Материалы для учебного курса "Развитие познавательных способностей"
учебно-методический материал на тему

Дыкова Елена Олеговна

Материалы для учебного курса "Развитие познавательных способностей"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: Отношения между понятиями.

Цели урока: 1.Сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями тождества, пересечения, подчинения и противоположности.

2.Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать навыки работы на компьютере.

3.Воспитывать дружеское и деловое общение у учащихся в совместной работе, аккуратность, внимательность.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, инструкционная карта, раздаточный материал.

Формы:работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Виды работы:беседа, работа с инструкционными картами, с раздаточным материалом, работа за компьютером, с интерактивной доской.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация.

Структура урока:

  Организационный момент

  Сообщение темы и цели урока

  Разминка

  Актуализация знаний

  Изучение нового материала

  Закрепление нового материала

  Практическая работа за компьютером

  Домашнее задание

  Подведение итогов урока

Ход урока:

  Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок. Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем урок.

  Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Отношения между понятиями». На уроке научимся сравнивать понятия,,познакомимся с видами отношений, а также проявим свое творчество .

На партах у вас лежат 4 смайликас разным настроением, выберите тот, который соответствует вашему настроению на данный момент. (Вывод по настроению: я смотрю у всех прекрасное настроение)

Эпиграфом нашего урока станет пословица «Пища, съеденная другим, ему на прок не пойдет». Что она обозначает?

Что каждый должен выполнять сам всю работу.

Всё, чему вы научились на предыдущих занятиях, вам поможет при выполнении первого задания. Давайте познакомимся с инструкционной картой. Здесь вам даны: задания и новый материал. (Сам читаю задание в слух)

  Разминка

Задание 1

Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.

ВИКЛААТУРА клавиатура

ШЫМЬ мышь

ТОРНИМО монитор

СТКИДОЖЙ джойстик

НЕРСКА сканер

(в конце выполнения задания учащиеся по одному из группы выходят к доске и записывают по очереди полученное слово, остальные обмениваются листочками и проверяют своих товарищей)

Задание 2

Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

2 марта – Галя; 2 июля – Катя; 20 марта – Соня; 17 мая – Тамара;

Задание 3

Найдите закономерности и продолжите последовательности. (4-5)

а, б, в, г, д, е, ё, ж.

а, в, д, ё з, й, к, м.

Анна, Борис, Валентина, Геннадий, Дарья, Елена,

Москва, Абакан, Норильск, Киев, Владивосток, Курган, Новосибирск, Курск.

  Актуализация знаний

Есть ещё игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы заканчивайте. Дружно руки поднимайте. Вспомним инструменты, которые используются в графическом редакторе.

Фронтальный опрос

  • Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
  • Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
  • Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
  • Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
  • Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
  • Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Это поможет нам изучить материал

  Изучение нового материала

Отношения между понятиями

Сравнить теннисный мяч и футбольный, что в них разное. (наглядность, детям дать сравнить мячи.)

Итак, при сравнении реальных объектов мы сравниваем их размеры, цвет, форму и прочее. Отношения между реально существующими объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче и т.д.

Рассмотрим два понятия – «квадрат» и «прямоугольник».

Понятие

Содержание

прямоугольник

-четырехугольник;

-все углы прямые;

-длины противоположных сторон попарно равны

квадрат

-прямоугольник;

-все стороны равны;

Понятия тоже можно сравнить между собой. Но, в отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера. Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

(спросить про отличие)

Объём понятия «прямоугольник» больше объёма понятия «квадрат», т.к. все квадраты – тоже прямоугольники.

Отношения между понятиями удобнее представлять кругами.

Виды отношений:

1.Отношение «тождество»

Если объёмы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объёму другого, то отношение между этими понятиями называют тождеством.

Например: «столица России»(А) и «город Москва»(В)

2.Отношение «Пересечение»

Пересечением называют отношение между понятиями, объёмы которых частично совпадают, то есть содержат общие элементы.

Например: Пусть понятие А – «электронное письмо», В – «письмо на русском языке». Тогда:

3.Отношение «Подчинения»

Подчинением называют отношения между понятиями, когда объём одного из них полностью входит в объём другого понятия, но не исчерпывает его.

Например: Пусть понятие А – «клавиатура», понятие В – «устройство ввода». Тогда:

4.Отношение «Противоположность»

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Например: Пусть понятие А – «компьютер с маленькой памятью», понятие В – «компьютер с большой памятью». Тогда:

Объёмы этих двух понятий разделены объёмом некоторого третьего понятия, например, понятия «компьютер со средней памятью».

  Закрепление нового материала

Задание

Внимательно рассмотрите примеры отношений, третий столбец заполните самостоятельно:

Отношение

Пример

Свой пример

Целое – часть

Окунь — плавник

Вид – род

Ландыш – цветок

Вид – вид

Ромашка – василёк

Последовательность

Понедельник – вторник

Причина — следствие

Жара — жажда

(Примеры отношений

1.Компьютер — монитор

2.Ластик — инструмент

3. Word — Excel

4. Пуск – программы

5. Вирус – Лечение)

(на партах разложены примеры у каждой группы, называю отношение, учащиеся поднимают руки, если нашли пример, выходят к доске и прикрепляют на доску пример) МАГНИТЫ

Молодцы, с заданием справились. Но нас ждет ещё одно важное дело – это практическое задание. Садимся за компьютеры.

— повторяем правила работы за компьютером

(дети выполняют задание, учитель помогает каждому индивидуально )

  Практическое задание

Нарисуйте лицо, соответствующее вашему настроению на данный момент.

  Запустите графический редактор Paint(Пуск – все программы – стандартные — Paint)

  Используя все известные вам инструменты, нарисуйте черным контуром на белом фоне лицо, соответствующее вашему настроению на данный момент.

  Раскрасьте и покажите учителю.

  Сохраните файл под именем Шутка.

  Завершите работу с графическим редактором.

  Домашнее задание

— привести примеры отношении

  Подведение итогов урока

По окончанию учащиеся показывают свою работу учителю.

Молодцы, с заданием справились

Доказали мы истину нашей пословицы?

Спасибо за урок! Мне приятно было с вами работать. Надеюсь, вам тоже понравилось ,,,



Предварительный просмотр:

«Отношения между понятиями: рядоположности, часть — целое»

  1. РЯДОПОЛОЖНОСТЬ - это такие отношения между понятиям, когда оба они указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием
    (Например, береза и ель, зима и весна Эти понятия можно объединить одним более общим понятием - деревья, времена года).
  2. ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ” 
    Например: лист - часть дерева, фундамент - часть здания и т. д.
  3.  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу.
    (Например, добрый - злой.)
  4. ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие - событие называют “следствием”, потому что событие происходит вслед за причиной.
  5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. 
    (Например, воскресенье – понедельник)
  6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак, функцию другого. 

(Например: стол - обедать, стол – дубовый)

«Отношения между понятиями: рядоположности, часть — целое»

  1. РЯДОПОЛОЖНОСТЬ - это такие отношения между понятиям, когда оба они указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием
    (Например, береза и ель, зима и весна Эти понятия можно объединить одним более общим понятием - деревья, времена года).
  2. ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ” 
    Например: лист - часть дерева, фундамент - часть здания и т. д.
  3.  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу.
    (Например, добрый - злой.)
  4. ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие - событие называют “следствием”, потому что событие происходит вслед за причиной.
  5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. 
    (Например, воскресенье – понедельник)
  6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак, функцию другого. 

(Например: стол - обедать, стол – дубовый)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Обобщение и ограничение понятий

План

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Всякое понятие имеет содержание и объем.

Содержание есть совокупность существенных признаков предмета, группы предметов, явления отраженном в данном понятии.

Объемом понятия является совокупность предметов мысли, обладающим одним и тем же содержанием. Объем выступает количественным параметром понятия.

Содержание и объем понятия связаны между собой законом обратного отношения. Суть закона следующая – с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания понятия его объем увеличивается.

Например, понятие «статья кодекса о браке и семье». Если уменьшить содержание понятия этого понятия, отнимая признак «о браке и семье», то остается только «статья кодекса». «Кодекс» может быть, «уголовным», «административным», «жилищным» и т.п. Таким образом, видно, что объем понятия увеличился. Если еще уменьшить содержание понятия, отнимая такой признак как «кодекс», то объем понятия увеличивается более. Так как остается только понятие «статья», а «статья» может быть в газете, книге, статья кодекса и т.п. Такую же логическую операцию можно произвести в обратном порядке.Изприведенного примера видно, что содержание будет богаче, если оно включает большее количество отличительных или существенных признаков. Объем соответственно считается более узким, если он содержит меньшее количество элементов. Закон обратного отношения применим к понятиям, находящимся друг к другу в отношении "частного" к "общему" или, точнее, "вида" и "рода".

Итак, чем больше содержание мысли, тем меньше, конкретнее ее объем, а чем меньше содержание, тем объемнее мысль.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

Основными логическими операциями с понятиями являются: определение, деление, ограничение и обобщение понятий, а также сложение, умножение и дополнение и др.

Обощением понятия является переход от понятия с меньшим к понятию с большим объемом путем уменьшения его содержания. Или переход от вида к роду. Например:

«металл» → «химический элемент», «пчела» → «насекомое», «трапеция» → «геометрическая фигура».

Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Пределом обобщения являются категории. Категории - это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Например обобщить такие понятия как «жизнь», «материя», «вселенная» уже не возможно.

3.Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

Ограничение понятия это логическая операция обратная Обобщению понятия. Которая заключается в переходе мысли от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. За счет увеличения его содержания. Например: ограничением понятия «дерево» может быть понятие «клен» или понятие «металл», его ограничением может быть «алюминий».

При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие, например, ограничив понятие «писатель», получим «А.С. Пушкин» объем такого понятия уменьшить уже нельзя, так как речь идет о конкретном человеке.

 Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объёмом (подчиняющее) является родовым, или родом по отношению к понятию с меньшим объёмом (подчинённому), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом. Родовидовые отношения лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объёма понятий и некоторых видов определения.

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию - с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения имеют большое значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Упражнения

  1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

Лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, теорема «Геделя», песочные часы, тонометр, маркетинг, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, глюон, ислам, гробница, Птолемей, бор, омоним, пролог, сахар.

Лекция → форма обучения.

Диплом → документ об образовании.

Проездной билет → документ, дающий право на проезд.

Экзамен → оценка знаний человека.

Закон Ньютона → закон.

Теорема «Геделя» → теорема.

Песочные часы → хронометр.

Тонометр → прибор.

Маркетинг → система управления предприятием.

Вавилон → город Древнего мира.

Рубль → денежная валюта.

Персонаж пьесы → действующие лица.

Глюон → элементарная частица.

Ислам → религия.

Гробница → архитектурное сооружение.

Птолемей→ греческий астроном.

Бор → химический элемент.

Омоним → единица языка.

Пролог → часть художественного произведения.

Сахар → углевод.

  1. Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

ВУЗ, логический союз, интеграция, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система, удовольствие.

ВУЗ → БГУИР.

Логический союз → «или».

Интеграция → политическая интеграция.

Сигнал бедствия → SOS.

Телевизионное устройство → телевизор.

Ректор → ректор университета.

Студент → студент ВУЗа.

Экзамен → экзамен по физике.

Программа → текстовый редактор.

Религия → буддизм.

Игра → прятки.

Система → система уравнений.

Удовольствие → вкусная еда.

3. Определите вид сложного умозаключения: ((p→q)^q) →pи проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Модус толленс – отрицательный модус, вывод называется отрицательным. Рассуждение идет от отрицания следствия к отрицанию основания.

Если А, то В

не-В



Следовательно, не-А

Например:

Если эта фигура квадрат, то все углы у нее прямые

Прямых углов нет

Значит, эта фигура не является квадратом

Фрагмент таблицы истинности:

p

q

p→q

p^q

(p^q)→p

и

и

и

и

и

Список используемой литературы.

Логика : учебное пособие / Г.И. Малыхина. – 4-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2007. – 240с.

Логика : учебно-метод. Комплекс для студ. заоч. и дист. форм обуч. / Г.И. Малыхина, В.А. Инохемцев, М.Р. Дисько. – Минск : БГУИР, 2007. – 48с.

Логика : Учебник для вузов /В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.



Предварительный просмотр:

Классификация

Цель: - на основе мыслительных операций

(выделение существенных признаков, сравнений)

научить механизму мыслительной операции классификация.

Задачи:

-учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;

- развивать память, внимание, логику мышления.

-прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай внимательно,

Поймешь всё обязательно.

1. Мотивация.

- Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».

Правильный ответ - хорошо! Неправильный ответ - тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!

2. Мозговая гимнастика.

Качание головой.( стимулирует мыслительные процессы)

Ленивые восьмерки.

Зоркие глазки.

3.Умственная разминка.(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)

А)дать общее название группе слов:

зима, осень, лето -…. .(времена года)

клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)

футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)

апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)

Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир)

Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)

Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)

Стихотворение, рассказ , повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений)

Б) Задание на внимание. (воспринимается на слух).

*Угадай слово по первым буквам: называю слова.

Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец)

-Кто такой мудрец?

мудрец-это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.

*Угадай слово по последним буквам:

Мысли, город, поле, семья (идея)

-Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.

В) Задание на развитие внимания, памяти.

1.Филворд»Цветы»

Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.

К А М Я И Н У Т Е П

А Д Б Н И Г Р О Е Г

О Н О Р Х И Д Е Я Ж

М В Я И Л И Л Н Е Б

Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А

А С Т Р А Н О П Р А

М К Л А З О Р А В Д

Б В Н А Р Ц И С С Е

(мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс)

2.Выбери подходящее слово:

А) берлога- гнезда;

Дом- (человек, медведь, шалаш, птица);

Б) ссора-война

Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник);

В) человек- сердце

Машина- (руль, мотор, колесо, бензин);

Г) цветок- букет;

Птица- (небо, синица, отлет, стая).

3.Подготовка к восприятию новой темы.

-Прочитать внимательно слова, записанные на доске. Постарайтесь их запомнить. Через несколько секунд повторю все слова, кроме одного. Вам надо будет его назвать.

Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта.

(Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза)

Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица).

4. Изучение нового материала.

А) понятие «классификация» .

-Можно ли слово деревья разделить на группы?

(да, лиственные и хвойные)

Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?

растения

Окружающий мир

Живая природа

А группа «растения»?

В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх)

Окружающий мир

Живая природа

Растения

Деревья

Лиственные хвойные

-Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция?

-Классификация- это и есть тема нашего занятия.

Б) Составление определения классификации.( На индивид. листах)

Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова.

1.Классификация-это________________

понятий на группы по _____________ признакам

Классификация- деление понятий на группы по общим признакам .

В) Сообщение цели урока.

- Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация».Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции:

Выделение существенных признаков;

• сравнение;

обобщение.

Г) Игра «Исключи лишнее понятие»

Задание 2.

*Час, минута, четверг, год.

*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.

*Яблоко, вишня, апельсин, груша.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

Дети работают самостоятельно. Проверка

- Почему в последнем задание было несколько ответов?

Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации

5.Физминутка (Иллюзии)

Д) Определение основание классификации.

Задание 3. Вставь пропущенное слово.

Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы.

Дополнительно

Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

Задание на доске:

Морж Лось

Тюлень Рысь

Белый медведь Волк

-По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.)

Задание 4.Разделение.

1)По какому признаку разделили слова водопад, пшеница,

рыбак, луноход, рыболов, колесо?

Водопад пшеница

Луноход рыбак

Рыболов колесо

2) По какому признаку разделили числа : 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510?

454, 224 , 908 5354, 1615, 3510

Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем

2) трехзначные числа ; четырехзначные

Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

- А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации.

Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

Ответ: 1) слова с корнем –зим- и слова с корнем –цвет-

2) три группы: существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно.

Разделить фигуры на группы.

Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4

2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.

1 2 3 4 5

7. Рефлексия.

- для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?

(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)

Показываю учащимся карточки с изображением трех лицвеселого, нейтрального и грустного.

Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

- Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению. http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_1b55a19d.jpg

Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

8. Итог урока.

• Какую операцию сегодня отрабатывали?

Что такое классификация?

• Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы ( выбрать основание)?



Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 
ТРУДА ШКОЛЬНИКА. 
ОСОЗНАННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Групповые занятия для учащихся 6—7-х классов

Данные занятия проводит психолог вместе с освобожденным классным воспитателем. Об этих занятиях (их целях и задачах) заранее информируются ученики и родители. На первом занятии для каждого ученика составляется договор о сотрудничестве, который своими подписями скрепляют психолог, воспитатель, ученик и его родители.

 

Договор о сотрудничестве

Уважаемый ученик!

В этом учебном году школьный психолог и освобожденный классный воспитатель проведут серию групповых занятий по теме «Осознанное мышление». Программа рассчитана на 32 встречи (по 2 в неделю). Занятия, таким образом, будут проходить с сентября по декабрь. Количество участников в группе от 10 до 15 человек.

Цель данного курса — развитие мышления (тренировка ума).

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, догадливым, дальновидным, изобретательным, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, или умственную культуру.

Психолог и воспитатель обязуются:

провести 32 занятия;

провести диагностику умственного развития до начала и после занятий.

Предполагаем, что у 85% учащихся при условии посещения всех занятий уровень умственного развития повысится в среднем на 35%.

Ученик обязуется:

посещать все занятия;

активно работать на занятиях;

аккуратно и систематически вести записи в специальных тетрадях;

выполнять домашние задания;

пройти диагностику.

Родители обязуются:

обеспечить ребенка необходимым материалом (бумагой, тетрадями и т.п.);

ознакомиться с результатами диагностики;

активно участвовать в изучении курса вместе с ребенком (выполнять домашние задания).

Психолог (подпись)

Освобожденный классный воспитатель (подпись)

Ученик (подпись)

Родители (подпись)

 

ЗАНЯТИЕ 1. ТРЕНИРОВКА УМА

Задачи

Создание у учащихся положительной мотивации к занятиям.

Знакомство с базовыми понятиями курса.

Отработка умений описывать предметы по их признакам.

Диагностика переключения и распределения внимания.

Тренировка переключения и распределения внимания.

Материалы

Тексты газетных статей.

Разминка (5 мин)

Вычеркнуть быстро и точно в тексте часто встречающуюся букву, например О или Е. При оценке учитывается затраченное время и количество ошибок (невычеркнутых букв). Чем меньше величина этих показателей, тем выше оценка. Количество допущенных ошибок делится на количество просмотренных букв, умножается на 100. Ученики проверяют друг у друга выполнение задания. А затем вписывают результаты в заранее приготовленные таблицы.

Беседа по теме «Тренировка ума»

Многие из нас умеют кататься на велосипеде, плавать, бегать. Но если с нами будет заниматься опытный тренер, то результаты будут значительно выше. Как вы думаете, почему?

То же самое происходит и с нашими умственными способностями. Конечно, мы развиваемся, когда читаем книги, учим уроки, но при этом мыслительные процессы идут как бы сами собой, автоматически, неосознанно. Мы не понимаем, как это происходит. Поэтому те результаты, которые вы показываете в школе, могут быть улучшены за счет специальной тренировки (гимнастики) ума. Занятия спортивной гимнастикой помогают стать сильным, ловким, гибким, выносливым. Гимнастика для ума — это тренировка, с помощью которой вы научитесь четко, ясно и осознанно мыслить: решать задачи, рассуждать, доказывать, спорить.

Для того чтобы получить хороший результат, необходимо соблюсти несколько условий: нужно иметь желание улучшить свое мышление, посещать все занятия курса, активно выполнять задания дома.

Кто согласен с этими условиями, с теми мы заключим договор на 15 занятий. Чтобы определить эффективность курса, вы пройдете диагностику умственного развития до и после курса.

Базовые понятия курса

Язык, на котором мы говорим, состоит из слов.

Слово или выражение, обозначающее отдельный предмет, явление или некоторую совокупность предметов или явлений, объединенных общими признаками, называется понятием.

Например, отдельный предмет — стул; явление — гроза; совокупность предметов — мебель; совокупность явлений — осадки.

Понятие — единица мыслительной деятельности.

Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны.

Понятие может обозначать один предмет: солнце, Пенза.

Понятие может обозначать группу предметов: карандаш, река, телевизор.

Понятие может не обозначать ни одного предмета — это беспредметное понятие — водяной, марсианин.

Понятие может быть:

конкретным: стол, карандаш, слезы;

абстрактным: горе, молодость, скорость.

Круг предметов, к которым относится данное понятие, называется объемом понятия.

Упражнение 1

Чтобы отличать понятия друг от друга, мы их описываем, называем их признаки (свойства, качества).

Что каждый из вас может сказать о форме, цвете, вкусе арбуза, лимона, помидора? Признаки предмета впиши в таблицу.

Предмет

Форма

Цвет

Вкус

Арбуз

Круглый

Зеленый

Сладкий

Лимон

 

 

 

Помидор

 

 

 

Клубника

 

 

 

Морковь

 

 

 

Огурец

 

 

 

Как видишь, каждый предмет обладает многими признаками, а один и тот же признак может быть у разных предметов.

Упражнение 2

Придумайте как можно больше предметов, название которых можно вставить вместо точек.

Красный(ая,ое) ... Колючий(ая,ое) ...

Белый(ая,ое) ... Сильный(ая,ое) ...

Серый(ая,ое) ... Слабый(ая,ое) ...

Пушистый(ая,ое) ...

Домашнее задание

Назови 5 признаков комнаты, в которой ты живешь.

Опиши кого-либо из своих домочадцев: маму, папу, сестру или брата.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ОБЪЕКТОВ

Задачи

Диагностика переключения и распределения внимания.

Тренировка переключения и распределения внимания.

Тренировка умений выделять признаки предметов и других объектов.

Материалы

Тексты газетных статей.

Разминка (5 мин)

Нужно зачеркивать в тексте газетных статей одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной. Ученики проверяют друг друга. Количество допущенных ошибок делится на количество пропущенных букв, умножается на 100. Результаты заносятся в приготовленные таблицы.

Упражнение

Различными признаками обладают как одушевленные, так и неодушевленные предметы. (Обсуждение домашнего задания.)

Вместе с тем признаками (свойствами, качествами) обладают не только живые существа и конкретные предметы, но и такие объекты, как буквы, слова, предложения, цифры, числа, фигуры. Например, у числа могут быть (или не быть) такие признаки: четность, нечетность, количество цифр, которыми оно записывается и др.

1. Назови как можно больше признаков каждой из этих фигур

http://psy.1september.ru/2002/38/5-1.jpg

А) четыре угла ...

Б) три стороны ...

В) незамкнутая фигура ...

2. Назови пять признаков следующих чисел

а) 248, б) 37, в) 1, г) 0

3. Укажи пять признаков слов: признак, топот.

Домашнее задание

Назови как можно больше признаков букв О и К.

Назови как можно больше признаков предложения «Вечерело».

 

ЗАНЯТИЕ 3. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Задачи

Обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомленности.

Развитие активного словаря.

Разминка (5 мин)

Называется какая либо тема, например «Лес»Дети должны вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с этой темой. Например: дерево, ягоды, мох, болото и т.д.

Возможные темы: профессия, дом, каникулы, животные, обида, космос, цирк, дружба, улица, Родина, семья, море, книга, математика, сказка, посуда, кино, транспорт, преступление.

Упражнение

Вставь вместо точек подходящее слово. Выбери его из следующего списка: глубина, высота, горечь, чистота, голубизна, четкость, твердость.

... звука

... дома

... неба

... глаз

... озера

... разлуки

... металла

... характера

... изображения

... перца

... произношения

... мысли

Какое слово из списка не было использовано?

Домашнее задание

Придумать вместе с родителями по два подходящих слова к следующим словам: щедрость, храбрость, мягкость, честность, сладость, грубость, неряшливость.

 

ЗАНЯТИЕ 4. ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ И ОБЪЕКТОВ

Задачи

Диагностика уровня развития внимания и зрительной памяти.

Тренировка внимания и зрительной памяти.

Тренировка умений выделять признаки и свойства объектов и предметов.

Разминка (5 мин)

Ученикам предлагается по памяти подробно описать школьную столовую, библиотеку или какой-нибудь кабинет. Затем участники сравнивают свои описания с другими, а также с реальной действительностью. При выполнении работы выявляются связи внимания и зрительной памяти. Обратить внимание на индивидуальные особенности учеников.

Упражнение 1

1. Для каждого свойства укажи и запиши в тетрадь противоположное:

щедрость, храбрость, мягкость, честность, слабость, грубость, неряшливость.

2. Для каждого знака найди противоположный ему по своему назначению или свойствам: минус, знак деления, знак вопроса, знак равенства, знак умножения, плюс.

Упражнение 2

Прочти слова:

Правдивость

Робость

Искренность

Злость

Находчивость

Аккуратность

Коварство

Сколько здесь записано слов?

Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слово (признак).

Очень часто признаки (свойства, качества) предметов или других объектов нельзя пощупать (злость), понюхать (робость), попробовать на язык (белизна), но зато ими можно мысленно оперировать.

Итак, названия признаков (свойств, качеств) присутствуют в языке не только как прилагательные (белый, добрый, горький), но и как существительные (белизна, точность, аккуратность).

Упражнение 3

Я буду называть слово, а вы должны записывать на свой листок слово, имеющее противоположное значение (ведущий называет первое слово из приведнного ниже списка).

Записывать ответы нужно с порядковой нумерацией в столбик. Пропуски заполняются в процессе совместного обсуждения.

Результаты анализируются.

1. Начало — конец

2. Кривой — прямой

3. Пасмурный — ясный

4. Мягкий — твердый

5. Далекий — близкий

6. Грубый — нежный

7. Острый — тупой

8. Совестливый — бессовестный

9. Застенчивый — раскованный

10. Мелкий — глубокий

11. Ленивый — работящий

12. Рассеянный — внимательный

13. Живой — мертвый

14. Охладить — нагреть

15. Спуск — подъем

16. Нападение — защита

17. Война — мир

18. Праздник — будни

19. Свобода — рабство

20. Гладкий — шероховатый

21. Лилипут — великан

22. Голодный — сытый

23. Матовый — блестящий

24. Чистый — грязный

25. Потолок — пол

26. Активный — пассивный

27. Медлительный — быстрый

28. Аккуратный — неряшливый

29. Жара — холод

30. Мокрый — сухой

31. Тепло — холодно

32. Верх — низ

33. Низкий — высокий

34. Трус — герой

35. Правда — ложь

36. Красивый — уродливый

37. Тревога — покой

38. Сильный — слабый

Домашнее задание

Выполнить последнее упражнение дома с родителями. Дети должны зачитывать те слова, которые записаны у них в тетради.

 

ЗАНЯТИЕ 5. СРАВНЕНИЕ

Задачи

Диагностика устойчивости и распределения внимания.

Тренировка устойчивости и распределения внимания.

Тренировка умения сравнивать объекты межу собой.

Материалы

Тексты газетных статей.

Текст рассказа.

Разминка (5 мин)

Испытуемый, зачеркивая в тексте газетной статьи определенные буквы (К и Р), одновременно слушает рассказ. Затем излагает его письменно. Таким образом, испытуемый выполняет два вида работы. Ведущий после каждой истекшей минуты говорит: «Стоп», а испытуемые ставят черту на бланке за тем знаком, который они просматривают в данный момент. После выполнения задания учащиеся проверяют друг друга. Для этого подсчитывается количество букв, которые надо вычеркнуть в каждой строке и количество ошибок. Результаты записываются в специальный бланк. Показатель устойчивости внимания подсчитывается по формуле:

S2

Q = ------------------,

M

Где Q — показатель устойчивости внимания, S — количество просмотренных букв, M — общее количество ошибок.

Ученик строит график устойчивости своего внимания по минутам.

На оси ординат отмечается показатель устойчивости внимания за каждую минуту, а по оси абсцисс — время в минутах.

При обсуждении результатов написания рассказа следует учитывать точность и подробность рассказа.

Беседа по теме «Сравнение»

«Все познается в сравнении» — гласит народная мудрость. Сравнивая предметы между собой, мы узнаем, в чем состоит их сходство и различие. Чем больше у двух предметов одинаковых признаков, тем более они схожи.

Выявление сходства различных объектов помогает людям познавать окружающий мир, приводить знания в систему, открывать и изобретать новое.

Например, самолеты, дельтапланы и другие летательные аппараты изобретены на основе изучения полета птиц, летучих мышей, стрекоз.

Как видишь, умение усматривать сходство в различных объектах бывает весьма полезным.

Займемся сравнением различных объектов между собой.

Упражнение 1

Чем похожи ученики вашего класса Дима и Саша?

Саша и Даша?

Чем похожи слова кошка, книга, крыша?

Число, буква, цифра?

Упражнение 2

Найди общие признаки у чисел

25 и 52,

25 и 35,

333 и 444,

7 и 19,

8 и 192,

3 и 711,

201 и 20101

Упражнение 3

Чем похожи и чем отличаются следующие фигуры?

А)

http://psy.1september.ru/2002/38/5-2a.jpg

 Б)

http://psy.1september.ru/2002/38/5-2b.jpg

 В)

http://psy.1september.ru/2002/38/5-2c.jpg

Г)

http://psy.1september.ru/2002/38/5-2d.jpg

Д)

http://psy.1september.ru/2002/38/5-2e.jpg

Упражнение 4

Сравни два описания.

1. Похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменение окраски листьев и листопад у растений. Отлет птиц.

2. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А.С. Пушкин)

Домашнее задание

Сравнить между собой папу и маму.

 

ЗАНЯТИЕ 6. СХОДСТВО (АНАЛОГИЯ)

Задачи

Диагностика устойчивости и распределения внимания.

Тренировка устойчивости и распределения внимания.

Тренировка умения находить сходство не только в самих объектах, но и в отношениях между ними.

Материалы

Рисунок осей графика.

Разминка (10 мин)

Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением)

Испытуемому предлагается в течение 5 минут как можно быстрее и точнее сложить два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится двумя способами.

В первые 5 минут испытуемый должен сложить две цифры, к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыдущую цифру подписать внизу. Полученная пара чисел опять складывается аналогичным способом и т.д. Если сумма цифр выражена двузначным числом, то записывается только цифра, обозначающая единицу, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывают 2). Например:

1 4 6 1 8 0

2 1 4 6 1 8

После каждой минуты ведущий подает сигнал — испытуемые ставят черту на бланке.

В следующие 5 минут (ведущий подает знак — испытуемые ставят две черты на бланке) испытуемые складывает предложенные пары цифр другим способом: цифры складываются, но от суммы вычитается единица, и результат записывается рядом с нижней цифрой первой пары, а нижнюю цифру первой пары переносят вверх. Первой записывается пара, с которой начиналось первое задание (в данном случае это 1/2).

Учащиеся по заранее приготовленному ключу подсчитывают количество сложений и количество ошибок за каждую минуту (5 минут) и затем строят индивидуальный график устойчивости внимания и работоспособности.

(Рисунок осей готовится заранее.)

Затем по индивидуальным результатам изучаются особенности устойчивость внимания и работоспособности класса.

Беседа по теме «Сходство в отношениях между объектами»

Сходство (аналогия) может быть не только между предметами и объектами (например, между столом и стулом), но и в отношениях между ними. Например, родственные отношения межу тобой и твоей мамой аналогичны отношениям между твоей мамой и твоей бабушкой (маминой мамой).

Пары чисел (5, 7) и (16, 18) схожи тем, что в каждой из них второе число больше первого на 2. Тройки (6, 7, 8) и (К, Л, М) похожи тем, что буквы К, Л, М следуют одна за другой в алфавите, а числа 6, 7, 8 следует одно за другим в натуральном ряду.

Часто предметы располагаются в ряд по некоторому принципу, закону, правилу. Например, учащиеся класса на физкультуре выстраиваются по росту, а фамилии в списке класса располагаются по алфавиту. Если известен принцип, закон, правило, по которому совокупность объектов как-то (не обязательно в ряд) располагается, то составить этот ряд или что-то еще бывает нетрудно.

Упражнение

А) Найди принцип устройства ряда и продолжи этот ряд.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-3.jpg

Б) Вставь пропущенное число:

19 (30) 11

23 (…) 27

7 (91) 13

8 (…) 5

283 (148) 431

526 (…) 783

В) Впиши в скобках нужное слово:

гора (рама) маяк

перо (...) салат

корова (роза) стрекоза

собака (...) западня

гамма (гимн) диван

перец (...) клоун

Домашнее задание

В списке рядом с каждым словом надо написать слово, имеющее то же значение, то есть синоним.

Выполнять задание можно не для всех слов (сколько сможешь или для тех слов, которые выберешь).

Список слов

Учитель

Фотография

Одежда

Азбука

Народ

Друг

Актер

Активный

Быстрота

Агрессор

Весело

Хозяин

Солдат

Вселенная

Глупый

Профессия

Деньги

Доказать

Искренний

Коллектив

Континент

Кража

Лакомка

Легенда

Мастер

Настойчивый

Незрелый

Непогода

Несчастье

Думать

Настоящий

Жестокий

Загадка

Заколдовать

Затея

Земной шар

Известие

Упражнения

 

ЗАНЯТИЕ 7. РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО СХЕМЕ

Задачи

Диагностика устойчивости и распределения внимания.

Тренировка устойчивости и распределения внимания.

Тренировка решения нестандартных задач по схеме.

Материалы

Рисунок осей графика.

Разминка (5 мин)

Счет по Крепелину

Задание выполняется так же, как и на предыдущем занятии, но переключение с первого способа на второй происходит через 1 минуту. Результаты обрабатываются.

Для обработки данных выполненного задания с разными временными переключениями находят отношение количества счетных операций за 1 минуту в условиях частого переключения к тому количеству счетных операций за 1 минуту, которые испытуемый делает без переключения внимания.

Можно сделать вывод о скорости протекания психических процессов при условии переключения внимания, что может свидетельствовать о работоспособности испытуемого.

Упражнение 1

Опиши словами каждую из фигур на рисунке.

Запиши свои описания в тетрадь, затем продиктуй их соседу по парте. Таким образом ты проверишь, насколько точны твои описания.

Варианты рисунков

1.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-4a.jpg

2.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-4b.jpg

3.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-4c.jpg

 4.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-4d.jpg

 5.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-4e.jpg

Упражнение 2

1. Жили-были три друга — Белов, Чернов и Сидоров. У одного были светлые волосы, у другого — черные, у третьего — рыжие. Цвета волос у друзей не соответствовали их фамилиям. Какой цвет волос у каждого из друзей, если известно, что рыжий не сосед Белова?

Нарисуйте схему, тогда вам будет легче решить задачу.

2. Члены бригады ремонтников, состоящей из штукатура, маляра и паркетчика, носят фамилии Кузнецов, Сидорова и Егоров.

Штукатур и паркетчик — мужчины, Егоров — брат штукатура. Какую профессию имеет каждый из них?

Домашнее задание

Коля, Оля и Денис живут в Москве, Пскове и Тюмени. Придумай про них задачу, соответствующую схеме. Реши задачу, дополнив схему.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-5.gif

 

ЗАНЯТИЕ 8. РОД — ВИД

Задачи

Развитие памяти.

Введение понятия рода и вида.

Разминка (5 мин)

«Калейдоскоп»

Все участники выстраиваются полукругом. Выбирается первый водящий, которому все по очереди сообщают свой любимый цвет. Водящий старается запомнить цвета всех игроков, затем их повторяет. Если называет правильно, то выполняет вторую часть упражнения: закрывает глаза, а в это время участники меняются местами, и водящий вновь должен назвать любимые цвета участников группы. Если водящему не удается запомнить цвета всех игроков, то игроки повторяют названия своих цветов.

Второму водящему называют свои любимые фрукты, третьему — любимый школьный предмет и т. д.

Упражнение 1

Посмотри на рисунки, опиши их. Какой признак присутствует в каждом описании, то есть является общим для всех фигур? Правильно! Все фигуры на рисунке четырехугольники. Каждая фигура представляет собой какую-то разновидность четырехугольника, другими словами — вид четырехугольника.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-6.jpg

Чем отличаются следующие фигуры?

http://psy.1september.ru/2002/38/5-7.jpg

Эти фигуры представляют собой три вида треугольника:

равностороний треугольник (все стороны равны);

равнобедренный треугольник (две стороны равны);

разносторонний треугольник (все стороны разной длины).

Все фигуры на первом рисунке принадлежат к роду «четырехугольники».

К какому роду принадлежат фигуры на другом рисунке?

Треугольники и четырехугольники принадлежат к роду «многоугольники» и являются его видами.

Можно изобразить это в виде схемы.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-8.jpg

Какой круг на этой схеме обозначает многоугольники, какой — четырехугольники, какой — треугольники?

Ответьте на вопросы:

Чего больше: берез или деревьев?

Земляники или ягод?

Мух или насекомых?

Цветов или ландышей?

Слов или существительных?

Квадратов или прямоугольников?

Пирожных или сладостей?

Упражнение 2

Заполни пропуски подходящими словами

Род

Вид

Многоугольники

Треугольник, ..., ...

Существительное

Чашка, ..., ...

...

Веселый, круглый, зеленый, большой, космический

Четное число

..., ..., ...

...

3, 17, 125

...

Спаниель, такса, пудель, дог

Профессия

..., ..., ...

...

Футбол, биатлон, бокс, гимнастика, шахматы

Искусство

Театр, живопись, ..., ...

...

Муха, комар, ...

Дерево

..., ..., ...

Домашнее задание

Продолжи дальше эту таблицу, если ты хочешь. Желательно придумать примеры из разных школьных предметов.

 

ЗАНЯТИЕ 9. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Задачи

Развитие ассоциативного мышления.

Тренировка мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий.

Разминка (5 мин)

«Бег ассоциаций»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий называет слово первому игроку. Второй игрок повторяет это слово и называет свое (оно должно быть каким-то образом связано с первым словом) тому, кто сидит от него по левую руку. Следующий игрок называет два первых слова и еще свое слово, которое связано со вторым, и т. д. Затем каждый объясняет, почему возникли те или иные ассоциации на слова.

Беседа по теме «Обобщение и ограничение понятий»

С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из которых —обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия, это значит подыскать к нему его более общее (родовое) понятие (к которому оно относится, которому подчиняется).

Примеры обобщения

Понятие «садовый цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обобщить понятие «гвоздика» — значит подобрать к нему его родовое понятие «садовый цветок».

Обобщить понятие «стол» — значит подобрать к нему его родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятие — это значит подобрать подчиненное ему более частное (видовое) понятие.

Примеры ограничения

Понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвоздика». Ограничить понятие «гвоздика» — значит подобрать к нему видовое понятие «розовая гвоздика».

Ограничить понятие «стол» — значит подобрать к нему видовое понятие «письменный стол» или «обеденный стол».

Упражнение

Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого предлагается четыре понятия: среди этих четрых нужно отыскать родовое и видовое понятия для главного понятия.

Например, дано: лампа — свет, осветительный прибор, телевизор, настольная лампа.

Для понятия «лампа» родовым понятием является понятие «осветительный прибор», а видовым — «настольная лампа».

Запись нужно сделать следующим образом:

Осветительный прибор

http://psy.1september.ru/2002/38/str.jpg

Лампа

http://psy.1september.ru/2002/38/str.jpg

 Настольная лампа

После выполнения упражнения учащиеся сравнивают свои работы в парах. При расхождении результатов этот пункт упражнения обсуждается в группе.

Список понятий

Местоимение – часть речи, синтаксис, указательное местоимение, междометие.

Изобразительное искусство – мозаика, искусство, театр, художник.

Ветер – атмосферное явление, прохлада, пассат, снег.

Крахмал – жиры, картофель, кукурузный крахмал, органическое вещество.

Отрицательное число – сумма, число, минус пять, положительное число.

Угнетенный класс – класс, феодалы, крепостные крестьяне, угнетатели.

Деление – умножение, деление с остатком, действие с числами, разность.

Столица – столица европейского государства, окраина, город, деревня.

Словарь – книга, фразеологический оборот, учебник, орфографический словарь.

Ягода – плод, орех, сад, земляника.

Барометр – круглый барометр, манометр, движение, прибор.

Низшие растения – цветковые растения, растения, грибы, ягоды.

Былина – литературное произведение, произведение устной народной поэзии, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Союз – правило, предложение, сочинительный союз, служебная часть речи.

Газ – кислород, состояние вещества, жидкость, поверхность.

Уголь – нефть, геология, бурый уголь, полезные ископаемые.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова — жанр, поэтическое произведение, рифма, стихотворение «Парус».

Рычаг – блок, физика, ножницы, простой механизм.

Повинность – барщина, сельскохозяйственные работы, принудительная обязанность, крепостное право.

Угол — треугольник, фигура, прямой угол, сторона.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Бег ассоциаций».

 

ЗАНЯТИЕ 10. РОДОВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОБОБЩЕНИЙ

Задачи

Тренировка умений находить новые свойства предметов, развитие творческого мышления.

Тренировка умений правильно находить обобщающее понятие.

Разминка (5 мин)

Кирпич

Называется знакомый всем предмет, например кирпич. Надо придумать как можно больше нестандартных способов применения этого предмета.

Беседа по теме «Определение правильных обобщений»

Как установить, правильно ли произведено обобщение? То есть правильно ли подобран род к тому или иному понятию? Относится ли в той или иной паре понятий второе понятие к первому как род к виду.

Для этого следует помнить, что все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в видовом понятии. Проверить правильность обобщения можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно произведено правильно.

Например:

Окунь — рыба (любой окунь — это рыба).

Дерево — лес (любое дерево — это лес — неверно). Дерево не обладает всеми признаками леса. Дерево — это часть леса, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дерево — растение» (любое дерево — растение).

Установите, правильно ли произведено обобщение.

Республика — форма государственного правления.

Дополнение — член предложения.

Африка — часть света.

Тычинка — цветок.

Сказуемое — главный член предложения.

Сочетательный закон — действия с числами.

Окончание — часть слова.

Диагональ — сторона.

Крахмал — состав семян.

Книга — учебник.

Степан Разин — предводитель крестьянского восстания.

Сутки — ночь.

Запятая — синтаксис.

Климатическая карта — карта.

Волга — река.

Басня — рассказ.

Император — царь.

Цитоплазма — часть клетки.

Роман — эпическое произведение.

Положительное число — число.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Кирпич».

 

ЗАНЯТИЕ 11. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Задачи

Развитие творческого мышления.

Развитие активного словаря.

Тренировка мыслительных действий — обобщения и ограничения понятий.

Разминка (5 мин)

«Телеграмма»

Берется какое-нибудь слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и т.д.

Пусть, например, выбрано слово звук. Можно придумать такую телеграмму: Завтра вечером улетаем Крым.

Беседа по теме «Обобщение и ограничение понятий»

В следующем задании требуется установить, правильно ли произведено ограничение понятия, то есть относится ли в каждой паре второе из понятий к первому как род к виду.

Чтобы проверить правильность ограничения, можно подставить к родовому понятию слова, например:

Один из архитекторов — это Баженов (верно).

Одно из растений — корень (неверно).

Установите, правильно ли произведено ограничение.

Архитектор — Баженов.

Материк — часть света.

Второстепенный член предложения — дополнение.

Растение — корень.

Русский поэт — Некрасов.

Нефть — газ.

Война — Куликовская битва.

Органическое вещество — жир.

Техническое устройство — насос.

Слово — буква.

Время года — зима.

Искусство — литература.

Предложение — сложноподчиненное предложение.

Множество — пустое множество.

Климат — континентальный климат.

Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

Лиственное дерево — ясень.

Рабовладельческий строй — древняя Греция.

Движение — механическое движение.

Пищеварение — желудок.

Поэма — стихотворение.

Число — цифра.

Рельеф — растительность.

Литературный герой — Тарас Бульба.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Телеграмма».

 

ЗАНЯТИЕ 12. РОДОВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задачи

Развитие ассоциативного мышления, речи.

Отработка умений устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.

Материалы

Картинки, открытки.

Разминка (5 мин)

«Домино»

Каждому участнику выдается картинка. Дети садятся за стол. Открытки перевернуты лицевой стороной вниз. Первый участник переворачивает открытку изображением вверх и начинает рассказывать: это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все что угодно, но надо обязательно включить в свое повествование изображенный на картинке предмет. Закончив рассказ, первый участник прикасается к соседу и передает ему слово. Тот переворачивает свою картинку и продолжает сюжетную линию первого рассказа, но обязательно включая в свой рассказ то, что изображено на его картинке. И т.д.

Упражнение

От участников требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий. Запись нужно делать аналогично заданию прошлого урока.

В этом упражнении в некоторых случаях видовых понятий может быть несколько, тогда схема может принять следующий вид:

http://psy.1september.ru/2002/38/5-9.jpg

История — наука, история Средних веков, новейшая история.

Озеро — водоем, Байкал, Иссык-Куль.

Наречие — часть речи, отрицательные наречия, быстро.

Повесть — проза, повесть Гоголя.

Христианство — религия, православие, католицизм.

Кустарник — растение, малина, орешник.

Насос — техническое устройство, гидравлический насос.

География — наука, экономическая география.

Певчая птица — птица, соловей.

Землевладелец — владелец, феодал, церковь.

Плотина — искусственное водное сооружение, большая плотина, запруда.

Движение — состояние тела, равномерное движение.

Глава — часть литературного произведения, глава повести.

Нос — часть лица, курносый нос, нос с горбинкой.

Излучение — физический процесс, ядерное излучение.

Существительное женского рода — существительное, земля.

Осадки — атмосферное явление, дождь, град.

Многоугольник — плоскостная фигура, треугольник, ромб.

Русский писатель — писатель, Горький, Толстой.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Домино».

 

ЗАНЯТИЕ 13. СУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ

Задачи

Диагностика кратковременной памяти.

Отработка умений выделять существенные признаки при анализе понятий.

Материалы

Плакат со слогами.

Упражнение 1

Ученикам зачитываются слоги, их задача — внимательно слушать и затем воспроизвести в любом порядке.

Для изучения зрительной кратковременной памяти испытуемым нужно предъявить слоги в течение 20 сек, затем убрать.

Стимульный материал: БОЗ, ЧЕЛ, ЗОТ, ФУЛ, НИК, ХИЗ, МОФ, ЩУР.

Обычно учащиеся 6—7-х классов запоминают в среднем 3 слога.

Упражнение 2

Дать описание понятий: мяч, бутылка, бидон, диван, подоконник.

Выявить в описании существенные и несущественные признаки понятия.

Сделать запись нужно на доске и в тетради.

Описывая понятие, мы раскрываем его содержание. А всегда ли легко узнать предмет по описанию?

Упражнение 3

Ребята решили заняться озеленением своего двора. Кате и Мите было поручено сделать две клумбы в форме четырехугольника с равными сторонами длиной в 1 метр.

Нарисуйте эти клумбы.

На доске нужно также изобразить варианты.

У Кати с Митей клумбы тоже получились разные. Почему? Быть может, кто-нибудь из ребят не выполнил условие? Или дело в том, как было дано задание?

Если по одному и тому же описанию сделаны две клумбы разной формы, это еще не беда. А вот если из-за неверного или неточного описания плохо построен дом, мост или самолет — это может кончиться большой бедой.

Поэтому очень важно уметь составлять точные и достаточно подробные описания.

Упражнение 4

Какое из описаний квадрата является достаточным (а значит, и точным), какое — недостаточным, какое — избыточным?

1. Фигура, у которой все стороны равны.

2. Четырехугольник, у которого все стороны равны.

3. Четырехугольник, у которого все углы прямые.

4. Четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы — прямые.

5. Прямоугольник, у которого все углы прямые, а стороны равны.

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Нарисуй ко всем описаниям возможные варианты.

Например, к описанию 1 подходят фигуры:

http://psy.1september.ru/2002/38/5-10.jpg

Описания 4 и 6 являются определениями квадрата.

В описании 4 квадрат рассматривается как вид четырехугольника, а в описании 6 — как вид прямоугольника.

Это значит, что в первом случае родом для квадрата является четырехугольник, а во втором —прямоугольник.

Изобразить на доске с помощью кругов схему этих двух вариантов:

http://psy.1september.ru/2002/38/5-11.jpg

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Домино».

 

ЗАНЯТИЕ 14. СУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ

Задачи

Диагностика и тренировка творческого мышления.

Отработка умений выделять существенные признаки при анализе понятий.

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Сочинитель»

Даны три слова: медведь, дерево, карандаш.

Придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять каким угодно способом.

Беседа по теме «Существенные и несущественные признаки понятия»

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое слово, в котором заключается (в которое входит) данное, и найти видовые признаки, то есть такие качества, которыми обладают все объекты, включенные в данное понятие, и не обладают другие объекты, входящие в это родовое понятие.

Например, мозаика — картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла.

Картина — родовое понятие по отношению к понятию мозаика, а выложенная из цветных камешков или кусочков стекла — это ее видовой признак, которым ни одно другое понятие, входящее в родовое понятие картина не обладает. Родовые и видовые признаки понятия обычно называют существенными, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными.

Например, понятие архив. Существенные его признаки — хранилище и для документов. Помимо этих существенных признаков это понятие может обладать случайными признаками: большой, главный, военный, сельский.

Упражнение 1

Проведите анализ следующих понятий, то есть выделите существенные и случайные признаки.

Феодал — богатый, владеющий землей, жестокий, владеющий крестьянами, властный, король.

Ботаника — учебный предмет, наука, часть естествознания, скучный урок, сложная наука, не изучает человека.

Золото — металл, драгоценный металл, имеющий желтый цвет, служит для изготовления украшений.

Антарктида — материк, имеющий ледниковый покров, самое холодное место на земле, место обитания пингвинов.

Стихотворение — смешное произведение, поэтическое произведение, короткое произведение, хорошее произведение.

Точка — маленький знак, знак препинания, нужный знак, стоящий в конце предложения.

Цветковые растения — растения, красивые, способные образовывать цветки, имеют приятный запах, растут в саду.

Ремесло — основано на ручном труде, средневековое, гончарное, мелкое производство, высококачественное.

Глобус — большой, модель земного шара, наглядное пособие по географии, правильное изображение земное поверхности

Термометр — прибор, измеряющий температуру, ртутный, имеющий стеклянный корпус.

Союз — служебная часть речи, необходимое слово в предложении, соединительный, слово.

Корень — съедобный, орган растения, ветвящийся, с его помощью растение получает питательные вещества, находится в земле.

Крепостной крестьянин — лишенный земли, зависящий от феодала, лишенный личной свободы, нищий, слуга.

Субтропики — переходный климатический пояс, место с хорошей погодой, получает большое количество солнечного тепла, климатическая область Закавказья.

Площадь — характеристика плоскостной фигуры, зависит от величины сторон, геометрическое понятие, земельная.

Упражнение 2

В каждой строчке приведено пять слов. Четыре из них можно объединить по общему признаку, а одно слово этим признаком не обладает. Назовите это слово.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, решительный, злой.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

Лист, почка, кора, дерево, сук.

Дом, сарай, постройка, изба, хижина.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Успех, неудача, удача, спокойствие, выигрыш.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Сочинитель».

 

ЗАНЯТИЕ 15. СУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ

Задачи

Диагностика (тренировка) творческого мышления, развитие активного словаря.

Отработка умений выделять существенные признаки при анализе понятий.

Разминка (диагностика — 5 мин)

«Лесенка»

Составить слова (имена существительные), расположив их в виде лесенки. Все слова должны начинаться с одной и той же буквы, и в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.

Попробуй составить также лесенки, начиная с буквы Д или с буквы У.

Например:

А

Ар

Азу

Аист

Актер

Аромат

Абрикос

Акустика

Агрономия

Арифметика

Артиллерист

Автомобилист

Упражнение

Вы видите здесь столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два (только два) слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой.

Сад — (деревья, садовник, собака, забор, земля).

Мышь — (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).

Река — (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Лев — (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза).

Лицо — (цвет, волосы, очки, нос, усы).

Город — (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист).

Лес — (звери, сосны, деревья, грибы, небо).

Сарай — (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Бензин — (автомобиль, запах, утечка, лейка, жидкость).

Куб — (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Канцелярия — (машинистка, бумага, часы, стол, порядок).

Деление — (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Кольцо — (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

Железо — (холодность, гладкость, ржавчина, вес, твердость).

Чтение — (глаза, книга, картина, печать, слово).

Митинг — (радио, люди, флаги, оркестр, голоса).

Гражданин — (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса).

Газета — (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

Игра — (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Сказка — (колдун, вымысел, король, полезность, творчество).

Труд — (плата, цель, машина, начало, приятность).

Организованность — (вдохновение, порядок, успех, согласованность, комиссия).

Война — (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Лесенка».



Предварительный просмотр:

Упражнение 1

Посмотри на рисунки, опиши их. Какой признак присутствует в каждом описании, то есть является общим для всех фигур? Правильно! Все фигуры на рисунке четырехугольники. Каждая фигура представляет собой какую-то разновидность четырехугольника, другими словами — вид четырехугольника.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-6.jpg

Чем отличаются следующие фигуры?

http://psy.1september.ru/2002/38/5-7.jpg

Эти фигуры представляют собой три вида треугольника:

равностороний треугольник (все стороны равны);

равнобедренный треугольник (две стороны равны);

разносторонний треугольник (все стороны разной длины).

Все фигуры на первом рисунке принадлежат к роду «четырехугольники».

К какому роду принадлежат фигуры на другом рисунке?

Треугольники и четырехугольники принадлежат к роду «многоугольники» и являются его видами.

Можно изобразить это в виде схемы.

http://psy.1september.ru/2002/38/5-8.jpg

Какой круг на этой схеме обозначает многоугольники, какой — четырехугольники, какой — треугольники?

Ответьте на вопросы:

Чего больше: берез или деревьев?

Земляники или ягод?

Мух или насекомых?

Цветов или ландышей?

Слов или существительных?

Квадратов или прямоугольников?

Пирожных или сладостей?

Упражнение 2

Заполни пропуски подходящими словами

Род

Вид

Многоугольники

Треугольник, ..., ...

Существительное

Чашка, ..., ...

...

Веселый, круглый, зеленый, большой, космический

Четное число

..., ..., ...

...

3, 17, 125

...

Спаниель, такса, пудель, дог

Профессия

..., ..., ...

...

Футбол, биатлон, бокс, гимнастика, шахматы

Искусство

Театр, живопись, ..., ...

...

Муха, комар, ...

Дерево

..., ..., ...

Домашнее задание

Продолжи дальше эту таблицу, если ты хочешь. Желательно придумать примеры из разных школьных предметов.

 

ЗАНЯТИЕ 9. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Задачи

Развитие ассоциативного мышления.

Тренировка мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий.

Разминка (5 мин)

«Бег ассоциаций»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий называет слово первому игроку. Второй игрок повторяет это слово и называет свое (оно должно быть каким-то образом связано с первым словом) тому, кто сидит от него по левую руку. Следующий игрок называет два первых слова и еще свое слово, которое связано со вторым, и т. д. Затем каждый объясняет, почему возникли те или иные ассоциации на слова.

Беседа по теме «Обобщение и ограничение понятий»

С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из которых —обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия, это значит подыскать к нему его более общее (родовое) понятие (к которому оно относится, которому подчиняется).

Примеры обобщения

Понятие «садовый цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обобщить понятие «гвоздика» — значит подобрать к нему его родовое понятие «садовый цветок».

Обобщить понятие «стол» — значит подобрать к нему его родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятие — это значит подобрать подчиненное ему более частное (видовое) понятие.

Примеры ограничения

Понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвоздика». Ограничить понятие «гвоздика» — значит подобрать к нему видовое понятие «розовая гвоздика».

Ограничить понятие «стол» — значит подобрать к нему видовое понятие «письменный стол» или «обеденный стол».

Упражнение

Произведите обобщение и ограничение следующих понятий. Для каждого предлагается четыре понятия: среди этих четрых нужно отыскать родовое и видовое понятия для главного понятия.

Например, дано: лампа — свет, осветительный прибор, телевизор, настольная лампа.

Для понятия «лампа» родовым понятием является понятие «осветительный прибор», а видовым — «настольная лампа».

Запись нужно сделать следующим образом:

Осветительный прибор

http://psy.1september.ru/2002/38/str.jpg

Лампа

http://psy.1september.ru/2002/38/str.jpg

 Настольная лампа

После выполнения упражнения учащиеся сравнивают свои работы в парах. При расхождении результатов этот пункт упражнения обсуждается в группе.

Список понятий

Местоимение – часть речи, синтаксис, указательное местоимение, междометие.

Изобразительное искусство – мозаика, искусство, театр, художник.

Ветер – атмосферное явление, прохлада, пассат, снег.

Крахмал – жиры, картофель, кукурузный крахмал, органическое вещество.

Отрицательное число – сумма, число, минус пять, положительное число.

Угнетенный класс – класс, феодалы, крепостные крестьяне, угнетатели.

Деление – умножение, деление с остатком, действие с числами, разность.

Столица – столица европейского государства, окраина, город, деревня.

Словарь – книга, фразеологический оборот, учебник, орфографический словарь.

Ягода – плод, орех, сад, земляника.

Барометр – круглый барометр, манометр, движение, прибор.

Низшие растения – цветковые растения, растения, грибы, ягоды.

Былина – литературное произведение, произведение устной народной поэзии, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Союз – правило, предложение, сочинительный союз, служебная часть речи.

Газ – кислород, состояние вещества, жидкость, поверхность.

Уголь – нефть, геология, бурый уголь, полезные ископаемые.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова — жанр, поэтическое произведение, рифма, стихотворение «Парус».

Рычаг – блок, физика, ножницы, простой механизм.

Повинность – барщина, сельскохозяйственные работы, принудительная обязанность, крепостное право.

Угол — треугольник, фигура, прямой угол, сторона.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Бег ассоциаций».

ЗАНЯТИЕ 11. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Задачи

Развитие творческого мышления.

Развитие активного словаря.

Тренировка мыслительных действий — обобщения и ограничения понятий.

Разминка (5 мин)

«Телеграмма»

Берется какое-нибудь слово. Нужно придумать текст телеграммы, первое слово которой начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и т.д.

Пусть, например, выбрано слово звук. Можно придумать такую телеграмму: Завтра вечером улетаем Крым.

Беседа по теме «Обобщение и ограничение понятий»

В следующем задании требуется установить, правильно ли произведено ограничение понятия, то есть относится ли в каждой паре второе из понятий к первому как род к виду.

Чтобы проверить правильность ограничения, можно подставить к родовому понятию слова, например:

Один из архитекторов — это Баженов (верно).

Одно из растений — корень (неверно).

Установите, правильно ли произведено ограничение.

Архитектор — Баженов.

Материк — часть света.

Второстепенный член предложения — дополнение.

Растение — корень.

Русский поэт — Некрасов.

Нефть — газ.

Война — Куликовская битва.

Органическое вещество — жир.

Техническое устройство — насос.

Слово — буква.

Время года — зима.

Искусство — литература.

Предложение — сложноподчиненное предложение.

Множество — пустое множество.

Климат — континентальный климат.

Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

Лиственное дерево — ясень.

Рабовладельческий строй — древняя Греция.

Движение — механическое движение.

Пищеварение — желудок.

Поэма — стихотворение.

Число — цифра.

Рельеф — растительность.

Литературный герой — Тарас Бульба.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Телеграмма».

 

ЗАНЯТИЕ 12. РОДОВИДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задачи

Развитие ассоциативного мышления, речи.

Отработка умений устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.

Материалы

Картинки, открытки.

Разминка (5 мин)

«Домино»

Каждому участнику выдается картинка. Дети садятся за стол. Открытки перевернуты лицевой стороной вниз. Первый участник переворачивает открытку изображением вверх и начинает рассказывать: это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все что угодно, но надо обязательно включить в свое повествование изображенный на картинке предмет. Закончив рассказ, первый участник прикасается к соседу и передает ему слово. Тот переворачивает свою картинку и продолжает сюжетную линию первого рассказа, но обязательно включая в свой рассказ то, что изображено на его картинке. И т.д.

Упражнение

От участников требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий. Запись нужно делать аналогично заданию прошлого урока.

В этом упражнении в некоторых случаях видовых понятий может быть несколько, тогда схема может принять следующий вид:

http://psy.1september.ru/2002/38/5-9.jpg

История — наука, история Средних веков, новейшая история.

Озеро — водоем, Байкал, Иссык-Куль.

Наречие — часть речи, отрицательные наречия, быстро.

Повесть — проза, повесть Гоголя.

Христианство — религия, православие, католицизм.

Кустарник — растение, малина, орешник.

Насос — техническое устройство, гидравлический насос.

География — наука, экономическая география.

Певчая птица — птица, соловей.

Землевладелец — владелец, феодал, церковь.

Плотина — искусственное водное сооружение, большая плотина, запруда.

Движение — состояние тела, равномерное движение.

Глава — часть литературного произведения, глава повести.

Нос — часть лица, курносый нос, нос с горбинкой.

Излучение — физический процесс, ядерное излучение.

Существительное женского рода — существительное, земля.

Осадки — атмосферное явление, дождь, град.

Многоугольник — плоскостная фигура, треугольник, ромб.

Русский писатель — писатель, Горький, Толстой.

Домашнее задание

Поиграйте с родителями в игру «Домино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания

Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных,      творческих и других,...

Сборник упражнений по коррекции познавательных способностей детей, обучаемых в 1 – 3 специальных (коррекционных) классах VIII вида обучения.

Уважаемые учителя!Вашему вниманию предлагается сборник занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учащимися  специальных (коррекционных) классов 8 вида обучения от 8...

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Педсовет: "Учебная мотивация, как фактор развития познавательных способностей детей".

Качество подготовки учащихся по ИЗО во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой......

Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей

Презентация к выступлению на заседании методического объединения...

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...

Учебно-методическое пособие "Развитие познавательных способностей"

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...