Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»
методическая разработка (10 класс) по теме

Стародубцева Ольга Александровна

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, и от того, как этот выбор будет сделан, зависит многое. Задача учителя  - помочь старшекласснику в выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_oer.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

ПРОГРАММА

опытно-экспериментальной работы

Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры

                                      Автор работы: Стародубцева Ольга Александровна,

                                       Учитель русского языка и литературы

        Бийск - 2011

Содержание программы

Обоснование темы………………………………………………2-3

Актуальность темы……………………………………………..3

Теоретическое обоснование……………………………………3-6

Концепция опытно-экспериментальной работы……………..6-7

Сроки и этапы опытно-экспериментальной работы…………7-8

Методы исследования………………………………………….8-9

Предполагаемые результаты………………………………….9.

Критерии оценки достигнутых результатов………………….9

Обоснование темы

Гуманизация и гуманитаризация образования, осуществление личностно ориентированного, развивающего обучения создают условия для самореализации личности школьника, способной успешно раскрывать свои потенциальные задатки и возможности в различных социальных сферах, в том числе в познании, в труде, в творчестве, в общении.

Очень часто в обыденной жизни мы употребляем слова «работа» и «карьера», вкладывая в них одинаковый смысл. Однако эти понятия принципиально разные, несмотря на то, что одно является важной частью другого. Работа, как точка на бумаге, нечто, не имеющее направления. Карьера - это движение по тому курсу, который вы для себя определили. Является ли ваша работа частью карьеры или нет, зависит от того, насколько осознано вы сделали выбор. К сожалению, мало кто целенаправленно занимается планированием карьеры. Выбор учебного заведения часто определяется его престижностью, мнением родителей, друзей. Иногда она случайно оказывается в центре интересов и ценностей человека, и тогда такая работа дает большое удовлетворение, приводит к самореализации и не воспринимается как трудовая повинность. Но чаще подобную гармонию люди обретают методом проб и ошибок. У многих на это уходят годы, а у некоторых вся жизнь.

          Первая работа также чаще всего находится случайно: через знакомых, по рекомендации и т. п. При этом область деятельности может быть никак не связанной с полученным образованием или личными интересами. Войдя в колею, человек начинает двигаться по этому пути автоматически. Накапливаются связи, опыт и знания в конкретной сфере, и мы уже не представляем себя вне этой среды. Но через какое-то время появляется ощущение: «не мое». К сожалению, люди часто склонны его игнорировать, находя всевозможные объяснения (неинтересный проект, плохой начальник) или оправдывая свое бездействие, ссылаясь на разные обстоятельства (надо содержать семью, нет другой профессии, рецессия и т. д.). Однако, несмотря на все доводы и самоуговоры, выход искать необходимо.

Самореализация личности ученика возможна в том случае, если он будет ориентироваться на достижение успеха. Педагогика успеха представляет собой лестницу достижений, каждая ступенька которой — это достижение человеком определённой цели, совершённое с верой в себя и в значимость поставленной цели.  В процессе самореализации личности на протяжении образовательного маршрута возможны и замедления, и ускорения, и отклонения, определяемые уровнем наличия готовности обучаемого, условиями образовательного поля, степенью педагогической поддержки учителя и другими факторами.

        Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании жизненного самоопределения школьников как составной части процесса образования и развития личности, содержанием которого является активное самостоятельное участие школьников в своем жизненном самоопределении, связанном с осознанием, раскрытием и реализацией своего физического, нравственного, деятельностно-творческого, психического, образовательного потенциала; развитием адаптационных возможностей, направленных на выбор собственного жизненного пути, подготовкой к самостоятельной жизни и деятельности в качестве самодостаточной личности, члена семьи, гражданина, профессионала.

        

Актуальность темы

Актуальность опытно-экспериментального исследования по профессиональному самоопределению и планированию карьеры заключается в его практической значимости для решения главной задачи РФ по модернизации экономики. Решение этой задачи имеющимися трудовыми ресурсами затянется на десятилетия из–за  недостатков приспособляемости трудовых ресурсов к социально – экономической среде. А именно: из–за неумения людей ставить жизненные цели и выстраивать отношения с коллегами; из–за недостаточной внутренней мотивации населения к труду; из–за непонимания социально-экономических процессов и путей адаптации в них и т.п. Поэтому уровень жизни людей остается низким, что вселяет в них настроение  безнадежия, недоверия к властным структурам и нежелание трудиться. Для исправления этой ситуации требуется сделать конкретные шаги по увеличению численности крепко стоящих на ногах россиян за счет планирования их карьеры. Планирование карьеры – это единственный бесконфликтный шаг, который быстро скажется на уровне жизни населения. Улучшение характеристик трудовых ресурсов и обеспечение их планами карьеры наиболее эффективно можно осуществить во время обучения в школе. Если учесть, что через школы формируются все трудовые ресурсы страны, то проект по обеспечению планами карьеры выпускников школ приобретает общенациональное значение и масштабность.

Теоретическое обоснование

В современной научной литературе имеется значительное количество работ, которые составили основу для выявления содержания и уточнения понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению».

Вопросы самоопределения и профессионального самоопределения личности затрагиваются в работах Б.С. Гершунского, Н.Н. Захарова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжникова, Г.Н. Серикова, Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.Н. Чистяковой, П.Г. Щедровицко-го и др. Тема профессионального самоопределения старшеклассников получила развитие в работах М.И. Губановой, А.Я. Журкиной, И.С. Кона, Е.Н. Кондрат, Ю.В. Минова, Н.С. Пряжникова, П.А. Сергоманова, Н.П. Бру-дановой, С.Н. Чистяковой, П.А. Шавира, И.Ю. Шустовой и др.

Понятие готовности вообще и готовности к деятельности рассмотрено в работах JI.H. Баренбаум, А.К. Громцевой, В.И. Демидова, М.И. Дьяченко, JI.A. Денисовой, Д.Ф. Ильясова, J1.A. Кандыбовича, А.Г. Ковалева, Н.Д. Ле-витова, В.Н. Мясищева, С.П. и др.

Особое внимание было уделено вопросам педагогического содействия (Н.П. Бурнатова, В.М. Лукьянов, Т.А. Мельникова, Г.Н. Сериков и др.) и учебно-педагогического взаимодействия педагогических работников и учащихся (В .К. Крючков, Е.И. Панов, Л.Н. Рыбакова, Г.Н. Сериков и др.).

Важное значение для проводимого исследования имеют работы, посвященные профилизации образования на старшей ступени средней школы (Л.К. Артемова, В. Гузеев, Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова; С.Н. Чистякова и др.) и профессиональной ориентации старших школьников (С.В. Дармодехин, Н.Н. Захаров, Н.С. Пряжников, В.Л. Савиных, А.Д. Сазонов, Е.Е. Смирнова, И. Соломин, Н.В. Тутубалина, С.Н. Чистякова и др.).

Исследования, проведенные А. Я. Журкиной, Ю.В. Миновым, Н.С. Пряжниковым, С.Н. Чистяковой, И.Ю. Шустовой и др., выявили отсутствие у старшеклассников знаний, связанных с научными основами профессионального самоопределения; отсутствие опыта профессионального самоопределения; низкую информированность о типах профессий, которые сообразны выбранному профилю обучения на старшей ступени средней школы, и об образовательных учреждениях, где эти профессии можно получить; низкую информированность о современном рынке труда. Исследование нормативных документов, методической и учебной литературы позволило выявить, что в содержании образования не отражен аспект профессионального самоопределения; формы и методы образования, в том числе контроль, самоконтроль, стимулирование учащихся не направлены на успешное профессиональное самоопределение; в старшем звене средней общеобразовательной школы отсутствует скоординированная деятельность педагогов, направленная на становление готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Опрос педагогических работников старшего звена средней школы показал, что педагоги неоднозначно определяют содержание понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению». Их попытки содействовать учащимся в становлении готовности к профессиональному самоопределению не имеют четкого обоснования, разобщены, бессистемны, интуитивны; очень часто эти попытки не учитывают индивидуальных образовательных запросов учащихся, что приводит к изменению характера учебно-педагогического взаимодействия и, как следствие, к разрыву взаимодействия в аспекте становления готовности к профессиональному самоопределению.

Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблеме становления готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию посвящено достаточное количество исследований. Тем не менее данная проблема изучена недостаточно. На сегодняшний день не освещены в полной мере условия, позволяющие целенаправленно осуществлять становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; недостаточно разработаны формы, средства и методы ее становления в учебно-педагогическом взаимодействии, теоретические и практические рекомендации по организации самого учебно-педагогического взаимодействия. Существующая организация учебно-педагогического взаимодействия в условиях профессиональной ориентации не всегда опирается на положения теории гуманно ориентированного образования.

На основании вышеизложенного  сформулированы следующие противоречия:

• на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в том, чтобы выпускники средней школы на момент ее окончания самоопределились с выбором профессии, путями ее получения и низким уровнем готовности выпускников средних школ к профессиональному самоопределению;

• на научно-педагогическом уровне: между социально обусловленной необходимостью становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточным обоснованием этой проблемы в педагогике;

• на методическом уровне: между целесообразностью использования потенциалов педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему поиска содержания, форм и методов педагогического содействия старшеклассникам в развитии их готовности к профессиональному карьерному развитию.

Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы опытно-экспериментального исследования: «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры».

Концепция опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментального исследования: ознакомить старшеклассников с технологией профессионального самоопределения и планирования карьеры

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов школы.

 Предмет исследования: уровень приспособляемости старшеклассников к конкурентной социально – экономической среде.

  Гипотеза исследования: решение проблемы становления готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию будет более эффективным в том случае, если:

1. Будут учтены и реализованы объективные требования к жизненному самоопределению школьников, рассматриваемые нами как требования среды: требования - нормы, требования - качества, требования — отношения, требование - результат и субъективный аспект - потребности личности в своем жизненном самоопределении.

2. Взаимодействие среды и самостоятельной деятельности школьников по реализации потребности в своем жизненном самоопределении будет рассматриваться как сложный многоаспектный процесс, успешное разрешение которого невозможно без специально организованного содействия жизненному самоопределению школьников.

3. Организационно-педагогическое содействие будет направлено на повышение самостоятельного участия школьников в своем жизненном самоопределении. Содержанием этой деятельности будет являться формирование базовых компетентностей, обеспечивающих успешность жизненного самоопределения школьников.

4. В состав базовых компетентностей успешного жизненного самоопределения будут включены следующие виды готовности школьников: готовность к жизни и деятельности в качестве самодостаточной личности; готовность к жизни и деятельности в качестве члена семьи; готовность к жизни и деятельности в качестве профессионала; готовность к жизни и деятельности в качестве гражданина.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой сформулированы задачи исследования:

· Дать знание теоретических основ технологии планирования карьеры.

· Оценить потенциал старшеклассника сделать успешную карьеру.

· Ознакомить старшеклассников с инструментом количественной оценки уровня готовности и приспособляемости человека к социально-экономической среде.

· Разъяснить старшекласснику причины неадекватности его намерений и планов в повышении уровня его готовности и приспособляемости.

· Ознакомить старшеклассника с алгоритмом выбора профессии и специализации внутри профессии.

· Сформировать практические навыки составления старшеклассником графика достижения квалификационно-статусных позиций во времени (на 7 – 10 лет).

Сроки и этапы опытно-экспериментальной работы

Диагностический этап (2011)

Анализ литературы по теме исследования;

Изучение опыта преодоления аналогичных  затруднений;

Анализ содержания художественной литературы, влияющий на процесс профессионального самоопределения и планирования карьеры.

Прогностический

Постановка цели, определение задач исследования;

Формулирование гипотезы;

Выявление эффективных путей формирования профессионального самоопределения и планирования карьеры у учащихся старших классов;

Практический этап

Фиксация исходного состояния объекта исследования (констатирующие срезы);

Беседы;

Анкетирование;

Сравнительный анализ готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры с разным уровнем их развития;

Отслеживание процесса, результатов;

Корректировка нововведений;
контрольные срезы.

Обобщающий

Соотнесение результатов исследования с поставленной целью;

Систематизирование результатов экспериментальной работы;

Формулировка выводов.

Масштаб исследования

Опытно-экспериментальная работа проводится в течение 1 и 2 триместров в 2011-2012 г. и закрепляется в 2014 учебном году.

База эксперимента

Учащиеся старшего школьного возраста (9, 10, 11 классы)

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс методов исследования:

Анализ литературы;

Беседы с учащимися;

Создание педагогических ситуаций;

Опытно-экспериментальная работа как ведущий эмпирический метод исследования;

Наблюдение, сравнение; обобщение;

Опрос, тестирование, анкетирование;

Классификация и систематизация.

Предполагаемые результаты

Повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональной конкуренции на рынке квалифицированного труда за счет обеспечения индивидуальными планами карьеры.

Критерии оценки достигнутых результатов

1. Качество знаний учащихся экспериментальных классов в сравнении с контрольными в этой же школе и средней оценкой по городу.

2.Расходы времени на повышение готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры.

3. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе

Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....

Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»

ИКТ позволяют  сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...


 

Комментарии

Хорошильцева Лариса Васильевна

Действительно, Ольга Александровна, очень важно помочь подростку разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. И тогда он примет решение и скажет: «Это мой выбор!»