Эссе
материал на тему

Чеха Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

Эссе учителя русского языка МКОУ Новобаганёнской ООШ Чеха И.М.

«Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

Русский язык – язык наших прадедов. На нём написаны замечательные произведения, которые знают во всём мире.  Русский язык велик и могуч. Именно на русском языке мы произносим свои первые слова – «мама», «хлеб». Прочитали в букваре – «мама моет раму». Выучили первое стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Вся наша жизнь пронизана песнями, сказками, загадками и все на русском языке.

 Русский народ – особый народ, о котором Тютчев Ф.И. сказал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить».

Бережно относиться к родной речи, родному языку - обязанность не только специалистов - филологов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа...
В блокадные годы поэтесса Анна Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, РУССКАЯ РЕЧЬ,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем. ...

Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Сила воздействия слова на человека велика. Вот как эту мысль выразил в своём стихотворении «Слова»  известный русский поэт Вадим Шефнер:

Много слов на земле…

Есть слова - словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, лексикон языка настолько огромен, что позволяет передать самую сложную мысль, любые чувства и настроения.

Язык, но котором мы говорим, настолько для  привычен, что мы не задумываемся  о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности.

На протяжении всего существования нашей страны изменялся и развивался наш общенародный русский язык. Из него выделился как его высшая форма литературный язык. В создание его большой вклад внесли российские учёные – лингвисты, обогащали и обогащают его и писатели.

Литературный язык – это язык   повседневного общения, письменности, науки, культуры, художественной литературы, официально-деловых бумаг, школьного образования. Его отличительная характеристика – нормативность, то есть наличие определённых правил, норм.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Культура речи человека – его визитная карточка. Она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависит и его достижения в профессиональной деятельности, и его успех в повседневном общении с людьми. СЛОВО – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика: он постоянно развивается, обогащается за счёт новых слов.  200 тысяч  русских слов собрал в своём   толковом  словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И.Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С.Пушкина использовано  более 20 тысяч слов. В современном русском языке появляются новые слова и выражения. Но, к сожалению, правильная речь стала редкостью. Мы же порой уподобляемся небезызвестной   героине Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом  и Петровым. Словарный запас её составлял около 30 слов: хо-хо, знаменито, хамите, мрак, жуть, подумаешь, парниша, ого…

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до  6 тысяч . Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, засорению.

Среди пороков, распространённых в наше время, не последнее место занимает употребление в речи непристойных слов. Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества. Употребление бранных и вульгарных выражений, сквернословие становится, к большому сожалению, нашей нормой. Порок этот именуется, с точки зрения религии,  грехом СРАМОСЛОВИЯ или  СКВЕРНОСЛОВИЕМ. Что несут в себе эти понятия? Слово СРАМ в словаре живого великорусского языка имеет следующее толкование: СТЫД, ПОЗОР, ПОРУГАНИЕ, БЕСЧЕСТИЕ, УКОР совести или людей за нарушение приличия, обычая или поступок. Не менее хлёсткие и меткие значения имеет слово СКВЕРНА. Оно истолковывается как мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное; гниль,  тление, смрад, вонь, разврат, всё богопротивное.

Похабное слово на Руси чаще всего называли гнилым. А что такое матерные слова? Это ругательства, которые можно отнести к матери или просто к женщине. На Руси говорили: «У человека четыре матери – кровная мать, которая на свет породила; Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины. Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.

Бранные слова – не только речевой сор, но и нарушение норм человеческого общежития. Было время на Руси (при царе Михаиле Фёдоровиче), когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали беззаконных розгами для примера прочим. А в ХУ!! веке, по Соборному уложению Алексея Михайловича, за матерные слова, произнесённые публично, налагалась смертная казнь.

Наша повседневная жизнь  снабжена и жаргонной лексикой. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков, молодёжи, а также представителей преступного мира.  Например, клёво, бабки, видак, фигеть, тачка, потрясно и др. Как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С.Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Гадом буду, не забуду:

Ко мне затусовалась ты,

Как эти чумовые зенки,

Как лабдцовые понты.

Через язык мы воспринимаем мудрость древних и обретаем возможность обращаться к будущим поколениям. О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно философ античности Сократ сказал:    «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Но вот вопрос: «Умеем ли мы использовать  в своей речи, письменной или устной, неисчерпаемые возможности родного языка, всегда ли правильно пользуемся ими?». Об этом стихотворение Л.Г. Юдиной:

В стремлении познать родной язык

Мне каждый шаг даётся всё труднее.

Задумался бы каждый хоть на миг,

Что он красИвее, никак  не красивЕе!

Уйду на все четыре сторонЫ.

Мне два шагА за два часА – награда!

Язык любить и понимать должны,

А большего ему от нас не надо.

А мне все звОнят! Редко позвонЯт.

Невежеству я лишь одно отвечу:

Просторы знаний мАнят (не манЯт),

Путь открывая каждому навстречу,

Лишь только стоит руку протянуть,

Отбросив все смешки и кривотолки.

Язык  к богатству открывает путь  -

Сокровище на каждой книжной полке.

Мир ударения одновремЕнно строг

И одноврЕменно имеет отступления.

ЗапАсный выход, запаснОй игрок,

На окнах – жалюзИ для затемнения.

РефлЕксия, фенОмен, каталОг –

Произносить лишь так необходимо.

И в то же время – твОрог и творОг,

СоздАл и сОздал – молвить допустимо.

На книгу Отзыв, в армию – призЫв.

А как вам: бАловень, балОван, баловАться?!

Мне, несмотря  на мой большой порыв,

Без Ожегова вряд ли разобраться.

Ещё узнать так много предстоит,

Но что меня приводит в изумление:

Жить стОит, у дороги дуб – стоИт.

Меняет смысл простое ударение!

ДорОга  в дальние края зовёт,

А ложка – очень дорогА к обеду.

Наш русский мОлодец, я знаю наперёд,

Всегда одержит, молодЕц, победу!

УжЕ и Уже, зАмок и замОк,

Белки и бЕлки – разные значения.

Песок насЫпать – насыпАть песок.

Такие со словами приключения!

Всё изменилось в жизни моей вдруг.

Стремясь заполнить брешь образования,

Я по срЕдам бываю у подруг,

А срЕды – это область обитания.

Растёт на грядке свЁкла – не свекла!

Мы Ё как букву «раскороновали».

Тогда не стёкла в окнах, а стеклА?

Такой маневр понравится едва ли.

 

ОсУжден и упрОщен – не курьёз

И не жаргон – ошибка без сомнения!

Пролью ещё   немало горьких слёз

Я над канонами родного ударения.

Во многом образцом для нас является  язык наших писателей, он  такой красивый, образный, столько в нём  метафор, сравнений. Умелое  употребление в речи пословиц и поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов также позволяет делать  речь более выразительной и богатой.

Философ Иван Александрович Ильин (1882—1954), выступая на Пушкинском юбилее в 1937 г., так сказал о русском языке: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...»

Ученые пока не дают точного ответа на вопрос, сколько языков в мире. Считается, что сейчас в мире существует более пяти тысяч языков, среди них есть и «умирающие», на которых говорит все меньше людей, и совсем мало изученные.

Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества, является русский язык. Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения.

Русский язык — это язык русской нации, язык русского народа. Национальный язык — это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающих на общей территории, связанных общей экономикой, культурой, особенностями быта. Национальный язык включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы .

Русский национальный язык имеет сложную и длительную историю. Начало его сложения относится к XVII в., периоду формирования русской нации. Дальнейшее развитие его тесно связано с историей и культурой русского народа.

Русский язык является государственным языком на территории Российской Федерации. Это означает, что на нем не только говорят в быту, на работе, но он также является официальным языком государства, языком науки и культуры.

На территории Российской Федерации немало автономных образований, и у каждого коренного народа, населяющего эти автономии, есть наряду с русским свой государственный язык.

Русский язык выполняет, помимо других, функцию межнационального общения, без которой невозможны были бы необходимые в быту и на работе связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.

     В заключение хотелось бы ещё раз напомнить: надо бережно и внимательно относится к русскому языку. Да, наш родной русский язык очень сложен, в нём много различных правил и отступлений. В случае затруднения в написании слова, произношении его и во многих других случаях надо обращаться к словарям.

Обращайтесь почтительно с  русским языком, в руках умелых он в состоянии совершать чудеса!



Предварительный просмотр:

Эссе

Карасук-река из окна видна…

Во все времена года красива моя реченька, на берегу которой я живу. Приют вдохновения, радости. наслажденья.

А ведь ещё в песне поётся о реке –матушке, что она «пожалеет несчастливую, поругает нерадивую, а тому, кто влюблён, дарит свой поклон».  Действительно, блаженное умиротворение накатывает, когда сидишь на берегу водоёма и смотришь на воду. Если ты на берегу моря(помню Болгарию, Золотые пески), возникает  чувство невольного страха перед синей громадой , имя которому – Чёрное море. Шипя, подкрадываются волны к купальщицам и , с разбегу, вдруг накрывают с головой .Барахтаешься,  задыхаешься…И облегчённо вздыхаешь воздух!

Вот тебе и  «Н2О». Вода! Сила! Это не просто бесцветная жидкость.

Разве можно остаться равнодушным, глядя на репродукцию с картины Поленова « Заросший пруд»? Приходят на память строки Заболоцкого : «Что есть красота? И для чего её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?» Красота природы в  первозданной её чистоте -  вот вечные символы человеку для поклонения.

Удивительно открыть для себя  в обычном окружающем мире родного края пейзажи редкой красоты. Но стоит только повнимательнее вглядеться.

Очень люблю свою речку Карасук в летние зори, когда лёгкий туман серебрится над чистой водой. Тишина.  Изредка плеснёт рыбка-озорница, сверкнув на солнышке блестящей чешуёй. Ах, как замерли ивушки –невесты  над берегом, чуть замочили свои косы и ножки в воде. Ждут, когда солнышко  выше поднимется, чтобы поиграть с его лучами в речке.

Нравится мне и в солнечный день посидеть-полежать на берегу. Смотришь в небо- облака плывут, а переведёшь взгляд на воду -зеркальное отражение. «Облака, белогривые лошадки, куда вы мчитесь…?» Не боятся утонуть, шалунишки!

Но когда стучит в окно косой дождь, то мелкой рябью покрывается Карасук. Оправдывает в такие ненастные дни своё название:Кара-чёрная,Су-вода.

А вот в половодье наша река превращается в жестокую разгневанную царицу Воды. Льдины быстро несутся вдоль берега, наползая одна на другую, теснясь и ломаясь. Шумит вода, как гимн силе, непокорности, красоте реки.

    Всё течёт, всё изменяется. Но течёт, течёт- не вытечет, бежит, бежит- не выбежит душа села, красавица, дорогая моему сердцу река!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...