Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    статья на тему

    Сизова Ольга Сергеевна

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_.docx21.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Сизова Ольга Сергеевна

    В настоящее время современное общество остро нуждается в образованных , целеустремленных, социально адаптированных , нестандартно мыслящих, духовно и физически развитых  личностях. Для воспитания таких личностей  происходит модернизация  образования, начинают использоваться нетрадиционные методы, средства обучения . Произошел  переход на новые образовательные стандарты, которые ориентированы на  повышение качества образования. В новых условиях задача учителя заключается в том, чтобы научить детей учиться. Ученики сами должны определять цели и задачи урока, планировать свою деятельность,  определять способы достижения цели. 

    В сложившихся условиях наиболее ярко в педагогической науке встает проблема – активизации учебно-познавательной деятельности учащихся . Ее актуальность заключается в поиске и разработке наиболее оптимальных методов и средств обучения.

    Разработка научной  теории учебно-познавательной деятельности принадлежит российским ученым - Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову, А.К. Маркову, П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной и другим. На их  основе дадим определение данному понятию : учебно-познавательная деятельность — это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством и понимания окружающей действительности в целом. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [1].

    Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от позиции учащегося в данной педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:

    - пассивного восприятия и освоения получаемой  извне информации;

    - активного самостоятельного поиска, нахождения  и использования научной информации;

    - организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

    Первая позиция требует использования таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.

    Успешность организации учебно-познавательной деятельности зависит от представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и умений , которые с помощью данного предмета могут сформировать у учащихся.

    Исследованиями Н.В. Кузьминой и ее сотрудников установлено, что само видение педагогом возможностей своего предмета определяет степень  эффективности его педагогических действий с целью организации учения. В конечном итоге это определяет, сможет ли учитель средствами своего предмета сформировать у учащихся научное мировоззрение, разовьет ли логическое мышление, творческое воображение, сформирует ли систему знаний, умений и навыков  [2].

    Одним из средств , который повышает интерес учащихся к обучению, является использование игровых методов. Использование данных методов позволяет:

    - повысить интерес учащихся к изучаемому материалу;

    - раскрыть способности учащихся;

    - развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы.

    Актуально использовать именно игровые методы обучения , ведь как сказал В. Сухомлинский:  « Учеба становится интересной, прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий». Чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше становятся значимы полученные знания, умения и навыки и тем сильнее он развивает  себя как личность.

    В учебной литературе выделяют следующие игровые методы: деловые игры, дидактические или учебные игры , игровые ситуации,  ролевые игры  ,

    игровые приемы и процедуры ,  тренинги в активном режиме, имитационные игры  [3, 4].

    Игра может  применяться на разных типах урока, как во время сообщения новых знаний , так и при повторении и контроли знаний.    Она занимает  различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или использовать ее фрагмент.  

    Функция каждого  игрового занятия – это обучение в действии, и чем больше игровая деятельность учащихся приближена  к реальной, тем выше познавательный эффект.

    Суть активизации учебно-познавательной деятельности заключается  в такой организации учебной деятельности, когда учащиеся приобретают основные знания ,  учатся  самостоятельно их добывать , у них формируются собственные убеждения , чувство ответственности за успехи в обучении всего класса и свои лично. Все происходит при использовании игровых методов обучения. Ведь  сам процесс и результат игры  наиболее явно  заставляют учащихся задуматься о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

    Список литературы

    1. Студопедия . Характеристика учебно-познавательной деятельности / [Электронный ресурс] / URL:http://studopedia.ru/9_119312_harakteristika-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti.html (время обращения: 12.04.2016, 13.20)

    2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

    . -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    3. Методы активного обучения/ [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F(время обращения: 14.04.2016, 18.20)

    4. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие[Текст]   / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

    5. Одилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения [Текст] / Н. Ф. Одилова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — с. 121-124.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

    Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...

    Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

    Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

    Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

          Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

    Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

    В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...

    Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности

    Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности...