Урок по теме: "Толерантность".
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Роль культуры толерантности в жизни современного общества. Понятие веротерпимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolerantnosti.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Толерантность».

Цели урока: воспитание толерантного отношения к религии у учащихся.

Задачи урока: ознакомить учащихся с различными религиозными системами,

Ознакомить учащихся с законодательной базой РФ, обеспечивающей свободу совести человека, ознакомить учащихся с понятием «толерантность».

Методы:

1.        Наглядный

2.        Проблемный

3.        Практический

4.        Контроля

5.        Словесный

6.        Объяснительно-иллюстративный

7.        Частично-поисковый

Основные понятия: религия, вера, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм, мировые религии: буддизм, христианство, ислам, толерантность.

Оборудование и материалы: Компьютер с мультимедийной доской, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация и мотивация

3. Тема. Цели и задачи урока.

4. Изучение нового материала

4.1. Определение понятия «Толерантность».

4.2. Свобода совести и вероисповедания в РФ

4.3. Знакомство с мировыми религиями.

5.  Закрепление

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Конспект урока.

1.Организационный момент

Приветствие

2. Актуализация и мотивация.

Вступительное слово.

Беседа о том, что такое религия. Чем отличается жизнь религиозного человека от нерелигиозного? Какая религия наиболее распространена в вашем регионе? Что значит уважать представителей других вероисповеданий?

3. Тема. Цели и задачи урока.

Тема урока: Религия  как одна из форм культуры

4. Изучение нового материала

План изучения нового материала:

4.1. Определение понятия «Толерантность».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

    Латинский термин “tolerantia” означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как “боль”, “зло” и т. п. В 16 в. к этому добавляются и др. значения: “позволение”, “сдержанность”. С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Важнейшим периодом в ее становлении как общественно значимого принципа была эпоха Нового времени, когда проблема толерантности решалась в форме ответа на два основных вопроса: каковы принципы сосуществования соперничающих церквей и какими должны быть взаимоотношения светской и духовной власти. Главным средством достижения толерантности в государстве являлось ограничение власти светского правителя мирскими заботами, а также и отказ в праве карать иноверцев. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно как для деятелей Реформации (М. Лютер и его последователи), так и для гуманистов, осудивших предпринятую Лютером реформу церкви (Эразм Роттердамский, Т. Мор). Отстаивая толерантность как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в евангельских текстах.

 В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь (С. Кастеллион, Я. Бёме, М. де Лопиталь и др.). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, которая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, — вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые сохранялись и в 17 (Б. Спиноза, Р. Уильяме, Дж. Локк и др.), и в 18 вв. (П. Беиль, Ф. М. Вольтер, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг и др.). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии 16—18 вв., была защита сильного централизованного государства.

Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма, как средства избежания большего зла — социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (М. Монтень, Локк, Ж.-Ж. Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие “толерантность” прочно вошло в политический словарь.

    В 19 в. проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считали непременным условием все более полного постижения истины, общественyого прогресса. В продолжении данной традиции современные сторонники толерантности видели предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов. Важно подчеркнуть, что терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т. д.).

    Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение); толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию; так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека (см. Ненасилие).

Лит.: ВулъфиусА. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы BXVIII в.: Вольтер, Монтескье, Руссо. СПб., 1911; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; La tolérance aujourd'hui (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIX Congrès mondial de philosophie (Moscou, 22-28 août 1993). P., UNESCO, 1993; Leder/. S. J. Histoire de la tolérance au siècle de la Réforme, 1.1—2. Aubier, 1954; Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. Hampshire, 1989. (Новая философская энциклопедия URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3483/)

4.2. Свобода совести и вероисповедания в РФ

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

Принцип свободы совести в РФ

- Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия.

- Церковь отделена от государства.

- Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

- Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.

4.3. Знакомство с мировыми религиями.

Буддизм. Цель буддизма – нирвана, что означает «вытравление» всех желаний и слияние «я» с абсолютом.

Буддисты следуют особой системе суждений, размышлений и духовных упражнений, основанных на высказываниях Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Учение Будды суммируется в Четырех благородных истинах:

1. Всякое существование не приносит удовлетворения.

2. Причина всякой неудовлетворенности в стремлении к чему-то потсоянному, в то время как мир создан непостоянным

3. Возможно покончить с неудовлетворенностью (страданием), для этого есть нирвана.

4. Нирваны можно достичь, следуя Восьмеричным путем.

 Возникла в 6 в. до н.э. с проповедью Будды.

Христианство. Христианство –религия, исповедующая единого Бога в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

«Бог есть Любовь», – свидетельствует апостол Иоанн Богослов (1Ин. 4:8). Поэтому само христианство – религия жертвенной любви. Ради спасения людей и всего мира, Бог воплотился, проповедовал, был распят и Воскрес из мертвых. По слову св. Григория Богослова,  если у христиан кто-нибудь спросит, что они чествуют и чему поклоняются, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь.

Через восприятие Богом человеческой природы, воскресшей, вознесшейся, то есть прошедшей путем «от земли на небо», человеческая природа была освящена и спасена.

Но это спасение дается не механически каждому, а только по его свободному желанию, через то, что человек соединяет свое существо и всю свою жизнь со Христом. Таинство, во время которого устанавливается эта связь, называется Таинством Крещения. Таинство во время которого мы поддерживаем и углубляем эту связь со Христом, называется Таинством Причащения (или Таинством Евхаристии).

Основы христианской веры зафиксированы в документе принятом на 1-2 Вселенских соборах – «Символе веры». Символ веры, кроме сказанного выше, утверждает:

•        что Бог является Творцом всего сущего – «неба и земли, видимого и невидимого», то есть и земного мира и ангельских сил;

•        активное участие в деле нашего спасения Духа Святого – Третьего Лица Святой Троицы;

•        существование Церкви, идущей от Апостолов, как сообщества людей, объединенных общей истинной верой;

•        что в конце Истории мира будет всеобщее воскресение из мертвых и суд, на котором определиться вечная судьба каждого человека;

•        что после всего наступит блаженная вечность – «жизнь будущего века», в которой в общении с Господом обретут место все верные Ему.

Сегодня Христианство существует в виде трех конфессий: Православной, католической и протестантской.

Ислам. Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – который стал священным писанием для мусульман.

Коран состоит из 114 глав (сур). Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.

Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.

В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:

•        вера в Аллаха (ат-Таухид)

•        вера в ангелов Аллаха (маляикат)

•        вера в Писания Аллаха (китаб)

•        вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)

•        вера в предопределение Аллаха (къадр)

•        вера в будущую жизнь (ахъират)

Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех мусульман:

•        чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);

•        пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;

•        соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;

•        паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;

•        пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).

5.  Закрепление

Проверочная работа. Символы религий.

6. Подведение итогов

-С какими понятиями мы сегодня познакомились?

- Что такое толерантность?

- Что такое веротерпимость?

-Какие мировые религии существуют? Чем они отличаются?

-Что такое свобода совести? И для чего она необходима?

7. Домашнее задание

Написать эссе «Роль культуры толерантности в развитии современного общества».

8. Рефлексия

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по психологии на тему "Толерантность"

Главным основанием для формирования качеств зрелой личности является толерантность, которая понимается в курсе психологии для 7 класса как терпимость, дружелюбие и сотрудничество....

урок по теме Толерантность

урок для учеников 9-11 классов....

урок по теме Толерантность

урок для учеников 9-11 классов....

Интегрированный урок по теме: «Толерантность»

Интегрированный урок по теме: «Толерантность» Предметная область: английский язык, обществознание Участники: 8 класс...

Интегрированный урок по теме: «Толерантность»

Аннотация: Урок проводится в форме педмастерской с защитой учебных проектов....

Презентация к уроку по теме "Толерантность"

Презентация к уроку по теме "Толерантность. черты, присущие толерантному человеку"  9 класс....