Главные вкладки

    Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
    рабочая программа (8 класс) на тему

    Тарасова Алёна Анатольевна

    Доклад по теме:

    «Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_18.docx95.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

    Доклад по теме:

    «Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

                                                 Составила воспитатель семейной группы 8 класса: Тарасова А. А.

    с. Горки 2016

     «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

    сложности и трудности.

    Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

    вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

    вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

    Каждый наш поступок, который видят или

    слышат дети, каждое наше слово-интонация,

    с которой оно произносится, являются

    капельками, падающими в тот поток,

    который мы называем жизнью ребенка,

    формированием его личности».

    В. П.Кащенко

    Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

        Работая воспитателем в коррекционной школе,  я  прививаю  воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня  воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья;  чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.

        Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 09.10 до 14.30. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

    1) на  самоподготовке;

    2) воспитательных часах;

    3) в режимных моментах дня.

         В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время.  Перед самоподготовкой я напоминаю дежурному о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок.  Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому. 

          Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу  воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми  ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости  воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки  я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

          После выполнения домашнего задания  проводится воспитательский  час.     Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед. Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.  

           Тематику бесед  я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы моих бесед по красным датам календаря:  23 февраля, 8 марта, 9 мая,  День ЯМАЛА, День народного единства; о нашем  Районе и его достопримечательностях; о     природе и  богатстве родного края; о  соотечественниках ВОВ (Марков А.С.);

    о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о  правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений  «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма: «Я  ЗДОРОВ», « Туберкулёз» и др.

     Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы,  фильмы, индивидуальная работа  над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу  проводим совместно с  социальным педагогом,  психологом.  

       По четвергам провожу воспитательский час "Час здоровья", на котором проводятся разнообразные виды работ. Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей.   Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи.  Кроме этого воспитанники в свободное время занимаются   мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.

    Провожу воспитательские часы "О здоровье"  приглашаю медсестру Горбунову Л.З. , ведётся беседа по профилактике различных заболеваний,   употребления ПАВ.  

    Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые  сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам   "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения;  любоваться природой.

    Организовываю экскурсии:

    • на природу,
    • в поселковую библиотеку,
    • школьный музей,
    • на выездные выставки творческих работ.

    В сельскую библиотеку записаны воспитанники Валерия Д, Дима К Маша Р

         По пятницам   провожу " Творческий час". Мы с ребятами на творческих часах мастерим  всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают (мой класс на выставке творческих работ «Наши таланты» занял 1 место). Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях;  кружки, секции  (на  концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы.  Легче всего  воспитанникам даётся вязка, работы по дереву, рисование

    Вязанием занимается Дима, Ваня С, Ваня П, Ира Т, Маша Р, Данил Р, Валерия.

         Большинство  воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями,  по средам воспитательский час я отвожу для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое мнение к героям и событиям.

        Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.

          Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.

    Список литературы:

     

    1.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку: Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000

    2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2000.

    3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: «Карапуз», 2000.

    4. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.: «АРКТИ», 2006.

    5. Н.М. Гончарова «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися» (планирование, мониторинги развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями) Волгоград, 2007.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

    Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

    Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

    Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

    представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

    Содержание рабочей папки социального педагога-воспитателя учреждения интернатного типа

    Данный материал является вспомогательным для социальных педагогов, выполняющих, прежде всего, воспитательную функцию в учреждениях интернатного типа, таких как приют. Это список материалов необходимый...

    Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

    ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

    Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

    Доклад на тему: «Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов»

    Фундамент здоровья человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни. Одним из условий успешн...