Тихая охота
план-конспект на тему

Семенцова Лидия Викторовна

Занятие направлено на формирование знаний о грибах, учить отличать съедобные грибы от несъедобных, узнавать грибы по описанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihaya_ohota.docx337.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: расширить представления детей о грибах, формировать умение узнавать грибы по описанию, отличать съедобные и несъедобные грибы, активизировать словарный запас.

Ход мероприятия

Дети делятся на 2 команды. Даются названия командам, выбираются капитаны. В ходе мероприятия  за правильно выполненные задания даются жетончики (в форме грибков), после всех конкурсов подсчитывается их количество и определяется победитель.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Отгадав мою загадку, вы поймете, куда мы отправимся.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает - повезло! (Гриб.)

«Угадай по описанию».

Командам по очереди зачитывается описание грибов, их задача - угадать название.

1.Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже, когда высушишь её. Может, потому и получил гриб своё название.

(Белый гриб)

2.В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом. (маслята)

3.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство. А для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (мухомор)

4.Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать чуть ли не целое лукошко! (опята)

5.Этот гриб можно встретить не только под берёзой. Но чаще всего он растёт именно под этим деревом. (подберёзовик)

6.Шляпки этих грибов похожи на опавшие листья дерева, под которым они чаще встречаются. (подосиновик)

7.Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой. (рыжики)

8.У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, жёлтые,  и фиолетовые. А название – одно.(сыроежки).

 «Кто самый внимательный?»

Найти и посчитать все грибы на картинке.(см. «Приложение»)

 «Собери пословицу».

Пословицы разбиты на части, задача команды – собрать пословицу воедино.

 

          1На окошке грибы                   2полезай в кузов

          2Назвался груздём –                3в лукошко кладут  

          3Не всякий гриб                       5 поклона не стоит

          4 По снегу грибы                      1не растут

          5Ленивому и гриб                    4 не ищи

«Вспомни сказку»

Команда должна вспомнить сказку или м/ф, где упоминаются грибы. ( «Маша и медведь», «Три медведя»,  «Как  Грибы с Горохом воевали», В.Сутеев  »Под грибом», «Дядя Миша»).

 «Грибная мозаика»

собрать из фрагментов изображение гриба и определить его название.

 «Отгадай- ка» 

Командам задаются вопросы на быстроту ответа.

Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов.)

Назовите грибы, по названию которых можно судить о месте их произрастания.(Подберезовик, подосиновик, подтопольник)

Для какого лесного жителя мухомор служит лекарством? (Для лося)

Какой из шляпочных грибов самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие грибы в наших лесах появляются самыми первыми? (Весной появляются строчки и сморчки)

Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят, варят, солят, маринуют)

Как называются грибы, которые бывают разных цветов? (Сыроежки)

Ест ли белка свежие грибы? (Нет)

Появление, каких грибов знаменует окончание лета? (Опят)

Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)

Ведущий. У меня есть замечательный кроссворд, в котором нужно отгадать названия растений. Ведущий читает ребятам вопросы, а они дружно на них отвечают.

http://ped-kopilka.ru/images/1(10).jpg

По горизонтали:

2. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой! (Лес.)

4. У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамезрший, чуть живой. (Подснежник.)

8. Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

9. Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой,

Стоит под горой. (Береза.)

10. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

11. Я из крошки-почки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

13. В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезен.

У него одна работа –

Осушение болота. (Эвкалипт.)

По вертикали:

1. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

3. Есть у родственницы елки Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница.)

4. Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей - зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

5. Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

6. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

7. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

12. Рыжий Егорка упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Лист.)

«Третий лишний»

Среди пяти грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.

(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.

( Лишний опенок, так как он гриб-паразит по способу питания.)

3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый

(Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы.)

4. Сморчок, строчек, опенок, вешенка, трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

5. Белый, рыжик, подберезовик, масленок, подосиновик.

(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)

«Грибные ребусы»

 (1. Подосиновик; 2. Лисичка; 3. Подберезовик; 4. Мухомор.)

http://festival.1september.ru/articles/310747/Image720.gif

Конкурс «Сказка о грибах».

Ваша задача: быть очень внимательными и запоминать все названия грибов, которые там встретятся.

                              Замечательный зонтик (Приключения Колобка).

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху - белый в разноцветную горошину. Изнутри – зелёный в белую ромашку.

Пошёл Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто-то встретиться – будет чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?..

 Идёт Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются»,- думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, - думает Колобок. - Вот бы ещё Волка встретить, а то и лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье…  И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И- забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветочкам. А у Колобка -  зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочём. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок и – трах-бабах!- сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а  что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь»,- подумал Колобок. И принялся искать. Уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенёк. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

-Кто это тут вздыхает?

-Я, гриб-Боровик, Боровик - колосовик. Тяжело мне тебя поднимать. Вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!

Гриб Боровик Колобку знаком. С бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?

-Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошёл. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок его уже не слышал – зонтик увидел. Золотистый,  с бахромой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые,  жёлтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

      Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. »Возьму-ка красный в белую горошину», – думает.

 - Я не зонтик. Я – гриб – Мухомор…  А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

- И мы не зонтики! – закричали остальные.

– Мы сестрички - разноцветные Сыроежки.

-А мы – летние опёнки!

- А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзинку, на жаркое.

  Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:

- А я – зонтик. Пёстрый зонтик. Съедобный. Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке. Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых,  розовых,  золотых, рыжих.  Блюдцах на ножках. Но теперь его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:

-Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы - самые вкусные!

-Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца.- Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь!

-И что спорят?- засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.

 Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»

  Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку, которой легко густую траву раздвигать. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзину через плечо.

     Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошёл этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.  (Т.Николаева)

-Итак, ребята. Какие грибы собрал Колобок? Какие грибы не взял? Не забудьте, что Колобок взял по одному съедобному грибу.

Загадки о грибах

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому, что гриб он…(белый.)

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…(лисички.)

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут…(маслята.)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке

Беленькие конопушки.

Он в лесу стоял,

Никто его не брал. (Мухомор)

Он в осиннике родится

Как в траве не притаится,

Всё равно его найдём

Шляпка красная на нём. (Подосиновик)

     http://ds25kis.detkin-club.ru/editor/1965/images/dc1d00449ade22a36c14e784ea419ee3.png

На окошке грибы                   полезай в кузов

Назвался груздём –                в лукошко кладут  

Не всякий гриб                       поклона не стоит

По снегу грибы                       не растут

Ленивому и гриб                     не ищи

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.

2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.

3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый

4. Сморчок, строчек, опенок, вешенка, трутовик.

5. Белый, рыжик, подберезовик, масленок, подосиновик.

http://ped-kopilka.ru/images/1(10).jpg

http://festival.1september.ru/articles/310747/Image720.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

конспект и презентация к уроку "Тихая охота"

Презентация и конспект урока в познавательной форме позволяет учащимся повторить материал по теме:"Грибы"...

Урок -игра "Тихая охота" 5 кл. ФГОС

Схема урока на основе системно-деятельностного  метода обучения.Тема урока:   ГрибыТип урока: обобщения и проверки знанийФорма урока:игровая, групповая, проектная Цель урока...

Конспект занятия для детей 3-4 лет "Тихо, тихо снег идет..."

Знакомство с основными признаками зимы, составление рассказа о зиме....

Урок-игра по биологии "Тихая охота" - 7 класс

Урок-игра "Тихая охота" - обобщение материала по царству грибы. Учащиеся в игровой форме повторяют характеристику царства грибов, систематику и их многообразие, роль грибов в природе и жизни...

Д.П.Зуев "Тихая охота"

quot;Экология и литература"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе ТИХАЯ ОХОТА

Тема: ТИХАЯ ОХОТА:Цель: расширение словаря детей по теме ГРИБЫ, формирование  основных грамматических категорий, развитие связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления....