" Интерактивные технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся".
статья (9 класс)

Казанцева Лаура Альберовна

Это статья на тему " Интерактивные технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.t._statya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интерактивные технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в средней школе».

В современном мире все стремительно меняется, ничего не стоит на месте. Образование не является исключением. Одним из важных и необходимых условий для успешного развития современного образования является поиск новых форм и методов обучения, которые могут способствовать достижению более эффективного уровня учебной деятельности учащихся. По этой причине в методике преподавания иностранных языков сегодня все чаще обращают внимание на подход интерактивного взаимодействия в процессе обучения, в основе которого заложена идея взаимодействия учащихся друг с другом, учителем и учебной средой. Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению проблемных вопросов. Интерактивные методы обучения, используемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и как следствие, повышению качества обучения. Все же, можно отметить, что на сегодняшний день в школах не все учителя в своей практике обращаются к интерактивному взаимодействию учащихся на уроках английского языка. В большинстве случаев уроки проводятся по традиционной методике, где доминирующую роль играет сам учитель, а учащиеся занимают место пассивных участников учебного процесса.

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

   Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий. Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка. Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Основная цель интерактивного обучения

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Панина Т. С. и Вавилова Л. Н.  выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.

2Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным

3Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам

Раскрывая условия эффективной организации учебного процесса с использованием интерактивных методов, важно вспомнить слова А.А. Леонтьева, который утверждал, что любая деятельность опосредована отношением человека к другим людям.

Важно подчеркнуть, что в интерактивном обучении параллельно идут два процесса: освоение содержания образования и коммуникативный процесс. Несомненно, что каждый преподаватель является специалистом в области содержания своего учебного предмета, но кроме этого необходимо помнить о следующих психолого-педагогических условиях достижения эффективности в образовательном взаимодействии:

1.        Создание благоприятного психологического климата, отражающего качественную сторону отношений и характеризующегося стремлением к совместности, взаимопомощи, стремлением к достижению конструктивного результата, позитивными эмоциями;

2.        Диалоговый стиль общения, подразумевающий высокую личную вовлеченность участников, взаимное уважение, равноправие, сотворчество, активное слушание;

3.        Учет фаз групповой динамики (содержание понятия «групповая динамика» будет раскрыто во второй главе пособия);  

4.        Развитие навыков группового взаимодействия, которое происходит с помощью организации деятельности в парах, тройках, малых группах с динамическим, меняющимся составом;

5.        Рефлексивное подведение итогов, которое помогает каждому участнику определить личный уровень продвижения, а группе – выработать правила эффективной совместной деятельности.

 Наряду с традиционным обучением, активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности, способствует внедрение интерактивных методов в процесс обучения. В последнее время в методике преподавания английского языка имеется тенденция перехода к интерактивному подходу. Данный подход был предложен западными методистами. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному ученику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям ученика – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Используя интерактивный метод обучения иностранному языку, возможно оптимизировать процесс обучения навыкам базового иноязычного общения и сделать его эффективным в рамках общеобразовательной школы.

Таким образом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

По мнению В.А. Беликова учебно-познавательная деятельность – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.

Образование сегодня рассматривается как процесс становления личности, следовательно, в преподавании иностранных языков необходимо использовать такие системы, методы и технологии обучения, которые будут обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

 На практике не всегда удается организовывать речевое взаимодействие (во время занятия или урока), используя традиционные методы и формы работы. Поэтому существует более продуктивные технологии и модели обучения. Основными моделями обучения в методике являются: пассивные, активные и интерактивные. Основные методические инновации в наше время связаны с применением именно интерактивных методов, приемов и технологий обучения иностранному языку. Прежде чем приступить к понятию «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» необходимо определить значение понятия «интерактивный». Итак, во-первых, само слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» («Inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Во-вторых, слово «интерактивный» означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, телефоном) или кем-либо (человеком).

Согласно Новому Словарю МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ (Азимов, Щукин) Интерактивное обучение (от англ. Interaction – взаимодействие) –Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений.

 Функция педагога при этом сводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И. о. иной характер приобретает взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. На занятиях по иностранным языкам такое обучение получило широкое применение в рамках так называемого центрированного на ученике подхода (student-centred approach). Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся с преподавателем, друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения, а также с внедрением и использованием в обучении компьютера.  Следует отметить, что педагог в данном обучении также включается в процесс взаимодействия с учениками, но он является лишь координатором их действий, которые направлены на достижение целей занятия. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивный метод в свою очередь также означает взаимодействие, когда учащиеся находятся в ситуации живой коммуникации с кем-либо. Интерактивное обучение помогает обучающимся развивать коммуникативные навыки в общении, дает полезную информацию и новые знания, развивает практические умения – чтению текста, правильности и четкости выражения своих мыслей, а также учит работе в команде.

Сущность и методологические принципы интерактивного обучения

Вопрос о применении интерактивных образовательных технологий стоит сегодня на повестке дня для каждого преподавателя. Необходимость их использования в образовательном процессе сформулирована в федеральных образовательных стандартах всех уровней.

Интерактивные технологии — это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особенности этого взаимодействия состоят в пребывании субъектов образования в одном смысловом пространстве, совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, согласованности в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние.

 Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. При использовании интерактивных форм преподаватель перестаёт быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий

- пробуждают у обучающихся интерес; - поощряют активное участие каждого в учебном процессе; - обращаются к чувствам каждого обучающегося; - способствуют эффективному усвоению учебного материала; - оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; - осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); - формируют у обучающихся мнения и отношения; - формируют жизненные навыки; - способствуют изменению поведения.

Основные правила организации интерактивного обучения-

1.  В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

       Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

 Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников –15- 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивное обучение основано наследующих принципах

  1. Принцип взаимодействия
  2. Принцип активности учащихся
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип опоры на групповой педагогический опыт

Для того чтобы правильно и четко провести занятие с использованием интерактивных методов, педагогу необходимы знания структуры процесса обучения. А именно: 1) ориентация – подготовка учащихся, настраивание на работу. Раскрытие целей, задач, проблемы урока и постановка действий; 2) подготовка к проведению – здесь рассматриваются, изучаются правила игры и другие нюансы; 3) проведение игры – переход к игре, педагог не вмешивается в работу, а лишь корректирует действия команды; 4) обсуждение игры – заключительный этап. Здесь происходит анализ, подведение итогов, обсуждение о впечатлениях и идеях, которые пришли в процессе игры.

Самой ярко выраженным приёмом интерактивного обучения является работа в группе (в парах, тройках и т.д.). Групповая работа всегда имела место быть на уроках не только иностранных языков, но и других. Существует множество приемов применения групповой работы. Например, прием «Карусель». Суть данного приема заключается в следующем: 1) Каждому члену микрогруппы дается лист бумаги, и педагог задает вопрос для всех. Ученики записывают ответы на вопрос, свое мнение без обсуждения в группе. 2) Далее участники игры по кругу обмениваются листами. На этом листе каждому следует написать ответ, но не такой, какой уже был написан на этом листе, все записи должны быть отличными друг от друга. И так продолжается, пока каждому не вернется его лист.  на этом этапе происходит анализ группой всех высказываний, и выбор наиболее удачных, актуальных и точных. 4) Является заключительным этапом, где происходит обмен мнениями групп. Каждая предлагает свою формулировку ответа на вопрос. И в итоге наиболее удачные и чаще встречающиеся мнения заносятся в общий список.

 Еще один прием «Аквариум». Он заключается в том, что отдельная группа учеников разыгрывает определенную ситуацию, например, встречу в кафе, и они должны передать эмоции, особенности характера т.д. своего героя, которые им задает учитель перед началом работы. Остальные выступают в роли критиков, наблюдателей, специалистов, они анализируют действия и узнают новые слова и фразы из речи говорящих. «Аквариумная» тема задается учителем, представленная в виде диалога на карточках и др. средствами визуализации.

Прием «Ментальной карты» («mind map») очень эффективен для закрепления нового материала. Термин данному приему предложил Тони Бьюзен. Он много сделал для продвижения использования данной технологии. Суть приема заключается в следующем: участникам предлагается дополнить недостающие элементы в схеме, рисунке. Это способствует умению находить связи между явлениями, объединению информации по отдельным аспектам в общую тему, происходит закрепление и запоминание материала. Например, один из вариантов ментальной карты «Рыбья кость» («Fishbone»). Дается рисунок скелета рыбы. В «голове» находится тема, проблема, ситуация, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках записываются причины возникшей проблемы, на нижних косточках записываются факты, которые будут отражать смысл проблемы и пути ее решения.

ИНСЕРТ

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, — это «ИНСЕРТ», маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил). «\» — уже знал «+» — новое «—» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме.

• Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: «+» и «V », три значка: «+», «V », «?» или четыре значка: « + » , «V », « —» , « ? » . • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. и т. д. ИНСЕРТ I — interactive N — noting S — system E — effective системная разметка для эффективного чтения и размышления само активизирующая R — reading and Т — thinking• Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предпо ложениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

• Следующим шагом может стать заполнение таблицы 4, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Таблица 4 Инсерт-1 «V» «+» «—» «?» Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «ИНСЕРТ» и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу. Используем эти приёмы на уроке. Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (ещё до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Итак, Интерактивные технологии ориентированы на обучение на разных ступенях обучения в средней школе.

Данная технология охватывает весь процесс обучения, включая в себя как урочную, так и внеурочную деятельность.

Для И.Т. О.   характерно диалоговое обучение и высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное и духовное единение участников.

Применение технологии И.О. реализует системно-деятельностный подход и приводит к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности на уроках химии

В статье пишется фрагмент урока сероводород с элементами якутской сказки...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Доклад "Интегративный подход в преподавании как средство активизации учебно-познавательной деятельности"

В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний, но учитель не всегда придает этому должное значениеИнтеграция- позволяет учителю расширить границы межпредметности, указать ученику путь поиска р...

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности

Применение интеллект карт как средства активизации учебно-познавательной компетенции обучающихся на занятиях в объединениях кулинарной направленности...

Проблемное обучение в курсе химии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....

Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной деятельности обучающегося с ОВЗ»

В этой статье я подобрала игры и упражнения для развития мыслительной деятельности и речи детей. А также опубликованы игры по развитию у детей знаний о  профессиях....