Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой
методическая разработка по теме

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационных материалов газеты «Мой район».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СПб ГДТЮ

Городской Центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Психологический мир ребенка»

«Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой»

Курсовая работа Варсопко Алексея Викторовича,

педагога дополнительного образования

ГОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»

Санкт-Петербург

2008

Содержание работы:

1. Введение [3].

2. О программе «Основы журналистики и издательского дела» [4].

3. О программе «Газета в образовании» газеты «Мой район» [8].

4. Необходимость в развивающих упражнениях-«паузах» на занятиях студии юных журналистов [11].

5. Описание развивающих упражнений-«пауз» с газетой «Мой район» на занятиях студии юных журналистов [13].

6. Выводы [15].

7. Список литературы [16].


Введение

В процессе обучения в студии юных журналистов при ГОУ ДОД Центр творческого образования и гуманитарного развития «На Васильевском» по авторской программе «Основы журналистской работы и издательской деятельности» осуществляются важнейшие функции дополнительного образования:

Культурологическая – понимание основ функционирования одного из важнейших общественных механизмов – Средств Массовой Информации;

Личностнопорождающая формирование собственной точки зрения, позиции и самосознание себя через литературное творчество;

Информационная (познавательная) – получение знаний о специфике профессии журналиста, верстальщика, а также о своей личности;

Профориентационная – подготовка и формирование профессиональных интересов ребенка на принципах свободы выбора, вариативности и пробы социальных ролей (журналиста, потребителя информации, писателя, верстальщика, дизайнера, а значит, успешной социализации в перспективе;

Психотерапевтическая – программа построена на раскрытии способностей ребенка, позволяющих ему получать удовлетворение и радость от собственной деятельности и прожить гармоничную жизнь; на желании самореализации как одной из основных потребностей человека.

Комплексный (многофункциональный) подход при составлении задач учебного плана делает дополнительное образование высокоэффективным процессом, отвечающим, по методике и результатам, духу и потребностям современного общества.

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационных материалов газеты «Мой район».


О программе «Основы журналистской работы

и издательской деятельности»

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. Средства массовой информации – один из важнейших инструментов социализации человека.

Между тем, при крайне высокой социальной значимости СМИ в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений. Нормативное школьное образование явно отстает от духа времени: выпускники школ, выходя во взрослую жизнь, дезориентированы и не имеют представления о деятельности одного из важнейших общественных механизмов. Встает, в связи с этим, вопрос не только о полноценности такого члена общества, но также и о полноценности общества, не заинтересованного, как получается, в самоосознании.

Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее, способствует формированию и отстаиванию гражданской позиции. В условиях усиливающегося кризиса журналистской этики, нормы которой приносятся в жертву сиюминутным задачам, влияющего крайне негативным образом на состояние общественной нравственности, очень важным представляется воспитание журналиста-гражданина, а также грамотного потребителя информации, способного определять мотивы, значение и ценность информации. Воспитывать из выпускника журналиста-гражданина уже поздно – начинать надо со школы. Не может школа? Значит, этим должно заниматься дополнительное образование.

Самый эффективный способ познания – практика. Работа под руководством преподавателя над информационными материалами позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте. Работа на современном компьютерном оборудовании и над конкретным делом, результаты которого можно «подержать в руках» и показать друзьям и знакомым, делают обучение интересным и эффективным.

Учебный процесс предполагает обязательный анализ сделанного, самостоятельное использование полученного опыта, что должно влиять не только на качество выполнения работ, но и на рост теоретической подготовки.

Программа «Основы журналистской работы и издательского дела» ориентирована на учащихся 12-16 лет. С этим связаны определенные сложности в реализации образовательных задач. Группы состоят из разных по возрасту учащихся, что заставляет преподавателя уделять большое значение индивидуальным подходам к каждому ученику. Трудности в проведении занятий обусловлены также различным, неравномерным по группам половым составом учащихся: большинство учащихся по программе – девочки, при этом в старшем возрасте – одни девочки. В группе же, в которой есть ровесники мальчики и девочки, а также девочки старшего возраста, при этом с разной компьютерной подготовкой, разной степенью усвояемости материала, скоростью выполнения заданий, и т.п., возможно иногда давать только самые общие совместные задания. Найти универсального рецепта проведения занятий в таких группах пока не удается. К счастью(?), темы занятий – информационные материалы и задания – одинаково малоизученны как учениками средних классов, так и старшеклассниками.

Основной задачей обучения является освоение на практике основ журналистской работы и издательского дела. Подготовка материалов для школьной газеты совмещается с освоением современного программного обеспечения персонального компьютера для издательских целей. Совмещение в рамках одной программы журналистской работы (написание статей, подготовка иллюстраций) и издательского дела (дизайн, верстка, создание оригинал-макета) приведет к знакомству учащихся с основными элементами функционирования периодической печати. Вместе с тем Программа ставит основной своей целью не предпрофессиональную подготовку, а повышение личного культурного уровня до соответствующего современной информационно-технологической эпохе.

Неотъемлемой частью современных СМИ стал Интернет, сетевые издания. Глобальная Сеть используется и как еще один канал информации для ее потребителей, и как источник информации для журналистского анализа, и – главное – как новый коммуникационный канал для авторской реализации журналистов. Информационные технологии, связанные с Сетью, позволяют расширить аудиторию, выйти за рамки, ограниченные печатным тиражом издания, а также дают возможность проводить дистанционные занятия, то есть решать образовательные задачи. В Программу входит знакомство с Интернетом, его возможностями, а также их использование. Практическому овладению полученных знаний будет способствовать создание, поддержка, обновление сайта газеты.

Результат двухгодичного обучения по Программе – умение учащегося «с нуля» самостоятельно создать номер газеты, умение объяснить функциональное значение основных газетных элементов, умение анализировать некоторые аспекты не только собственной, но и чужой – в том числе и «взрослой» – периодической печати.

Важным составляющим результатом Программы является развитие коммуникативных способностей, речевых навыков, повышение грамотности. Сами обучающиеся и их родители отмечают, что повышается успеваемость по таким предметам, как русский язык и литература, появляется серьезное отношение к компьютеру, чьи возможности для ребят расширяются далеко за пределы музыкального проигрывателя и игровой приставки.

Важное значение для повышения эффективности обучения и дополнительной мотивации для занятий в сфере дополнительного образования имеет создание творческой, комфортной атмосферы. При повышенной загруженности в общеобразовательной школе и массе весьма доступных легких пассивных развлечений очень трудно заинтересовать ученика в дополнительном образовании, вообще, и в занятиях такой, в принципе, взрослой деятельностью, как журналистская работа и изучение профессиональных компьютерных программ. Поэтому крайне важно, чтобы ему просто хотелось самому посещать студию.

Поэтому на занятиях нужно давать то, что он не может получить в других местах, – самореализацию, одну из важнейших потребностей человека. Нужно давать ребятам свободно творить.

Интересные статьи и искренние, реальные ответы возможно получить только при условии свободного выражения мнения школьниками. «Взрослая» цензура тем и точек зрения неприемлема ни в коем случае, особенно на начальном этапе и особенно с подростками. Только на материале того, что подростку интересно и о чем он хочет писать, чем ему важно поделиться с другими или просто «проговорить» для самого себя на бумаге или в электронном тексте, можно с ним работать и обучать необходимым навыкам.

Более того, по-настоящему интересные и правдивые статьи получаются именно в том случае, если ребенок пишет «от сердца», о том, что на самом деле его волнует. Только на основе актуального материала для школьника можно строить работу по формированию его собственной точки зрения, определению себя, своих интересов. И только такие материалы могут служить для взрослых источником информации о том мире, в котором живут их дети.

Специфика программы

АКТУАЛЬНОСТЬ

  1. популярность компьютерных технологий;
  2. популярность журналистской профессии;
  3. популярность СМИ;
  4. необходимость образования в области массовой информации;
  5. необходимость методик социализации подрастающего поколения.

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

  1. умение писать, формулировать свое мнение, суметь аргументированно его защитить востребовано в любой области;
  2. развитие компьютерных технологий продолжается и подключившийся к этому процессу сегодня сильно выиграет завтра; а так как компьютеры еще более широко будут внедряться в профессиональную и бытовую сферы, то для тех, кто игнорирует новые технологии, существует серьезный риск отстать от прогресса
  3. будущее любого общества зависит от того, насколько компетентны, социально-ответственны его члены.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  1. выпуск газеты раз в месяц;
  2. выпуск «личного» номера газеты;
  3. обновление сайта студии еженедельно;
  4. востребованность журналистской и издательской работы, как домашней, так и студийной (результат каждого занятия – законченный и опубликованный материал – статья, участие в опросе);
  5. видимость и материальность (результат можно взять в руки, показать и сохранить).

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТОВАРИЩЕСТВА И ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРСТВА

  1. совместная работа над газетой, подключение к работе на разных этапах создания номера приводят к работе не только со своими, но и с материалами товарищей по студии.

КОМПЛЕКСНОСТЬ

  1. на занятиях в студии требуется не только литературная работа, но и дается опыт использования компьютерного оборудования для издательских целей, а также приобретаются начальные навыки газетного дизайна;
  2. также происходит овладение навыками работы с цифровым фотоаппаратом (основы фотосъемок для фотографирующего; основы актерского мастерства для фотографирующихся);
  3. игровые упражнения на материале, связанном с темами занятий, тренируют психологические качества учащихся.

ШИРОКИЙ КРУГ ИНТЕРЕСОВ

  1. специфика журналистской работы требует умения найти интересное в самых разных явлениях; требование разнообразия журналистских материалов, таким образом, приводит к расширению круга своих интересов.


О программа «Газета в образовании»

Проект осуществляется Всемирной Газетной Ассоциацией и реализуется в 60 странах мира.

Газета больших городов «Мой Район» развивает проект в России.

Проект «Газета в образовании» реализуется при поддержке Комитета по образованию г. Санкт-Петербург.

Из всех народов первым всегда будет тот,

который опередит другие в области

мысли и умственной деятельности.

Л. Постер (1822-1895)

Программа предлагает учителю использовать материалы качественной местной газеты как актуальный учебный материал в процессе обучения. Использование газеты позволяет учителю не только работать над основными учебными умениями и навыками: развитие речи и мышления, обогащение знаний по истории, географии, краеведению и т.п., но и знакомить с правами человека, важными событиями современной жизни.

Цель программы – привлечь юных читателей к чтению, в том числе к чтению газет, научить анализировать информацию, делать выводы.

Программа «Газета в образовании» призвана приобщить школьников к чтению качественных газет, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать и оценивать ее на уровне взрослого человека.

Учителя «оживляют» процесс передачи информации ученикам, используя газету в качестве актуального учебного материала на внеклассных занятиях, кружках журналистики, а также на уроках обществоведения, краеведения, географии, истории, русского языка, литературы и т.д.

Газета вызывает детей на диалог, поднимая значимые для них и для общества темы и задавая вопросы для поднятия дискуссии. В каждом номере появляются статьи, помеченные значком «Рекомендовано для проекта «Газета в образовании». Учитель может воспользоваться предложенной темой для обсуждения с детьми.

Задачи программы:

– Повышать уровень культуры чтения у учащихся.

– Воспитывать у учащихся и преподавателей толерантное отношение в среде этнического, языкового, культурного и социально-экономического разнообразия.

– Способствовать формированию гражданской позиции в условиях глобализации.

– Содействовать снижению уровня насилия через изучение общечеловеческих ценностей.

Предлагаемые пути реализации проекта «Газета в образовании» – обобщенный опыт работы учителей по данной программе в различных странах, при этом преподаватель может адаптировать, изменять   и   обогащать   методы   и   содержание   работы   согласно   социальным,   культурным, экономическим и языковым особенностям группы.

Планирование и методические разработки носят рекомендательный характер. Каждый учитель, исходя из своих особенностей и возможностей учащихся, может творчески подходить к участию в проекте.

Работа в проекте осуществляется на основе общедидактических принципов:

1. Принцип воспитывающего обучения – одна из основных задач проекта – воспитание активного гражданина.

2. Принцип активности и сознательности – проект подразумевает активное и осознанное участие каждого на любом этапе работы.

3. Принцип связи теории с практикой – работа с газетой позволяет связать с повседневной жизнью ребенка знания, полученные не только в проекте «Газета в образовании», но и общеучебные и предметные знания, умения и навыки.

4. Принцип наглядности – газета содержит богатый иллюстрационный материал, что значительно облегчает восприятие и усвоение информации.

5. Принцип доступности обучения – разнообразный материал помогает организовать обучение в группах любого уровня.

6. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы – учебный материал разнообразен на каждом занятии, что создает предпосылки для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Почему эта программа полезна для развития школьника?

1. Социальное, политическое, экономическое, культурное и спортивное содержание газеты в сочетании с ее внешней привлекательностью является важным инструментом для значительного и всестороннего обучения в соответствии с разнообразием социальных, экономических, этнических и культурных реалий жизни каждого учащегося.

2. В газетах находят свое отражение темы, связанные с учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла. Использование газеты позволяет развивать такие качества, как: умение работать с источниками информации (в частности, с текстом и иллюстрацией), навыки самостоятельной работы и работы в группе и т.д.

3. Использование газет в школах помогает развивать критическое мышление и речь, т.к. материал становится более разнообразным, представленным с разных точек зрения и программа предусматривает высказывание и доказательство каждым учащимся его точки зрения.

4. В газетах представлена информация о текущих событиях, которая может быть использована преподавателями и учащимися.

5. Газеты освещают события, которые связаны с людьми, у которых разные жизненные ценности, из различных слоев общества, что открывает школе постоянный доступ к информации о современной жизни общества. Это позволяет учащимся из разных слоев общества увидеть свой собственный мир на страницах газет.

6. Анализ информации в газетах стимулирует критическое мышление, позволяя учащимся осознавать себя членами современного общества.

7. Газеты стимулируют участие в дискуссиях, активизируют устную и письменную речь. Разнообразная информация газеты способствует развитию у участников новых интересов и стремлению продолжить изучение различных источников информации.

Чем проект интересен школьникам?

– Приобретение знаний о жизни своего города, района новым способом, вызывающим интерес;

– Приобретение знаний о возможности получения информации, о способах получения информации, о новых возможностях печатных средств информации;

– Возможность самовыражения, общения и ведения дискуссии наравне со взрослыми;

Чем проект интересен учителю?

– Расширение личностной творческой деятельности, новые возможности самореализации;

– Получение актуального дополнительного материала, который может быть использован на уроках и внеклассных занятиях;

– Мы помогаем учителю в работе, подготавливая методические материалы, адаптированные для работы с детьми в школах Санкт-Петербурга;


Необходимость в развивающих упражнениях-«паузах»

на занятиях студии юных журналистов

Занятие в студии юных журналистов длится три учебных часа с перерывами, практически все учебное время учащийся проводит у компьютера, и опыт проведения занятий показал острую необходимость в дополнительных «паузах» между выполнениями заданий, связанных с работой на компьютере.

Учитывая сантиарно-гигиенические требования, усталость школьника после занятий в школе (занятия в студии проходят в будний день), психологическую утомляемость от концентрации на выполнении заданий по программе, соответственно, потребность в отвлечении-«отдыхе», принимая во внимание возрастные особенности учащихся, которым трудно в течение столь долгого времени заниматься серьезной, требующей большого внимания работой, нужно было придумать задания, игровые упражнения, не связанные с работой на компьютере, но в то же время, связанные с тематикой программы. Первоначально выход нашелся в виде игровых упражнений на развитие «профессиональных качеств журналиста», а на самом деле необходимых качеств любого человека, какую бы сферу учебной, профессиональной, социальной и личной деятельности он бы не выбрал для себя в дальнейшем. Это: наблюдательность, внимание, логическое мышление, память, интуиция, умение объяснить свои чувства, умение составить мнение и изложить его, информированность, критичность, и т.д.

Такие упражнения, зачастую реализованных в игровой форме, давали возможность отвлечься от выполненного до них задания, перестроиться (как бы внутренне «очиститься») на выполнение следующего. В данном случае развивающие упражнения можно назвать своеобразными «монтажными стыками» занятия.

В течение нескольких лет такие упражнения строились на самом разнообразном материале, так или иначе связанном со спецификой программы обучения юных журналистов: либо это были тексты из учебных пособий, связанные журналистской тематикой (например, прослушать текст о требованиях к журналистскому стилю, а потом кратко его изложить), либо тексты, связанные с информацией, интересной для юной аудитории (например, прочитать подряд несколько интересных фактов из жизни животных, а потом по прочитанному тексту задавать вопросы, чтобы дети записывали ответы).

С началом участия с января 2008 года в программе «Газета в образовании» появилась возможность осуществлять такие упражнения на самом что ни на есть актуальном для студии юных журналистов материале – конкретной «взрослой» газете, более того, популярной и известной практически всем газете «Мой район», содержание которой разнообразно и рассчитано на самую разную поло-возрастную аудиторию, в т.ч. и на школьников.

Газета в проведении таких упражнений участвовала как идеологическим обоснованием важности участия в программе «Газета в образовании», а также предоставлением методических материалов, так и – что очень важно – предоставлением в распоряжение студии необходимого количества экземпляров газеты, которые оперативно доставлял в помещение школы курьер газеты. Таким образом, к каждому занятию студия имела в своем распоряжении свежий выпуск газеты для каждого учащегося.

Возможность работать с актуальным информационным материалом (а не абстрактными, пусть и важными, пусть и интересными, сведениями), связанным с местом и временем проживания учащегося, является очень важным фактором повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и делает задания интересными для ребят.


Описание развивающих упражнений-«пауз» с газетой «Мой район»

на занятиях студии юных журналистов

1. Прочитать выпуск газеты «Мой район». Выбрать статью, которая понравилась, привлекла внимание. Подумать, понять и объяснить, почему понравилась именно эта статья. В итоге должен получиться текст, напечатанный на компьютере. Преподаватель анализирует материалы и делится с учащимися своими наблюдениями.

2. Прочитать выпуск газеты «Мой район» с целью найти незнакомое слово. Попытаться понять значение этого слова из контекста. Объяснить свою трактовку.

3. В выпуске газеты «Мой район» ищем все материалы, имеющие отношение к Василеостровскому району. «Василеостровская» тема актуальна для учащихся, так как в студии занимаются ребята, живущие в этом районе, а также газета доставляется в «василеостровском» варианте (газета «Мой район» выходит с разным наполнением «местных» полос), что упрощает задачу и поднимает интерес к его выполнению. В заключение преподаватель объявляет пропущенные материалы и объясняет причины такого пропуска (как правило, ребята недостаточно знакомы с топонимикой).

4. Преподаватель демонстрирует некоторые иллюстрации из очередного выпуска газеты «Мой район», закрывая текст, после чего просит учащихся объяснить, что может быть напечатано в статье с такой иллюстрацией. Потом преподаватель зачитывает оригинальный текст. Такое задание объясняет феномен «многозначности» иллюстрации, невозможности относиться к картинке как самодостаточному информационному элементу.

5. Просмотреть выпуск газеты «Мой район» и найти иллюстрации, имеющие отношение к Василеостровскому району. В завершение преподаватель показывает «пропущенные» иллюстрации. К пропускам приводит недостаточное знание топонимики и визуальные представления о районе.

6. Просмотреть выпуск газеты «Мой район» и найти всю информацию, имеющую отношение к Интернету, – непосредственно материалы о Сети, реклама различных Интернет-услуг, адреса веб-сайтов, адреса электронной почты, и т.д. Важность этого упражнения не только в том, что оно развивает наблюдательность, но и дает представление о том, насколько эта информационная среда проникла в жизнь, насколько бумажное издание связано с электронной сетью информации.

7. Просмотреть выпуск газеты «Мой район», обращая внимание на иллюстрации. Потом преподаватель забирает газеты и задает вопросы по картинкам – на внимательность и память.

8. Просмотреть выпуск газеты «Мой район», выбрать статью, которая понравилась или привлекла внимание. Написать и отправить через адрес электронной почты, указанной в газете, письмо автору статьи с благодарностью за статью, с выражением своего мнения. Данное комплексное упражнение позволяет овладеть также навыками интерактивного общения с газетой, позволяет познакомиться с передовыми коммуникативными возможностями в информационной среде, а также – для тех, кто еще не умеет, – получить знания по работе с электронной почтой.

9. Учащемуся дается конкретная статья из выпуска газеты «Мой район» (каждому учащемуся разная статья). Прочитав ее, учащийся должен ответить на «4 главных вопроса любого информационного сообщения: Что? Кто? Где? Когда?».

Копилка упражнений постепенно пополняется.

Задания могут выполняться как коллективно, то есть отвечает первый нашедший правильный ответ (включается важный мотив соревновательности между ребятами), – при этом преподаватель должен следить, чтобы никто из ребят не отмалчивался, и если такие есть, то обращаться за ответом к нему лично; так и индивидуально – каждый учащийся получает свое задание (в данном случае трудность заключается в том, что другие учащиеся в этот момент не задействованы); третий вариант – задание выполняется по кругу: если не отвечает тот, чья очередь, ответить приходится следующему.


Выводы

Функции дополнительного образования, которые выполняются во время выполнения развивающих упражнений-«пауз» на занятиях в студии юных журналистов:

Культурологическая – знакомство со СМИ через газету «Мой район», знакомство с новыми технологиями, которыми пользуются СМИ, социально-культурной жизнью своего района, города;

Личностнопорождающая – формирование собственной точки зрения на прочитанное, умение ее выразить, описать;

Профориентационно-информационная (познавательная) – получение знаний о специфике профессии журналиста, верстальщика, и других профессий, участвующих в создании газеты; а также о жизни своего района, города;

Психотерапевтическая – выполнение заданий в игровой форме, реализация своих способностей при выполнении заданий, соревновательность позволяют получить радость от азарта, удовлетворение от самореализации.

Одним из важнейших аспектов развивающих упражнений-«пауз» является их комплексность: параллельное выполнение различных воспитательных и образовательных задач (воспитание качеств и получение знаний), а также решение структурных задач занятия (развивающие упражнения как «монтажные стыки» занятия).

Компонентом комплекса следует считать и необходимость процесса чтения, без которого невозможно выполнение заданий.

Очень важным фактором для успешного выполнения комплекса задач следует считать интересный для ребят материал газеты «Мой район»: многие ребята увлекаются чтением газеты и продолжают его после завершения упражнений, некоторые забирают газету с собой домой.


Список литературы:

1. Аврамов Д.С. «Профессиональная этика журналиста». М., 1999.

2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». М., 1992.

3. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии общения». М., 1987.

4. Дубровина И.В. «Практическая психология в образовании». М., 1999.

5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира». СПб., 2001.

6. Заморев С.И. «Игровая терапия. Совсем не детские проблемы». СПб., 2003.

7. Конспект лекции «Игротерапия» Заморева С.И. (курсы повышения квалификации «Психологический мир ребенка» при ГДТЮ. СПб., 2007-2008)

8. Конспект лекции «Мир детей в мире взрослых» Еремеевой В.Д. (Курсы повышения квалификации «Психологический мир ребенка» при ГДТЮ. СПб., 2007-2008)

9. Конспект лекции «Профилактика девиантного поведения детей и подростков. Психолого-педагогическая помощь семье» Клещуновой Т.Г. (курсы повышения квалификации «Психологический мир ребенка» при ГДТЮ. СПб., 2007-2008)

10. Конспект лекции «Психосоциальное развитие личности в онтогенезе. Неврозы – неоконченные дела детства. Развитие творческой личности» Щеголева А.А. (курсы повышения квалификации «Психологический мир ребенка» при ГДТЮ. СПб., 2007-2008)

11. «Газета в образовании. Методические Рекомендации». Учебное пособие.

12. Рощин С.К. «Психология и журналистика». М., 1989.

13. Фоппель К. «Энергия паузы. Сборник психологических игр и упражнений». М., 2000.

14. Цукерман Г.А. «Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к конспекту занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Пезентация к конспекту  занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет., включает в себя изображения витражей, созданных по классической...

РАБОТА КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (Внеурочная деятельность в образовательном учреждении)

Представленный материал - рабочая программа по курсу "Юный журналист". Тематическое планирование рассчитано на разный возраст обучающихся и может лечь в основу занятий как с шестиклассниками, так и де...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия «Юный журналист»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа...

Занятие школьного кружка "Юный журналист"

Тема: «Верстка школьной газеты» Цель: Создание страниц школьной газеты Задачи: 1. Познакомиться с терминологией, которая применяется при создании газеты; 2. Познакомиться со структурой шко...