Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общего образования (приказ МО РФ от17.12.2010 №1897). Примерной основной образовательной программой основного общего образования,  внесенной  в реестр  основных образовательных программ начального общего образования  в 2015 году.  Авторской программы Гогиберидзе Г. М  Методические рекомендации к школьному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 классы. Учебно- методический комплект Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник 4 класс. - М.: Мнемозина, 2012., Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.; Гогиберидзе Г.М.,

В теме «Христианство» добавлен 1 час на изучение этой темы за счет 1 часа из темы «Обобщение»

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю (35 часов в год).

Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnk_5_klass.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

5 КЛАСС

                                                                                             

                                                                                                   Учитель русского языка и литературы

                                                                                          I  квалификационной категории

                                                                                                       Тепсикоева   Людмила  Константиновна

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общего образования (приказ МО РФ от17.12.2010 №1897). Примерной основной образовательной программой основного общего образования,  внесенной         в реестр  основных образовательных программ начального общего образования  в 2015 году.  Авторской программы Гогиберидзе Г. М  Методические рекомендации к школьному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 классы. Учебно- методический комплект Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник 4 класс. - М.: Мнемозина, 2012., Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.; Гогиберидзе Г.М.,

В теме «Христианство» добавлен 1 час на изучение этой темы за счет 1 часа из темы «Обобщение»

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю (35 часов в год).

Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общего образования (приказ МО РФ от17.12.2010 №1897). Примерной основной образовательной программой основного общего образования,  внесенной         в реестр  основных образовательных программ начального общего образования  в 2015 году.  Авторской программы Гогиберидзе Г. М  Методические рекомендации к школьному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 классы.

Цели  и задачи

Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества. Данная школьная дисциплина призвана сформировать у ребенка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций народов России. Кроме того, изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет способствовать развитию межконфессиональной толерантности и потребности школьников в диалоге с представителями инонациональных культур и религий на основе умений определять приоритеты с учётом светской морали, нравственных норм и общечеловеческих духовных ценностей.

Новая область знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  призвана решить следующие дидактические, воспитательные и развивающие задачи:

- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов Российской Федерации;

- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;

- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундаментальных основ культурологической грамотности, толерантного поведения в многонациональной среде, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций учащихся.

В первой части предусматривается овладение знаниями основ светской этики, норм морали и нравственности. Материалы учебника нацелены на развитие следующих умений учащихся:

- подбирать одежду соответственно сезону и мероприятию;

- правильно вести себя в различных общественных местах;

- бороться с собственными недостатками и пороками;

- анализировать поступки людей с точки зрения светской этики, в том числе на примерах из жизни и из художественной литературы.

Главная воспитательная цель новой области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 1-ом полугодии - сформировать у детей понимание, что Россия — это многоконфессиональная и многонациональная страна. В результате изучения курса «Основы мировых религиозных культур» пятиклассники должны знать:

- что значит «многоконфессиональная страна»;

- что такое культурное многообразие народов;

- что такое светская этика, какие вопросы она изучает;

- что такое мораль, какую роль она играет в обществе;

- что такое гуманизм, патриотизм, честь и совесть;

- что такое религия и что значит «свобода вероисповедания»;

- какие религии являются мировыми, а какие национальными;

- какие религии являются традиционными для народов России.

Во второй части учащиеся должны в более широком объёме овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями жить, учиться, работать в многонациональном обществе на благо нашей общей родины - России. В связи с этим в учебнике представлены материалы, раскрывающие основные положения каждой из четырёх традиционных религий России: православия, ислама, иудаизма, буддизма. Предусматривается формировать такие умения пятиклассников, как:

- анализ информации о религиозных культурах, традиционных для народов России;  

- понимание значения религиозных и нравственных ценностей в жизни человека;

- применение полученных знаний в социальной деятельности, в гражданской и общественной жизни;

- оценка деятельности церковных организаций, определение их роли и значения в обществе.

В результате изучения данного курса пятиклассники должны овладеть следующими знаниями:

- иметь представления о том, что такое РПЦ, в чем особенности внутреннего мира православного человека;

- иметь представление о том, в чем истинный смысл исламского вероучения, о чем говорится в Коране и Сунне;

- иметь представления о буддийской культуре, о том, какую роль играет буддизм в современной России;

- иметь представления об иудаизме, о главных иудейских праздниках и их значении.

Общая характеристика учебного предмета

Спецификой области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является её новизна, а также её интегративный характер, поскольку данная область знаний аккумулирует в себе первоначальные представления из истории, обществоведения, литературы, географии, искусствоведения и других социально-гуманитарных наук.

         Актуальность новой области знания заключается, прежде всего, в том, что в настоящее время российское общество переживает довольно сложный период формирования ценностных ориентиров. Этот процесс неизбежен на этапе крупных социально-политических изменений и, как правило, сопровождается явлениями, оказывающими отрицательное влияние на общественную мораль, гражданское самосознание, межнациональные и межконфессиональные отношения. К наиболее негативным последствиям следует отнести нарушение духовного единства общества, деформацию традиционных для народов России моральных норм и нравственных принципов. В стране все острее ощущается дефицит сознательно принимаемых мер, нацеленных на консолидацию общества, на поиск социального согласия, на формирование культуры конструктивного поведения в полиэтнической среде.

         Огромными потенциальными возможностями в этом направлении обладает система общего образования, которой отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Безусловно, личностная система ценностей формируется и в семье, и в неформальных сообществах, и в трудовых коллективах, и в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся, так как школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Дети и подростки наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Поэтому недостатки воспитания в этот период жизни трудно, а порой и невозможно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Вот почему особенностью новой области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его ориентация на духовное и культурное развитие личности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты освоения области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включают:

- усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама;

- понимание общности этических и нравственных составляющих религий;

- сформированность целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных убеждений, основанный на диалоге, культурном взаимодействии, мирном сосуществовании, взаимопонимании;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

- понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помогает ученику в формировании отношения к обществу как единству людей, в основе представлений и действий которых лежат базовые этические и нравственные ценности, помогает воспитать нравственно и духовно зрелую личность.

Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить:

- в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами;

- в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе;

- в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).

         Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Содержание данного курса определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

 Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

      - усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

      - начальное и основное общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

         Таким образом, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призвана обеспечить принятие юным гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Автор содержания курса исходит из того, что носителем базовых национальных ценностей являются  многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках начального и основного общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия учащимися национальных ценностей, компонентом которых является светская этика или одна из четырех традиционных для России религий.

К важнейшим личностным результатам изучения области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относятся:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, своей Родиной;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений область знания «Основы духовно–нравственной культуры народов России» призвана обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно-нравственных нравственных ценностей;

- готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений область знания «Основы духовно–нравственной культуры народов России» должен содействовать:

- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны;

- консолидации представителей разных народов и религий – граждан Российской Федерации

         Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации является весьма сложным этапом духовно-нравственного развития личности. И здесь очень важна роль учителя. Только определенный уровень педагогического мастерства в сочетании с высокими моральными качествами педагога, его межнациональной и межконфессиональной толерантностью могут обеспечить успешное воспитание личности на этом этапе её развития.

          Школьная область знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить полноценную и последовательную идентификацию учащихся с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

Выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Основы православной культуры

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы исламской культуры

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы буддийской культуры

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы иудейской культуры

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы мировых религиозных культур

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1. Многонациональная Россия — наша общая Родина. Что изучает область знания под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Символика Российской Федерации. Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины. (1 ч.)

СВЕТСКАЯ ЭТИКА (7 ч.)

2-3. Что такое светская этика? Знакомство с понятиями «стиль поведения», «нравственный выбор», «этика». Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этики. Светская и религиозная этика. Нравственность и нравственный выбор. (2 ч.)

4-5. Этика и этикет. Роль Петра I в формировании российского этикета. Основные правила этикета. Правила поведения на улице, в театре, за столом. Какой значение вкладывал А.С. Макаренко в понятие «эстетически выразительный образ»?  Правила поведение в гостях. (2 ч.)

6. Честь и совесть. Определение понятий «честь», «совесть». Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро – не наука, оно – действие»? Жить по законам чести и совести. (1 ч.)

7. Гуманизм. Определение понятия «гуманизм». Почему Цицерон считал, что «гуманизм – это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Взаимосвязь гуманизма и патриотизма. «Золотое правило нравственности». (1 ч.)

8. Достоинства и недостатки.  Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств. Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств. (1 ч.)

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ (3 ч.)

         9. Культура и религия. Понятие «культура». Н.К. Рерих о культуре. Материальная и духовная культура. Связь культуры и религии. Религия и античное искусство. Роль древнегреческих мифов и библейских образов в мировой художественной культуре. Культурное и религиозное значение храмов и икон. (1 ч.).

         10. Древнейшие религиозные верования. Формы первобытной религии (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм). Роль древнейших религиозных верований в выживании первобытного человека. Элементы примитивных религиозных представлений в современном мире. (1 ч.).

         11. Религиозные обряды и праздники древних славян. Религиозные представления древних славян. Языческие боги. Переход от язычества к христианству. Обряды и праздники древних славян, дошедшие до наших дней. Искусство древних славян. (1 ч.).

РОССИЯ — СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (2 ч.)

12-13. Россия – страна сводного вероисповедания. Религия и религиозное учение. Поли- и монотеистические религии. Мировые и национальные религии. Светское государство. Свобода вероисповедания. Традиционные религии народов России. (2 ч.)

ХРИСТИАНСТВО (5 ч.)

14. Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Сотворение мира. Адам и Ева – первые люди. Пороки и божественные заветы. Спасение души как высшая цель христианства. (1 ч.)

15. Иисус Христос – Богочеловек. Рождество Христово. Жизнь и общественное служение Иисуса Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества. Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте. Воскресение. Пасха. Вознесение. (1 ч.)

16. Библия – священная книга христиан. Библия – книга жизни. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие. Библейские притчи. Откровение. Повествование от создания мира до конца времен. (1 ч.)

17. Крещение Руси. Верования древних славян. Многобожие. Испытание вер. Крещение Древней Руси, роль князя Владимира - Красно Солнышко. Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры. (1 ч.)

18.   ОБОБЩЕНИЕ  ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ (1 ч.)

Выполнение творческих проектов по выбору на одну из предложенных тем:

- Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года;

- Наша Родина – многонациональная страна;

- Библия – духовная реликвия человечества;

- Свобода выбора: добро и зло;

- Я и этикет: наши взаимоотношения.

- Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила;

- Добродетели на примере поступков литературных героев.  

 ПРАВОСЛАВИЕ (2 ч.)

19. Православие в России: Русская православная церковь. Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви. Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека». (1 ч.)

20. Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры. (1 ч.)

ИСЛАМ (5 ч.)

21. Что такое ислам? Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Мухаммед – пророк и посланник Аллаха. Первые общины мусульман. Хиджра – начало исламского летоисчисления. (1 ч.)

22. Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран – книга откровений. Пять столпов ислама. Сущность и значение Сунны. Сунниты и шииты. (1 ч.)

23. Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, с невежеством и с неравенством. (1 ч.)

24. Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам. (1 ч.)

25. Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство. Изучение основ исламской культуры в России. Народы Волго-Уральского региона РФ, традиционно исповедующие ислам. Ислам в современной России. (1 ч.)

БУДДИЗМ (4 ч.)

26. Что такое буддизм? Будда – основатель мировой религии. Возникновение буддизма. Будда как историческая личность. Поиск божественного начала в самом себе. (1 ч.)

27. Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Лама. Дацан. Ганджур. (1 ч.)

28. Четыре благородные истины. Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения. (1 ч.)

29. Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы РФ, традиционно исповедующие буддизм. Буддистская культура в современной России. (1 ч.)

ИУДАИЗМ (5 ч.)

30. Что такое иудаизм? Иудаизм - национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора. Раввин. Священный храм в Иерусалиме. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. (1 ч.)

31. Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический смысл. (1 ч.)

32. Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош ха-Шана как День памяти. Роль и символическое значение  звуков Шофара. (1 ч.)

33. Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе. Основы иудейской веры, обряды. (1 ч.)

34. Праздники восхождения. Суккот – праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении. Песах – семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот – праздник дарования Торы. (1 ч.)

ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА. (1 ч.)

35. Итоговый урок. Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся на одну из предложенных тем:

- Русская православная церковь: её роль и значение;

- Коран – духовная реликвия человечества;

- Трипитака – духовная реликвия человечества;

- Тора – духовная реликвия человечества;

- Становление и развитие православия в России;

- Становление и развитие ислама в России;

- Становление и развитие буддизма в России;

- Становление и развитие иудаизма в России.

 ПРОГРАММНО -  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

Гогиберидзе Г. М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2012.

Гогиберидзе Г.М. Программа и методические рекомендации к школьному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

4-5 классы. – М.: Мнемозина, 2012.

 Гогиберидзе Г.М. Рабочая тетрадь «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 4 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

Гогиберидзе Г.М. Рабочая тетрадь «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

 Библиотека мировой литературы для детей и юношества. – М.: Детская литература (издания разных лет).

 Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: Белый город, 2009.

 Куклачев Ю.Д. школа доброты. Книга для чтения в начальной школе. – М.: Мнемозина, 2005.

Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. – М.: Искусство и мода, 1991.

Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. – М.: Аванта+, 2007.

Барановский В.А. Религии мира. Иудаизм. – Минск: Книжный дом, 2009.

 Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

 Сурженко Л.А. Религии мира. Буддизм. – Минск: Книжный дом, 2009.

 Телушкин Р.Й. Еврейский мир. – Москва-Иерусалим: Еврейский университет, 1992.

  Ханников А.А. Религии мира. Ислам. – Минск: Книжный дом, 2006.

  Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. – М.: Аванта+, 2007.                               




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"

Рабочая программа составлена на основе современных требований....

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....