Научно-исследовательская работа на тему: «Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории»
проект на тему

Ирина Полосинова
Научно-исследовательская работа на тему: «Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint1.pptx1.19 МБ
Файл vystuplenie.docx139.87 КБ
Файл proekt_po_ekologii_2.docx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа на тему: « Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории» Работу выполнила: ученица 10 «А» класса МОУ «СОШ № 2 г.Зеленокумска » Шлоссер Маргаритта Евгеньевна Научные руководители: Дашдемирова Наталья Александровна, учитель химии, Полосинова Ирина Анатольевна, учитель биологии

Слайд 2

Гипотеза : возможно действительно, автотранспорт сильно загрязняет окружающую среду, значит это должно как-то отразиться на ее состоянии. Известно, что растения поглощают вредные продукты сгорания автомобильного топлива. И по содержанию вредных веществ в растениях (например, свинца) можно судить о степени загрязненности воздуха. Объект изучения: территория МОУ «CОШ № 2 г.Зеленокумска ». Предмет исследования: экологическое состояние и санитарно-гигиеническая роль древесно-кустарниковой растительности.

Слайд 3

Цели проекта: -исследование эколого- валеологических условий территории школы; -определение качества состояния окружающей среды по листьям растений. З адачи : 1. Изучить состояние проблемы загрязнения воздуха автотранспортом в нашем городе. 2. Определить уровень загрязнения окружающей среды по наличию свинца в растениях. 3.Определить расположение школы в районе в сравнении с санитарно-гигиеническими требованиями. 4.Определить видовой состав древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории. 5.Рассчитать степень достаточности зелёных насаждений для восстановления кислорода в воздухе пришкольной территории. 6.Оценить экологическое состояние древесно-кустарниковой растительности. 7.Определить степень запыленности территории школы.

Слайд 4

Функции зеленых насаждений Пылезадерживающие свойства Газозащитная роль Ветрозащитная роль Фитонцидное действие Влияние на влажность воздуха

Слайд 5

Практическая часть

Слайд 6

Определение местоположения школы Расстояние от здания школы до, (м) Предприятия Дороги Жилого дома Магазина Детского сада рез-т СН рез-т СН рез-т СН рез-т СН рез-т СН 280 не менее 50 120 25-100 50 не менее 10 140 не менее 50 150 не менее 10

Слайд 7

Количество автомобилей проезжающих около территории школы Тип транспорта Количество за 1 ч. Масса всех газов за час Масса угарных газов за 1 ч. Легковые автомобили 22 916 г 29 г Грузовые автомобили 0 0 0 Автобусы 0 0 0 Дизельные грузовые автомобили 0 0 0 Общее количество 22 916 г 29 г

Слайд 8

Определение запыленности воздуха

Слайд 9

Затем с каждого пакета отобрали по 50 листьев и взвесили их.

Слайд 10

Далее с поверхности каждого листа смыли пыль в проточной воде

Слайд 11

Высушили листья и снова взвесили

Слайд 12

Название контрольного участка Общее количество листов Масса листьев с пылью Масса чистых листьев Масса пыли Обочина дороги 50 13,480 г 8,75 г 4,73 г (35,0%) Стадион 50 12,400 г 10,5 г 1,9 г (15,3%) Вход в здание школы 50 16,600 г 14,5 г 2,1 г (12,35%)

Слайд 13

Определение содержания свинца в листьях растений Каждую навеску растерли в керамической ступке

Слайд 14

П рокипятили на электропечи, чтобы свинец перешел в раствор, охладили его и отфильтровали.

Слайд 15

Определение запыленности территории школы

Слайд 16

Определение запыленности территории школы № п/п Участок территории школы Расстояние от дороги Количество пылевых частиц 1. Обочина дороги 10 м 35 2. Вход в здание школы 140 м 23 3. Стадион 250 м 18

Слайд 18

Видовой состав и количество древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории Деревьев - 206 Кустарников - 300 Количество деревьев средней величины 140. Площадь деревьев и кустарников определяем по периметру кроны по формуле: S = 2πR , где S – площадь π – 3,14 R – радиус кроны. Для определения количества зелёных насаждений на одного учащегося, необходимо, общую площадь зелёных насаждений разделить на общее количество человек в школе. 5508,5 м²: 846=6,5 кв.м .

Слайд 19

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас взрослых деревьев 140. Значит, они обеспечивают кислородом 420 человек. (140 х 3 = 420). В школе 859 учащихся. Определение обеспеченности кислородом школьников растениями пришкольного участка Вывод: Если учесть и все кустарники пришкольного участка - их 300 шт., то с уверенностью можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.

Слайд 20

Выводы: - расположение здания школы в районе города соответствует санитарным нормам; - древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена 24 видами растений –абрикос, береза, тополь бальзамический, сирень венгерская и т.д. - древесных насаждений на территории школы достаточно для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе; - наиболее загрязнёнными пылью являются участки пришкольной территории, лишённые зелёных насаждений – это вход на территорию школы.

Слайд 21

Спасибо за внимание !!!



Предварительный просмотр:

Слайд

Уважаемое жюри и присутствующие, разрешите представить вашему вниманию научно-исследовательскую работу на тему:

«Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории»

Много говорят о загрязнении воздуха автотранспортом. В последние годы количество автотранспорта заметно увеличилось. Почти в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, что создает проблемы в движении (пробки), очень загрязняет воздух вредными выбросами.  Говорят, что образующиеся оксиды азота, окись углерода, метан и фреоны разрушают озоновый слой,  возникает смог и другие негативные последствия.

   Научно-исследовательская работа посвящена определению степени загрязнения воздуха и растений пришкольной территории.

Слайд

Гипотеза: возможно действительно, автотранспорт сильно загрязняет окружающую среду, значит это должно как-то  отразиться на ее состоянии. Известно, что растения  поглощают вредные продукты сгорания автомобильного топлива. И по содержанию вредных веществ в растениях (например, свинца) можно судить о степени загрязненности воздуха.

Объект изучения: территория МОУ «CОШ № 2 г.Зеленокумска».

Предмет исследования: экологическое состояние и санитарно-гигиеническая роль древесно-кустарниковой растительности.

Слайд

Цели проекта:

-исследование эколого-валеологических условий территории школы;

-определение качества состояния окружающей среды по листьям растений

 

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы загрязнения  воздуха автотранспортом в нашем городе.

2. Определить уровень загрязнения окружающей среды по наличию свинца в

растениях.

3.Определить расположение школы в районе в сравнении с санитарно-гигиеническими требованиями.

4.Определить видовой состав древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории.

5.Рассчитать степень достаточности зелёных насаждений для восстановления кислорода  в воздухе пришкольной территории.

6.Оценить экологическое состояние древесно-кустарниковой растительности.

7.Определить степень запыленности территории школы.

       Городская растительность является одним из основных объектов экологического мониторинга. Это объясняется тем, что, с одной стороны - велико её влияние на создание условий среды для жизни человека в городе. С другой стороны - загрязнение воздуха, воды, почвы, прочие негативные факторы воздействуют на растительность, что отражается на её состоянии. Поэтому городские растения, реагируя на условия произрастания, могут служить индикаторами состояния окружающей среды.

      Слайд

Зелёные насаждения являются органической частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции. Эти функции можно подразделить на две большие группы: санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.

Слайд Функции зеленых насаждений

 

Слайд

После изучения теоретического материала,  мы приступили к практике.

Первым делом мы изучили местоположение школы

Школа № 2 расположена в Центральном районе города Зеленокумска. Для определения расположения школы в районе с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до предприятия, дороги, жилого дома, магазина и детского сада. Результаты измерений занесли в таблицу

Расстояние от здания школы до, (м)

Предприятия

Дороги

Жилого

дома

Магазина

Детского

сада

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

рез-т

СН

280

не менее 50

120

25-100

50

не менее 10

140

не менее 50

150

не менее 10

 Как видно из таблицы,  Учитывая   санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно предприятий, дорог, жилых домов и детских садов, можно сказать, что расположение здания школы в районе города соответствует санитарным нормам.

Слайд

Далее

Нами был выбран участок дороги (участок длиной 100 м) прилегающей к школьной территории по улице Семенова. Мы подсчитали количество автомобилей, проезжающих по автодороге в течение 1 часа. Подсчет единиц автотранспорта проводится в присутствии учителя на безопасном расстоянии от автотрассы. Данные занести в таблицу.

Таблица №2

Тип транспорта

Количество за 1 ч.

Масса всех газов за  час

Масса угарных газов за 1 ч.

I участок

Легковые автомобили

22

916 г

29 г

Грузовые автомобили

0

0

0

Автобусы

0

0

0

Дизельные грузовые автомобили

0

0

0

Общее количество

22

916 г

29 г

    Расчёт количества загрязняющих веществ поступающих в атмосферу:

1.) 22 * 30 = 660 г = 0,7 кг (угарного газа поступает в сутки в атмосферу)

2.) 22 * 6 =132 г = 0,1 кг (оксидов азота, соединения свинца, серы и других веществ)

3.) 22 * 1 = 22 кг (выхлопных газов поступает в сутки в атмосферу)

    Справочный материал: Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает 1кг выхлопных газов, в состав которых входит 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединение свинца, серы и другие загрязняющие вещества.

   Как видно из таблицы, что разными видами транспортных средств за час выбрасывается в воздух более 900 г выхлопных газов, в составе которых около 30 гр. угарного газа. Это довольно значительное количество. Ситуация осложняется еще и тем, что вблизи школы расположена автостоянка, которая также является источником загрязнителей, количество которых не учтено в данном эксперименте.

Слайд

Определение запыленности воздуха

      На школьной территории нами были выбраны три контрольных дерева (тополь бальзамический), первое дерево – вход в здания школы (160 м от дороги), второе – стадион (200 м от дороги), третье – около дороги (5 м). На высоте 1,5-2  м с каждого дерева сорвали листья в, поместили их в чистые пакеты.

 Слайд

Затем с каждого пакета отобрали по 50 листьев и взвесили их.

Слайд

Затем с каждого пакета отобрали по 50 листьев и взвесили их.

Слайд Далее с поверхности каждого листа смыли пыль в проточной воде.

Слайд Высушили листья и снова взвесили.

     Полученные результаты занесли в таблицу

Слайд

Название контрольного участка

Общее количество листов

Масса листьев с пылью

Масса чистых листьев

Масса пыли

Обочина дороги

50

13,480 г

8,75 г

4,73 г (35,0%)

Стадион

50

12,400 г

10,5 г

1,9 г (15,3%)

Вход в здание школы

50

16,600 г

14,5 г

2,1 г (12,35%)

  Слайд   Далее мы приступили к определению содержания свинца в листьях растений

  Листья, оставшиеся после предыдущего эксперимента, высушили. Затем   с каждой пробы взяли равные навески листьев. Каждую навеску растерли в керамической ступке.

    Слайд

Для получения вытяжки во все навески добавили строго одинаковое количество спирта и воды,  прокипятили на электропечи, чтобы свинец перешел в раствор, охладили его и  отфильтровали.

  Далее добавили к 3 пробам сульфид натрия. В результате в растворах выпадал черный осадок разной степени концентрации,  соответственно, более или менее  темный у разных проб растительности, в зависимости от удаленности от дороги.

    Пробы, которые были взяты около дороги  наиболее загрязнены  свинцом, чем те,  которые находятся  на значительном расстоянии от дороги – это стадион и вход в здание школы.

Слайд Определение запыленности территории школы

    Для определения пылевого загрязнения разных участков территории школы мы сделали ватно-марлевые «пылеловушки»,  которые немного увлажнили  и укрепили  их на высоте 1,5-2 м от земли.

Слайд

Через 1 час собрали их и подсчитали количество пылевых частиц, осевших на их участки. Результаты подсчётов занесли в таблицу и отразили в диаграмме №1.

Таблица №4

п/п

Участок территории школы

Расстояние от  дороги

Количество пылевых частиц

1.

Обочина дороги

10 м

35

2.

Вход в здание школы

140 м

23

3.

Стадион

250 м

18

Слайд

Диаграмма №1. Запыленность разных участков пришкольной территории

     По данным таблицы №3 и диаграммы №1 можно сказать, что наиболее загрязнённым пылью является участок – вход на территорию школы, который располагается у обочины дороги. Это объясняется отсутствием на данном участке достаточного количества зелёных насаждений, листва которых улавливает и задерживает пыль и, конечно же, нельзя забывать о дороге. Соответственно, наименьшее количество пыли наблюдается на территориях с зелёными насаждениями – вход  в здание школы и стадион.  Результаты определения запыленности пришкольной территории подтвердили роль древесно-кустарниковой растительности в оздоровлении воздуха городской среды.

Видовой состав и количество древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории

   Древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена:

     206 деревьев и 300 кустарника. Количество деревьев средней величины 140.

        В школе  обучаются 859 учащихся. Для того, чтобы определить, какое количество зелёных насаждений приходится на одного учащегося, необходимо определить площадь деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы.

      Площадь деревьев и кустарников определяем по периметру кроны по формуле:

S = 2πR , где S – площадь  π – 3,14  R – радиус кроны.

        Для определения количества зелёных насаждений на одного учащегося, необходимо, общую площадь зелёных насаждений разделить на общее количество человек в школе. 5508,5 м²: 846=6,5 кв.м.

      Вывод: Не вся плотность  посадки  древесно - кустарниковой  растительности на территории СОШ № 2 – соответствует санитарно- гигиеническим нормам.

      По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1 жителя должно приходиться 50 кв.м. зеленых насаждений. Количество зелёных насаждений на одного учащегося нашей школы (6,5 кв.м) не соответствует нормам установленным Всемирной организации здравоохранения.

Определение  обеспеченности кислородом школьников  растениями пришкольного участка

     Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас взрослых деревьев 140. Значит, они обеспечивают кислородом 420 человек.

 (140 х 3 = 420). В школе 859 учащихся.

      Вывод: Если учесть и все кустарники пришкольного участка - их 300 шт., то с уверенностью можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.

      Таким образом, в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, мы ознакомились с разнообразной информацией по теме исследования с помощью литературных источников. Было изучено состояние озеленения пришкольного участка и выяснено его соответствие общепринятым правилам и нормам.

     

Слайд

В ходе исследования получены следующие результаты:

- расположение здания школы в районе города соответствует санитарным нормам;

- древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена 24 видами растений –абрикос, береза, тополь бальзамический, сирень венгерская и т.д.

-  древесных насаждений на территории школы достаточно для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе;

- наиболее загрязнёнными пылью являются участки пришкольной территории, лишённые зелёных насаждений – вход на территорию школы.

        Таким образом, изучение эколого-валеологической роли и экологического состояния растительности пришкольной территории позволяет создать благоустроенные места, уменьшающие отрицательные последствия антропогенной нагрузки города, а специальные мероприятия улучшают состояние зелёных насаждений.

Слайд

Доклад окончен. Спасибо за внимание!!!

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Презентация учащихся . Исследовательская работа по теме "Химическое загрязнение окружающей среды. Парниковый эффект"

Изучив литературные источники, обучающиеся создали модель "парникового эффекта" и изучили его сущность....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Исследовательская работа на тему "Проблемы загрязнения поселка Боровой".

Ученица 5-го класса провела исследование проблемы загрязнения территории поселка Боровой....

Исследовательская работа на тему " Влияние разведения костров на почву и рост растений"

Исследовательская работа на тему " Влияние разведения костров на почву и рост растения"...