Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.
проект на тему

Мерц Татьяна Васильевна

 

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует  реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через культуру, науку, деятельность, творчество. Знания, полученные в студии, позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, способность анализировать, планировать, ставить цели, стремиться к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Игрушка как компонент истории и культуры общества……………..4

  1. Место куклы: история вопроса………………………………………………..4
  2. Кукла в истории культуры России……………………………………….......7
  3. Роль кукольного театра в обществе………………………………………….10

Глава 2. Театр – как форма организации внеурочной деятельности в учебном

процессе…………………………………………………………………….………11

2.1 Организация внеурочной деятельности художественно-эстетического направления……………………………………………………………………..……11

2.2 Компоненты целеполагания для театральной студии…………………......13

2.3 Организация театральной студии как формы внеурочной

деятельности. Методические рекомендации…………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………......26

Библиографический список………………………………………………………27

Приложение………………………………………………………………………..29

Введение

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует  реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через культуру, науку, деятельность, творчество. Знания, полученные в студии, позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, способность анализировать, планировать, ставить цели, стремиться к ним.

В связи с вышесказанным тема проекта определяется как «Организация внеурочной деятельности в учебном процессе на примере театральной студии».

Целью итогового проекта является изучение основ теоретического анализа форм и методов организации внеурочной деятельности в учебном процессе.

Объект – внеурочная деятельность в учебном процессе.

Предмет – организация театральной студии.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1. Определить место внеурочной деятельности  в учебном процессе.

2.  Провести анализ форм организации внеурочной деятельности.

3.  Рассмотреть содержание работы при организации театральной студии.

Методы исследования: методы историзма, сравнения, систематизации, описания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Глава 1. Игрушка как компонент истории и культуры общества.

1.1 Место куклы: история вопроса.

История человечества с древности до современности – это история народа кукол, который оставался неизменным спутником людей. Каждая игрушка - это не только предмет, предназначенный для детской игры или служащий целям воспитания. Игрушка отражает уровень развития общества, фиксирует своеобразие общественного сознания.

Самая древняя функция фигурок – ритуальная. Созданные по образу и подобию человека куклы служили посредниками между миром людей и духов. Они выражали основы мировоззрения первобытного общества. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинить вред врагу. «Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев, корней, позже – обожжённой глины. Брать в руки изображения людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов» [1]. До настоящего времени  африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения умерших людей.

В это же время куклы приобретают и новую функцию.

Три тысячелетия насчитывают самые древние игрушки, найденные при раскопках детских захоронений. Многие из них представляют точную копию предметов труда взрослых, но некоторые игрушки созданы явно для забавы.

Многие игрушки, существующие сейчас, возникли в античную эпоху. В частности ещё в Древнем Египте были распространены куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Играя, дети познавали окружающий мир, осваивали различные виды будущей деятельности.

В процессиях в Риме и Египте носили большие фигуры богов, которых хитроумным способом приводили в действие.

Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае. По древним верованиям китайцев, в кукол вселяются духи и наделяют их сверхъестественной силой. Считается, что исполнение театральных пьес устрашает и обращает в бегство злых духов. Иначе говоря, китайцы верят в то, что кукольник магическими заклинаниями приглашает вселиться в куклу какое-то могущественное божество. Это божество наводит страх на злых духов и они разбегаются. В представлениях используются перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки.

В марионеточных представлениях магический аспект проступает ещё отчётливей. Марионетками кукольник управляет сверху, с помощью ниток, идущих к голове и другим частям фигуры. Число ниток варьируется в разных пропорциях. Традиционные марионетки всегда вырезались из дерева.

В Древнем Китае изготавливались и куклы- автоматы, приводимые в движение пороховыми взрывами. Такими были первые попытки оживить кукол.

«Повествуя об истории кукольного народа, невозможно обойти вниманием Японию, страну, где на протяжении десятков столетий бережно хранят традиции создания кукол. Первыми дошедшими до нас японскими куклами можно считать небольшие глиняные фигурки - догу. По видимому, догу были оберегами, охраняющими людей от недружественно настроенных духов»[1].

В Японии существуют центры по производству кукол. Среди их продукции есть совсем простые по форме куклы (выточенные на токарном станке); есть куклы из обожжённой глины и собранные из разнородных материалов. Очень привлекательны куклы- красавицы из пьес театра Кабуки.

Изготовление кукол – длительный и трудоёмкий процесс, в котором бывает, занято сразу несколько человек. Работа над созданием куклы требует не только высокого технического и художественного мастерства, но и скрупулезного изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, её обычаев, быта. Тому, кто хотя бы раз увидел эти произведения мастеров, становится понятно, что помимо ритуального и развлекательного, предназначение японских кукол – быть объектом для любования.

Куклы играют огромную роль в традиционных календарных праздниках Японии.

«3 марта – праздник девочек или праздник кукол. В этот день, всего лишь один раз в году, девочкам дозволяется играть с куклами хина, комплект которых собирается несколькими поколениями»[1].

Не обходится без кукол и праздник мальчиков, отмечаемый 5 мая каждого года.

На протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе.

В 7 веке в церквях появились фигуры святых с подвижными головами, руками и ногами. Ими разыгрывались пантомимы на библейские сюжеты под чтение текстов.

«Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» откуда и произошло слово «марионетка». Также у католиков принято устраивать возле каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабжённые примитивными механизмами, позволяющими имитировать движения» [14,с.24].

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины 17 века Франция начинает задавать всей Европе тон, как в области политики, так и в области моды. Модных журналов в те времена ещё не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все. Предприимчивые французы вспомнили, что в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных Пандор. Поистине, Пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды.

Позже в 60-е годы 19 века Пандоры переродились в манекен. Но ещё раньше, у Пандор появились уникальные собратья – андроидные механизмы.

Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаема. Фарфоровые куклы смотрелись в зеркала и расчёсывали волосы, солдатики маршировали по столу, куклы говорили, танцевали, смеялись и плакали. Чудом казались куклы-автоматы, почти в рост человека, играющие на музыкальных инструментах.

Каждая кукла была по-своему уникальна, далеко не у каждого ребёнка была возможность иметь такую куклу. В середине 19 века, наряду с промышленным подъёмом и экономическим расцветом в Европе, появился особый интерес к духовным потребностям ребёнка  и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол.

1.2 Кукла в истории культуры России.

Попробуем проследить за тем, как сложилась судьба кукол в России.

«На территории России первые игрушки, найденные археологами, относятся к бронзовой эпохе и представляют собой копии предметов быта и труда земледельцев. Рядом с ними были обнаружены гладкие камешки, ракушки, кусочки обработанного дерева, которыми, очевидно, играли дети. Самый ранний промысел игрушек в России – мастерская глиняных игрушек, существовавшая по упоминаниям летописцев, в Новгороде в 12 веке. Это и деревянные куклы, и посуда, и предметы для развлечений – волчки, трещотки, свистульки. Они показывают, что игрушки были широко распространены в Древней Руси. Вокруг новгородских монастырей, куда стекалось множество богомольцев, возникали базары, ярмарки, на которых коробейники продавали игрушки»[17].

Самый крупный в России промысел резной игрушки сложился в селе Богородском Московской губернии. Первые упоминания о нём относятся к 1663 году. Здесь вырезались для детей лошадки, коньки, медведи и др. В деревянных резных игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения – типы купцов, боярынь, франтов, гусаров. Богородские игрушки отличались тонкой резьбой, тематика их отражала крестьянский быт, сказочные сюжеты.

В Вятской губернии (с. Дымково) сложился самобытный тип глиняной игрушки – условно решённые пластические формы, красочная роспись, построенная на сочетании локальных цветов.

«В начале 19 века народные игрушечные промыслы значительно расширились. Рядом с игрушками из дерева и глины появляются новые игрушки из бумаги (папье-маше) – куклы-пеленашки, крупные фигуры животных и птиц, людей (иногда даже с нехитрым механизмом движения). Сюжеты этих игрушек часто заимствовались с лубка» [14].            

Можно сказать ,что матрёшка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле эти куклы появились у нас чуть больше ста лет назад. Одно из самых знаменитых мест, где делают матрёшек – подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек. Делают матрёшек и в других регионах России. Известны семёновские, нижегородские, вятские, полх-майданские игрушки.

Изготовление глиняных и деревянных игрушек являлось частью художественной культуры Алтая.

Во второй половине 19 века на Алтае появились центры изготовления народной глиняной и деревянной игрушки, которые вырабатывали свои способы и формы раскраски. Традиционно глиняные игрушки на Алтае лепили вручную и свободно расписывали, сочиняя каждый раз новые варианты. «Игрушки не претендовали на точность и являлись художественным образом со сглаженными формами, который возник и использовался в культовых обрядах-заклинаниях древних славян. Поэтому в игрушках повторялось изображение женской фигуры – образ матери-природы, солнца, матери-земли и плодородия и т. д. даря игрушки детям, родители верили, что они влияют на их судьбу. Все изделия отличались разнообразием: от простых красных или чёрных фигур до сложных по форме и росписи»[25].

Кукольные представления – одни из самых древних на земле, и они известны буквально во всём мире. Народы Европы, Азии, Африки, Америки имеют своих излюбленных кукольных героев.

Самое широкое распространение среди кукольных театров России имел петрушка. Кукольные театры, близкие к петрушечному, при всей их национальной специфике знали многие народы России. Очень большое распространение подобные театры имели в Средней Азии и на Кавказе.

«В 1918 году был организован театр художниками Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимовым. Театр этот был рассчитан в первую очередь на детскую аудиторию, имел своей целью пропагандировать произведения русской и мировой литературы.

Вслед за театром Ефимовых в разных городах страны организуются профессиональные кукольные театры, чаще всего петрушечные, рассчитанные как на взрослых, так и на детей. В 1931г. при Доме художественного воспитания детей рождается новый театр, возглавляемый актёром Московского Художественного театра С.В. Образцовым. Этот театр – Государственный Центральный театр кукол – подытожил всё лучшее, что было накоплено, и открыл невиданную перспективу для развития искусства художников, актёров и режиссёров-кукольников»[17].

Появление в России мягкой игрушки, в том числе и кукол с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра Первого.  Фарфоровые куклы стали особенно популярны во второй половине 19 века. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт. Нарядная одежда, обувь, неотличимые по качеству от настоящих, модная мебель, тонкая фарфоровая посуда помогали создавать утончённый и изысканный мир кукол.

Октябрьский переворот разрушил сказочный мирок фарфоровых принцесс. Куклы стали массовой фабричной продукцией, лишённой индивидуального характера, красоты.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. И всё же, на фоне серийных игрушек, в 20 веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный – авторская, художественная кукла. Резко возрос спрос на игрушки, выполненные малой партией или в единственном экземпляре. В последние годы можно наблюдать настоящий кукольный бум, охвативший США и страны Европы.

1.3        Роль кукольного театра в обществе.

Как видим, судьба куклы имеет давнюю историю. Но и сегодня кукла играет важную роль в жизни ребёнка, хотя до сих пор её возможности до конца не изучены. «К ней время от времени обращаются психологи и логопеды, педагоги и психотерапевты. Известно использование куклотерапии как формы психокоррекции детей. Профессиональные психологи используют методику драматической психозлевации – комплексное воздействие на детей–невротиков с помощью разнообразных театральных приёмов. Логопеды обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребёнка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на речь.

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в самых разнообразных программах развивающего обучения.

И всё же более полной жизнью театральная кукла живёт в своём мире по имени «кукольный театр». Именно кукольный театр возвращает нас к исконным корням, сохраняя и культивируя народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он вновь и вновь учит нас быть честными и добрыми»[4,с.15]. Конечно, кукольный театр – это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков – всего того, что и есть, по сути, творчество.

Глава 2. Театр – как форма организации внеурочной деятельности

в учебном процессе.

2.1 Организация внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.

Целью данной главы является изучение организации внеурочной деятельности (в частности театральной студии), её специфических особенностей.

«Для педагогического совета, администрации и коллектива школы представляется важной задачей спланировать так познавательно-развивающую творческую деятельность учащихся, чтобы урочная, предметная деятельность пересекалась с внеурочной и любой другой свободной деятельностью в виде факультативов, кружков, конкурсов, конференций и т. д.»[7, с.16].

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребёнка, но и собственному ребёнку. Тем не менее, один -два энтузиаста всегда находятся.

Формы и организация различных видов познавательной, творческой, организационной деятельности являет собой прекрасное поле для реализации главных целей ученической самодеятельности и самоуправления.

По мнению В.П. Малышевой: «Природная и культурно-историческая среда села, деревни нередко содержит в себе уникальные возможности для организации учебного процесса. Она позволяет обогатить его содержание и разнообразить формы организации, используя исследовательскую, опытническую работу сельских школьников, уроки на природе, работу в лесничествах, музеях, экспедиции, экскурсии.

В сельской школе значительно легче наладить межвозрастное общение учащихся как в учебном, так и во внеучебном процессе.

Сельская школа всегда интегрировала основное и дополнительное образование. Отсутствие или малочисленность учреждений дополнительного образования на селе приводит к тому, что только в школе ребёнок может найти сферу самореализации и самоутверждения» [9,№ 4, с.15].

«Сельская школа заинтересована в сохранении национального исторического наследия, потому что видит в нём мощный образовательный и воспитательный ресурс. Потому многие школы создают музеи различного профиля, фольклорные ансамбли, театры, поисковые отряды»[22, с.186].

Важными особенностями всех предлагаемых форм деятельности является: их долговременный характер, возможность для каждого найти интересное дело для себя.

 Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности:

•        Спортивно-оздоровительное.

•        Художественно-эстетическое.

•        Научно-познавательное.

•        Военно-патриотическое.

•        Общественно-полезная деятельность.

•        Проектная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества и др.

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

Стержневой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

«Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Цель занятий художественно-эстетического направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека»[29].

Одним из способов развития  творческих способностей учеников является театральная студия. Дети изучают театр как здание для производства спектаклей, как общественное явление прошлого, настоящего и будущего. Занимаются актёрским мастерством, сценической речью, сценическим движением; результатом  данной деятельности является постановка спектакля. Но надо отметить, что постановка спектаклей – это не самоцель, а естественный результат работы с детьми на уроках театра. Как и всякое обучение, работа с детьми ведётся от простого к сложному. То есть от театральной игры – упражнения, где развиваются актёрские способности, к этюду – маленькому спектаклю, сочинённому самим ребёнком, уже научившемуся использовать свои способности применительно к спектаклю, в котором, конечно, присутствуют все театральные законы.

2.2 Компоненты целеполагания для театральной студии. «Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию»[26,с.7].

1.Театральная культура – одна из основ национальной и мировой культуры. Поэтому логично включить её в систему постижения основ общечеловеческой культуры.

2. Атмосфера театральной культуры, создаваемая учащимися, позволит понять и актуализировать нравственные ценности: трудолюбие, внимание, чувственность, благородство и т. п.

3. Театральное искусство воплощено в формах доступных и интересных для детей: играх, танцах, пении, поэзии, костюмах и т. п. Этот мир ярок, выразителен и поэтому интересен для учащихся.

4. Подготовка и участие в театрализациях всех видов способствует развитию личности и навыков межличностного общения, стремлению к коллективному творчеству в сотрудничестве с руководителем студии, родителями, детьми.

Цели:

1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

1. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

2.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

7. Развивать чувство ритма и координацию движения;

8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   материале скороговорок и стихов;

9. Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

  Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность;

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

2.3 Организация театральной студии как формы

внеурочной деятельности. Методические рекомендации.

 В основе этой работы лежит любимый детьми вид театрального зрелища. Организационные формы театральной студии могут быть разнообразными, в зависимости от условий работы.

Наиболее типичная форма – объединение группы ребят с целью создать спектакль и показать его своим товарищам. Эта группа лепит головки, изготовляет куклы, мастерит оформление – ширму и декорации, разучивает роли, играет спектакль. Такая организация студии не предусматривает разделения на художников и исполнителей, хотя при этом у некоторых членов объединения и могут проявиться склонности либо к изобразительной, либо к конструкторской деятельности, либо к игре с куклой.

Театральная студия может объединять лиц с самыми разными способностями. Подбирая коллектив не следует отказываться от детей, не обладающих достаточными актёрскими данными. В спектакле могут быть сложные движения и трюки, которые непременно потребуют присутствия за ширмой помощников, которые в значительной мере будут способствовать успеху спектакля.

Возможна и другая форма организации объединения, при которой процесс постановки спектакля разделён на оформительскую и исполнительскую деятельность. В этом случае кружок состоит из двух параллельно работающих групп с самостоятельным составом: а) художественно-оформительской и б) театрально-исполнительской. Такая организация целесообразна тогда, когда кружок подойдёт к осуществлению более сложных и крупных постановок и работа по изготовлению кукол и декораций, а также участие в непосредственном актёрском исполнении потребуют значительно большей затраты времени, вследствие чего один коллектив уже не сможет охватить весь объём работы.

В студию надо привлекать лиц, умеющих и любящих шить, вязать. Очень выгодным является кооперирование театральной студии с объединением «Умелые руки».

 Состав актёров может доходить до пятнадцати человек. Это обеспечит дублирование основных ролей.

При постоянном составе объединения, работающего в течение нескольких лет, путь развития его работы будет путём восхождения от простого к сложному, путём исканий, экспериментов, изобретений. Вокруг могут возникнуть различные бригады, группы (например, осветителей, музыкантов). Таким образом, театральная студия будет в миниатюре воспроизводить все составные части театрального организма.

Деятельность объединения связана с различными работами, которые не могут быть завершены в одно занятие, с материалами, оборудованием, поэтому для занятий необходимо иметь постоянное помещение.

Необходимо заранее позаботиться о приобретении некоторых инструментов и материалов. Так, например, для работы художника потребуются кисти. Для производства кукол и декораций – пластилин, мука, бумага, ткани, краски, проволока и т. д.

Куклы, с которыми обращаются небрежно, очень быстро приходят в негодность. Поэтому после спектакля их необходимо убирать в ящики, проверять их состояние.

Главой коллектива как профессионального, так и самодеятельного, является режиссёр. Руководитель кружка должен хорошо разбираться в вопросах театрального искусства, в изготовлении кукол, декораций, технических приспособлений.

В плане работы студии, составляемом на учебный год, должны быть отражены следующие моменты: общие учебно-воспитательные задачи; организационные вопросы: работа над постановкой с указанием сроков готовности спектакля и его компонентов. Предлагаемое планирование не является универсальным. В каждом случае руководитель, составляя план, должен руководствоваться авторской программой, исходить из основных задач, стоящих перед студией  на данный год, степени подготовленности учащихся, материальной оснащённости и т.д.

Исходным моментом в работе над спектаклем является выбор пьесы, которая определяет направление и содержание работы студии на значительный период.

Выбор пьесы должен определяться прежде всего её содержанием, художественной ценностью. Необходимо учитывать, на какой возраст пьеса рассчитана; она обязательно должна быть понятной и интересной для исполнителей.

Если ребята более старшего возраста решат поставить спектакль специально для показа младшим школьникам или дошкольникам, тогда пьеса выбирается соответственно возрасту будущей аудитории. Как правило, при выборе пьесы надо в первую очередь считаться с заинтересованностью самих исполнителей. Работа над спектаклем должна их увлекать. В старшем возрасте ребята часто проявляют интерес даже к чисто постановочным или техническим задачам. Это тоже надо учитывать.

Выбирает пьесу руководитель, но желательно, чтобы коллектив принимал в этом участие. Руководитель может предложить на выбор две пьесы, намеченные им.

При выборе пьесы необходимо учитывать исполнительские и технические возможности студии. Прежде всего руководителю необходимо подумать, есть ли у него исполнители на все роли, мужские и женские.

Необходимо стремиться к созданию оригинального репертуара, не прибегая к копированию репертуара профессиональных театров кукол. Пьесы, идущие в профессиональных театрах кукол, как правило, не под силу детскому самодеятельному объединению. Даже в студиях, где дети занимаются по нескольку лет, такие пьесы не выдерживают сравнения в художественном и техническом отношении с профессиональным театром и приносят учащимся  разочарование, неверие в силы и потерю интереса к работе.        

Определённое место в репертуаре могут занять концертные программы, составленные из номеров эстрадного характера (песенки, танцы с куклами, кукольные пантомимы, клоунады и т. д.).  

Постановочный план разрабатывается самим руководителем студии. Он выверяет логику поведения всех действующих лиц и определяет их основные физические действия. В некоторых случаях, особенно когда работа идёт над пьесой, написанной не специально для театра кукол, перед режиссёром может возникнуть задача – приспособить текст для исполнения с куклами. Для этой цели иногда приходится сокращать, а то и добавлять слова, если куклы оказываются в бездействии или их реакция на происходящее оказывается без слов недостаточно выразительной.

В кружке театра кукол рекомендуется работать с так называемыми верховыми куклами, т. е. с куклами, управляемыми снизу, из-за ширмы.

Основными видами верховых кукол считаются перчаточные и тростевые.

Вопрос о том, какой вид кукол наиболее применим в работе студии, не имеет принципиального значения.

Различие навыков в управлении теми и другими куклами не имеет решающего значения, т. к. исходным моментом остаётся понимание изобразительных качеств кукол и контроль глаза исполнителя за её поведением на ширме.

План, разработанный руководителем,- необходимая основа для начала работы с кружковцами. Только хорошо продумав замысел спектакля во всех его деталях, руководитель может говорить о нём с детьми и направлять их работу. Имея подготовленные соображения, он ставит определённые вопросы на обсуждение, помогает участникам решать их и таким образом вовлекает коллектив в решение постановочных задач.

После прочтения и обсуждения пьесы в целом можно приступить и к распределению ролей. Оно начинается с обсуждения образов всех персонажей и выбора системы кукол. Распределение ролей – трудный и ответственный момент. Руководитель должен здесь проявить особый такт. Нужно равномерно распределять работу в кружке и избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Кроме того, не следует усматривать у детей определённые амплуа, надо стремиться расширять диапазон исполняемых ими ролей. Индивидуальные качества исполнителя всегда проявляются в игре с куклой. Большое значение имеет голос – его тембр, манера речи и т. д. Поэтому необходимо искать слияния зрительного образа с голосом исполнителя.

Распределяются роли коллективно в результате прослушивания чтения за столом, а если есть готовые куклы – и в результате просмотра работы с куклой.

Затем начинается работа за столом. К этому времени роли должны быть переписаны и розданы всем исполнителям. Рекомендуется переписывать не только текст данной роли, но и всю сцену, где участвует этот персонаж.

Цель работы за столом -вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, найти в каждой сцене действенное содержание, осветить каждый момент спектакля с точки зрения темы, сюжета и характеров действующих лиц. Она проводится в форме читок, обсуждений и бесед. Руководитель вовлекает всех исполнителей, вызывая их на высказывания наводящими вопросами. Он обращает внимание на обстоятельства, предлагаемые пьесой, добивается понимания того, как они влияют на поведение действующих лиц. Затем просматриваются действия каждого персонажа и куски его роли.

Работа за столом будит воображение исполнителей. Очень важно дать их воображению определённое направление, научить их мыслить в образах театра кукол, а не представлять себе при этом живых людей. Поэтому в работе за столом поднимаются также вопросы устройства кукол, ширмы и декораций. Обсуждая действия своих персонажей, исполнители должны задумываться над тем, как осуществить эти действия на ширме. В связи с работой по анализу пьесы в целом идёт и разбор текста.

Работа с исполнителями на ширме ведётся в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем. Они могут осуществляться одновременно, но руководитель в процессе занятий должен отчётливо видеть границы между ними. Общая работа – постановочная. В этом случае все указания, замечания и предложения руководителя направлены на формирование спектакля. Индивидуальная же – это педагогическая работа. Руководитель воспитывает у исполнителей навыки водить куклу, тренирует их в выполнении определённых действий и т. д. Все его замечания могут носить индивидуальный характер применительно к данному исполнителю.

Работа с исполнителями разделяется на два периода.

В первый период исполнитель овладевает куклой и её действиями в конкретных условиях спектакля и одновременно приспосабливается сам ко всей обстановке за ширмой. То, что было задумано в работе за столом, теперь конкретно воплощается на ширме. Одновременно режиссёр проверяет, как осуществляются задуманные в спектакле положения, как обыгрываются куклами все предметы и декорации, находит новые приспособления.

Второй период работы основывается на уже найденных действиях кукол, выработанном поведении самих исполнителей. В это время находят нужный темп, окончательно шлифуют, выравнивают всё течение спектакля, вносят необходимые коррективы, устанавливают окончательно все оттенки игры в отдельных кусках, сценах. Словом, вторая часть работы с исполнителями касается общей композиции спектакля.

Эти два периода отличаются не только содержанием, но и методами работы. В первый период все поправки, указания и советы даёт руководитель, как только возникает в них необходимость, для чего действие спектакля прерывается. Возможны показ, совместные поиски наиболее интересных сценических приспособлений. Во второй период указания даются по большим кускам, целым сценам и актам. Исполнители выполняют указания руководителя более самостоятельно. В этот период необходимы прогоны актов, сцен спектакля и т. д., за ширмами должен быть создан необходимый порядок. Все участники должны знать свои места, свои задачи, куклы и реквизит должны лежать на своих местах. Необходимо ряд занятий целиком посвятить вопросам организации.

Законы сценического действия в театре кукол остаются теми же, что и на сцене обычного театра. Развитие действия кукольного персонажа осуществляется как выполнение ряда сценических задач, определяющих содержание кусков роли. Все вместе они составляют то, что можно назвать рисунком роли.

Весь образ поведения кукольного персонажа должен быть всегда оправдан внутренним содержанием сцены. Выразительность действий куклы зависит от того, насколько интересно и правильно по существу содержания сцены найдены приспособления, благодаря которым её действия становятся наиболее отчётливыми.

Таким образом, всё, что делает кукла на ширме, определяется вопросами: что происходит? Что делает данный персонаж?  Как делает? Применение этих законов сценического действия в театре кукол имеет свои особенности. Исполнитель, непосредственно реагирующий на всё происходящее на сцене, скрыт за ширмой. Всё, что он чувствует и думает, он вкладывает в действия надетой на его руку куклы. Он смотрит на неё со стороны и управляет её действиями, обусловленными сценическими задачами, в соответствии с изобразительными данными куклы.

Таким образом, сценическое действие в кукольном театре является показом действий персонажа-куклы во всех обстоятельствах спектакля. Этот показ определяется, во-первых, пониманием изобразительных средств куклы, во-вторых, пониманием логики действий персонажа.

Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Приступая к работе с новой куклой, исполнитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них конкретные задания, в равной мере как близкие его роли, так и выходящие за её пределы. В этот период он может свободно импровизировать с ней различные движения. В процессе импровизации исполнитель рассматривает выразительные средства куклы, пытаясь создать оттенки движений и действий, находя в них свойственный данной кукле характер.

Упражнения на выполнение простейших сценических задач могут проводиться в форме этюдов, сначала самых элементарных, потом более сложных. Задача этюда – сосредоточить внимание исполнителя на чётком, последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия.

Несложное музыкальное сопровождение к этим сценкам приучает исполнителей организовывать физическое поведение во времени, использовать темпоритм в качестве средства сценической выразительности.

На основе импровизационных этюдов усваиваются и законы органического рождения слова в процессе действия. В этом случае возникает дополнительная задача – чёткое, логически правильное и выразительное донесение текста от лица куклы. Отбор речевого материала имеет большое значение, поскольку он помогает установить связь между внешним образом персонажа и образом его мыслей.

В первоначальных этюдах дети могут пользоваться рабочими, т.е. более или менее случайными, или даже временными (например, шарик, надетый на палец, со свободной рубашкой на руке исполнителя).

Задача исполнителя заключается в том, чтобы придать физическим  действиям куклы максимум выразительности и правдоподобия. В каждый момент спектакля кукла должна выполнять вполне определённое действие, должна быть выразительной. Куклу нельзя оставлять безучастной, выключенной из действия, необходимо строго следить за целенаправленностью её движений. Отсюда следует основное правило искусства вождения куклы: исполнитель держит куклу под контролем глаза.

Работа над спектаклем начинается с общих планировок мизансцен, затем постепенно уточняется и отшлифовывается каждое движение куклы. Предъявляя вначале несложные требования, руководитель постепенно усложняет их, приучает исполнителя к обстановке за ширмой и выполнению разнообразных действий куклы. Эта постепенность в работе лучше всего выражается в старом театральном правиле: трудное надо сделать привычным, привычное - лёгким, а лёгкое – приятным.

Оформление в кукольном спектакле состоит из ширмы, декораций, кукол и всякого рода предметов, необходимых по ходу действия. Все элементы спектакля должны быть лаконичны, выразительны и художественно согласованы между собой, с учётом специфики театра кукол.

Художник должен не только оформить спектакль, но и найти такие формы, которые наилучшим образом помогут живому и выразительному развитию действия спектакля.

Предметы,  с которыми играет кукла, органически входят в спектакль, как в его внешнюю изобразительную часть, так и техническую. Утварь, оружие, книги, букет цветов и другие вещи должны откуда-то появиться, должны быть куклой взяты в руки. Реквизит подбирают тщательно, с учётом применения его в театральном действии, а в связи с этим продумывают способы управления им.

Изготовление кукол, ширмы, декораций и реквизита настолько тесно связано с действием, что работа художника в значительной мере сливается с работой режиссёра.

Кукла как изобразительный компонент спектакля должна действовать среди объёмных предметов, а не на фоне плоских, рисованных декораций.

В некоторых случаях возникает надобность в убыстрённом изготовлении кукол. Тогда куклы могут быть импровизированными, т. е. сделанными на скорую руку, может быть, даже для одного показа. В подобных случаях можно сделать бумажные куклы.

Разумеется, куклы такого рода недолговечны, и к тому же не всякая пьеса может быть разыграна при их помощи. Они годятся для подготовки небольших выступлений.

Задача руководителя при этом сводится к тому, чтобы разбудить творческую фантазию детей, их изобретательность, натолкнуть на мысль о возможности использования различных материалов, находящихся под руками.

Необходимо, чтобы кукла была не только выразительна, но и приспособлена к задачам игры. Создавая куклу, учащийся должен понять не только её внешний облик, но главным образом строй её движений, учесть физические действия и всё её поведение.

Одно из необходимых условий успеха работы и развития у детей интереса – поручение им целостного задания (например, изготовить куклу целиком). Необходимо избегать, особенно с начинающими, подмены систематической работы случайными заданиями, не следует перебрасывать ребят с одного задания на другое. Начальный период нужно посвятить развитию основных навыков работы. Только когда дети овладеют ими, рекомендуется переходить к работе над спектаклем.

Есть ещё один вид кукольного театра, более простой и доступный – это теневой театр. Можно познакомить с ним детей, а затем применить его элементы в некоторых постановках или даже отдельно поставить теневой спектакль.

Заключение

Наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Для проведения этих занятий не требуется полный состав класса. В данной работе мы более конкретно рассмотрели процесс организации одной из форм внеурочной работы – театральной студии.

Кукольный театр - искусство синтетическое, он воздействует на зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка.

В данной работе мы изучили формы и методы организации внеурочной работы, определили её место в учебном процессе и более конкретно рассмотрели содержание работы при организации театральной студии.

Библиографический список

1. Артамонова Е. Куклы. http://www.artamonova.es/ruso/html/art/dolls.shtml (дата обращения 18.04.2016)

2.Артёмова Л. Театрализованные игры дошкольников. -  М.: Просвещение, 1991 – 127с.

 3.Бахтин М. Эстетика словесного творчества - М.: Художественная литература, 1979 – 341 с

4. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М.: образовательный центр “Педагогический поиск”, 1997, - 112 с.

5.Бортон П., Кейв В., Гибсон Р. Игрушки забавные и ужасные.- М.:РОСМЕН, 1996 – 64с.

6.Вопросы воспитания. (Из опыта работы школ г. Барнаула). - Барнаул: Изд-      во АлтГТУ, 2003 – 68с.    

7.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 2005 – 208с.

8.Воспитание школьников. Научно - методический журнал. “Школьная пресса”, 2006, № 1-9.

9.Воспитательная работа в школе. Журнал. “Народное образование”,

2012, №1-5; 2013, № 8.

10.Голдовский Б. Кукольная Москва. – Димитров, 2006 – 157с.

11.Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками.- Ярославль, 2001 – 84с.

12.Дикова Е. Куклы Лены Диковой «Народное творчество».-1994.-№4.-с.9-11

13.Дайн Г. Русская народная игрушка.- М.: Лёгкая и пищевая промышленность,1991 – 130с.

14.Дайн Г. Как учились богородской резьбе «Лес и человек»,1991- 77с.

15.Зарубежная и русская игрушка 18-19 веков.- М.: Внешторгиздат, 1982 -36с.

16. Иванцова А., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов – на - Дону, «Феникс», 2003 – 320с.

17.Классный руководитель. Журнал. “Педагогический поиск”, 2004, №6        

18. https://sites.google.com/site/kokorinva/Home/i/igruski (дата обращения 23.04.2016)

19.Костюм от «А» до «Я». Детская энциклопедия: Познавательный журнал для девочек и мальчиков. № 9, 1996

20.Лебединский А.М. Театр в чемодане. М., 1997 -112с.

21.Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 – 160с.

22.Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 2./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 – 160с. 

23.Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008

24.Образцов С. Всю жизнь играю в куклы .-  М.:Малыш,1989 – 80с.

 25.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/06/17/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения 28.04.2016)

26.Салтыков А.Б. Самое близкое искусство.- М.: Просвещение,1969 – 296с.

27.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 – 160с.

28. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001 -185с.

29.Федотов А. Секреты театра кукол. - М.:Искусство,1989 -165с.

30.http://www.diary.ru/~lesamuel (дата обращения 02.05.2016)

31.Чистякова М. Психогимнастика.-  М.:Просвещение, 1990 – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (работа театральной студии на 2013-14 год)

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (работа театральной студии на 2013-14 год) Мес.Нед.Тема занятияЦель занятияСодержание занятиясентябрь11.«Наш...

Учебная программа для театральной студии

пояснительная записка, содержание программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 - 6 классах "Театральная студия"

       Программа «Театральная студия» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным г...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...