Выступление на Педсовете "Работа на уроке с планом»
материал на тему

Презентация и текст выступления на Педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_uroke_s_planom.doc45 КБ
Office presentation icon rabota_na_uroke_s_planom.ppt361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа на уроке с планом.

«Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда». Лоренс Питер.

     Особое место на уроке занимает постановка целей. И это не просто красивые слова и чёткие формулировки, а осознание каждым учеником пути, по которому мы вместе идём. В этом случае очень помогает план урока.

План это логическая последовательность действий, которые необходимо совершить для достижения конкретной цели.

В начале урока детям предлагается ознакомиться со всей структурой и содержанием дальнейшей работы, указывается и объём работы, и уровень сложности учебного материала, что является мощным мотивационным фактором и способствует качественному усвоению ими учебного материала.

     Например, Отряд Грызуны, мы изучаем на примере крысы. В начале урока учащимся предоставляется план, по которому мы будем изучать это замечательное животное:

1) Внешнее строение

  • Размеры тела
  • признаки

2) Места обитания

3) Внутреннее строение

  • Пищеварительная система
  • Дыхательная система
  • Кровеносная система
  • Выделительная система
  • Репродуктивная система
  • Нервная система и органы чувств

     На географии, при изучении темы «Равнины суши» можно воспользоваться следующим планом:

1) Что такое равнины?

2) Рельеф равнин.

3) Различие равнин по высоте.

4) Изменение равнин во времени.

     Плановая работа на уроке мотивирует учащихся на конечный результат, развивает их познавательные интересы. Он систематизирует работу учащихся и способствует развитию логического мышления.

     

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты». Д.Хевелси.

     План – основа мыслительной деятельности на уроке, основа монологического ответа, речевая конструкцией темы, идеи, повествования, анализа. Благодаря плану мы можем четко ясно и конструктивно изложить любой материал, идею, мысль.

     Наиболее распространённая форма проявления на уроке устной монологической речи и, как принято считать, форма её развития – индивидуальный ответ у доски или по карте. Он же рассматривается как форма индивидуальной работы в противовес фронтальной. Но хорошо отвечают у доски или по карте те именно ученики, у которых с развитием устной речи и так достаточно благополучно. А что же остальные? Все ли ученики имеют шанс быть вызванными к доске? Насколько регулярно и часто? Для нас это не такая большая проблема, как для общеобразовательных школ, однако и в нашей школе есть ученики, которые не просто не хотят, но всячески избегают этого вызова. Как избежать подобной ситуации на своих уроках? Нужно научить детей при ответе строго придерживаться формулировки поставленного вопроса и планировать ответ.

     Структура ответа должна быть логической и понятной, каждый раздел должен иметь смысл и отвечать на поставленные вопросы. Именно для этого учащимся предоставляется возможность ответить на вопрос, воспользовавшись планом. План может быть предложен учителем или самостоятельно составлен учеником.

     Чтобы получить один и тот же ответ вопрос можно задать по-разному. Одного ученика можно попросить рассказать о широтном положении Африки, другого – объяснить, почему Африку называют континентом коротких теней, а третьему предложить тот же вопрос, но с планом ответа.

1. Расскажите о широтном положении Африки

2. Африку называют континентом коротких теней. Почему?

3. Африку называют континентом коротких теней.
1) Объясните:

а) как вы понимаете смысл этого высказывания;

б) от чего зависит длина тени от предмета.
2) Расскажите, в каких широтах находится Африка.
3) Объясните, как взаимосвязаны широтное положение Африки и высота Солнца.
4) Объясните, почему Африке дали такое образное название. Сформулируйте полный ответ, состоящий из нескольких предложений.

     При одинаковом географическом содержании задачи различаются развернутостью формулировок и либо предполагают самостоятельность учащихся в умственных действиях, либо раскрывают последовательность возможных умозаключений нуждающимся в помощи ученикам. Для того, чтобы выполнить первую, семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения. При выполнении второй задачи ученику придется сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:

- длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем короче тень;

- большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;

- самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените;

- в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче…

«Порядок больше всего помогает ясному усвоению». Цицерон.

     План – это не только возможность излагать материал, это конструкция самостоятельного видения и изложения любого текста. План – это часть речевой компетентности учащихся. Поэтому планами пользуются преподаватели всех предметов. Самостоятельное составление плана помогает лучше понять и запомнить содержание текста. Как научить ребёнка составлять план? Мы учим их составлять план, используя алгоритм.

Алгоритм составления плана:

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Выдели главные мысли текста.
  3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
  4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
  5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
  6. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
  7. Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

     Важно учить ребят не только составлять план, но и раскрывать перед ними его основную роль в качестве опоры для будущего ответа и понимания его содержания. Это повышает мотивацию учащихся, делает их работу более осознанной и целенаправленной. Поэтому план, с одной стороны, является свидетельством качества понимания текста учащимися, а с другой, - средством и опорой для будущей работы с текстом.

     Критерии оценки краткого пересказа:

  1. Отражает ли рассказ основное содержание прочитанного?
  2. Все ли предложения связаны друг с другом?
  3. Понятен ли пересказ другому человеку?
  4. Содержит ли он основной вывод по содержанию текста?

     Некоторые тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать самостоятельную работу по восстановлению схем или по составлению схем из выделенных слов.

Самостоятельное составление обобщающих опорных схем можно рекомендовать в качестве домашнего задания. В этом случае опорная схема может стать основой для последующего устного ответа.

     Очень важным этапом урока географии и истории является работа с картой. При описании карты тоже нужно придерживаться конкретного плана. При этом важно обратить внимание на несколько ключевых моментов:

  • Максимальные значения
  • Минимальные значения
  • Основные тенденции
  • Исключения

     Чтение карты подразумевает умение расшифровать информацию, отражённую на ней.

     Ещё одна форма работы с планом – составление коллективного рассказа на заданную тему. Эту форму работы очень хорошо использовать в конце урока в качестве рефлексии и закрепления материала. Ученики по очереди произносят предложение за предложением, при условии, что каждое последующее взаимосвязано с предыдущим. Организуя такую работу впервые, можно спрашивать тех, кто поднял руку (если не будет угрозы тотчас получить «3» или «2», желающие отвечать найдутся!), но в дальнейшем необходимо привлекать к работе всех учащихся — например, в том порядке, в котором они сидят за партами (не стоит только каждый раз начинать с одних и тех же). Хороший результат вполне достижим при непременном условии готовности учителя самому составить монологический ответ названного объема, что называется, держать его в голове и быть способным анализировать высказывания учащихся в той последовательности, в которой они будут сделаны учениками.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответ по плану

Слайд 2

«Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда» Лоренс Питер

Слайд 3

План – логическая последовательность действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели.

Слайд 4

Тема урока: Отряд Грызуны. Крыса. План урока: 1) Внешнее строение Размеры тела Признаки 2) Места обитания 3) Внутреннее строение Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Выделительная система Репродуктивная система Нервная система Органы чувств

Слайд 5

Тема урока: Равнины суши План урока: 1) Что такое равнины? 2) Рельеф равнин. 3) Различие равнин по высоте. 4) Изменение равнин во времени.

Слайд 6

Тема: Вода Что значит вода для животных, растений и человека? О каких свойствах воды вы уже знаете? Приведите примеры использования воды в быту

Слайд 7

Подтема: Превращения воды Состояния воды Твёрдое Жидкое Газообразное

Слайд 8

Подтема: Процессы Процессы Испарение Замерзание Конденсация

Слайд 9

Работа по плану как закрепление темы Почему морская вода солёная? Как очистить воду от нерастворимых в ней веществ? Можно ли фильтрованием сделать солёную воду пресной? Почему айсберги плавают в морской воде? Почему море не переполняется, приняв многие реки?

Слайд 10

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты» Д.Хевелси

Слайд 11

Ответ по плану и без… 1. Расскажите о широтном положении Африки 2. Африку называют континентом коротких теней. Почему? - длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем короче тень; - большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените; - самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените; - в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче…

Слайд 12

Ответ по плану и без… 3. Африку называют континентом коротких теней . 1) Объясните: а) как вы понимаете смысл этого высказывания; б) от чего зависит длина тени от предмета. 2) Расскажите, в каких широтах находится Африка. 3) Объясните, как взаимосвязаны широтное положение Африки и высота Солнца. 4) Объясните, почему Африке дали такое образное название. Сформулируйте полный ответ, состоящий из нескольких предложений.

Слайд 13

«Порядок больше всего помогает ясному усвоению» Цицерон

Слайд 14

Составление логической цепочки, как предшественницы плана Тема: Причина образования государства Усовершенствование орудий труда Накопление излишков Появление частной собственности Появление неравенства Возникновение классов Создание государства

Слайд 15

Алгоритм составления плана: Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли текста. Проверь, как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части). По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана). Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

Слайд 16

Критерии оценки устного ответа: Отражает ли ответ основное содержание материала? Все ли предложения связаны друг с другом? Понятен ли ответ другому человеку? Содержит ли ответ основной вывод?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Инновационные технологии на уроках математики"

"Инновационные технологии на уроках математики"...

Выступление. "Здороьесберегающие технологии на уроках информатики"

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования...

Выступление. "Проектная технология на уроках информатики"

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и...

Выступление на педагогическом совете по теме: «План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступле...

Выступление на педагогическом совете по теме: «План воспитательной работы, соответствующий требованиям Рособрнадзора».

Нельзя говорить о качественном образовании в школе, если ученики не соблюдают социальные нормы и не могут спланировать свое развитие в течение всей жизни. В выступле...

Выступление на тему «Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ГИА»

Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию в 9 классе составляют задания с развёрнутым ответом. Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обще...