Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
статья

Тишкова Александра Николаевна

Предварительный просмотр:

Тишкова А.Н.,

старший воспитатель

МБДОУ детский сад №40

Использование икт в образовательном процессе в ДОУ

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что "владеть компьютером" должен каждый образованный человек. С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.  

В настоящее время компьютеры в школах уже не воспринимаются как что-то редкое, необычное, однако, в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» пункт 3.4.1.: «Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240)»:

Педагог должен знать:

  • основы работы с текстовыми редакторами,
  • электронными таблицами,
  • электронной почтой и браузерами,
  • мультимедийным оборудованием.

Введение ФГОС ДО обосновывается необходимостью обеспечения качественности и доступности образовательных услуг. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод, что в учреждении работает трудоспособный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие  умением проектировать и достигать запланированного результата.

При анализе результатов собеседования  педагогов по использованию ИКТ в работе были выявлены следующие результаты:

  1. Имея дома цветной принтер и компьютер все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.
  2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.
  3. Цифровой фотоаппарат используют  все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах.
  4. Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его широкому использованию.
  5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера, и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.
  6. Не часто, но некоторые педагоги создают фильмы о детях, которые представляют вниманию родителей.
  7. Несистемное применение ИКТ.

И самое важное, что удалось выявить:

– педагоги  испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 1 компьютер, 1 ноутбук (есть возможность выхода в интернет), ксерокс, сканер, 4 принтера и, чем мы очень гордимся – мультимедийный проектор.

В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов.    

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с  органами управления образования, ИМЦ, ИРО.

Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы педагогов,  сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах.  Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия  с кадрами на педсоветах, семинарах, общих собраниях коллектива.

Использование компьютерных технологий в нашем учреждении происходит постепенно: обязательное оформление перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, информационных стендов, родительских уголков и т.д.

С целью повышения компьютерной грамотности и выявления  творческих способностей  воспитателей в октябре 2015 г. в нашем ДОУ состоялся конкурс «Лучшая визитная карточка  группы». Одним из условий конкурса было: оформление визитной карточки группы в любом электронном виде (презентация, видеоролик, фотоколлаж).

Информационные  технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.  При проведении родительских собраний использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и презентации о жизни детей в детском саду, о ПДД, о пожарной безопасности и ответственности родителей по воспитанию детей.

В ДОУ педагоги начинают использовать  информационно-коммуникационные технологии  в  организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях педагоги могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.

Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

В нашем ДОУ планируется:

  • дальнейшее внедрение инновационных процессов в воспитательно-образовательную работу ДОУ;
  • оснащение МБДОУ современным оборудованием (интерактивная доска), создание медиатеки с материалами по всем образовательным областям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Материал для проведения семинаров, педсоветов....

Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Презентацию можно использовать для проведения педсовета....

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...

Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...

Использование ИКТ в образовательном процессе

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ в образовательном процессе" содержит полезные для учителей советы и ссылки на Интернет-ресурсы....

Презентация : " Использование ЭОР в образовательном процессе"

Данная презентация  была подготовлена к выступлению на школьном семинаре....

Использование ЭОР в образовательном процессе

Выступление по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе"...