«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»
материал на тему

Чуйкина Галина Дмитриевна

 

Методическая разработка на тему:

«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»

 

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

 

 

        В условиях современной природы и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети подвержены не меньшим нагрузкам чем взрослые (экологические условия жизни, неполноценное питание, компьютеры, телевизоры и т.д). Все эти факторы, как правило приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям.

      Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте воспитывать у ребенка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

      Я педагог – хореограф ГБДОУ № 11, мной создан  хореографический коллектив «Карнавал», провожу с детьми  от 2 младшей  до подготовительной группы хореографию,  и меня естественно не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека.

Одно из направлений моей работы – обучение детей хореографическому искусству.

Хореография – искусство любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного, духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому, мной, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Это направление нашло отражение в дополнительной рабочей программе разработанной мной в соответствии с ФГОС.

Цель которой состоит в воспитании новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству. Программа, включает здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Задачей здоровьесберегающих технологий является – сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности, умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.

 

Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:

-формирование культуры здоровья;

-содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.  

 

В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии имеющие прямое направление на обучение детей хореографией:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

Ритмотерапия:

– это музыкально-ритмические упражнения которые влияют на уровень двигательной активности детей. Они помогают добится эмоциональной разрядки, снимают усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка;

- это танцевальная импровизация – один из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния воспитанников. В импровизации происходит более полное познание ребенком самого себя,

своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

         - это подвижные музыкальные игры – мощный лечебный фактор. Благодаря музыкальным-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии. Они помогают решать момент адаптации младших дошкольников, снижают состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности.

Музыкотерапия:

- основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребёнка. Музыка это неотъемлемая часть хореографии. Применение музыки способствуют успешному усвоению двигательного навыка и влияние на организм целиком.

 

 

         2. Технологии обучения здоровому образу жизни .

         - самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

3. Технологии эстетической направленности .

         -пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирования словесной речи. Роль стимула развития ЦНС, всех психических процессов, играет формирование и совершенствование пластичной, тонкой моторик кисти и пальцев рук.

         -дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движениями, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Дыхательные упражнения влияют на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

         - улыбкотерапия новая технология, с помощью которой, как считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагога. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Улыбаясь приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Вскоре улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

 

         На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.

         Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу:

         Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Методы обучения, привлечение внимания воспитанников к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

        

 

Заключение.

         Хореография для детей – это:

         -музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, различать ритмический рисунок, развивают музыкальный слух, овладевают основными танцами;

         -общее развитие всего организма физическое и психологическое (концентрация воли, внимания, восприятия, мышления, памяти, уравновешенности процессов);

         -ребёнок учится владеть своим телом, лучше ориентироваться в пространстве, улучшается координация движений;

         -это правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость, грациозность, эластичность связок;

         -это польза и радость одновременно. Это занятия, которые обязательно оставят свой след в жизни ребёнка.

 

 Десять золотых правил здоровьесбережения:

·        Соблюдайте режим дня!

·        Обращайте больше внимания на питание!

·        Больше двигайтесь!

·        Спите в прохладной комнате!

·        Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·        Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·        Гоните прочь уныние и хандру!

·        Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·        Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·        Желайте себе и окружающим только добра!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка на тему:

«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

 

        В условиях современной природы и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети подвержены не меньшим нагрузкам чем взрослые (экологические условия жизни, неполноценное питание, компьютеры, телевизоры и т.д). Все эти факторы, как правило приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям.

      Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте воспитывать у ребенка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

      Я педагог – хореограф ГБДОУ № 11, мной создан  хореографический коллектив «Карнавал», провожу с детьми  от 2 младшей  до подготовительной группы хореографию,  и меня естественно не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека.

Одно из направлений моей работы – обучение детей хореографическому искусству.

Хореография – искусство любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного, духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому, мной, как педагогом, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Это направление нашло отражение в дополнительной рабочей программе разработанной мной в соответствии с ФГОС.

Цель которой состоит в воспитании новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству. Программа, включает здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Задачей здоровьесберегающих технологий является – сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности, умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.

Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:

-формирование культуры здоровья;

-содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.  

В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии имеющие прямое направление на обучение детей хореографией:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

Ритмотерапия:

– это музыкально-ритмические упражнения которые влияют на уровень двигательной активности детей. Они помогают добится эмоциональной разрядки, снимают усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка;

- это танцевальная импровизация – один из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния воспитанников. В импровизации происходит более полное познание ребенком самого себя,

своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

         - это подвижные музыкальные игры – мощный лечебный фактор. Благодаря музыкальным-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии. Они помогают решать момент адаптации младших дошкольников, снижают состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности.

Музыкотерапия:

- основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребёнка. Музыка это неотъемлемая часть хореографии. Применение музыки способствуют успешному усвоению двигательного навыка и влияние на организм целиком.

         2. Технологии обучения здоровому образу жизни .

         - самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

3. Технологии эстетической направленности .

         -пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирования словесной речи. Роль стимула развития ЦНС, всех психических процессов, играет формирование и совершенствование пластичной, тонкой моторик кисти и пальцев рук.

         -дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движениями, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Дыхательные упражнения влияют на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

         - улыбкотерапия новая технология, с помощью которой, как считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагога. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Улыбаясь приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Вскоре улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

 

         На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.

         Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу:

         Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Методы обучения, привлечение внимания воспитанников к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

        

Заключение.

         Хореография для детей – это:

         -музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, различать ритмический рисунок, развивают музыкальный слух, овладевают основными танцами;

         -общее развитие всего организма физическое и психологическое (концентрация воли, внимания, восприятия, мышления, памяти, уравновешенности процессов);

         -ребёнок учится владеть своим телом, лучше ориентироваться в пространстве, улучшается координация движений;

         -это правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость, грациозность, эластичность связок;

         -это польза и радость одновременно. Это занятия, которые обязательно оставят свой след в жизни ребёнка.

 Десять золотых правил здоровьесбережения:

·        Соблюдайте режим дня!

·        Обращайте больше внимания на питание!

·        Больше двигайтесь!

·        Спите в прохладной комнате!

·        Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·        Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·        Гоните прочь уныние и хандру!

·        Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·        Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·        Желайте себе и окружающим только добра!

 

 

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

 

Моё творческое кредо.

Работая с детьми я помню себя в детстве, это мне помогает понять детскую психологию, заботливо относиться к ним, иметь свой подход и уважительное отношение к ребенку. Я верю, что у каждого из моих учеников есть способности, а моя задача развить их, а может быть открыть талант!

Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю- каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по своему. Мне хочется помочь ребенку раскрыть себя, показать все его возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Научить их пониманию того к чему мы вместе стремимся. А стремимся мы: правильно и красиво танцевать, а для этого достижения нам нужно приложить определенные усилия, т. е. трудиться!

Только искренняя любовь к детям поможет найти путь к сердцу каждого ребёнка. Ребенок становится счастливым, когда ощущает, что педагог его любит, любит искренне и бескорыстно. Этому не учат в вузах, это то, что должно быть в нас. А для меня важно прожить в ребенке свое детство. Это для того, чтобы ребята доверились мне, одновременно это и путь познания жизни ребенка. Изучение его жизни, движений его души возможно только тогда, когда педагог познает его в самом себе. А ещё нужно просто любить свою работу. Любить те каждодневные радости и огорчения, которые приносит нам общение с маленькими воспитанниками.

На своих занятиях придерживаюсь следующих взглядов:

-Любовь к детям через щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

-Признание равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.

-Признание права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.

-Долготерпение в работе с учениками и их родителями.

-Развитие первоначального успеха ребенка.

Мне хочется через танец и музыку наполнить жизнь ребенка яркими красками, положительными эмоциями, движением – а значит счастьем!

Моё педагогическое кредо - регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живешь, в своей профессиональной деятельности я стараюсь развивать личность ребёнка – и вместе с ним развиваться самой.

Повышая свой профессионализм:

- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствоваться.

-ценю своё и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно имеет смысл.

-стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то что «хорошие знания лучше жемчуга».

В педагогическом коллективе для меня главное уважение и взаимопонимание коллег. Всегда прислушиваюсь к мнению и опираюсь на

их поддержку. Ведь совместная работа и заинтересованность педагогов в добром общении дает стимул к достижению хороших творческих результатов всего коллектива, я не гонюсь за тем, чтобы блеснуть своими собственными достижениями, я гонюсь за тем,чтобы блеснуть достижениями целого коллектива.

В качестве заключения хочу высказать одну истину:

«У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту!»

Надо жить только настоящим, не погружаясь в прошлое, и любить своё будущее, которое всегда прекрасно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи, используемые на уроках географии

Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качестве...

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока...

Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии, используемые  на уроках русского языка и литературы....