Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»
рабочая программа по теме

 

Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитательных мероприятий, подготовке и показе спектаклей.

 

Цель: Содействие формированию  эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.

Задачи:

•               Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.

•               Способствование реализации потенциала личности.

•               Развитие творческой активности воспитанников.

•               Выявление, формирование и развитие у детей потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.

•               Способствование гармонизации взаимоотношений между детьми и детьми и взрослыми.

•               Формирование нравственных ценностей, духовной культуры воспитанников и художественно-эстетического вкуса.

•               Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплексная программа

Музыкально-театральной студии «Овация»

 «Кладовая радости»

Составитель:

Щербакова Е. Ю.

Г. Оленегорск

Пояснительная записка

 Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна содействовать всестороннему развитию ребёнка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, познанию окружающего мира, к активизации мышления. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

 Музыка – источник особой детской радости. Дети открывают для себя красоту музыки, её волшебную силу, раскрывают себя, приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально–ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, дидактических игр и упражнений, подвижных игр), театрального творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства).

Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитательных мероприятий, подготовке и показе спектаклей.

Цель: Содействие формированию  эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.

Задачи:

  1. Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.
  2. Способствование реализации потенциала личности.
  3. Развитие творческой активности воспитанников.
  4. Выявление, формирование и развитие у детей потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.
  5. Способствование гармонизации взаимоотношений между детьми и детьми и взрослыми.
  6. Формирование нравственных ценностей, духовной культуры воспитанников и художественно-эстетического вкуса.
  7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Программа рассчитана на четыре года обучения. Программный материал разбит на 4 уровня сложности. Уровень обучения не зависит от возраста воспитанника, а определяется  уровнем развития ребенка в области музыкально-театральной деятельности.

Условием для перевода с одного уровня на другой, являются знаний, умения, навыки, которыми ребенок овладел на предыдущем этапе.

При успешном обучении способности воспитанников реализуются в мероприятиях, конкурсах, фестивалях, что помогает формированию поведения в различных ситуациях, способствует расширению сферы общения, развивает творческий и духовный потенциал.

 Выбор форм и методов, подбор репертуара обусловлены следующими моментами:

  1. возрастом воспитанников, который представлен в достаточно широких

пределах (от 2 до 18 лет);

  1. особенностями в психическом и интеллектуальном развитии детей

оставшихся без попечения родителей;

  1. организацией проживания  детей  по семейному принципу; режимом работы детского дома, который  позволяет уделить больше внимания индивидуальной работе с детьми.
  2. характером воспитательных мероприятий (праздники календарные и тематические, литературно – музыкальные композиции, встречи в КВН, конкурсы музыкальные и танцевальные, ярмарки и т. п.)
  3. индивидуальными задачами развития воспитанников

Используемые формы проведения занятий: групповые и индивидуальные,

Вид занятий определяется особенностями музыкально-театральной деятельности, и включает в себя: вокальные, музыкально-ритмические и танцевальные занятия, занятия с использованием музыкальных инструментов, занятия по актерскому мастерству, комплексные, интегрированные.

Разделы

  1. Вокал
  2. Ритмика и основы хореографии
  3. Основы актёрского мастерства

  1. Вокал

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развить эмоциональную отзывчивость на музыку. Песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Художественно – педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Основное требование к обучению пению в детском доме – научить ребенка с учетом его индивидуальных способностей выразительному, искреннему исполнению интересных, понятных для него песен. Песня помогает самовыражению чувств, создаёт душевный комфорт. Дети в начале прислушиваются к песне, проявляют интерес, стараются понять её, потом откликаются на неё и заучивают

Песенный репертуар в детском доме подбирается с учетом психологических особенностей детей, их индивидуальных способностей, требований времени, нацелен на разностороннее развитие ребёнка. В репертуар входят песни с разным уровнем сложности, мелодии различного рисунка, темпа, динамики. Подбор песенного репертуара основывается на музыкально – методических, в том числе инновационных и местных музыкальных возможностях, собственном опыте.

Учитывая задачи музыкально-театрального воспитания детей, используются  песни следующей тематики:

  1. песни, способствующие созданию положительного психологического настроя;
  2. песни – образы, которые позволяют найти ребёнку своего героя, имеют широкую возможность для инсценирования.
  3. сезонные песни, которые используются при подготовке традиционных календарных праздников и коллективно-творческих дел;
  4. песни, направленные  на воспитание таких качеств, как любовь к жизни, к Родине, восприятие духовных и общественных ценностей, сопереживание.

Требования к освоению знаний и умений по разделу «вокал»

Должны знать

Должны уметь

1 уровень

Музыкальные инструменты (барабан, металлофон, балалайка, гармошка, бубен, дудка, игрушки – инструменты, пианино) по внешнему виду и звучанию;

Узнавать знакомые песни и пьесы, рассказывать о чём поётся;

Различать пьесу, хоровод, частушку.

Слушать музыкальные произведения до конца;

Различать высокие и низкие звуки;

Замечать изменения в звучании (тихо –громко, быстро –медленно);

Слушать знакомые песни и народные мелодии контрастного характера;

Запоминать слова и музыку песен;

Петь не отставая и не опережая друг друга;

Внятно произносить слова;

Пропевать песни с педагогом и без него;

Исполнять простые детские песни с элементами инсценировки;

Петь в сопровождении инструмента;

Петь под фонограмму.

2 уровень

Музыкальные инструменты (трещётка, треугольник, баян, скрипка, гитара) по звучанию, тембру и внешнему виду;

Узнавать характер песен;

Различать сюиту, вальс, марш, польку;

Знать вступление, запев, припев, проигрыш;

Называть свои любимые произведения;

Знать термины: оркестр, солист, дирижёр, хор, ансамбль.

Внимательно слушать музыкальные произведения, чувствуя его характер;

Рассуждать о настроении музыки;

Различать полутона, звуки по высоте, динамики, ритмическому рисунку;

Прохлопывать простой ритм знакомой песни;

Петь в характере мелодии, четко произносить слова, четко интонировать.

3 уровень

Узнавать по внешнему виду и звучанию новые инструменты (рояль, виолончель, флейта, арфа, кларнет, саксофон, триола, контрабас);

Знать названия авторов знакомых песен и произведений;

Знать и узнавать произведения известных русских и зарубежных композиторов и исполнителей популярной музыки;

Знать о профессии дирижёра;

Различать русские народные песни разных жанров (игровые, плясовые, шуточные, обрядовые, календарные)

Различать жанры песен (романса, этюда и т.д.);

Знать термины (аккомпаниатор, дуэт, трио, квартет)

Узнавать произведения по мелодии, по вступлению;

Сравнивать два контрастных произведения;

Самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства, выразительности);

Исполнять песни, вокально – хоровые упражнения;

Выразительно верно петь выученные песни, исходя из их содержания и характера;

Петь сложные песни, ясно произносить текст, соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции в песнях, не форсируя звук;

Исполнять песни соло, ансамблем, дуэтом, квартетом, трио, группой, хором;

Понимать основные дирижёрские жесты «вступление», «дыхание», «начало», «окончание», «звучание» (пение).

4 уровень

Знать все музыкальные народные инструменты по звучанию и внешнему виду;

Различать группы инструментов (ударные, ударно –клавишные, духовые, клавишно –язычковые, струнные, электро –музыкальные);

Различать характер народной, эстрадной, классической музыки;

О профессиях аккомпониатора, учителя музыки;

Различать основные направления эстрадной музыки: поп, хит, рок, джаз, поэтов бардов;

Различать оперу и оперетту

Различать нюансы музыкальных произведений;

Отличать игру симфонического оркестра;

Эмоционально откликаться на выраженные в музыкальном произведении чувства и настроения;

Слышать и исполнять двуголосье, канон. Петь аккопельно;

Применять технические навыки при исполнении песен;

Видеть взаимосвязь, соотносить музыкальные произведения с различными видами искусства (живопись, поэзия, театр, кино).

Содержание занятий

Примерная тематика занятий

Репертуар

1 уровень

Знакомство с детскими песнями, с музыкальными пьесами, упражнениями, детскими играми.

Слушание на восприятие музыки, развитие эмоциональной, образной отзывчивости, проявление интереса, любви к ней, понимание содержания, различие выразитнльных средств музыки (темп, динамика, регистр)


Упражнения и дидактические игры на распознование звука, темпа, ритма, динамических оттенков, на развитие слуха, голоса, постановку дыхания (гимнастика для дыхания по методике Стрельниковой)






 Разучивание песен на развитие памяти, речи, внимания. Подпевание с педагогом. Исполнение самостоятельно.




«Времена года» Чайковского, «Марш» Д. Шостаковича, «Вальс» Кабалевского, «Болезнь куклы», «Новая кукла» Чайковского, «Дождик» Г. Лобачева, «Листопад» Тотапенко, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова.


«Угадай на чём играю», «Музыкальные инструменты» муз. Левкодимова,

«Вверх –вниз и громко –тихо», «Едет, едет паровоз» (распевки) муз. Левкодимова (упр. и игра),

д/игра «Труба и барабан» Е. Тиличеевой,

«Кто самый внимательный» Г. Левдокимова,

д/игра «Птицы и птенчики», «Чей домик»  Е. Тиличеевой

Русские народные песни: «Сорока –сорока»,

«Ладушки», «Жили у бабушки», «Во саду ли в огороде».

«Листопад» Т. Потапенко, «Капельки»       В. Павленко, «В лесу родилась ёлочка»

Л. Бекман, «Дед Мороз» В. Витлина, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой,

«Ай, да, берёзка» Т. Потапенко, «По малину в сад пойдём» Филиппенко.

2 уровень

Слушание музыки направленное на развитие способности чувствовать характер, настроение музыкального произведения («Что выражает музыка?»), энергичный четкий ритм, выразительный акцент, постепенное нарастание динамики в музыке.



Упражнения для формирования звуковысотного восприятия, различных интервалов в пределах октавы

Выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания голоса, отчетливо-ясной артикуляции, работа над унисоном


Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, работа над дикцией в упражнениях подвижного темпа

Упражнения на гласные для расширения диапазона голоса.


«Пение по ролям»


Подготовка номеров к мероприятиям




 

«Весёлый ветер» Дунаевского, «Колыбельная медведицы», «Клоуны» Кабалевского, «Маленький вальс» Н. Леви, «Всадник» Шуман, «Баба Яга» Чайковского.


Распевки А. Трояновская, «Осень наступила», «Кукушечка» Т. Тиличеевой,

«Дудочка» В. Карасевой.





«Галя по садочку гуляла», «Часы»

Е. Тиличеевой.





Музыкальная игра «Подбери картинку к музыке», «Времена года в цвете и звуке».


«На мосточке» А. Филиппенко,

«Где ты бегал лягушонок» М. Парцхаладзе.

«Разноцветная игра» Б. Савельева,

«Неприятность эту мы переживем», «Найдите собаку», «Песенка о лете»,

«Зимушка хрустальная» А. Филиппенко,

«К нам приходит Новый год» В. Герчик, «Если добрый ты» Б. Савельева.

3 уровень

Слушание музыки направленное на совершенствование восприятия чувств, переданных в различном характере музыки. Активизация самостоятельных представлений о различном характере музыки.

Узнавание произведений композиторов и исполнителей


Упражнения направленные на восприятие мелодии:

движение мелодии;


чередование долгих и коротких звуков;

составление звуковой лесенки;


пропеть на вопрос ответ под звучащую мелодию.

Упражнения, направленные на воспроизведение ритма:

щелканье языком, хлопки в ладоши, по коленкам, притопы;


прохлопать своё имя, имя друга и т. д.;


ритмический диктант.



Подготовка номеров к мероприятиям

 «Полёт шмеля», «Танец с саблями»            А. Хачатуряна, «Вальс цветов» Чайковского, «Марш оловянных солдатиков» Чайковского, «Петрушка» И. Брамса.





 «Во поле берёза стояла»


«Шла коза по мостику»


«Как под горкой под горой»

«Немного о себе»


Игра «Эхо»







На-та-ша! Та-ня!


Стихотворение А. Барто,                   «Сурок» Л. Бетховена


«Кабы небыло зимы» Е. Крылатова,

«Крейсер Аврора», «Дорогою добра».

4 уровень

Слушание музыки направленное на совершенствование приобретённых детьми навыков, умений эмоционально откликаться на настроение пьесы, отмечая изменение динамики, различая виды музыкального искусства


Упражнения направленные на выявление творческих способностей, артистизма


Упражнение на развитие воображения (усложнённые задания)


Упражнение на воспроизведение ритма (повтори сложный ритмический рисунок, сложные фамилии, стихи)


Работа над двухголосным пением (упражнения с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях, каноны, начальное упражнение на терцовое двуголосие)


Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте


Подготовка номеров для мероприятий

Тетрализованная работа над исполнением песни

Марш «Смелый наездник» Шумана, Сонатина, Гайдана,

«Марш» С. Прокофьева, вальс из балета «Щелкунчик» (знакомство с балетом)




«Ёжик резиновый»



«Подбери картинку», «Нарисуй настроение», «Подбери музыку»


Музыкальные игры «Эхо»,

«Имена и ритмы»



«Чёрный барашек» польская народная песня обр. М. Раухвергера,

упражнения А. Сапожников и А. Трояновская,

мелодия Е. Альбовой и Н. Шереметьевой обр. Тиличеевой

 «Во сыром бору тропина» русская народная пьеса (канон),

Упражнения А. Сапожникова,                      А. Трояновской,

Гармонизация Рустамова


«Осень», «Новогодняя»

 «Граница», «С чего начинается Родина», «Не унывай» Л.Агутина, «Алый парус»,

«Чёрный кот» Б. Саульского, «Осень»,

«До свидания мальчики», «Пожелание»

Б.Окуджавы

2 Ритмика и основы хореографии

Музыкально – ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи  музыкально – эстетических переживаний. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают воспитанников, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром.

На занятиях ритмикой воспитанник учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.

Вид музыкального произведения влияет на комплекс отрабатываемых двигательных навыков: работа над пластикой проводится под классическую музыку; над синхронностью – под современную ритмическую; артистизм совершенствуется при помощи детского песенного репертуара и сюжетных эстрадных песен. Значительное место отводится фольклору: отрабатывается хороводный шаг, пластика русского танца, свободное владение телом в русской пляске.

Требования к освоению знаний и умений по разделу «ритмика и основы хореографии»

Должны знать

Должны уметь

1 уровень

Знать название танцевальных движений

(ходьба, бег, подскоки, прыжки);

Различать по характеру музыку (марш, пляска).



Выполнять танцевальные движения –кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, хлопать, двигаться под музыку с предметами (игрушки, платочки и т.д.);

Выполнять прямой и боковой галоп;

Сужать и расширять круг, соблюдать расстояние друг от друга, ориентироваться в пределах зала (середина, углы, края);

Двигаться хороводным галопом друг за другом;

Слушать, понимать и выполнять команды педагога;

Самостоятельно начинать и заканчивать движения под музыку;

Ритмически согласовывать движения;

Двигаться в характере музыки

2 уровень

Знать что такое танец;

Какие танцы бывают, чем они отличаются;

Различать и называть танцы (вальс, полька, народный танец);

Знать основные позиции рук и ног;

Что такое хореография;

Ритмические упражнения.

Выполнять движения отвечающие характеру музыки;

Выполнять движения по одному, парами, тройками, группой, врассыпную, по кругу, квадрату, с предметами, без них;

Перестраиваться в соответствии с музыкой;

Совершенствовать основные движениями и элементы танцев (ходьба –решительный, шаг, пружинистый, замедленный, ускоренный шаг, ходьба на полупальцах, бег лёгкий, сильный, легкое и усложнённое подпрыгивание, энергичные, сильные подскоки на месте, с продвижением, с кружением, шаги польки, притопы, выставление ноги на пятку с полуприседанием, припляс, тройной шаг);

Выполнять упражнения с исходного положения, основных позиций рук и ног, следить за осанкой, тянуть носок;

Выполнять выпады, махи, повороты, постепенное сгибание- разгибание корпуса, рук и ног.

3 уровень

Различать танцы народов мира;

Знать танцы джаз, рок-н- ролл, чечётка;

Знать отличие современного танца и балета;

Знать термины классического танца: плие (сгибать), тандр (вытягивать), релеве (поднимать), глиссе (скользить), соте (прыгать);

О профессии хореографа;

Название бальных танцев.

Выполнять ритмично классические и современные движения, упражнения, комбинации у станка, на середине зала;

Ориентироваться в пределах зала, сцены;

Выполнять танцевальные движения русских народных, современных, классических танцев;

Технически точно, выразительно, передавать их характер;

Разучивать и исполнять законченные концертные номера.



4 уровень

Знать известных хореографов;

Различать современный и классический балет.



Самостоятельно координировать движения во время танца, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации;

Различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой;

Ощущать музыкальный ритм;

Технически точно, исполнять движения в танцах.

Содержание занятий

Примерная тематика занятий

Репертуар

1 уровень

Знакомство с музыкально – ритмическими движениями: упражнениями, плясками, играми.

 Упражнения, направленные на движение в соответствии с характером музыки, восприятие и различие динамики


Пляски для выполнения простейших танцевальных движений по показу педагога под разнохарактерную музыку


Игры, хороводы для развития умений детей двигаться в соответствии с характером мелодии и текстом песни, различать музыкальные предложения, ритмически передавать рисунок или образ.


Подготовка номеров к мероприятиям




«Марш», «Бодрый шаг и бег» Н. Надененко, «Погуляем» Е. Тиличеевой, «Зайчики» Т. Ломовой, «Цирковые лошадки» М. Красева.


«Гопачок» -свободная пляска обр.              М. Раухвергера, «Парный танец» обр. Иор-

данского, танец зверюшек, петрушек и т. п..


«Во поле берёзка стояла» рус. нар. мел.,

«Ёлочка» М. Красевой, «К нам приходит Новый год» В. Герчик, «Найди себе пару   Т. Ломовой, «Жмурки», «Кто по лесу ходит», «Кто скорей ударит в бубен», танец

«Буратино».

2 уровень

Упражнения, направленные

на немедленную и определённую двигательную реакцию;


на развитие внимания, слуховое восприятие, пространственную ориентировку (углы, диагональ, вдоль стены, колонна на середине зала и т. п.);


на выдерживание темпа и ритма.



Упражнения на ритмические комплексные движения: осанка (ходьба шагом, на носочках), движение рук и ног (основные танцевальные упражнения русского танца)



Подвижные игры и упражнения направлены на восприятие понимания музыкального образа в целом и в деталях, опираясь на музыкальный рассказ


Подготовка номеров

«Давайте погуляем» (спокойная ходьба),

«Солдаты готовятся к параду» (высокий, тихий шаг).


«Вьются ленты» (легкий бег), «Ветер и ветерок» (плавное качание рук), «Попрыгунчики» (пружинное подпрыгивание).


«Как звучит музыка?» (легкие энергичные подскоки).


«Вежливый танец» (приставные шаги в сторону), «Танцуем галопом» (шаг бокового галопа), русская народная мелодия «Ходила младешенька по борочку»

обр. Н. Римского –Корсакова.


«Под яблонью зелёною» русская народная музыка,

«Сеяли девушки хмель» обр. И. Кишко.



«Полька», «Русская пляска», «Во саду ли в огороде», «Хороши весной в саду цветочки», «Вальс звёзд (снежинок)», «Танец потешников».

3 уровень

Упражнения направленные

на работу над пластикой;


над сихронностью;


на совершенствование артистизма или чувства и настроения.


Фольклорные упражнения в усложнённой технике: отрабатывание хороводных шагов, пластики русских движений, свободного владения телом в русской пляске (упражнения на месте, в движении, с ускорением, замедлением).


Упражнение с ритмическими композициями для осанки (сидя, лёжа), головы (вращение), плеч, рук (вращение), ног (растяжка), туловища (вращение, наклоны, приземления).


Упражнения основанные на методике Мерса Канингема (полуплие, сгибание коленей из положения стоя)


Музыкальные игры и упражнения направленные на развитие воображения, зрительной, мыслительной, эмоциональной памяти музыкально –двигательного образа.


Подготовка номеров к мероприятиям




Классическая музыка Чайковского


Современная музыка


Современная музыка



«Попляшем?» (парная пляска),

«Зеркало» (плясовое упражнение),

хоровод у ёлки,

«Плетень», «Смени пару» (полька), «Только успевай» (упражнение).



«Хочу – не хочу» (парная пляска),

«Дружные пары» И. Штрауса





Тема из вариаций В. А. Моцарта (тихий, плавный шаг)



«Передача платочка» (игра Т. Ломовой)





«Осенний вальс», «Красный сарафан» (хоровод), «Затейники» (весёлая пляска),

«Давайте петь», «Танцы» А. Губин,

«Русская пляска», «Кадриль»

4 уровень

упражнения направленные на работу органов дыхания, умение владеть своим телом, двигательные навыки, движение в характере и темпе музыки


Упражнения по технике Марты Трехм:

для осанки;

на сгибание ног (сидя) на месте и с продвижением вперёд, назад;

для пресса (сидя, лежа);

для тренировки центра движения                  (параллельное, полуплие, полное плие), обработка чувства ритма;

передвижение в пространстве (отработка походки в трехтактовом ритме: один длинный низкий шаг и два высоких коротких.


Джазовые упражнения, рок –н –ролл, в стиле современных танцев


Музыкальные игры и упражнения направлены на индивидуальное содержание данного танца


Подготовка номеров к мероприятиям

«Змейка с воротцами», «Шеренги и цепочки»




«Бесконечная сказка» (ходьба на полупальцах)

«Ускоряй, замедляй»



Задания для развития танцевального творчества (под инструментальную музыку

в аудиозаписи)






Американские песни, (английские) мелодии







«На острове», «Испанский танец», «Цыганский танец»

3.  Основы актёрского мастерства

Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, и играя, познаёт мир. Театральная деятельность научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх – представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся с их содержанием. Воссоздают конкретные образы, учатся глубоко переживать события, взаимоотношениям между героями.

Игры – представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества (художественно–речевого, музыкально–игрового, танцевального, сценического).

Работа над спектаклем основывается на анализе содержания, распределении ролей, игровых упражнениях, этюдах, способствующих практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и завершается  постановочной работой над целостным спектаклем.

Требования к освоению знаний и умений по разделу «основы актерского мастерства»

Должны знать

Должны уметь

1 уровень

Узнавать по голосам персонажей;


Уметь внимательно слушать и следить за действиями кукольных, драматических героев;

Различать кукольный, настольный, драматический театр;



Знать понятия роль, персонаж, характер и т.п. 

Выполнять образные движения («идёт медведь», «крадётся кошка» и т.д.);

Разыгрывать небольшие сценки, вести диалог, подражая голосом, жестом, в действиях персонажей;

Следить за действиями игрушек (простых, кукольных);

Эмоционально откликаться на изменение происходящего сюжета. 

2 уровень

Что такое театр;

О работе артистов, режиссёров, театральных художниках;

Термины (фойе, антракт, оркестровая яма, кулисы и др.).

Инсценировать (совместно с педагогом) песни, хороводы;

Выразительно передавать игровые образы в отдельных эпизодах, сценках;

Проигрывать поведение, характер героев сказок;

Владеть речью, дикцией (громче – тише, быстро – медленно).

3 уровень

Различать комедию, драму, мелодраму, трагедию, фантастику;

Роль актёра, характер персонажа, главные и второстепенные роли;

Знать о работе гримера, хормейстера, декоратора, звукооператора и т. д.

Работать с текстом;

Точно передавать движения, мимику, жест;

Свободно вступать в диалог;

Разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные.

4 уровень

Знать известных драматургов;

Знать название театров (о видах театров);

О профессиях людей, работающих в театре

Быть активными, творческими, инициативными в выборе средства для передачи образа;

Сопоставлять музыкальные и зрительные образы;

Естественно, непринуждённо вести себя на сцене перед зрителями в театрализованном действии.

Содержание занятий

Примерная тематика занятий

Репертуар

1 уровень


Знакомство с видами театров, персонажами сказок, пьес.

Показ элементов кукольного, настольного, драматического театров для умения различать по обстановке, по внешнему виду игрушек – кукол, атрибутики, вызывая интерес и желание наблюдать за игрушками и самим участвовать в роли, подражая персонажам голосом, действием.

«Колобок» русская народная сказка,

«Петрушка и его друзья»,

«Репка» русская народная сказка,

«Игрушки в гостях у ребят» А. Барто

2 уровень

Упражнения направленые:

на развитие творческих навыков физического самочувствия;


на развитие творческих зрительных восприятий.



Подготовка чтения стихотворений, прозы к мероприятию, сценических ролей в спектакле


«Переходы со стулом», «Хлопки», «Мячики с числами».



«Наблюдательность», «Слепые фотографы», «Путешествие», «Событие в картине».

3 уровень

Упражнения направленные на развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений;

на развитие организованности, коллективности, законченности действий.


Подготовка второстепенных ролей в спектакле

Подготовка ведущих ролей на мероприятиях


 «Шумовой квадрат», «Узнай товарища!»,

«Волшебный графин»

4 уровень

Упражнения направлены:

на развитие творческих навыков, физического самочувствия;


на развитие творческой смелости и элементов характерности



Подготовка главных ролей в спектакле

«Действия с воображением предметами»,

«Разговор по телефону»



«Правда –неправда», «Задание на внешнюю характерность», «Оправдание крика», «Оркестр», «Цирковые представления»


Литература:

  1. Программа средней образовательной школы «Музыка» (под ред. Кабалевского Д.Б.) (1- 3 классы)
  2. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Музыка» (1 - 8 классы) (под ред. Алиева Ю.Б.) М., «Просвещение», 1990
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Театр»  (1 – 11 классы) (ред.-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.) М., «Просвещение», 1995
  4. Кладовая радости: развивающая система дополнительного образования в детском доме (под ред. Шамаховой Н.Н., Трофимовой Г.А.) Вологда, 2002
  5. Кононова Н.Т. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., «Просвещение», 1982
  6. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы (программа для начальной и средней школы). М., «Просвещение», 1997
  7. Методика музыкального воспитания в детском саду (под ред. Ветлугиной) М., «Просвещение», 1989
  8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., «Просвещение», 1990
  9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика и музыкальное движение. М., «Просвещение», 1972
  10. Секрет танца (сост. Васильева Т.К.). С-Пет., «Диамант», «Золотой век», 1997
  11. Радынова О.П. «Слушаем музыку». М., «Просвещение», 1990
  12. Метлов Н.А. Музыка детям. М., «Просвещение», 1985
  13. Дзержинская И.Л. Муз воспитание младших дошкольников. М., «Просвещение», 1985
  14. Музыка и движение (авт.-сост. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.) . М., «Просвещение», 1983 (5-6 лет), 1984 (6-7 лет)
  15. Станиславский К.С. «Основы актерского мастерства». М.
  16. Музыка начинается с детства (под ред. Мерзляковой С.И.) М., 1997
  17. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1997
  18. Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г.  Кукольный театр – дошкольникам.  

М. «Просвещение», 1973

  1. «Театр Круглый год.», выпуск №1, №4, 2004
  2. «Искусство в школе», №6, 2000; №1, 2003; №2, 2004.
  3. Ведрова Т.Е. Пусть музыка звучит. М., «Просвещение», 1990
  4. Чулаке М. О музыке, которая нас окружает. М., «Знание», 1965
  5. . Разрешите пригласить. Выпуск – 6 (сост. Кудряков В.Н) М., «Советский композитор», 1981

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...

Авторская комплексная образовательная программа открытой студии "РОСТ"

Авторская комплексная образовательная программа направлена на развитие интеллектуальных и креативных способностей детей разного возраста и разного уровня подготовки....

Комплексные числа. Лекция 1. Основы теории комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 2. Решение квадратных уравнений с действительными и комплексными коэффициентами.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...

Ни печали без радости, ни радости без печали

Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....