время исправить ошибки.

● Приводи в ответе, как слова автора, так и выражай свое мнение.

Обязательно похвали себя, ведь ты проделал сложную работу!

Подводя итог проделанной работе, прежде всего, стоит сказать, что данные занятия помогли ученикам научиться анализировать свои действия. Для учеников 8 класса это значимый результат.

Так как целью работы являлось не только получение индивидуальных стратегий, но и создание универсальной в помощь отстающим ученикам, то, разработав такую стратегию, я выдала ее каждому ученику в классе и провела 2 самостоятельные работы. Результат эксперимента был очевиден.

Результаты первой самостоятельной работы:

Кол-во писавших (чел.)

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

21

5

4

10

2

Результаты второй самостоятельной работы:

Кол-во писавших (чел.)

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

21

7

10

3

1

Вторая самостоятельная работа показала, что применение универсальной стратегии дает положительный результат. Но тот факт, что до применения универсальной стратегии количество оценки «3» преобладало над оценкой «4», а пятерок было намного меньше, говорит и о значительном прогрессе уже в первой самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Одна из задач современного образования сформировать у ученика навык уверенности в работе с различными типами информации, научить эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, взаимодействовать ...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

Технология развития критического мышления учащихся

Технология развития критического мышления учащихся  была разработана на примере урока по теме: " Существование плоскости, проходящей через данную прямую и точку. 10 класс"...

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...