Классный час. Этическая беседа
классный час (5 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

«Человек обязан… знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было подобного ему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

Возраст:  младший школьный возраст.

Тема: «Не такой, как все».

Цель: обучающиеся понимают право каждого Человека быть собой, осознают уникальность каждого Человека.

Оборудование:  компьютер; проектор; видеозапись фрагмента мультипликационного фильма «Гадкий утенок».

Эпиграфы  «Человек обязан… знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было подобного ему…                         Каждый отдельный человек – нечто новое в мире и призван осуществить здесь свою особенность» М. Вубер.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.

Завязка, выявляющая проблему.

Эмоционально-образное сосредоточение детей.  Выход на проблему через введенную в диалог диагностическую методику, которая, с одной стороны, поворачивает ребенка «на себя», создает условия для осмысления  своего личностного «Я», а с другой, позволяет увидеть себя со стороны, сравнить свое мнение с мнением других.

1. Организует игру «Поднимите руки те, кто…».

2. а) На основе ответов детей строит обсуждение темы непохожести людей и взаимоотношений с тем, кто отличается от нас.

    б) Обсуждение эпиграфа

3. Организует просмотр видеофрагмента мультфильма «Гадкий утенок: одиночество Утенка и насмешки окружающих»

1. Анализируют собственное сходство и различие с другими детьми.

2. Осознают уникальность каждого человека

3. Смотрят видеофрагмент мультфильма «Гадкий утенок: одиночество Утенка и насмешки окружающих»

Вариант игры.

Поднимите вверх руки те:

 - у кого глаза зеленого цвета;

-   светлые (темные) волосы;

- у кого встречается одинаковый цвет в одежде;

- … и др.

Педагог предлагает детям повернуться лицом к своему соседу по парте, посмотреть внимательно друг на друга и найти  схожие черты.

2.

Процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия

Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?» и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают ее по шаговую структуру.

1. Организует обсуждение увиденного видеофрагмента по вопросам.

1. Называют качества, которыми обладал герой, обозначают отношение остальных птиц к Гадкому утенку, осознают чувства, которые испытывал Утенок, обозначают и объясняют свои чувства по отношению к главному герою, определяют главную причину, по которой остальные птицы жестоко относились к Утенку.

Можно использовать типы «продуктивных» вопросов (см. Приложение 1).

Варианты вопросов:

- Что вы почувствовали, когда смотрели этот отрывок? Почему?

- Что чувствовал гадкий утенок? Почему?

- Чем он отличался от других птиц?

- Какие чувства у вас появились по отношению к главному герою?

- А остальные герои отрывка так же относились к Утенку?

- Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою?  Почему к нему так относились?

3.

Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций

1. Актуализирует парадокс: почему обитатели птичьего двора относились плохо к Гадкому утенку, ведь он никому не причинял зла и был хорошим?  

2. Просит привести примеры ситуаций из жизни, похожих на ту, что случилась с Гадким утенком (возможно, собственную ситуацию).

1. Осознают, что часто главной причиной жестокого обращения с человеком является непохожесть на окружающих.

2. Приводят примеры ситуаций, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создает условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

* Необходимо участие психолога при обсуждении собственных примеров из жизни  обучающихся, их чувств и переживаний по этому поводу.

4.

Нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение

Осмысление собственной личности, своего опыта.

И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

1. Вместе с детьми обсуждает, как нужно относиться к Утенку (а, значит, к любому человеку), чтобы он чувствовал себя «нужным и счастливым».

2. Помогает детям сформулировать главный вывод беседы.

1. Формулируют предложения решения проблемы.

2. Формулируют главный вывод беседы о признании уникальности каждого человека.

5.

Открытый финал как последующее индивидуальное размышление

Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в обсуждаемой ситуации, есть нравственный выбор ученика в ракурсе проблемы.   Рядом с ним резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме.

1. Организует просмотр и обсуждение заключительного видеофрагмента мультфильма «Гадкий утенок: заключительная сцена».

2. Проводит упражнение «Комплимент» с целью формирования положительной эмоциональной установки на взаимодействие в группе.

1. Осознают, что не нужно судить о человеке исключительно по внешним признакам, необходимо проявлять доброту и стараться узнать внутренний мир Другого.

2. Делятся комплиментами друг с другом.

Вывести обучающихся на эмоциональный отклик:

- Что вы чувствуете сейчас по отношению к главному герою, к другим птицам? Изменилось ли ваше отношение? Почему?

Упражнение «Комплимент («Хорошо, что все мы разные)».

«Ребята, давайте  с вами станем в круг и попробуем сказать друг другу комплимент о его непохожести на других». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое здоровье - здоровье нации. Этическая беседа

Представлена этическая беседа, направленная на сохранение своего здоровья. Что такое здоровье, какого человека называют здоровым, почему говорят: мое здоровье - здоровье нации - на эти вопросы должны ...

Разработка цикла уроков развития речи с использованием метода этической беседы

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт ...

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Классный час - этическая беседа "Искренность"

Классный час на тему "Искренность". Форма проведения - этическая беседа, направленнная на формирование нравственных ценностей у обучающихся.Методическая разработка классного часа помещена в сборник ма...

Классный час в форме этической беседы "свобода -это..."

Представлен классный час в форме этической беседы о свободе, как о категории выбора и меры ответственности....