Программа по опытно-экспериментальной работе
рабочая программа на тему

В прграмме раскрывается работа учреждения по внедрению индивидуально-дифференцированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pooer.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Управление образования администрации Эжвинского района

Муниципального образования городского округа «Сыктывкара».

Программа по опытно-экспериментальной деятельности

Муниципального дошкольного образовательного учреждения-

 "Центра развития ребенка - детского сада № 98"

(Сроки реализации 2006-2011 гг.)

               

Учитель-дефектолог                         Морозова Ирина Геннадьевна

Сыктывкар

2007

        

Содержание:

I. Пояснительная записка

3

II. Организация  опытно-экспериментальной деятельности Центра

5

Актуальность опытно- экспериментальной работы

5

Концептуальные основы опытно-экспериментальной программы

7

Содержание (основные направления программы)

11

Законодательно-нормативное обеспечение программы

12

Принципы построения  программы

13

Новизна программы и  практическая значимость

14

Прогнозирование эксперимента

15

Предполагаемые результаты внедрения опытно- экспериментальной работы

16

Критерии оценки ожидаемых результатов

17

Материально-техническое обеспечение программы

17

Ресурсные возможности Центра

18

Работа с кадрами

18

Стимулирование участников опытно- экспериментальной работы

19

Связь с социумом по вопросам ведения эксперимента

20

III. Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной деятельности «Центра развития ребенка – детского сада  № 98»

22

Содержание работы научно-методической службы

23

Основные направления деятельности научно-методической службы

23

IV.  Этапы реализации программы

27

V. Список используемой литературы

34

VI. Приложения

36

           

 

 


  1. Пояснительная записка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 98» управления образования администрации Эжвинского района муниципального образования  городского округа «Сыктывкар».

        Адрес: 167026, г.Сыктывкар, ул. Маяковского 7 «а».

        Тел/факс: 66-59-26, тел. 62-54-01.

        E-mail childgarden 98@rambler . ru  

        

Детский сад № 98 сдан в эксплуатацию в 1978 году. С 2002 года функционирует как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 98» с приоритетным осуществлением физического и психического развития, коррекции оздоровления всех воспитанников.

В режиме инновационной деятельности образовательное учреждение -  «Центр развития ребенка - детский сада №98» работает с 2002 г. За этот период проведен подготовительный этап инновационно-методической работы, проанализированы ресурсы «Центра», его кадровый и экономический потенциал, проведена консультативная работа с рядом научных учреждений: Коми республиканским институтом развития образования и переподготовки кадров, Республиканским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Образование и здоровье»,  Коми республиканским экологическим центром дополнительного образования, Центром лечебной педагогики  г. Москвы,  Центром лечебной педагогики  г. Великий Новгород, реабилитационным оздоровительным центром детской поликлиники № 3 г. Сыктывкара.

В  октябре 2006г. заключен договор с «Коми республиканским институтом развития образования и переподготовки кадров» об организации на базе Центра опорно-методической площадки.

Научно-методической службой центра разработана «Коррекционно-оздоровительная программа «Центра развития ребенка - детского сада №98» «Здоровые дети»», реализация программы завершена, разработана и внедряется программа «Здоровые дети – будущее России» (2006-2011 г.г.).

В рамках инновационной опытно – экспериментальной деятельности творческими группами педагогов – экспериментаторов разработаны и внедряются авторские подпрограммы:

  • «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на основе развития осязания и мелкой моторики» (Мазуренко И.З., Туголукова Е.П.,  Зизганова Е.И.);
  • «Интеграция и социализация детей с особым развитием в группы сверстников» (Тимкина Т.А., Морозова И.Г.);
  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения на основе индивидуально-дифференцированного подхода» (Леонова Е.Б.);
  • «Использование «Ритмической мозаики» А.И.Бурениной в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» (Лодыгина Н.В.);
  • «Учет ведущей сенсорно-перцептивной модальности в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова» (Моровова О.А., Шиян М.И);
  • Методическое пособие  «Подвижные игры»  (Леонова Е.Б.);
  • «Развитие мелкой моторики и сенсорики детей с ОНР через изобразительную деятельность с учетом индивидуально-дифференцированного подхода»  (Юрганова Т..К.);
  • Организация работы с родителями в группах с нарушением зрения                                (Полина Н.А.).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГРАММ ЦЕНТРА


  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности Центра

1. Актуальность опытно- экспериментальной работы

Для выявления затруднений коррекционно-развивающего оздоровления и обучения было проведено комплексное пролонгированное анкетирование, анализ и ранжирование уровня и содержания методической коррекционно-развивающей работы в Центре за предшествующие два года, которое обозначило следующие проблемы:

  •  I проблема - для детей с низким уровнем развития реализуемые в центре программы обучения и воспитания не соответствуют реальным возможностям воспитанника. Т.о. имеется необходимость в адаптации программ к возможностям каждого ребенка.
  •  II проблема - коррекционно–развивающую работу педагоги строят с учетом уровневой  дифференциации воспитанников по знаниям, умениям и навыкам, а  так же учитывают специфику заболевания, однако не отводят должного внимания индивидуально – типологическим особенностям детей,  особенностям функционирования их  репрезентативных систем.
  •  III проблема - отсутствует готовая технология индивидуально–дифференцированного подхода в обучении и оздоровлении воспитанников с обычными и особыми потребностями в развитии (нарушением зрения и с общим недоразвитием речи).
  •  IV проблема – вызвана различной степенью готовности воспитанников к обучению и оздоровлению и обусловлена тяжестью заболевания, сопутствующими вторичными отклонениями нервно-психической деятельности; сохранными функциями и возможностями мозга. Следовательно, в дальнейшей экспериментальной работе необходимо максимальное использование резервных возможностей нарушенных функций и пораженных анализаторов каждого ребенка с учетом этиологии, патогенеза и клинического диагноза.
  •  V проблема - вызвана отсутствием фактологического материала, отражающего степень влияния анамнеза, диагноза, вторичных дефектов и качества их влияния на психо-физическое развитие ребенка.

В практической педагогике, по–прежнему, основной целью педагогических усилий  остается формирование определенного программного объема знаний, умений и навыков, противоречащее развитию индивидуальности и приводящее к выравниванию возможностей детей. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозиться, и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети же с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. В обоих случаях это приводит к появлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, невротизация, застенчивость, постоянная неудовлетворенность собой и др.

Важной причиной такого положения является то, что до сих пор фактически не существует целостного научного исследования, определяющего технологию внедрения индивидуального подхода в дошкольное учреждение, где наряду с обычными группами функционируют коррекционные группы для детей с общим недоразвитием речи и группы для детей с нарушением зрения, хотя проблема индивидуального подхода имеет длительную историю изучения.

Анализируя выделенные проблемы, мы пришли к  выводу, что наиболее актуальной приоритетной проблемой в коррекционно-оздоровительной работе с воспитанниками для нашего Центра является - совершенствование коррекционно-развивающего обучения и оздоровления воспитанников на основе индивидуально – дифференцированного подхода как средства преодоления несоответствия между требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными возможностями воспитанников.

2.   Концептуальные основы опытно-экспериментальной                                                                                                                                                                                               программы

Одной из наиболее обсуждаемых за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуально–дифференцированного подхода в воспитании, обучении  и  коррекции воспитанников.  Развитие гуманистических начал в российском обществе требует от образования обеспечение условий для самоопределения личности сообразно её психофизическим возможностям на всех этапах обучения.

 Методологическая основа концепции. (Научные предпосылки эксперимента).

Рассматривая дошкольный возраст как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром, мы акцентрируем внимание на ведущих факторах и условиях персоногенеза (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Д.Б.Эльконин): новообразованиях возраста (литического и критического периодов), ведущем виде деятельности и общения.

К таким факторам относятся:

  • возраст ребенка,
  • половая принадлежность,
  • уровень  физического развития ребенка и  состояние здоровья,
  • психические особенности (уровень развития памяти, внимания и т.д.),  
  • индивидуальные особенности (задатки, интересы, склонности, способности), генетические особенности;
  • типологические особенности (темперамент, характер);
  • психическое здоровье ребенка (чувство защищенности, доверие к миру,        ценность личности «Я – концепция»);
  • базис личностной культуры ребенка, уровень развития культуры рефлексии ребенка (анализ собственных действий и поведения, установление связей и причин);
  • уровень сформированности знаний, умений и навыков,
  • ориентация на зону ближайшего развития, (обеспечение доступного уровня трудности, построение индивидуальных зон личностного развития).

Все эти индивидуально-типологические особенности развития должны учитывать педагоги в работе с каждым конкретным воспитанником, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, который в настоящем экспериментальном исследовании рассматривается как осознание неповторимости и уникальности личности каждого воспитанника, всемерная поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация на своеобразие его потенциальных способностей.

Поэтому основным направлением нашей опытно – экспериментальной работы является практическое определение путей решения этой проблемы.

        В основу эксперимента положены современные концепции индивидуализации и развития личности ребенка (А.В. Запорожца концепция амплификации,  Л.С. Выготского,  А.А. Венгера,  М. Монтессори,  Р. Штайнера).

        В качестве теоретических методов исследования будут использоваться: анализ психолого-педагогической литературы; моделирование процесса коррекционно-развивающего обучения с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подход.

        Эмпирическими методами будут: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, анализ документации, планов, статистическая обработка полученных данных), проведение диагностических процедур, анализ сложившегося опыта коррекционно-развивающего обучения и оздоровления детей.

При планировании и проведении опытно-экспериментальной работы с воспитанниками педагогам важно придерживаться следующих положений:

  •   исходя из соблюдений прав ребенка, закрепленных в «Конвенции о правах ребенка», максимально стремиться к реализации права на образование, направленное, прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, положительной уникальной неповторимости каждого воспитанника, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей индивидуальности;
  •   создавать для воспитанника атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности (состояние радости, спокойствия, раскованности), стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

При разработке специальной опытно-экспериментальной методики необходимо:

  • опираться на общие  и специфические закономерности возрастного развития, как в норме, так  и при отклонениях;
  • соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению;
  • использовать особые приемы и методики индивидуально-дифференцированного подхода с опорой на различные виды деятельности:  предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;
  • основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития.

При проведении ОЭР необходимо научно-практическое обоснование каждого вида занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных, интеллектуальных возможностей и особенностей каждого  воспитанника, дифференцированного использования различных видов игр ( дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инсценировок, музыкально-ритмических и др).

 В связи с выявлением актуальных проблем и основных направлений корекционно-оздоровительной деятельности, можно определить общие цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

Тема работы: «Интенсификация коррекционно-развивающего оздоровления и обучения воспитанников с опорой на индивидуально-дифференцированный подход».

Цель: Создание модели индивидуализированного и дифференцированного коррекционно-развивающего оздоровления и обучения воспитанников.

Реализация цели возможна через решение задач:  

Административных:

  • провести диагностику исходной ситуации, выделить существующие проблемы, осуществить поиск идей  модернизации оздоровления и обучения воспитанников;
  • создать нормативно-правовую базу ведения эксперимента:
  • внести изменения в Устав Центра,
  • разработать Положение об организации опытно-экспериментальной работы в Центре,
  • разработать Положение о материальном стимулировании работников Центра,
  • разработать Положение о научно-методическом совете Центра,
  • внести изменения в локальные акты Центра;
  • обеспечить научное  сопровождение экспериментальной работы посредством консультаций с курирующими научно-исследовательскими институтами;
  • создать и апробировать работу новой модели методической службы: научно-методического совета, творческих групп педагогов-новаторов;
  • разработать мониторинговое сопровождение  эксперимента;
  • выявить источники дополнительных ресурсов для реализации экспериментальной деятельности (участие в проектах, грантах); 
  • совершенствовать методическое и материально-техническое оснащение экспериментального процесса: компьютерных программ для лечения детей с нарушением зрения, логопедического оборудования, видеосопровождения детей с особым развитием;
  • создать условия для профессионального роста педагогического коллектива, обеспечивающее систематическое непрерывное совершенствование и обновление знаний, повышения уровня профессиональной компетентности;
  •  включить родителей в экспериментальное пространство как равноправных субъектов;
  • организовать социальное партнерство с заинтересованными организациями науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д. 

Педагогических: 

  • выработать систему эффективных форм и методов коррекционно-развивающей оздоровительной и образовательной работы с воспитанниками, обеспечивающей индивидуально-дифференцированный подход; охарактеризовать факторы и определить обобщенные механизмы такого подхода;
  •  выявить условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода на примере экспериментальной деятельности творческих групп педагогов – новаторов;
  • разработать и выявить методы мотивации родителей, привлечения их к участию в экспериментальном процессе, планированию «Индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка».

Экспериментальных: 

  • экспериментально апробировать эффективность технологий и программ (в т.ч. авторских), методик и приемов, используемых в коррекционном дошкольном образовании;
  •  моделировать собственный педагогический опыт, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных экспериментальных  достижений;
  • выработать на основе мониторинга опытно-экспериментальной деятельности универсальную модель коррекционно-развивающего оздоровления и обучения воспитанников через использование новых форм, методов, направлений и средств индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса;
  • обобщить и распространить накопленный опыт работы через участие в конференциях различного уровня, мастер-классах, семинарах-брифингах,  публикациях;
  • использовать интернет–технологии для распространения накопленного опыта работы. Создать сайт Центра для развития  тьюторства, как механизма непрерывного профессионального образования педагогов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Объект исследования: механизм интенсификации коррекционно-развивающего оздоровления и обучения.

Предмет исследования: Технология индивидуализации и дифференциации личностно-ориентированного коррекционно-развивающего оздоровления и обучения.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что если единый коррекционно-образовательный и оздоровительный процесс, основой которого являются общечеловеческие ценности, построить на идее индивидуально-дифференцированного подхода, признавая в каждом ребенке уникальную, неповторимую личность; учитывая все совокупности его внутреннего мира и особенности развития здоровья и психических функций, его задатков, склонностей, способностей, интересов, индивидуальных, психологических и типологических особенностей и возможностей, то можно будет создать эффективную модель индивидуализированного и дифференцированного  коррекционно-развивающего обучения и оздоровления, предусматривающую применение новаторских технологий и методик, авторских программ. 

Это позволит во-первых, повысить эффективность коррекционного процесса, его качества в вопросах оздоровления, обучения и воспитания детей и, как следствие, обеспечит «зрелый» уровень готовности воспитанников к школьному обучению, во-вторых, даст возможность развиваться индивидуальному своеобразию личности воспитанника, обусловленного природой, в-третьих, создаст комфортные условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

  1. Содержание (основные направления программы)

  Практическое выделение проблем позволило определить инновационные преобразования  в содержании деятельности Центра, которые должны произойти в следующих направлениях:

усовершенствование адаптивно – организационной модели управления инновационной деятельностью

 •     ориентация на конечный результат,

 • организация деятельности научно-методического совета, экспериментальных группы педагогов-новаторов;

 корректировка и обновление содержания коррекционно-оздоровительного и воспитательно-образовательного процессов 

•  Организация работы опытно-экспериментальной площадки по апробации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного коррекционно-развивающего оздоровления и обучения,

Создание системы отслеживания результатов эксперимента (психолого-педагогический мониторинг),

•    Подготовка и экспериментальная проверка авторских программ, разработок, методических рекомендаций.

 усиление роли  научно-методической службы в работе с кадрами

  • Проведение экспериментального исследования (методика Н.А.Эверт) профессиональной компетентности и личностных качеств, потребностей и ресурсов каждого педагога,
  • Разработка на основе результатов эксперимента дифференцированной  модели повышения квалификации и обучения педагогических кадров;

     пополнение      материально-технического  обеспечения образовательного, воспитательного, оздоровительного процесса

   пополнение материально – технической базы, способствующей ведение эксперимента,                                   

   совершенствование предметно – развивающей среды как основы индивидуально – дифференцированного подхода к воспитаннику;

        осуществление взаимодействия с родителями

•  включение родителей в экспериментальное пространство как равноправных субъектов;

     осуществление социального  партнерства

•  заключение договоров о сотрудничестве с институтами в области опытно-экспериментальной работы Центра,

•   осуществление  сетевого взаимодействия с заинтересованными          организациями науки, образования, культуры, здравоохранения по ведению эксперимента.

  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных образовательных учреждений по направлению «здоровьесберегающие технологии». Опубликовано в сборнике приказов и инструкций Министерства образования и науке Российской Федерации «Вестник образования России», № 19, октябрь 2002 г., с. 47-50.
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». Опубликовано в сборнике приказов и инструкций Министерства образования и науке Российской Федерации «Вестник образования России», № 17, сентябрь 2003 г., с. 53-65.
  4. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 31 мая 2002 года № 176/2071 //Официальные документы в образовании. –2002. – №20.– С. 3-6.
  5. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1 //Официальные документы в образовании. –2001. – № 10. – С. 9–11.
  6. «Санитарные нормы для образовательных учреждений», изданный в 3-х частях в издательстве «Образование в документах» в 2004 г. (серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования»).
  7. Целевая программа «Дети Эжвинского района 2004-2006гг.», принятая на сессии МО Эжвинского района г. Сыктывкара 12.11.2003г., подпрограмма «Здоровый ребенок».
  8. Устав «Центра развития ребенка – детского сада № 98».
  1. Принципы построения  программы

  1.   Новизна программы и  практическая значимость состоит:

  •   Создается модель индивидуального и дифференцированного подхода в дошкольном учреждении, где наряду с обычными группами функционируют коррекционные группы для детей с нарушением зрения и общим недоразвитием речи;
  •  Данная проблема рассматривается во взаимодействии всех субъектов  коррекционно – развивающего оздоровления и обучения воспитанников;
  •   ОЭР строится с учетом своеобразия развития индивидуума с определением зоны «актуального» и «ближайшего» развития; осознанием неповторимости и уникальности личности каждого воспитанника, всемерной поддержке его индивидуальных потребностей и интересов;
  •   В использовании диагностического инструментария, соответствующего Международной классификации, позволяющего отслеживать мельчайшие «приращения» в динамике развития воспитанников.
  •   Получены данные о результатах комплексных педагогических воздействий на психическое и физическое развитие воспитанников с функциональными нарушениями;
  •   Созданная в ходе экспериментальной работы модель может транслироваться в дошкольные учреждения, заинтересованные в реализации исследуемой проблемы.

  1.   Прогнозирование эксперимента

По результатам мониторинга исходного состояния  мы определили следующие ресурсные дефициты:

•        Сложное положение с кадрами, сложившееся в последнее время (дефицит, старение кадров, недостаточный приток молодых специалистов, низкий статус профессии в обществе, высокий уровень «психического выгорания» и т.д.) не дают возможность осуществить конкурсный отбор педагогов в коррекционное учреждение.

• 16% педагогов, с точки зрения мотивационной готовности и уровня профессионализма, не готовы к участию в экспериментальной работе - не получая морального и материального поощрения, могут стать возможным источником напряжённости в коллективе.

•        Обнаружена проблема ригидности некоторых педагогов к обучению.

        Ожидаемые ограничения: отсутствие конкурсного набора педагогических кадров (из-за социальных условий), недостаточная их психолого-педагогическая  подготовка, недостаточное научно-методическое обеспечение экспериментальной работы (технологиями, программами, методическими рекомендациями), инертность мышления отдельных педагогов, низкий образовательный, культурный уровень части родителей воспитанников, отсутствие навыков самостоятельной  учебной работы и самообразования.

Механизм компенсирования ограничений: привлечение внебюджетных средств, внедрение платных образовательных услуг для создания фонда развития материально-технической базы, создание стимулирующих условий для привлечения творческих работников, пополнение научно-методического обеспечения, развития связей с КРИРОиПК и Московским институтом коррекции,  другими заинтересованными в данной проблеме учреждениями.

  1.   Предполагаемые результаты внедрения ОЭР:

Ожидаемые результаты эксперимента можно разделить на группы – педагогические и собственно результат экспериментирования.

В педагогических результатах выделяем:

Усовершенствованный коррекционно-оздоровительный процесс, в ходе эксперимента, позволит

воспитаннику:

  • чувствовать себя психологически защищенными;
  • получать устойчивые, положительные «приращения» в динамике развития и оздоровления каждого воспитанника;
  • индивидуальная направленность обучения и оздоровления обеспечит раскрытие ресурсов и способностей каждого воспитанника, что позволит максимально приблизить соответствие результатов оздоровления и обучения к возможностям каждого ребенка;
  • дети с особым развитием получат возможность интегрироваться в обычные и  коррекционные группы, что приведет к ранней социализации таких детей;

педагогу:

  • овладеть новыми формами и методами изучения личности ребенка;
  • овладеть приемами дифференциации оздоровительной и коррекционной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • повысить мастерство педагогов при разумных затратах времени, экономичности усилий, средств на методическую, экспериментальную работу и самообразование.

Собственно результаты экспериментирования:

  • cсоздание новой системы управления коррекционно-образовательным процессом через научно – методический совет, работу экспериментальных групп педагогов - новаторов;
  • положительные результаты в динамике развития и коррекции детей, без перегрузок детей и педагогов;
  • наработка и апробация методических продуктов: программ, методик, диагностик, методических рекомендаций, видеофильмов;
  • пополнение методического кабинета соответствующей научно-практической литературой по вопросам коррекции и методическими пособиями;
  • создание портфолио ОЭР, состоящего:  
  • реестра методического обеспечения программы по ОЭР;
  • каталога электронных материалов, тезисов и докладов по ОЭР;
  • каталога электронных материалов по публикациям в СМИ;
  • фильмотеки;
  • каталога методических рекомендаций.

Главным результатом эксперимента станет:

Создание универсальной модели коррекционно-развивающего оздоровления и обучения через использование новых форм, методов, направлений и средств индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.

  1.   Критерии оценки ожидаемых результатов.

                Результат эксперимента можно будет оценивать по следующим критериям:

повышение качества психического и физического здоровья детей через показатели:

  • повышение уровня овладения знаниями, умениями и навыками по основным разделам реализуемых общеобразовательных программ,
  • наблюдение качественных положительных «приращений» в динамике развития каждого воспитанника,
  • плавный переход воспитанников с более «низкого» уровня на более «высокий» уровень развития,
  • снижение заболеваемости;

        соответствие результатов коррекционно-развивающего обучения   зоне «ближайшего» развития ребенка и темпа обучения - индивидуальным возможностям ребенка;

рост творческой активности и компетентности педагогов:

  • наработка методических продуктов,
  • апробация авторских программ, методик, технологий;

        участие педагогов с обобщенным опытом работы в международных, российских, республиканских конференциях, мастер – классах и т.д. ;

активное распространение обобщенного опыта работы в СМИ: периодических изданиях, телесессиях и т.д.

  1.    Материально-техническое обеспечение программы.

Включает необходимые помещения: функционируют два зала (для музыкальных и физкультурных занятий, кабинет лечебной физкультуры, два кабинета учителей-логопедов, три кабинета тифлопедагогов, кабинет педагога-психолога, кабинеты инструктора по физвоспитанию и музыкальных руководителей, изостудия).

  •  Методическое обеспечение включает:
  • методические пособия и литературу по вопросам эксперимента,
  • подготовку развернутой программы ОЭР,
  • индивидуальные теоретические продукты по технологиям ОЭР,
  • подготовку всех необходимых дидактических материалов и диагностических методов,
  • наполнение наглядного материала, необходимого для актуализации методических знаний в опытно-экспериментальной работе.
  •    Привлечение внебюджетных средств окружающего социума  на развитие "Центра семейного досуга и общественной жизни" от общественных фондов, организаций и физических лиц через:    
  • спонсорство;
  • инвестиции проектов и программ;
  • благотворительные фонды;
  • получение грандов от общественных организаций;
  • попечительские советы различных уровней.
  • Оснащение экспериментального процесса: компьютерными программами для лечения детей с нарушением зрения, логопедическим оборудованием, видеосопровождением воспитанников с особым развитием.
  •     Открытие  Интернет - сайта для более быстрого обмена информацией о потребностях и запросах социальных партнеров.

  1.   Ресурсные возможности Центра.

Численность сотрудников, имеющих высшую квалификационную категорию - 13 педагогов, организована работа научно-методического совета, творческих групп педагогов-экспериментаторов. Наличие узких специалистов - логопедов, тифлопедагогов, медицинского персонала позволяет расширить рамки ведения эксперимента

. Налажены тесные связи с научными учреждениями (КРИРОиПК г. Сыктывкара, Центром лечебной педагогики г, Москвы и т.д.), кооперированный контакт с другими ДОУ по внедрению инноваций.

  1.    Работа с кадрами.

Одной из приоритетных проблем для поэтапной реализации опытно-экспериментальной деятельности является усиление роли методической службы в обучении педагогов и повышении профессионализма в вопросах опытно-экспериментальной работы.

Цель:   развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации индивидуально-дифференцированного подхода в опытно-экспериментальной деятельности, повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.

Задачи:

  • провести экспериментальное исследование по методике Н.А. Эверт, Н.В. Немовой профессиональной компетентности и личностных качеств, потребностей и ресурсов каждого педагога;
  • вызвать интерес к инновационной деятельности и способствовать осознанию ее необходимости;
  • проанализировать трудности и проблемы взаимодействия педагогов с воспитанниками  в соответствии с  требованиями индивидуально-дифференцированого подхода,  выявить причины трудностей, определить их характер;
  • обеспечить целенаправленную и планомерную учебу педагогических кадров, направленную на  повышение профессионального и педагогического мастерства, качественного творческого роста в вопросах ОЭР;
  • стимулировать самообразование педагогов как целенаправленную, систематическую деятельность, которая обеспечивает индивидуальный путь развития профмастерства и личностных качеств педагога;
  • оказать научно-методическую помощь в разработке и реализации  авторских   программ по ОЭ деятельности;
  •  формировать  и развивать индивидуально-неповторимую систему педагогической деятельности конкретного педагога; развивать базовые способности  личности каждого педагога;
  •  стимулировать обобщение и распространение опыта работы через участие педагогов в научно-практических конференциях, мастер-классах; публикациях в СМИ;
  • разработать  Положение о материальной и моральной стимуляции работников, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.

  1. Стимулирование участников ОЭР.

Подготовить документы  по итогам опытно-экспериментальной работы на повышение разрядов для педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Разработать Положение о материальной и моральной стимуляции работников занимающихся ОЭР, где предусматривается дополнительная оплата за поисковый режим работы – 15% к окладу.

Представление к награждению грамотами, званием «Отличник народного образования» и т.д.

Обобщение и распространение передового опыта на уровне города, области, республики, публикации в газетах, журналах и т.д.

Интеграция и координация специалистов в рамках

 опытно-экспериментальной работы.

Интеграция и координация специалистов Центра в рамках экспериментальной работы лежит в основе поисково- исследовательской деятельности коллектива.

Имеет цель выстроить общую схему взаимодействия специалистов на всех этапах экспериментальной работы:

  • на общедидактическом уровне (развитие личности ребенка) и специальной цели (формирование личности воспитанника сообразно её психофизическим возможностям на всех этапах обучения);
  • на уровне тематики и реализуемого содержания: каждый специалист средствами своего предмета закрепляет и расширяет опыт ребенка;
  • на уровне технологии: каждый специалист осуществляет свою деятельность по коррекционному оздоровлению, развитию и обучению воспитанников на межпредметной и междеятельностной основе, т.е. добивается выполнения программы с опорой на работу других субъектов экспериментального процесса.

14.  Связь с социумом по вопросам ведения эксперимента.

Обогащение содержания деятельности Центра по сотрудничеству с окружающим социумом в рамках опытно-экспериментальной деятельности мы видим в установлении связи с заинтересованными учреждениями по исследуемой проблеме:

  • научными, медицинскими учреждениями по охране жизни и здоровья воспитанников  (детская поликлиника Эжвинского района, Центр реабилитации детской поликлиники  №3 г. Сыктывкара, детской республиканской больницей,  реабилитационно-оздоровительным  центром Эжвинского района);
  • учреждениями науки и образования по экспериментальной деятельности и апробации авторских программ, по обмену опытом работы, публикациям КРИРОиПК кафедра «Здоровьесбережения»; Институт коррекционной педагогики г. Москвы, Центр лечебной педагогики г. Москвы, КГПи, Педколледж №2, Коми республиканский экологический центр дополнительного образования, общеобразовательная школа № 27;
  • учреждениями культуры – по эстетическому воспитанию дошкольников и родителей (Музей им. Дьяконова, библиотека «Алый парус», Эжвинские художественная и музыкальная школы, Центр национальных культур Эжвинского района).

Главными  системными свойствами взаимосвязи и информационно-энергетического обмена опытно-экспериментального пространства Центра и окружающей среды с её духовными и материальными ценностями на основе взаимовыгодного сотрудничества являются: открытость, целенаправленность, адаптивность, функциональность.

Обратная связь позволяет сравнивать желаемый результат ОЭР (выход) с реальным, фиксировать различие, оценивать его, вырабатывать решение, соотносящееся с установленным различием, определять степень вмешательства в систему Центра и воздействия на неё с целью сближения реального состояния с желаемым, идеальным результатом.

Предложения по распространению результатов эксперимента.

        Модель коррекционно-развивающего оздоровления и обучения с опорой на индивидуально-дифференцированный подход может быть востребована в ДОУ, ЦРР любой категории, желающих проводить системную комплексную коррекционно-развивающую работу с воспитанниками.

        Апробированные и создаваемые авторские программы, технологии и методики могут быть полезны для  обычных, специализированных и коррекционных образовательных учреждений.

Результаты эксперимента могут стать основанием для подтверждения аттестации Центра развития ребенка.

        Авторский коллектив оставляет за собой право вносить изменения в отдельные элементы программы и экспериментальную работу в целом.


III. Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной деятельности

«Центра развития ребенка – детского сада  № 98».

                                                                               

КРИРОиПК г. Сыктывкара

научный руководитель к.б.н., зав.кафедрой ЗСТ

Марина Анатольевна Яковлева

                                                                           

Научно-методический координирующий совет

                                                                                                                           

                                                       

Научно-

методическая

сектор

(руководство

ОЭР)

(Руководитель – Т.А. Тимикна)

Учебный

сектор

(подготовка

педагогов к

участию в ОЭР)

(Руководитель  М.А. Яковлева)

Опытно-

экспериментальный

сектор

(проведение О.Э.Р.)

(Руководитель –

И.Г . Морозова)

Контрольно-

диагностический

сектор

(Руководитель – И.Г . Морозова)

                                                                                           

 


                               

  1. Содержание работы научно-методической службы.

Первый компонент: Формирование актива ОЭР, подготовка и  учеба педагогов, становление творческого потенциала на основе свободного развития.

Второй компонент: Создание плана работы и положения о деятельности научно-методической службы, заключение договоров о сотрудничестве с институтами в опытно-экспериментальной работе.

 Третий компонент: Организация работы опытно-        экспериментальной площадки по апробации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного коррекционно-развивающего обучения.

Четвертый компонент: Создание системы отслеживания результатов эксперимента (психолого-педагогический мониторинг).

Пятый компонент: Целенаправленная и планомерная учеба педагогических кадров.

  1. Основные направления деятельности научно-методической службы.

Научно-методический сектор.

Функции:

  • изучение информационных потребностей педагогических кадров учреждения с целью эффективного формирования информационного массива и баз данных содержательного и справочного характера;
  • сбор, обработка педагогической информации, ее классификация, хранение, предоставление информации, необходимой потребителю, ее распространение. Работа над созданием «Информационного банка идей и проблем по ОЭР»;
  • оказание помощи педагогам в проведении опытно-экспериментальной работы;
  • издание информационно-методических материалов, оформление и тиражирование опыта работы по внедрению индивидуально-дифференцированного коррекционного оздоровления и обучения; оказание помощи в публикации накопленного опыта работы;
  • создание новой модели коррекционно-развивающего оздоровления и обучения через проведение научно-обоснованного и методически обеспеченного эксперимента.
  •  определение перспектив ЦРР в новой социальной педагогической ситуации развития;
  • подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование.

Задачи:

  • Разработать банк идей по личностно-ориентированному и индивидуально-дифференцированному коррекционно-развивающему обучению на основе проработки методической литературы, журналов, газет.
  • Проанализировать имеющийся опыт по этому вопросу из передовой педагогической практики.
  • Проанализировать собственный профессиональный опыт, интуицию, практическое и педагогическое мышление, собственное творчество (т.е. личное продуцирование) по вопросу интенсификации коррекционно-развивающего обучения.
  • Модифицировать учебные планы – перераспределить учебный материал и изменить темп его прохождения с учетом общих специфических и индивидуальных особенностей развития воспитанников с патологией в здоровье.
  • Подготовить управленческое решение о ходе эксперимента, рецензирование.

Опытно-экспериментальный сектор.

Функции:

  • организация проведения опытно-экспериментальной работы;
  •   формирование каталогов научных статей, книг, сборников по проблеме опытно-экспериментальной работы;
  •  поиск, отбор и систематизация программного содержания, форм организации, методов и приемов коррекционной  работы с детьми в ОЭ деятельности;
  •  модернизация практикуемого индивидуально-дифференцированного подхода в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком материала – обеспечением доступного уровня трудностей, с учетом задатков, склонностей, способностей, интересов, психологических, типологических и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Задачи:

  • Апробация авторских коррекционно-развивающих технологий, разработок.
  • Обеспечить диалогичность и диатроптичность коррекционно-образовательного процесса (обогатить функции, содержание, средства, методы, формы коррекционного процесса; оптимизировать взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса на уровне субъект-субъектных отношений).
  • Развить культуру рефлексии воспитанника, направленную на анализ собственных действий и поведения, установить связи и причины в различных проблемных ситуациях, создать собственную «Я концепцию», спроектировать индивидуальное пространство развития ребенка.
  • Дифференцировать коррекционное образование с опорой на зону ближайшего и актуального развития ребенка.
  • Исследовать и апробировать педагогами новую технологию «уровневой дифференциации», как способ активизации коррекционно-образовательного процесса.
  • Расширить структуру индивидуального сопровождения ребенка:
  • Коррекционно-медико-валеологического;
  • Социально-педагогического;
  • Психологического;
  • Коррекционно-педагогического.
  • Дальнейшая практическая апробация и модернизация педагогами:
  • «Индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка»;
  • «Индивидуальных карт развития зрительного восприятия» (для детей с нарушением зрения);
  • «Индивидуальных карт развития речи» (для детей с ОНР);

 Адаптация методик индивидуально-подгруппового обучения и коррекции отклонений в развитиивоспитанников.

  • Преодоление вторичных отклонений в развитии психических процессов.
  • Обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода видов деятельности (методика амплификации А.В.Запорожца).

Учебный сектор

Функции:

  • определение потребностей педагогов;
  • определение ресурсов на обучение;
  • составление плана и программ обучения педагогов;
  • организация и проведение целенаправленной и планомерной учебы педагогических кадров, обеспечивающей возможность оперативного удовлетворения педагогических потребностей; восполнение недостающих теоретических и практических знаний; проведение семинаров, научно-практических конференций, брифингов и т. д;
  • методическая помощь педагогам в разработке авторских программ, мероприятий, занятий и так далее.
  • ознакомление педагогических работников с новыми программами, педагогическими технологиями;
  • реализация учебных планов и программ по обучению педагогов;

Контрольно-диагностический сектор

Функции:

  • диагностика профессиональных потребностей педагогических кадров;
  • анализ результатов коррекционно-развивающей и опытно-экспериментальной работы; разработка предложений по улучшению педагогической деятельности;
  • проведение и организация мониторинга эксперимента.
  • анализ уровня синхронизации деятельности параллельных служб (медицинского персонала, педагогов, психолога) в опытно-экспериментальной работе.
  • анализ компетентности диагностик, используемых в опытно-экспериментальной деятельности (соответствие Госстандарту).
  • анализ результатов обобщения опытно-экспериментальной деятельности, подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов для широкого освоения новшеств.

Задачи:

  • Проанализировать  уровень синхронизации деятельности параллельных служб (медицинского персонала, педагогов, психолога) в опытно-экспериментальной работе.
  • Проанализировать компетентность диагностик, используемых в опытно-экспериментальной деятельности (соответствие Госстандарту).
  • Проанализировать результаты обобщения опытно-экспериментальной деятельности, подготовить методические рекомендации и сопроводительные документы для широкого освоения новшеств.


IV. Этапы реализации программы.              

Сроки эксперимента

  1. Теоретический этап 2005 – 2006уч. гг.

        Цель: 

Создать единое опытно-экспериментальное пространство, обеспечивающее поиск педагогами новых форм, методов, направлений и средств индивидуализации и дифференциации  коррекционно-оздоровительного процесса

        Задачи:

  1. Провести диагностику и анализ исходной ситуации путем анкетирования и наблюдения за деятельностью педагогов (образовательных и информационных проблем  и потребностей педагогов в организации коррекционно-оздоровительного и образовательного процесса).
  2. Осуществить поиск идей и направлений модернизации (идеальное состояние) коррекционно-развивающего оздоровления и обучения с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
  3. Систематизировать и обобщить имеющийся опыт деятельности коллектива по выявленной проблеме.

4. Сформировать у педагогов мотивационную, теоретическую и технологическую готовность к участию в ОЭР.

5. Создать нормативно-правовую базу ОЭР Центра:

  • внести изменения в Устав Центра;
  • разработать Положение об организации опытно-экспериментальной работы в Центре;
  • разработать Положение о материальном стимулировании работников Центра;
  • разработать Положение о научно-методическом совете Центра;
  • внести изменения в локальные акты Центра:

  • Положение о педагогическом совете;
  • Положение о коррекционном совете;
  • Положение об административном совете.

6.    Обеспечить       научно-консультативную                поддержку ОЭ деятельности (заключение договора с  КРИРОиПК г.Сыктывкара об организации ОЭП на базе Центра, работа с научным руководителем).

7.  Установить сотрудничество с заинтересованными организациями (КРИРОиПК г.Сыктывкара, Центр лечебной педагогики г. Москвы, детская поликлиника и т.д.).

8. Организовать работу опытно-экспериментальной площадки по апробации личностно-ориентированной и индивидуально-дифференцированной модели коррекционно-развивающего обучения.

9. Определить руководителей экспериментальных секторов,  их функциональные обязанности, назначить ответственных за результаты внедрения эксперимента. Определить сроки проведения эксперимента.

10. Разработать, функции и обязанности для руководителей секторов (методического, учебного, аналитического, контрольного, исследовательского) научно-методической службы; планы работы творческих групп педагогов-новаторов.

11.Создать условия для проведения констатирующего эксперимента- первичной комплексной диагностики воспитанников экспериментальной и контрольной групп.

12. Создать систему эффективной действенной помощи педагогам через научно-методическое обеспечение коррекционного процесса, координатором работы которого будет вновь.

13. Стимулировать вовлечение родителей в единую творческую экспериментальную деятельность через различные формы (создание родительских клубов, гостиных, показ «Мастер-класса»).

14. Обеспечить обучение и овладение педагогами теорией и технологиями опытно-экспериментальной и поисковой деятельности; развитие педагогического сотрудничества; рост педмастерства, творчества и инициативы в соответствии с уровнем профессиональной подготовки и потенциальным возможностям педагогов.

        Предполагаемые результаты:

1. Определение перспектив ОЭР Центра в новой социальной педагогической ситуации развития.

  1. Выявление основных проблем и потребностей педагогических кадров в ОЭР.
  2. Систематизация и обобщение имеющегося опыта деятельности коллектива по выявленной проблеме.
  3. Создание нормативно-правовой базы ОЭР Центра.

5. Установление сетевого взаимодействия с социумом. Заключение договора с  КРИРОиПК г.Сыктывкара об организации ОМП на базе Центра.

6. Создание научно-методического совета Центра, координирующего работу ОЭ площадки.

7.  Составление планов работы секторов, творческих групп педагогов-новаторов; определение их  руководителей.

8.  Определение сроков проведения эксперимента.

9. Составление планов работы по обучению педагогов, повышению их квалификации.

10. Повышение качества обслуживания всего универсума управленческой деятельности, способствующего совершенствованию качества оздоровительной и лечебно-профилактической работы Центра (диагностика, анализ, конструирование, проблематизация, нормирование и программирование).

2.Экспериментально-поисковый практический этап (внедренческий)  2006-2008 учебный год.

Цель:   проведение констатирующего эксперимента. Вовлечение педагогов в экспертную работу.

Задачи:

  1. Творческим группам педагогов-новаторов провести качественный анализ всех факторов, влияющих на здоровье и развитие воспитанников(качество медицинского обслуживания, питания, комфортности среды, физкультурно-оздоровительной работы; качества работы психологической службы).
  2. Оказать методическую помощь в разработке авторских программ  по опытно-экспериментальной деятельности с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
  3. Провести констатирующий эксперимент с учетом  индивидуально-дифференцированного подхода.
  4. Разработать диагностический инструментарий для определения исходного состояния уровня развития и здоровья воспитанников.
  5. Познакомить родителей воспитанников с результатами диагностики констатирующего эксперимента.
  6. Создать банк данных по накоплению информации об особенностях и закономерностях развития воспитанников с различным уровнем развития и здоровья
  7. Модифицировать учебные планы  и программы, перераспределить учебный материал и темп его прохождения на основе результатов анализа диагностики констатирующего эксперимента.
  8. Провести корректировку содержания оздоровительной, медицинской, психологической образовательной, воспитательной деятельности, условий среды Центра с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и развитие детей.
  9. Модернизировать  информационно-методическую среду: подобрать психолого-педагогическую литературу, оформить методические материалы, создать сборник подвижных игр для массового пользования.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание адаптированного к условиям Центра диагностического инструментария.
  2. Получение результатов констатирующего эксперимента, проведение его анализа.
  3. Усовершенствование комплексно-педагогического сопровождения воспитанников.
  4. Создание банка данных об особенностях и закономерностях развития детей с различным уровнем здоровья.

5. Модификация учебных планов и программ, перераспределение учебного материала и темпов его прохождения на основе анализа диагностики констатирующего эксперимента.

6. Создание «Информационного банка идей и проблем по ОЭР».

7. Издание информационно-методических материалов.

3.Конструктивно-коррекционный этап 2008-2009 учебный год.

Цель: определение и коррекция основных приоритетов в организации индивудуально-дифференцированного подхода в коррекционно-оздоровительной, психологической, лечебно-профилактической, медицинской работе Центра. Выработка авторской  модели оздоровительной деятельности.

Задачи:

1.     Провести формирующий эксперимент.

2. Выявить проблемы использования индивидуально-дифференцированного подхода в  коррекционно-развивающем оздоровлении и обучении  воспитанников на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Провести корректировку целей и задач в соответствии с выявленными проблемами данной программы и авторских программ педагогов-экспериментаторов.

4. Отбор эффективных форм, приемов, методов, средств, технологий индивидуализации коррекционно-развивающего оздоровления и воздействия на личность ребенка.  Создание комплексных систем индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровлении и коррекции воспитанников.

5.   Корректировка «Индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка» в соответствии с результатами мониторинга констатирующего эксперимента.

6.  Продолжить работу по обучению  педагогов, повышению теоретической и практической компетентности в вопросах эксперимента.

  1. Разработать и выявить методы мотивации родителей, привлечения их к участию в коррекционно-оздоровительном процессе, планированию «Индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка».
  2. Создать информационную среду: подобрать психолого-педагогическую литературу по проблеме, оформить методические материалы, создать дидактические игры по коррекционно-оздоровительному направлению.
  3.  Подготовить материалы по ОЭР для участия в конференциях различного уровня, мастер-классах, семинарах-практикумов.

        Предполагаемые результаты:

  1. Накопление научной и методической базы, необходимой для ведения эксперимента.

2.Систематизация наиболее эффективные форм, приёмов, методов, средств индивидуализированного подхода в коррекционно-оздоровительной работе.

3. Публикации в СМИ.

4.Аналитико-рефлексивный этап  2009 – 2010 учебный год.

Цель: Дать качественную оценку результативности внедрения программы (качество медицинского обслуживания, питания, комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы, качество психологической службы, качество научно-методического обеспечения, качество взаимодействия с семьей, качество соответствия запросам и потребностям воспитанников, родителей, педагогов).

Задачи:

  1. Провести заключительный контрольный этап ОЭР для создания универсальной целостной модели коррекции и оздоровления детей через использование новых форм, методов, направлений и средств индивидуализации и дифференциации оздоровительной работы, направленной на личностно-ориентированный подход.
  2. Анализ деятельности всех субъектов коррекционно-оздоровительной работы, их консолидации усилий в поиске оптимальных методов оздоровительной работы.
  3. Выявление наиболее эффективных технологий физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической деятельности, проведение их спецификации и классификации, объединение их в технологии с учетом специфики заболевания детей и подготовка их для использования любым ДОУ.
  4. Поиск внутренних резервов оздоровительной деятельности; учет возможностей и потребностей каждого ребенка и педагога через индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подход.
  5. Продолжить целенапраленную и планомерную учёбу педагогических кадров, обеспечивающую  восполнение недостающих теоритических и практических знаний.

        Предполагаемые результаты:

  1. Организация работы научно-методического центра: секторов по проблемам, творческих экспериментальных групп.

2.Разработка усовершенствованного диагностического инструментария, применяемого как для здоровых детей, так и для детей с особым развитием.

3. Внедрение мониторинга, обеспечивающего комплексный подход к организации коррекционно-оздоровительной работы.

4. Выявление оптимальных условий включения педагогов в коррекционно-оздоровительный процесс с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.

5. Усовершенствование системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка.

6. Создание «Видеоархива», видеоучебников по медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка с особым развитием: рекомендаций, игр, научно-практическое руководств и т.д.

7.  Составление дневников здоровья детей по показателям выявления степени комфортности ребенка с особым развитием в условиях Центра, с выявлением причин упущений, недостатков, малоэффективности оздоровительной работы, составление карт по группе здоровья, физическому энергопотенциалу, психомоторики, социальной адаптации, познавательным способностям, уровню усвоения программного материала и т.д.

5.Обобщение и распространение накопленного опыта 2010-2011 учебный год.

Цель:  определение условий широкого применения модели оздоровительной деятельности, диагностического инструментария, медико-психолого-педагогического мониторинга другими ДОУ.

Задачи:

  1. Оформление и описание хода и результатов внедрения авторских программ. Подготовка рецензий, методических рекомендаций, видеоархива для использования в других ДОУ, занимающихся проблемами оздоровления и обучения обычных детей и детей с особым развитием с позиции индивидуально-дифференцираванного подхода.  
  2. Публикация накопленного опыта по проблеме индивидуализации оздоровления  и обучения в СМИ: газетах, журналах и других печатных изданиях.
  3. Подготовка выступлений на научно-практических конференциях, мастер-классах, круглых столах, объединение «Мастерство и поиск» и т.д.
  4. Подготовка материалов для аттестации на более высокий разряд педагогов и медицинского персонала, участвующих в реализации данной программы.

        Предполагаемые результаты:

  1. Наблюдение устойчивости положительных результатов в динамике развития и оздоровления воспитанников.
  2. Рост творческой активности педагогов, свидетельствующей о высоком профессионализме и удовлетворенности результатами  ОЭ деятельности.

3.Создание реестра методического обеспечения опытно-экспериментальной работы: Реализуемая организация опытно-экспериментальной деятельности позволит создать:

  • каталог электронных материалов, тезисов и докладов по ОЭР;
  • каталог электронных материалов по публикациям в СМИ;
  • фильмотеку;
  • каталог методических рекомендаций;
  • каталог программы по ОЭР.

4.Опробирование авторские программ

5. Создание «Информационного банка идей и проблем по ОЭР».

6. Создание банка данных об особенностях и закономерностях развития детей с различным уровнем здоровья.

7. Установление сетевое взаимодействие с заинтересованными учреждениями социума.

8. Издание информационно-методические материалы по проблеме эксперимента.


Список используемой литературы:

  1. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с.
  2. Борисова, Н.В. Технологические подходы и интерактивные методы / Н.В. Борисова, Л.Ф. Шатохина. – М.: [б.и.], 2005.
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. –М.:ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.
  4. Дубровский А.А. Особенности педагогической деятельности в детских учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа. - М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- С.6-8.
  5. Зайцев Г.К., Овсянникова Е.А. Из опыта работы с родителями по коррекции здоровья малолетних детей. // Валеология.- № 4. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.28-33.
  6. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в ОУ – 5-е изд. –М.: Аркти, 2003. – 124 с.
  7. Калягин. В.А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.
  8. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
  9. Кудрявцева С.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 60-64.
  10. Маханеева М.Д. Воспитание здорового ребенка. // Учебное пособие. – М., 1997. – 88 с.
  11. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография. – М.: АПКиПРО, 2005. – 290 с.
  12. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: «»Академия, 2003. – 272 с.
  14. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Л.Н. Бойнович. – СПб.: Издательство «Акцидент», 2003.
  15. Оценочные таблицы физического развития детей 3-7 лет Республики Коми: Региональные методические указания РМУ 2.4.8.016-04. – Минздравсоцразвития РК, ТУ Роспотребнадзора по РК, 2005.
  16. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка: Монография / А.С. Потапов; науч. ред. В.М. Монахов. 2-е изд. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 272 с.
  17. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2005. — 350 с.
  18. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. – Ростов р/Д: «Феникс», 2005.
  19. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. — 150 с.
  20. Учимся жить в мире: Пособие по развитию социальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Под ред. Л.Ф. Шатохина. – М.: [б.и.], 2005.
  21. Чупаха И.В., Соколова И.Ю. Концепция экспериментальной работы. // Здоровый ребенок - в здоровом социуме. Научно-практ. сборник.- М.: Илекса, . 1999.- С.25-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

     В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное....

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...