ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
материал на тему

Суфиянова Алиса Рафаелевна

Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt.docx330.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в Школе педагогического мастерства педагога дополнительного образования МАУДО Дворец творчества Суфияновой А.Р.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Цель: представление педагогического опыта по использованию ИКТ на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании

План выступления:

1.Современное занятие изобразительного искусства в дополнительном образовании

2.Роль ИК-технологий в учебном процессе

3.Особенности применения ИКТ на занятиях изобразительного искусства.

ВОПРОС.  КАКОВА СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ?

Цель современного занятия имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.

Познавательный аспект занятия изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем

Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии

Развивающий аспект связан со структурой развития личности ребенка.

Слайд №1 Характерные признаки современного занятия изобразительного искусства:

- художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;

- активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека;

- развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;

- акцент на развитие эмоциональной отзывчивости обучащихся;

- развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

- функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;

- свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

- диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

Слайд №2. « Современные средства и оборудование».

Слайд №3 « Типы занятий с использованием ИКТ»

  1. Занятие - игра.
  2.  Занятие - путешествие.
  3. Занятие - диспут.
  4. Занятие - экскурсия.
  5. Занятие - конференция.

 Слайд  №4 Дополнительные формы учебных занятий

- пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;

- экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.);

- консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;

- дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

 ВОПРОС:  КАКОВА  РОЛЬ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ?

При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.

В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и Здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.

Основные методы использования ИКТ на занятиях:

1. Использование электронных наглядностей:

- представление материала с помощью компьютера (презентации);

- видео - материал;

- аудиоматериал;

- интерактивная доска

2. Отработка определенных навыков и умений:

- выполнение различных математических и статистических расчетов, построение диаграмм, графиков);

- использование текстового редактора;

- использование электронных учебно-методических комплексов;

3. Диагностика и рейтинговая оценка (контроль знаний):

- тестовый контроль знаний (с помощью специальных тестовых программ или мультимедийной презентации);

4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Слайд №5. Алгоритм использования ИКТ  на занятии по рисованию

 ВОПРОС: КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА?

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

  1. Усиление наглядности. Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.

Слайд№6  « Применение наглядности на занятиях по рисованию»

Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться показом слайдов с картами, схемами и фотографиями.

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является Компьютер.

Слайд №7 Возможности компьютера

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

 Диски по искусству, содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Слайд №8  План-конспект урока   с использованием дисков

Исходя из своего собственного опыта, я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.

Слайд №9   Пример  занятий с мультимедийной презентацией

Слайд-фильмы Можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое.

Слайд №10  Пример « Арт-минутки»

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства очевидны:

• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

• широко использовать показ репродукций картин художников;

• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

• “оживлять” карты;

• “посещать” крупнейшие музеи мира;

• “погружаться” в пространство и время;

• прослушивать записи песен одновременно с показом картин;

• активизировать учебный процесс.

C:\Users\Zentr Terminator\Documents\MyChat\5 - ПК49 каб.цвет.принтер\DSC_3853.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке изобразительного искусства.

Как же  можно организовать уроки рисования с использованием ИКТ, и тем самым облегчить подготовку учителя к уроку....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства

" Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства" дано описание опыта работы учителя" статья , в которой рассказывается об опыте работы учителя...

Применение информационно- коммуникационных технологий на занятиях в объединении «Юные садоводы»

Однозначно, применение компьютерной техники на занятиях объединения позволяет сделать его привлекательным, более эмоциональным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Комп...

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....