Учебная программа для театральной студии
материал по теме

Гуреева Александра Александровна

пояснительная записка, содержание программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе ст.12, п.4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ; письма от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».

Программа «Театральные ступеньки»  художественной  направленности, адаптированная, составленная на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Художественные кружки»,  раздел «Театральный кружок» .  Москва, «Просвещение»,  1981 г.,  Детский музыкальный театр:: программы, разработки занятий, рекомендации, авт.-сост. Е.Х. Афанасенко, Волгоград, Учитель, 2009 г., С.Ю. Кидин «Театр – студия в современной школе», «Учимся играть в театр» (программа дополнительного образования детей), Волгоград, Учитель, 2009 г.

Данная программа художественной направленности учитывает особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд  богатых возможностей, как в развивающее – эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством.

Актуальность программы.

Новые образовательные стандарты нашего времени  предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.

Данная программа является актуальной, так как в основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитании детей. Выбор профессии является конечным результатом программы, но дает возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Новизна программы  заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпердметных связей. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов.

Общая характеристика программы.

Программа «Театральных ступенек» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха   Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я –концепции» признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики  Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии  Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности  Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности   В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеозаписи, аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности   Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Цель  программы – создать условия для воспитания нравственных  качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

Способствовать формированию:

Необходимых представлений о театральном искусстве;

Актерских способностей – умение  взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

Речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

Практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

Способствовать развитию:

Интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства:

Творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка;

Эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

Создать условия воспитания:

Воспитание эстетического вкуса,  исполнительской культуры;

Творческой активности подростка, ценящей в себе и  других такие качества,  как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

Программа «Театральные ступеньки» включает несколько основных этапов:

История театра. Театр как вид искусства.

Актерская грамота.

Художественное чтение.

Сценическое движение.

Сценическое движение в совокупности с вокальным исполнением.

Работа над пьесой.

Отличительной особенностью программы «Театральные ступеньки» является синтез типовых и модифицированных образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Возраст участников: от 7 до 18 лет. При наборе принимаются все желающие. При этом проводится собеседование с целью выявления физических возможностей.

Объединение разбивается на группы в соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся.

Срок реализации программы: - 2 года, 144 часа первый год обучения, 216 часов – второй год обучения.

Формы режима занятий и контроля.

Реализация поставленных задач предполагается через  такие виды деятельности, как:

- беседа ;

- экскурсии;

- уроки сценической и музыкальной грамотности;

- игровые виды деятельности;

- вокально – хоровая работа;

- восприятие музыки;

- выразительное чтение;

- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;

- создание масок, костюмов, декораций;

- участие в постановке спектакля.

Так как форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающимся, остановимся на этом вопросе подробнее.

Возраст

Ведущая деятельность

Возрастные, психологические новообразования

6-7 лет

Игровая деятельность как моделирование социальных отношений

- формирование символической функции сознания и воображения;

Появление ориентации на общие смыслы человеческих действий;

- выделение в человеческих отношениях элементов соподчинения и управления;

- способность к сопереживанию;

- наглядно – образное мышление.

8-11 лет

Учебная деятельность

- теоретическое отношение к действительности;

- психологические предпосылки отвлеченного мышления;

- появляется произвольность психических процессов;

- планирующая функция мышления (внутренний план действий);

- рефлексия (способность обосновать свои действия).

Занятия в группах проводятся:

- первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;

- второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в группах:

1-й год обучения – 12

2-й год обучения – 12.

Занятия в объединении состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает  краткие сведения о развитии театрального искусства,  цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Все занятия 1 раздела коллективные . на первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность обучающемуся рассказать о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Условия реализации программы:

- наличие просторного помещения – (40-50 кв.м);

- материальная база для создания костюмов;

- аудио и видео техника;

- фонотека;

- наглядные и демонстрационные пособия

-  библиотека справочных материалов по предмету.

Ожидаемый результат.

По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:

- особенности театра как вида искусства , иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;

- народные истоки театрального искусства;

- об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

Должны уметь:

-разбираться в театральных терминах, отражать свои впечатления в словесной форме;

- концентрировать внимание и координировать движения;

- «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

- коллективно выполнять задания;

- выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.

Содержание занятия – зачета: открытое занятие , включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой»фразы.

По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:

- : театр, сцена,  кулисы,  артист, актер, сценическая площадка, репетиция, номер, персонаж, жанр, ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, опера, партитура, пауза, ритм, длительность, динамика, темп;

- средства музыкальной выразительности

- иметь навыки игры в музыкальном спектакле.

Должны уметь:

- действовать в коллективе;

- свободно ориентироваться на сценической площадке;

- управлять интонацией своего голоса;

- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;

- петь хором в унисон;

- произносить текст внятно, с выражением;

- правильно распределять дыхание;

- импровизировать на заданную тему.

 

Учебно – тематический план 2 года обучения

Раздел

Кол-во

Часов

2 год

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Сценическое общение.

20

11

9

3.

Оценка фактов.

22

7

19

4.

Словесные воздействия как подтекст.

8

3

5

5.

Предлагаемые обстоятельства

10

4

6

6.

Мизансцена тела.

20

11

9

7.

Сценическое действие.

22

10

12

8.

Сценическое движение.

18

2

16

9.

Работа над вокалом.

24

9

14

10.

Грим.

10

6

4

11.

Работа над пьесой.

28

10

18

12.

Репетиционный период.

30

3

27

13.

Итоговое занятие.

2

2

ВСЕГО:

216

78

138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»

Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитател...

программа детской театральной студии "Лучики" в ДОУ

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически  все образовательные задачи в рабо...

Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

рабочая программа ТО Театральная студия

дополнительное образование...

Программа деятельности театральной студии "Страна чудес" "Лето в стране чудес"

В летний период продолжается образовательно-воспитательная работа с воспитанниками всех групп театральной студии «Страна чудес». Целью этой работы, как и  во время учебного года, явля...