Главные вкладки

    Мастер-класс «Разучивание произведений калмыцкого композитора П.О. Чонкушова»
    учебно-методический материал по теме

    Горобец Жанна Васильевна

    Данный мастер-класс был проведен в рамках Педагогической конференции "Региональный компонент в ообразовательной области учреждений дополнительного образования"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass._razuchivanie_chonkushov.doc50 КБ
    Office presentation icon chonkushov_prezentatsiya.ppt1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ЯШАЛТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Районная педагогическая конференция: 

    «Региональный компонент в образовательной области учреждений дополнительного образования»

    Мастер-класс:

    «Разучивание произведений калмыцкого композитора

    П.О. Чонкушова»

    Преподаватель МБОУ ДО «ЯДМШ»

    Горобец Ж.В.

    ЯШАЛТА август 2015 г.

    Целевая аудитория: преподаватели и педагоги дополнительного образования.

    Подготовка: разработка мастер-класса, сценарий, презентация, демонстрационный материал, фотоаппарат, фонограммы на флеш-накопителях, проектор, экран, шумовые инструменты, синтезатор, ноты.

    Цель мастер-класса – изучение творчества композитора П. Чонкушова. Исследование творческого пути как ключа к разгадке его творческой индивидуальности.

    В современных условиях огромное внимание уделяется содержанию национальной системы образования. Одной из важнейших составляющих которого является региональный компонент. Только творческий подход педагогов, преподавателей сможет реализовать данную проблему наиболее полно. Это в значительной степени будет способствовать приобщению учащихся к национальной культуре, а через неё - к общемировым духовным ценностям.

    Сегодня в рамках конференции, тема моего мастер-класса звучит так: «Разучивание произведений калмыцкого композитора П.О. Чонкушова».

    - Скажите пожалуйста, когда вы слышите словосочетание «калмыцкая музыка», что приходит вам на ум?

    (Ответы)

    - Сегодня я вам предоставлю такую возможность, окунуться в мир прекрасной калмыцкой музыки…

    Музыкальная культура Калмыкии богата и разнообразна. До относительно недавнего времени, она была представлена фольклором, творчеством самодеятельных авторов и композиторов, которые на короткое время приезжали в республику. Фольклор занимал в ней значительное место. Это песни  танцы, исполнительство на народных инструментах.

    Развитие профессионального музыкального искусства связанно с деятельностью первого профессионального калмыцкого композитора, заслуженного деятеля искусств российской федерации, кавалера ордена Дружбы Петра Очировича Чонкушова.

    А для того, чтобы лучше понимать характер произведений, стоит несколько слов сказать о жизни и творчестве этого необыкновенного человека.

    Пётр Очирович Чонкушов родился 7 декабря 1930 года в Москве. В этом году музыкальная общественность Республики будет отмечать 85-летие композитора. Его отец Очир Баторович был одним из крупнейших организаторов работы в рыбной промышленности Астраханской области, Калмыкии, а затем Владивостока. Мать Джиджня Шопеновна, одна из первых женщин-калмычек, освоивших профессию водителя автомобиля. Обладала красивым голосом, играла на гитаре. Семья жила в двухкомнатной коммунальной квартире почти в центре Москвы, где и прошло детство композитора. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, он самостоятельно освоил игру на балалайке.. В 7 лет Петр Чонкушов поступил в музыкальную школу по классу скрипки, после окончания которой стал студентом I курса Московского областного музыкального училища.

    В 1944 году семья была депортирована в Сибирь. г. Омск. Там же П. Чонкушов продолжил обучение по классу скрипки в Омском музыкальном училище и успешно окончил его. Ещё в годы учёбы Пётр Очирович устроился на работу в оркестр Омского театра музыкальной комедии.

    В Омске он создал семью, там родилась первая дочь Маргарита.

    Весть о реабилитации калмыки встретили как праздник. Летом 1958 года семья Чонкушовых вернулась на родину в г. Элисту.

    Творческий путь каждого композитора индивидуален, но начинается он чаще всего с таких жанров, которые обеспечивают ему наиболее широкий круг зрителей и слушателей. У музыканта этим жанром всегда была песня. Песни Чонкушова обладают особым обаянием. Петр Чонкушов придавал своим песням не просто национальное звучание. А ему важно было быть услышанным. Ему принадлежит более 60 песен. Благодаря песням к композитору пришли признание и всенародная любовь. На слух его музыка мелодична, доступна для восприятия, запоминаема. Но для исполнителя сложна, порой коварна. Диапазон вокального произведения, как правило, велик. А песням Чонкушова всегда была уготована счастливая судьба: они разучивались и исполнялись сразу, находили своего слушателя, как только автор передавал нотную рукопись певцам.

    Еще живя в Сибири, так случилось, что семьи Чонкушовых и тогда еще неизвестной певицы Зои Эрендженовны Цеденовой поселились в одном доме. Комнаты находились напротив друг друга. Пётр Очирович частенько слушал, как какой-то женский голос что – то напевал. Очень удивился, когда увидел маленькую, худенькую, с длинными смоляными косами 16 – летнюю девушку. Ей он и предложил исполнить свою новую песню «Элистинский вальс» на стихи А. Балакаева. Нот Зоя Эрендженовна не знала, и учила песню с голоса композитора, с ним репетировала и записала эту песню на радио.

    Прослушивание: «Элистинский вальс»

    Запись конечно была далека от совершенства, но близкие Зои Эрендженовны очень гордились ею.

    Хорошо владея несколькими музыкальными инструментами, Петр Очирович всё же отдавал предпочтение скрипке. Для неё была написана одна из первых в Элисте инструментальных пьес – музыкальная картинка «Степь». 

    А сейчас мы будем слушателями, потому что  Петр Очирович пригласил нас прогуляться по весенней степи. Но не просто слушателями! Давайте в течение того времени, когда звучит пьеса, попробуем увидеть...услышать и изобразить услышанное.

    Прослушивание: «Степь»

    Давайте разберемся. Музыка была выразительная или изобразительная?

    - В ней присутствуют элементы и выразительности и изобразительности.

    Отлично! У нас получилась выставка рисунков «Степные эскизы»

    В 1967 году Петру Очировичу предложили поступать в Казанскую консерваторию. У почти 37 – летнего абитуриента отказывались принимать документы. Но Министерство Культуры обратилось с просьбой о допуске к экзаменам в виде исключения.

    Так музыкант из Калмыкии оказался в числе 10 студентов, зачисленных на композиторский факультет Казанской консерватории.

    По своему складу П. О. Чонкушов композитор-романтик. Но это не говорит о том, что он был далёк от проблем и жил в своём сказочном мире. Напротив, затрагивая серьёзные темы, порой страшные, очень тонкие, драматические, (Реквием-Воспоминание, посвященный годам депортации).

    В своем творчестве П.О. Чонкушов был человеком счастливой судьбы. Все, что было создано за годы творчества, обязательно исполнялось. Сочинения П. Чонкушова любят маститые профессионалы, начинающие концертанты и совсем юные музыканты. Так Петр Очирович писал музыку и для детей, например «Детский альбом» для фортепиано. Для младших классов. В него входит всего10 пьес. Я хочу познакомить вас с двумя пьесами. Они короткие, харАктерные. Первая пьеса называется «Сайгачонок». Но прежде чем сыграю, хочу дать задание: Послушайте, пожалуйста, и ответьте, каким вы представляете сайгачонка в этой пьесе? Какими выразительными средствами это передает музыка? Немного хочу уточнить, что у каждого искусства есть свой язык, свои выразительные средства. В живописи, такими средствами являются  рисунок и краски. Поэт сочиняя стихи, пользуется стихотворными речью, рифмами. У музыки свой особенный язык – язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, темп, лад, динамика, тембр. Послушайте и определите, какими выразительными средствами это передает музыка? (Преподаватель исполняет), (ответы).

    Мы уже засиделись по-моему. Самое время, раз уже упомянули о сайгачонке – размяться. Попробуем стать сайгачатами, выполняя разминку.

    Физкультминутка «Сайгачата»

    Мы немного отдохнем.        
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Руки в сторону, вперед,                                      (
    выполняют движения.)
    Мама Сайга детишек зовет:

    - Эй, сайгачата, все за мной! Поспешим на водопой.

                                                                    (Руки вперед, пружинистые движения ног.)

    - Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте!

                                                 (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед.)

    - Сейчас повертим головой, не притаился ль, где охотник злой?

                                                                                     (Повороты головы в стороны.)

       Сайгачонок, длинноногий,

       Покажи домой дорогу!

       Топай правою ногой,

       Топай левою ногой,

       Снова правою ногой,

       Снова левою ногой.

       Потом правой, затем левой,

       Вот тогда придешь домой.

                                             ( хором произносят слова, выполняя под них движения.) 

    Вторая пьеса, с которой я хочу вас познакомить, называется «Народный танец». Ну, какая калмыцкая музыка без народного танца? Известная, веселая, яркая. Я предложу вам такой вариант. Сначала я проиграю вам её, чтобы вы на слух запомнили. А затем, поиграем все вместе шумовым оркестром. Итак.

    Проигрываю «Народный танец»

    Узнаваемая пьеса?

    Здесь довольно четкий ритм, поэтому будет легко сориентироваться. Звуки в музыке бывают длинными и короткими. Еще есть паузы – знак молчания. Я раздам вам инструменты, и мы разучим партии.

    Вот на картинке изображены ритмические рисунки. (раздаются инструменты)

    Длинными звуками, Короткими звуками, Паузами

    Спасибо. Получилось очень слаженно.

    Сегодня мы познакомились лишь с несколькими произведениями из огромного наследия оставленного нам самобытным автором, творчество которого опирается на глубинные народные традиции, произрастает из истоков национальной культуры. По сути, его музыка стала неотъемлемой частью музыкальной жизни Калмыкии.

    П. Чонкушов избран Американским биографическим институтом выдающейся личностью за вклад в культуру человечества, его биография была помещена в «Золотой зал Славы» в Нью-Йорке.

    16 февраля 1999 году указом Президента Республики Калмыкия Элистинскому училищу искусств присвоено имя П. О. Чонкушова. В 2000 году открыт памятник П. Чонкушову (автор Васькин В. С.)

    Я хочу поблагодарить всех преподавателей за активную работу. И пожелать в новом учебном году неиссякаемой творческой энергии, жизнелюбия и упорства!                        


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Разучивание произведений калмыцкого композитора П.О. Чонкушова»

    Слайд 4

    Обучение в Омском музыкальном училище (класс скрипки) Работа в Омском театре музыкальной комедии

    Слайд 6

    «Элистинский вальс»

    Слайд 7

    Музыкальная картинка «Степь»

    Слайд 8

    1967 г. – поступление в Казанскую консерваторию

    Слайд 9

    «Сайгачонок»

    Слайд 10

    «Народный танец»

    Слайд 11

    16 февраля 1999 году указом Президента Республики Калмыкии Элистинскому училищу искусств присвоено имя П. О. Чонкушова.

    Слайд 12

    В 2000 году открыт памятник П. Чонкушову (автор Васькин В.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

    МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

    Мастер – класс «Знакомство с произведением Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса»

    Алгоритм проведения педагогической мастерской на базе МОУ "Основная общеобразовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области"...

    Мастер- класс по разучиванию авторского вокального произведения «Фестиваль»

    Методика  разучивания авторского вокального произведения «Фестиваль»...

    Мастер-класс по произведению З.Биишевой "Мастер и подмастерье"

    Мастер - класс по произведению З.Биишевой "Мастер и подмастерье"...

    Ломаченкова Е.В. Мастер-класс, тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.

    Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.Задачи:            - научить обучающихся  понимать и г...

    Мастер-класс «Кукла в калмыцком костюме из подручных материалов»

    laquo;Кукла в калмыцком костюме из подручных материалов» был представлен на августовском совещании  на секции учителей технологии в 2017 году.По иллюстрациям рассказывать детям – это...

    Мастер класс по теме: "Традиции празднования Рождества в Великобритании и калмыцкого праздника "Зул".

    -Познакомить учащихся с особенностями традиций празднования Рождества в Великобритании и калмыцкого  праздника Zul....