О реализации федерального законодательства о противодействии коррупции
материал по теме

Андросова Надежда Михайловна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korruptsiya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

по теме: «О реализации федерального законодательства о противодействии коррупции»

 Коррупция  –  это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

 Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг.  Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией в нашей стране стало подписание Россией Конвенции ООН «Против коррупции» в г. Мерида (Мексика). Эта Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 08 марта 2006 г.01 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО).Тогда же, начиная с 2007г., началась серьёзная подготовительная работа по принятию антикоррупционного пакета законопроектов. И это была работа ни только над принятием закона о противодействии коррупции, но и по внесению изменений в действующее законодательство – УК и УПК РФ, КоАП, закон «О государственной гражданской службе» и др.

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.

Национальный план утвержден Президентом РФ 31 июля 2008г. и содержит 4 раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения. В национальном плане впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям. Кроме того, также, впервые, внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу. Среди первоочередных мер по реализации Национального плана, руководителям федеральных государственных органов, в пределах своей компетенции, было предложено разработать и принять планы противодействия коррупции. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Сегодня Национальный план действует в редакции Указа Президента от 13.04.10г. РФ № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» и предусматривает организационные меры на 2010 – 2011годы, направленные на:

- на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

- на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

- на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

- на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Во исполнение Национального плана 3 октября 2008 года Президент России внес в Государственную Думу пакет антикоррупционных законопроектов, в который вошел законопроект «О противодействии коррупции», поправки в ФКЗ «О Правительстве РФ» и два законопроекта, вносящие изменения в целый ряд федеральных законов.

В их развитие выпущен ряд указов Президента, определивших порядок представления, проверки и публикации сведений о доходах и имущественном положении государственных служащих, а также общие принципы их служебного поведения.

Закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25.12.2008г.) является базовым и в нем устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, а также система мер, направленная на противодействие коррупции, которая состоит из 3-х элементов:

- мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);

- по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, (борьба);

- по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы.

Среди них необходимо особо выделить следующие обязанности государственного и муниципального служащего:

 Законы  1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.  

 Виды коррупции бывают разные. Коррупция в сфере малого бизнеса - это бытовая коррупция;  в сфере управления крупными предприятиями деловая ;      коррупция верховной власти  –  в сфере государственного управления.

        Что влечет за собой коррупция?

 Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в  среднем 10-20 млрд. долларов в год.   Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества. 

   В настоящее время в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится дефиниция термина «коррупция», которая исходит именно из узкого подхода. В данном определении содержится перечень коррупционных правонарушений, а именно: злоупотребление служебным положением; дача взятки; получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

 Коррупция в экономике - несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

 В социальной  сфере коррупция – это   преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества,  в результате  –  разочарованность, равнодушие и недоверие. 

 Коррупция в политике - это   смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

 Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления.  К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях. 

   Почему надо бороться с коррупцией? 

  Президент РФ В.В.Путин  указал, что «…несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». В III разделе утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 «Национальную стратегию противодействия коррупции» «Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции», в качестве одних из основных принципов были установлены: «7. а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции…».

 Коррупция вредит всем. Она усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развитие, разлагает систему государственных услуг населению. Вместо здоровой конкуренции коррупция ведет к конкуренции, основанной на взяточничестве. Главная забота ТИ — наименее защищенные слои населения, вынужденные в полной мере испытывать на себе последствия коррупции.

Коррупция означает, что:

- решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов;

- общественные инвестиции облагаются неофициальным частным «налогом» до тридцати процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность;

- создаётся угроза окружающей среде. Если агентства по охране окружающей среды подвержены коррупции, то расшатываются самые незыблемые устои стабильного общественного развития;

- «процветает» нарушение прав человека. По мере роста коррупции попадают под угрозу основные социальные и экономические права, доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление адекватного жилья и снабжение качественной водой.

Коррупция является всемирной проблемой.

К сожалению, борьба с коррупцией не приводит к окончательному успеху, но ее необходимо постоянно продолжать.

Восприятие коррупции:

Коррупция – ложь, аморальность

Коррупция – взяточничество

Коррупция – слишком много взяток

Коррупция – слияние криминала с властью

Коррупция – комплекс коррупционных отношений

Коррупция – элемент любых соц. отношений

Коррупция – система устройства власти и т. д.

 

Наказание за взяточничество в России

Ответственность за взяточничество предусмотрена уголовным кодексом (УК) Российской Федерации.

Существуют два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия).

 Часть первая статьи 290 УК РФ гласит, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части второй статьи 290 УК говорится, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть третья статьи 290 предусматривает наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Если деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290, совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с вымогательством взятки в крупном размере, то, в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста МРОТ).

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» определяет наказание для взяткодателя - штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи МРОТ минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

  Для достижения коренных изменений в борьбе с коррупцией огромное значение имеет как совместная профилактическая работа правоохранительных органов и иных государственных органов (их подразделений), общественных объединений, юридических лиц, граждан по предупреждению коррупции, в том числе проверка соблюдения государственными служащими требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 9) об обязательном уведомлении представителя нанимателя (работодателя), органа прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, позволяющая уволить недобросовестных государственных и муниципальных служащих, так и системная оперативно-разыскная деятельность с использованием представителей общественности, оказывающих содействие в проведение оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и предупреждение действий коррупционной направленности во всех органах государственной власти (и в субъектах Российской Федерации и в высших органах государственной власти РФ), а также выявление всех «звеньев» коррупционных связей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.

СМИ -участник анкоррупционной коалиции ,роль СМИ  в противодействии коррупции,проблемы публикаций о коррупции.....

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"

Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...