Конспект урока по черчению " Назначение топографических чертежей."
план-конспект урока (9 класс) на тему

Жовтобрюх Светлана Ивановна

Урок расчитан на изучение темы " Топографическое и строительное черчение" 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok29_naznachenie_topograficheskih_chertezhey.docx191.05 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 5: «Топографические и строительные чертежи »

Тема: Назначение топографических чертежей. Изображение топографических

          чертежей

Урок №29

Цель урока: познакомить  обучающихся с назначением и изображениями на топографических

                     чертежах;

                       правильно пользоваться справочными таблицами; расширить политехнический

                        кругозор;

                 воспитывать аккуратность в ходе графической деятельности.

Задачи урока:  обучающая: ознакомить обучающихся с назначением и изображениями на

                        топографических чертежах;

                        воспитывающая: воспитывать культуру речи технической терминологии;

                 воспитывать ответственное отношение к урокам;

                        развивающая:   расширять политехнический кругозор, умение пользоваться

           справочными пособиями и материалами;

                 развивать пространственные представление и мышление.

Материально-техническое оснащение: плакаты по топографическому черчению;  

                         справочная таблица; карточки-задания.

Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы обучения : объяснение; беседа; практическая работа, использование ИКТ технологий.

Структура урока:

  1. организационный момент
  2. объяснение нового материала
  3. практическое закрепление пройденного материала
  4. обобщение и закрепление знаний
  5. задание на дом
  6. подведение итогов урока

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

           Люди давно научились изображать территорию на подробном плане и карте. Эти изображения показывают местность не так, как мы ее видим в природе и на фотографии, т. е. не в перспективе. Мы видим развесистое дерево, пестрые цветы на лугу, озеро с белыми кувшинками и стайкой плавающих уток и т. д. Наш глаз видит, а объектив фотоаппарата отображает предметы, находящиеся на переднем плане, крупными, а дальние предметы — мелкими.

Не то на плане и на карте. На них все это изображается как бы с птичьего полета, сверху.

Мы знаем, что Земля имеет шарообразную форму, а поэтому земную поверхность невозможно изобразить на плоскости без искажений, т. е. при полном соблюдении подобия очертания морей, материков, островов и т. п. Однако небольшие территории можно принимать за плоскость и изображать на бумаге без учета кривизны земной поверхности. Такое уменьшенное изображение на плоскости отдельного небольшого участка земной поверхности, принимаемого за плоскость, называется топографическим планом или просто планом. На нем сохраняется очертание всех элементов участка, но только в уменьшенном виде. Уменьшение это зависит от принятого для плана масштаба.

 Как видно из самого определения плана и карты, это прежде всего уменьшенные изображения того или иного участка земной поверхности. Поэтому изобразить на них все, что есть на местности, невозможно. Для изображения на планах и картах тех или иных объектов применяют определенные условные знаки. Так, например, на топографических картах для обозначения хвойного леса используют знаки в виде елочки, границы леса выделяют точками, луговую растительность — парными черточками, плодовый сад — маленькими кружками, расположенными ровными рядами, и т. п.

На рисунках изображен план окрестностей пионерского лагеря. Кроме того, показаны топографическая карта с территорией лагеря и аэрофотоснимок этого же места.

Так как карта вычерчена в более мелком масштабе, чем план, то на ней умещается значительно большая территория.

Составить план своего двора, усадьбы, своей улицы, поселка или лагеря может каждый школьник, знающий географию.

   Топографический чертеж (англ. topographic survey (drawing)) — конфигурация поверхности, включающая ее рельеф и расположение натурных и преобразованных особенностей. Представляется на чертеже этой поверхности, выполненном в горизонталях, отмечающих высоту (отметку) выше или ниже принятого уровня. Топографические планы выполняют в масштабах 1 : 100000; 1 : 25000; 1: 10000 и т.д. На топографических планах и картах наносят реки, озера, леса, различные сооружения (только на планах) и населенные пункты, которые изображают условно.

На топографических планах и картах проводят горизонтальные линии, все точки которых лежат на одной и той же высоте над уровнем моря, т.е. горизонтали. По горизонталям можно судить о рельефе местности.

Что нужно знать, чтобы читать топографическую карту, т. е. разобраться в том, что на ней изображено? Надо прежде всего научиться понимать условные знаки. Посмотрите на рисунки, на одном изображена топографическая карта в обычных условных знаках, а на другом та же местность показана в виде картинки.

На топографических картах и планах неровности земной поверхности — рельеф — изображаются горизонталями. Горизонталью называют линию на карте, соответствующую линии на земной поверхности, все точки которой лежат на одной и той же высоте над уровнем моря. Если бы местность была затоплена водой до данного уровня, то очертания берегов совпали бы с соответствующей горизонталью.

Горизонтали проводятся через равное число метров по отвесной линии. В объяснении к плану или карте — легенде — всегда указывается расстояние между горизонталями, принятое для данного плана или карты, т. е. разность их высот, например 2, 5, 10 м.

Учитель географии: Изображение рельефа горизонталями позволяет по карте решать много различных задач, которые возникают при изучении страны или местности и при проектировании самых разнообразных инженерных сооружений (дорог, каналов, плотин, водохранилищ и т. п.).

Холм или замкнутая впадина изображаются на плане и топографической карте в виде замкнутых горизонталей, одна внутри другой. Для того чтобы на карте отличить впадину от холма, на горизонталях впадины ставятся коротенькие штрихи в сторону понижения склона. Чем выше холм или глубже впадина, тем больше проводится горизонталей. Зная расстояние между горизонталями по отвесной линии, нетрудно по числу их определить высоту холма или глубину впадины.

 

Рис. Так при помощи горизонталей изображаются возвышенности и впадины.

В тех местах, где склоны земной поверхности круты, горизонтали сближаются, и, наоборот, они удалены друг от друга там, где склоны более пологи.

Кто хорошо разбирается в условных знаках топографической карты, может читать карту, т. е. видеть за ней изображение местности и подробно рассказать о ней.

Если вы попали в незнакомую местность, но у вас есть топографическая карта, вы легко обойдетесь без проводника. Нужно прежде всего ориентировать карту, затем определить на ней место, где находитесь. Тогда станет ясно, куда и откуда идут дороги, какие протекают реки, где начинаются и кончаются леса, что находится за этими лесами и холмами, какие и где расположены поселки.

Познакомимся с условными обозначениями на топографических чертежах

C:\Users\User\Desktop\2241657.png

III        Практическое закрепление пройденного материала

Рассмотреть топографический чертёж,  определить что на нём изображено

C:\Users\User\Desktop\49232_html_m65a9fd0d.jpg

IV   Обобщение и закрепление знаний

V     Задание на дом

VI    Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"

Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода....

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука"...

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....

Конспект урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента». 4 класс

Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство,  способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи).  Предмет: изобразите...

Методика проведения урока по черчению " Правила оформления чертежа"

Представлен текстовый материал для записи в рабочую тетрадь по черчению и наглядная динамическая презентация по данной теме....