Использование метода диагностики в детском хореографическом коллективе
учебно-методический материал на тему

Бородина Елена Владимировна

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса, где объекты – воспитанники, педагоги, педагогические и ученические коллективы, а субъекты – это весь педагогический процесс в целом. Основную задачу диагностики составляет изучение усвоения учебного материала, а также определение результативности учебного и воспитательного процесса. Диагностические исследования являются одним из эффективных методов определения ЗУН учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

 

Использование метода

диагностики в детском

хореографическом

коллективе

Подготовила:

Бородина Е.В.

 

г. Армавир,

2015 г.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса, где объекты – воспитанники, педагоги, педагогические и ученические коллективы, а субъекты – это весь педагогический процесс в целом. Основную задачу диагностики составляет изучение усвоения учебного материала, а также определение результативности учебного и воспитательного процесса. Диагностические исследования являются одним из эффективных методов определения ЗУН учащихся.

Познакомившись с этим методом, я вижу необходимость его применения в своей работе, потому что, несмотря на разработку программного обучения с учетом занятий в студии детей с различными генотипами, не все воспитанники в состоянии воспринимать учебный материал на одинаковом уровне. В объединении занимаются дети и подростки, которые отличаются друг от друга по темпу работы, по работоспособности, по скорости восприятия музыкального материала, поэтому мне необходимо проведение диагностики.

Использование этого метода помогает мне получить информацию о различной степени усвоения учебного материала каждым воспитанником, а также позволяет определить детей с незаурядными способностями и выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.

Диагностику я провожу с воспитанниками 2 раза в год – в первом и во втором полугодии. Она строится не только на непосредственном наблюдении за учащимися на занятиях, но и на использовании диагностических методик. Для проведения диагностики мною разработаны диагностические карты по определению усвоения музыкального материала всеми возрастными группами учащихся.

В младшей и средней группе воспитанники должны уметь:

1) четко определять метроритм;

2) темп;

3) жанр мелодий;

4) характер звучащей мелодии.

У воспитанников подростковой группы я выявляю:

1) умение четко передавать ритмический рисунок танца;

2) правильное восприятие музыкального образа;

3) динамичное исполнение;

4) развитую музыкально-ритмическую память.

На основе проведенной диагностики я получила следующие результаты:

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Младшая группа (13 чел.)

5 чел.

7 чел.

4 чел.

Средняя группа (16 чел.)

5 чел.

9 чел.

1 чел.

Подростковая группа (18 чел.)

10 чел.

6 чел.

2 чел.

Обработка полученных данных показывает, что не все воспитанники справляются с поставленными задачами. В основном это дети младшего и среднего школьного возраста. В подростковой группе показатели обычно высокие, потому что здесь остаются заниматься те учащиеся, которые имели или приобрели определенные способности, необходимые для успешных занятий.

Анализируя диагностические данные, я пришла к выводу, что группу воспитанников можно условно разделить на 3 подгруппы:

1 – дети, легко усваивающие музыкальный материал;

2 – дети, усваивающие программный материал при определенных условиях;

3 – дети, усваивающие программу с трудом.

Это условное разделение помогло мне найти индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его уровнем развития. Наибольшую сложность для воспитанников младшей и средней групп, как показывает диагностика, представляет собой тема о музыкальном размере и ритмическом рисунке разнохарактерных мелодий.

Для успешного восприятия этого материала большое значение имеют природные данные ребенка, а также его желание работать над собой. Чтобы помочь воспитанникам быстрее усвоить этот сложный материал, я занимаюсь с ними дополнительно, объединяя их в группы по несколько человек. Они получают задания на дом по слушанию разнохарактерной музыки с обязательным определением темпа, ритма и характера звучащей мелодии. К выполнению домашнего задания необходимо подключать и родителей воспитанников. Выполненное задание обязательно проверяю на следующем занятии.

Также для достижения наилучшего результата в усвоении сложных тем я провожу слушание музыки и тематические музыкальные беседы, которые нередко готовят и сами воспитанники, что, несомненно, тоже дает положительный результат. Анализируя работу, я пришла к выводу, что лучше всего сложные темы дети воспринимают в игровой форме, через музыкальные игры и упражнения. Поэтому в своей работе я использую такие игры и упражнения, которые помогают воспитанникам быстрее и легче усвоить сложный материал:

  1. «Запомни музыку» - игра на сопоставление разных по характеру, темпу, ритму, динамике мелодий;
  2. «Птичий двор» - игра на создание музыкальных образов;
  3. «Кот и мыши» - игра со сменой динамики;
  4. «Ускоряет и замедляет» - игра на смену темпа;
  5. «Марш со сменой ведущих» - упражнение на определение начала музыкальных фраз;
  6. «Мячики» - игра на развитие у детей умения передавать четкий ритм музыки;
  7. «Звездочка» - игра на четкое определение смены частей в движении, определение музыкальных фраз, на умение слышать акценты в музыке;
  8. «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» - упражнение для развития музыкально-двигательной памяти.

На занятиях я, в основном, обращаю внимание на тех воспитанников, которым требуется помощь, и которые все-таки смогут усвоить программный материал. Воспитанники подростковой группы относятся к занятиям осознанно, им нравится то, что они делают, у них существует самосознание и самоконтроль. В чем я убеждаюсь, проводя диагностику. Учитывая возраст воспитанников, предлагаю им оценить свои знания и умения самостоятельно. Затем я оцениваю их уровень и провожу сравнительную характеристику. Отличие результатов очень незначительное. Из этого следует, что благодаря сознательному отношению к учебному процессу, в подростковой группе для успешного усвоения программного материала достаточно словесного объяснения темы педагогом или концертмейстером.

Я считаю, что педагогическая диагностика необходима в работе любого детского коллектива, так как она позволяет наглядно видеть все сложности учебной программы, это позволяет хореографу вносить необходимые корректировки в свою программу, а концертмейстеру определить детей, требующих дополнительной помощи и внимания. Благодаря всему этому, диагностика позволяет добиться высоких результатов в учебном и воспитательном процессе.

Литература:

  1. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. - М.: Знание, 1985
  2. Степанова Е. Н. Воспитательный процесс. Изучение эффективности. – 2001
  3. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка. // Дополнительное образование, 2001, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"

Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной  кадетской школы. Подробно раскрывается технология  пос...

«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».

данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....

Формы и методы обучения джаз-танцу в детском хореографическом коллективе

В данной методической разработке определяются формы и методы, используемые педагогом на практике в обучении детей (8-18лет) джаз-танцу. Аналитическая работа, проделанная автором,  раскрывает проб...

Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом

quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....