«Изготовление глиняной тарелки с налепными элементами».
методическая разработка на тему

Вора Екатерина Васильевна

Изготовление глиняной тарелки с налепными элементами, изучение технологии изготовления изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_tarelki_s_nalepnymi_elementami.docx204.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Мастер-класс

«Изготовление тарелки с налепными элементами».

Педагог дополнительного образования

Вора Екатерина Васильевна

2013 год

Тема: «Изготовление глиняной тарелки с налепными элементами».

Цель: изготовить глиняную тарелку с налепными элементами, изучить технологию изготовления изделия.

Образовательная: познакомить с историей развития гончарства в России.

Развивающая: Приобщить к искусству изготовления гончарных изделий, как увлекательному созидательному процессу. Вызвать интерес к одному из древнейших и всегда процветающих видов творчества.

Воспитательная: создать творческую атмосферу.

Инструменты и приспособления:это прежде всего наши руки, а основной инструмент – это пальцы, с их помощью можно создать простые и сложные элементы лепки: степки, гончарные ножи, деревянный станочек, скалка, шаблоны, струна с ручками, кисти, жидкая глиняная масса (шликер), емкость для воды, губка, полотенце, глина.

План ведения занятия.

  1. Организация начала занятия.
  2. Развитие гончарства в России.
  3. Обряды и верования связанные с гончарным производством.
  4. Поиск глины, добыча и хранение, подготовка рабочего места и инструментов.
  5. Приготовление керамической массы.
  6. Создание эскиза будущего изделия.
  7. Сушка и обжиг.
  8. Мастер-класс – изготовление тарелки с налепными элементами.

Развитие гончарства в России.

На территории России самая ранняя керамика обнаружена на Дальнем Востоке. По мнению ученных, ее можно датировать XI-XII тыс. до н.э.

С эпохи неолита изготовление керамики становится повсеместным занятием. Однако подлинных высот гончарство достигло в XVIII-XIX вв.

Китайцы и европейцы очень строго охраняли секреты производства своего фарфора. Русские императоры не хотели отставать, поэтому еще Петр I прилагал усилия для развития «порцелинового» (фарфорового) дела. Отечественный фарфор был изобретен при его дочери – императрице Елизавете. В 1744г. В России был основан первый императорский завод, целью создания которого был выпуск фарфора.

Открыл состав фарфора и разработал технологию его изготовления Д.И. Виноградов. В «формулу» отечественной фарфоровой массы входили огнеупорная глина из Гжели, алебастр и кремень. Выдающийся ученый – энциклопедист М.В. Ломоносов  изобрел рецепт «твердого» фарфора.

Изделия из фарфора создавались преимущественно для императорского двора и высшего света. Они и сейчас поражают изысканностью форм и росписей. Обеденные и чанные сервизы, вазы, предметы быта (например, табакерки, карандашницы, шкатулочки и т.п.) и интерьера (статуэтки, сюжетные композиции, корзиночки, цветочки), бижутерия (серьги, броши, заколки и т.д.), флаконы для духолв, благовоний и косметики – и это далеко не полный перечень изделий из русского фарфора.

Во второй половине XVIII в. возникло несколько частных заводов по производству фарфора. Самым известным из них стал завод Гарнера, открытый в 1750г.

В XIX в. были основаны подобные предприятия братьев Корниловых, А.Г. Попова, Ф.С. Батенина. Продукция, выпускаемая ими, пользовалась большим спросом не только в России, но и за рубежом. На сервизах и вазах этого времени были весьма распространены росписи, посвященные различным событиям истории, в первую очередь отечественной. Одной из любимых тем стали, например, события Отечественной войны 1812г.

Часто изображались мифологические сюжеты, а так же бытовые и жанровые сценки.

Во второй половине XIX в. наиболее известным производством фарфора в России были заводы и мастерские М.С. Кузнецова.

В это же время начинают работу мастерские и заводы Гжели, создавшие неповторимый красочный вариант русского народного фарфора. Русская «Гжельская» керамика до сих пор не выходит из моды во всем мире. Свое название оригинальная  русская керамика получила от одного из сел Раменского района Московской области, рядом с которым находились богатые залежи высококачественной глины. Традиции гончарного искусства здесь складывались веками. Начиная с XVII в. Гжель и прилегающие к нему села становились своими гончарами. Первый керамический завод, наладивший выпуск посуды из светлых гжельских глин был основан А.К. Гребенщиковым ещё в 1724г. Вначале ее поливали белой эмалью и украшали одноцветной синей росписью. Поскольку рисунки наносились по влажной эмали, в которую краски впитывались моментально, ошибки для художников- гончаров были недопустимы. Фактически завод Гребенщикова стал кузницей кадров мастеров русской гжели. Поработав на заводе и приобретя определенные навыки и умения, многие гончары открывали собственные мастерские, в которых работали семьями: от мал до велика, причем и женщины и мужчины. Секретам мастерства детей начинали обучать с 7-8 летнего возраста. Их практически сразу же приобщали ко многим операциям, включая роспись.

Самобытное гжельское народное искусство особенно ярко воплотилось в производстве посуды: квасников, кувшинов, горшков, чайников, солонок, масленок и т.п.

Сосуды часто украшались не только живописными, но и скульптурными деталями и композициями (например, ножками в виде звериных лап, фигурками людей и животных на плечиках и крышечках). Наиболее характерной формой гжельской керамики, позволяющей безошибочно определить ее происхождение, являются квасники со сквозным отверстием в центре тулова.

Кроме выпуска дорогих керамических изделий, в России в XVIII-XIX вв. получали распространение гончарные промыслы по созданию керамической продукции для широких месс населения.

В России народные гончарные промыслы развивались в основном в районах, где имеются залежи высококачественных глин. Каждый регион отличался своими особыми видами сырья, различающимися по цвету (серому, белому, красному), а так же различными добавками и минеральными красками.

Начиная с XVIII-XIX вв. мастера многих районов и областей достигли значительного мастерства в изготовлении различных глиняных предметов.

Лучшие образцы, созданные руками русских умельцев, экспонировались на промышленно-художественных выставках в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге), а так же за рубежом.

Достаточно рано русские мастера многих областей освоили так же изготовление обварной керамики. Для этого только что изготовленные из печи раскаленные горшки сразу же загружали и тщательно перемешанную жидкую смесь воды и зерновой или картофельной муки. В результате смесь закипала на горячих стенках посуды. Испаряясь, она оставляла на стенках сосудов своеобразные оригинальные узоры из разноцветных пятен со светлыми разводами.

Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсущенный сосуд подвергали лощению, т.е. полировке, при помощи гальки или кости. После того как внешняя поверхность приобрела блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали. После окончания обжига в печи или горне сосуды составляли на место, в топку подбрасывали какие либо горючие материалы, выделяющие большое количество дыма при горении, после чего теплотехническое устройство герметично замуровывали при помощи глины или земли. Поскольку керамические изделия достаточно долго подвергались тепловому воздействию без доступа кислорода, в результате химических реакций их внешняя поверхность становилась черной. Готовые посуды отличались изяществом, а следы лощения образовывали серебристые (под цвет метала) узоры.

Формы чернолощеной керамики чрезвычайно разнообразны: горшки, кувшины, миски, кубышки, масленки, кумганы и др. Среди них выделяются как бытовая повседневная посуда, так и дорогие, имеющие сложную конфигурацию парадные сосуды.

Центры по производству чернолощеной керамики имелись во многих российских губерниях. Особенно славились ими Московские, Рязанские, Ярославские и Пензенские земли.

Самой красивой и высококачественной была, конечно, глазурованная (или поливная) керамика. Традиции ее производства складывались начиная с Х в. еще в Киевской Руси. Ее возникновение связано с производством поливных плиток для храмов и княжеских палат, которое появляется на Руси вместе с введением христианства и привлечением для строительства церквей греческих мастеров из Византии. Несмотря на то что русские гончары учились мастерству поливы у византийцев, они не просто копировали рецепты последних, но и вырабатывали свои технологии. В течение нескольких веков поливная посуда была предметом роскоши, доступным лишь богатым и знатным людям. Мастерские по ее изготовлению имелись лишь в крупных городах или княжеских замках. Самые древние из них обнаружены в Киеве, Чернигове и Любече.

Татаро-монгольское нашествие на несколько столетий прервало традиции изготовления поливной керамики. Только в XVI-XVII вв. ее производство возрождается уже на территории Московской Руси.

Обряды и верования, связанные с гончарным производством.

Гончарство сыграло такую важную роль в человеческой истории, что многие мифологии принимают его возникновение как свою начальную точку отсчета.

Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космическим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной.

 В «Ригведе» (в одном из древейших письменных источников), в гимне творения об этом сообщается так: «Делает он укху (сосуд) столь большой, как эт Земля вначале была сделана», «дно укхи – это земное земное жизненное пространство», «вторая лента сосуда это воздушное пространство, верхняя лента – это небо, стенки сосуда – это страны света, сфера людей и зверей».

В дальнейшем среди многих народов распространились представления о соответствии верхней части сосудов – небесной сфере, средней – земному миру людей, а нижней части – подземному потустороннему миру.

В мифах многих народов бог или культурный герой создает мироздание и человека из глины. Например, египетский бог Хнум создает человека и весь мир на гончарном круге. Шумерские богиня-прародительница Намму и богиня рождения Нинмах лепят из глины, взятой над водной бездной, человека и его судьбу. Аккадский бог Мардук вместе с богом Эйя создают людей из глины, перемешанной с кровью убитого ими чудища.

В греческом переводе сохранился рассказ одного вавилонского жреца о том, что бог Бел отрезал собственную голову, а другие боги собрали его кровь, смешали ее с землей и вылепили из этого теста людей.

В одном из вариантов греческой мифологии людей сделал из глины Прометей.

Алтайский бог Ульгень создал первых семь человек из смеси глины и камыша.

Русские Марийцы также считали, что бог вылепил тело человека из глины.

Такие представления получили распространение не только на территории Евразии.

Согласно мифологическим представлениям маори из Новой Зеландии бог по имени  Тики, или Тане, создал фигуру по своему образу и подобию с глазами, ногами и руками из красной глины, замешанной на его собственной крови.

Среди племен острова Таити распространены сказания о том, что первая пара людей была создана верховным богом Тангароа из красной земли. Эта земля еще какое то время служила людям пищей.

Предания о том, что верховное божество вылепило первых людей из глины, присутствуют у аборигенов меланезийского острова Мота, кайского острова Нуху-роа, у дояков острова Борнео, среди племен кхами, обитающих в Аракане и Читтагонга, и многих других.

По верованиям африканского племени дагонов первую человеческую пару создало из сырой глины верховное божество Амма. Из того же материала Амма сотворил так же солнце, луну, звезды и землю.

Согласно мифу, существующему среди племен, живущих на островах Палау в Тихом океане, людей вылепили из глины, замешанной на крови разных животных, брат и сестра. Поэтому характер у людей находится в зависимости от того, чья кровь была смешана с той глиной.

Австралийские аборигены считают, чтосоздатель Бунджил вылепил первых людей из смеси древесной коры и глины, а затем вдохнул в нее жизнь.

В Северной Америке индейцы некоторых племен (например, ирокезы) верят, что первых людей слепил по своему образу и подобию Иосеха.

Другое индийское племя манду, проживающее в Калифорнии, также считало, что создатель людей вылепил их из красной земли, смешанной с водой.

Список подобных верований можно продолжить до бесконечности.

Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земного» и «дыхания жизни».

Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты.

Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением. Во многих древних и архаических, доживших до современности, обществах гончары(горшечники) образовывали особые группы (кланы, касты и т.д.). Не редко члены этих групп выполняли жреческие функции.

В качестве примера можно привести касты гончаров в Индии и на Цейлоне, которые изготавливали из глины специальные изделия, предназначавшиеся для различных ритуалов, в том числе свадебных.

Во многих странах Азии и Африки до сих пор в традиционных обществах считается, что горшечники обладают особыми способностями. Объясняется такое отношение соплеменников тем, что в их глазах гончары повторяют акт божественного творения. Правда, в отличие от бога мастер не может вдохнуть свои творения душу.

Специалисты, изучающие обряды и верования древних и традиционных народов, практически единодушны в том, что первоначально гончарным ремеслом занимались в основном женщины, которые часто выполняли также функции жриц – хранительниц домашнего или родового очага. Они передали свое мастерство, в том числе и культовое, по наследству. Горшечницы у многих народов наделялись магической силой и обладали даром предвидения

Лишь позднее, когда керамические сосуды стали производить на заказ, среди гончаров появились также мужчины, которые в некоторых регионах впоследствии даже вытесняли женщин.

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца.

Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди которые им занимались, находились под ее защитой.

Поиск глины, добыча и хранение,

подготовка рабочего места и инструментов.

Искать глину лучше всего в обрывах речных берегов, оврагов, в траншеях, ямах и карьерах.

Поиск и добычу глины лучше всего производить в теплое время года. Во-первых, ее намного легче найти и выбрать. Во-вторых, в замороженной глине содержится довольно много органических примесей, что потребует в дальнейшем дополнительных усилий для ее обработки.

Добывать глину лучше всего с запасом, так как для изготовления качественных масс она должна отлежаться. Причем чем дольше сырье вылеживается, тем лучше его качество. Опытные мастера пользуются глиной только после выдержки в течение не менее нескольких недель, а чаще всего месяцев или даже лет.

Во время поисков подходящего сырья лучше всего иметь при себе бутылку с водой и пузырек с разбавленной кислотой.

После того как вы обнаружили слой глины, следует подвергнуть ее тестам на пригодность.

Самым простым из них является следующий: возьмите небольшой кусочек глины и разотрите его пальцами. Если при надавливании на ней образуется блестящая полоса или черта, это свидетельствует о большом количестве глинозема и соответственно хорошем качестве сырья.

Для дополнительной проверки кусочек глины следует слегка смочить водой, хорошенько размять и скатать из него жгутик. Затем из жгутика свернуть колечко или попытаться согнуть его в разные стороны. Качественная глина при такой процедуре не даст трещин и не сломается. При этом, чем меньше радиус колечка, при котором появляются трещины, тем пластичнее глина.

Существует и другой способ проверки глины на пластичность. Для этого небольшой жгутик диаметром около 3см медленно разрывают руками. Чем тоньше и длиннее концы разрыва, тем пластичнее и качественнее глина.

Для дополнительной проверки опытные гончары используют также кислоту. Капнув несколько капель на глину, понаблюдайте за ней. Если не происходит «вскипания», это значит, что материал достаточно хороший.

Отбор подходящего является важнейшим этапом гончарного производства. Поэтому лучше потратить несколько дней на его проверку, чем потом выбрасывать бракованные изделия, сожалея о напрасно потраченном времени и усилиях.

Для того чтобы исключить возможные ошибки, стоит вначале небольшой кусок глины (например 1-2 кг.) отнести домой и подвергнуть еще нескольким проверкам на пригодность.

Прежде всего, часть сырья помещают в небольшую емкость, заливают кипятком и оставляют на несколько дней. Затем глину разминают руками, раскатывают из нее жгут и, взяв за оба конца, держат некоторое время в подвешенном состоянии. Хорошая глина должна растягиваться без разрывов.

Затем следует обязательно проверить сырье огнем, так как разные глины под воздействием высоких температур ведут себя по-разному.

Некоторые их них сохраняют при этом естественный цвет, другие существенно его меняют. Но даже это не самое главное. В результате термической обработки меняется не только внешний вид, но и фактура, физические и химические свойства, что влияет на прочность, влагонепроницаемость и т.д.

Поэтому, чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов, не стоит пренебрегать проверкой огнем.

Тем, у кого пока нет в наличии специальных приспособлений для обжига, можно посоветовать очень простой способ. Слепите из небольшого кусочка очищенной глины несколько предметов с разной толщиной стенок и поместите их в духовку обычной газовой домашней плиты.

После термической обработки посмотрите, как опытные образцы изменили свой цвет, проверьте их на водонепроницаемость, налив небольшое количество воды. Отбив кусочек глины у края, обратите внимание на однородность теста в изломе.

Если поиски необходимого сырья не дали положительных результатов, не отчаивайтесь. Поскольку низкокачественные сорта глины имеются везде, можно брать их за основу и добавлять жирные глины.

Добыча и хранение сырья.

После того как вы нашли необходимое месторождение глины и проверили ее качество, приступайте к следующему этапу – ее добыче. При всей простоте эта процедура требует соблюдения определенных правил.

Прежде всего верхний (так называемый «дневной») участок земли, покрывающий глину, следует отчистить от мусора и органических остатков (травы, веток и т.п.).затем верхний слой нужно аккуратно срезать штыковой лопатой и перенести его подальше от места разработки. Делают это для того, чтобы свести к минимуму загрязнение собственно глиняного слоя.

После чистки участка будущего карьера лопатой или заступом вырезают в глине пласты квадратной или прямоугольной формы примерно одинаковой толщины и веса.

Если вы планируете использовать карьер неоднократно, то вырезать пласты лучше всего уступами.

Некоторые мастера перед добычей сырья поливают очищенный от мусора участок водой и только после его увлажнения приступают к извлечению глины.

В процессе выборки куски ненужной породы (например, крупные камни) удаляются с места разработки.

После доставки глины домой необходимо сложить ее в несколько мешков и поместить в сухое место. Для различных добавок (отощителей, красителей и т.п.) лучше использовать коробки.

Перед дальнейшей обработкой лучше всего дать глине «вылежаться». Как свидетельствует тысячелетний опыт гончарства, использование лежалого теста резко снижает удельный вес брака.

Для улучшения качества сырья глину перед вылеживанием можно замесить на воде, в которую добавлен уксус или кисломолочные продукты.

Подготовка рабочего места и инструментов.

Прежде чем приступать к обработке глины и формовке из нее различных изделий, необходимо соответственным образом подготовить рабочее место и инструменты.

В набор инструментов опытного гончара входит множество приспособлений. Для начинающих вполне достаточно иметь тазик или чашку с водой для смачивания рук, дощечку, на которой будут формироваться изделия, тряпочки для разглаживания поверхности и для рук, деревянный ножичек (или гладкую щепочку, которая понадобится для выравнивания стенок и поверхности) и колотушку.

Для изготовления тарелки с налепными элементами, нам понадобятся следующие инструменты и приспособления: это, прежде всего, наши руки, больше доверяйте своим рукам – они у мастерового человека умные и чуткие. Основной инструмент в нашем деле – пальцы, с их помощью модно создать и простые и сложные элементы лепки: стеки, гончарные ножи, деревянный станочек, скалка, шаблоны, струна с ручками, кисти, жидкая глиняная масса, емкость для воды, губка, полотенце.

DSCN7673.JPGDSCN7672.JPGDSCN7670.JPG

Приготовление керамической массы.

Сразу использовать глину, принесенную из карьера, нельзя. Вначале ее необходимо подвергнуть дополнительной обработке: очистке, измельчению, при необходимости и желании, промывке. Только после этого можно приступать к созданию керамической массы, т.е. смеси глины с различными добавками (другими сортами глин, органикой, минералами).

У каждого мастера есть свои приемы обработки глин. Однако вышеперечисленные процедуры являются обязательными для любого гончарного производства.

Вначале измельчите куски глины, при помощи лопаты, заступа, молотка или обуха топора. Затем растолките мелкие кусочки в ступе или на подставке, после чего просейте глину через сито или дуршлаг

Такую же операцию следует провести с добавками (например, с шомотом или минералами). Размеры частиц добавок не должны превышать 2-3 мм, иначе в дальнейшем изделие потрескается при сушке и обжиге.

После подготовки глины и добавок их смешивают в сухом виде. Состав керамических масс во многом определяется тем, какое изделие планируется изготовить. Например, для продукции с тонкими стенками лучше использовать жирную глину. В то же время для массивных изделий лучше подходит так называемое «тощее» сырье.

В любом случае тот или иной  состав керамических масс подбирается опытным путем.

После смешивания глин и добавок состав следует развести водой. При этом получившаяся масса  должна иметь необходимую для лепки консистенцию, быть мягкой и пластичной и иметь однородный состав.

Для того, чтобы добиться необходимых качеств, глиняную массу необходимо хорошенько перемешать. Для этого глину несколько раз смешивают и раскатывают на ровной поверхности.

Следующим этапом подготовки керамической массы является удаление из нее воздушных пузырьков. Если пренебречь этой процедурой, то в последствии при обжиге изделие под воздействием давления водяных паров может разорваться.

Удаляют пузырьки обычно в два этапа. Вначале глину разминают, а затем месят, как тесто, скручивая глиняные валики в спираль. Разминать глину следует непосредственно перед началом работы над изделием.

Для повышения эффективности разминания опытные мастера советуют также применять тонкую гибкую проволоку. Подойдут тонкие струны от скрипки или гитары.

К каждому концу проволоки, длина которой должна равняться примерно ширине ваших плеч, прикрепите деревянные брусочки – ручки.

При отсутствии соответствующих навыков и опыта для замешивания лучше всего брать кусок глины весом 2-3 кг. Сформируйте из него на поверхности стола небольшой толстый брусок. Затем протяните поперек него, под углом к поверхности стола, проволоку.

Разрезав глину, поднимите одну из ее частей высоко над головой и с силой ударьте по другой части, оставшиеся лежать на столе.

В результате у вас образуется новый комок, который нужно повернуть, ещё раз разрезать и повторить процедуру. Такое «избиение» глины необходимо для удаления пузырьков воздуха. Как показывает опыт, все другие способы (например, выколачивание при помощи различных колотушек) оказались менее эффективными.

Повторить описываемую процедуру следует не менее 20-30 раз.

Затем можно переходить к следующему этапу обработки глины с целью удаления оставшихся пузырьков.

Для этого подготовленный брусок глины поместите на стол, и прижимайте его ладонями. Готовность глины определяется своеобразным пощелкиванием, которое издают лопающиеся пузырьки воздуха. Затем немного поверните кусок глины и прижмите его еще раз. Этот процесс напоминает замешивание обычного теста из муки. Однако в отличии от последнего при разминании глины не должно быть складок, так как они могут послужить скоплению воздуха в керамической массе.

Повторить процедуру следует не менее 30 раз.

После окончания процедуры разминания глиняное тесто должно стать мягким и пластичным. Слишком плотная и твердая глина сложна в работе и требует больших усилий. К тому же она быстрее высыхает в процессе работы.

После того как вы получите глиняный ком необходимой консистенции, от него следует отделить куски глины размером, соответствующим будущему изделию.

Главным правилом этой процедуры является то, что глину нельзя отрывать от общей массы руками, так как при этом в нее попадает воздух. Поэтому для этих целей используется проволока.

Создание эскиза будущего изделия.

Перед тем как приступить к формовке изделия, вы должны не только представлять себе его будущую форму, но желательно сделать его эскизный рисунок.

Даже опытные мастера перед началом работы делают предварительные карандашные наброски.

Для этих целей неплохо завести альбом или папку с рисунками. Со временем у вас скопится целое собрание различных идей и проектов, которые в дальнейшем вы сможете реализовать в глине.

Делать предварительные рисунки следует даже в том случае, если вы не умеете рисовать. Конечно, можно взять за образец готовое изделие, однако слепое копирование вряд ли принесет истинное удовлетворение и послужит созданию оригинальных гончарных изделий.

В поисках идей для создания тех или иных форм можно обратиться к альбомам по декоративно-прикладному искусству, посетить выставки и музеи. Особое внимание стоит уделить старинным изделиям, их формам, орнаментам, конструктивным особенностям деталей и креплений. Со временем вы сможете выработать свой собственный стиль.

Только выбрав будущую форму (а желательно и орнамент) изделия и сделав его рисунок, можно приступать к процессу формовки.

Сушка.

Следующим этапом в гончарном производстве является сушка сформованного изделия. Она необходима для придания изделию механической прочности и подготовка его к последующим технологическим операциям. В зависимости от способа формирования в свежем сконструированном виде керамика может содержать от 20 до 30% влаги.

Во время сушки влага постепенно удаляется, и за счет этого в изделии происходит процесс уплотнения, или усадки.

Процесс сушки может занимать разное время. Например, керамические изделия из жирной глины сохнут гораздо медленнее. Скорость сушки зависит также от формы и размеров изделия: чем больше его площадь, тем быстрее оно сохнет.

Наиболее интенсивно процесс усадки происходит в начальный период сушки.

Поскольку чаще всего разные части изделий из глины сохнут с разной скоростью, то и соответственно уплотнение в этих частях происходит не равномерно. При неправильной сушке это может привести к появлению напряжений и браку. В тесте могут появиться трещины, а форма может деформироваться.

 Поэтому очень важно правильно выбрать режим сушки и установить программу сушильного аппарата.

В современном керамическом производстве существуют разные способы сушки. Плоские изделия чаще всего сушат в формах. Продукцию, изготовленную методом литья, сначала подсушивают в формах до придания ей определенной степени прочности, а затем достают из форм и подсушивают до влажности 1-2%.

 На предприятиях и крупных гончарных мастерских для сушки большого количества изделий применяют специальные устройства. Одним из таких устройств являются конвейерные сушилки, в которые под давлением подаются направленные потоки горячего воздуха. Кроме конвейерных, существуют также камерные сушилки периодического действия, где полуфабрикаты высушиваются на полках или вагонетках. В таких сушилках сушат в основном художественные изделия сложной конструкции.

Длительность искусственной сушки зависит от состава глиняных масс, размера и формы изделий, типа применяемых сушилок, методов сушки и других факторов и может составлять от 30 мин до 2-3 ч.

Нередко для особо сложных изделий применяют естественную сушку на многоярусных стеллажах, расположенных у рабочих мест.

Одним из главных правил естественной сушки является отсутствие сквозняков.

Возьмите небольшой кусочек глины, скатаем из него шар.Затем с помощью скалки или просто руками сделаем  из шара лепешку. Для удобства вырезаем круг из бумаги и пользуемся им как меркой, накладываем на раскатанный слой и обводим стекой.

               DSCN7674.JPGDSCN7675.JPG

Обжиг.

Окончательную форму и вид керамические изделия приобретают после обжига, когда глина полностью затвердела и спеклась, а различные покрытия, например глазури, расплавились и застыли.

Процесс обжига включает в себя нагревание изделия до определенной температуры, выдержку при конечной температуре и охлаждение. При этом скорость нагревания обжигаемой керамики должна быть такой, чтобы содержащиеся в ней газы удалились постепенно.

Продолжительность выдержки и максимальная температура при обжиге определяются многими факторами: составом керамических масс, типом и назначением. Чаще всего температура спекания, используемая для обжига керамики, составляет от 950 до 1450 градусов по Цельсию.

На керамических заводах и в крупных гончарных мастерских для обжига керамики используются различные типы промышленных печей.

Самыми распространенными из них являются камерные печи (горны) периодического действияи туннельные печи непрерывного действия. В камерных горнах обжигают в основном художественные изделия.

При низкотемпературном обжиге (до 1000 градусов по Цельсию) применяют безвагонеточные щелевые печи. В таких печах изделия передвигаются на плитах, лещадках или ленточных конвейерах.

В зависимости от целого ряда факторов продолжительность обжига изделий в промышленных печах колеблется от 2 до 40 часов.

В небольших мастерских или в домашних мастерских чаще всего применяют для обжига небольших изделий  муфельные печи различных типов. Начинающим гончарам лучше всего использовать печь типа ПМ-8 ((печь муфельную №8 учебную). Она не велика по размерам и компактна (ее длина составляет 425мм. ширина -390мм, высота – 530мм).главной ее частью, в которой производится обжиг, является муфель. Его длина -300 мм., ширина -190мм., высота – 120.

Народные умельцы придумали много приспособлений, позволяющих обжигать керамику в домашних условиях. Одним из них является небольшая муфельная печка, сконструированная на основе бытовой электрической плитки, которая позволяет получать температуру до 950 градусов по Цельсию. Для этого из толстого стального листа толщиной 0,5 - 0,9мм делают корпус, диаметр которого соответствует диаметру электроплитки. Сверху к корпусу крепится крышка с просверленными в ней небольшими отверстиями, через которые будет выходить пар.

На электроплитку устанавливается муфельная чашка, изготовленная на обожженной керамики. Такую чашку делают следующим образом: вначале из картона изготавливается форма, которая пропитывается парафином или воском, а затем обмазывается глиной слоем в 10 мм.после просушки глина отделяется от формы, а получившаяся чашка подвергается обжигу.

Для укрепления металлического корпуса на керамической чашке между ними устанавливается распорка в виде буквы «П», которая нижней частью упирается в муфель, верхней – в крышку корпуса. Пространство между муфелем и корпусом заполняется асбестовой крошкой.

Чтобы осуществлять контроль над процессом обжига, в стенке корпуса просверливает глазок, закрывающиеся шторкой. Диаметр отверстия составляет 20-25 мм.

Обжиг в такой самодельной муфельной печи продолжается довольно долго, поэтому ее устанавливают на термостойкой подставке.

Ввиду того что обжиг длится долго, электроплитку следует установить на несгораемом основании.

Процесс обжига состоит из четырех основных этапов. В первом, когда температура еще невысока (до 150 С), из глины начинает испаряться вода, оставшаяся в ней после сушки. Слишком высокая температура на этом этапе может привести к тому, что вода, испаряющаяся с поверхности черепка, может образовать пленку, которая задержит влагу, находящуюся в середине изделия. В результате могут произойти нежелательные деформации глиняной массы.

Во время второго этапа температура постепенно поднимается от 150 до 500 С, удаляются остатки воды, химически связанной с глиной. Керамические изделия раскаляются и начинают приобретать красный цвет.

На третьем этапе температура повышается от 500 до 900 С, изделие становится вначале темно-красным (при температуре от 600 до 700 С), а затем вишнево-красным и ярко-вишневым (при температуре от 800 до 900 С)

На четвертом этапе температура достигает своего максимума. Начиная с 1100 С керамика приобретает темно-оранжевый цвет, а при 1300С начинается белое каление. При температуре 1400 С изделия становятся белыми.

После завершения обжига печь выключают и дают остыть до температуры 150 -200 С. Лишь после этого дверцы печи немного приоткрывают. Извлечение готового изделия производится лишь после полного остывания обжигательного устройства.

Изделия могут подвергаться разному количеству процедур обжига. Простые бытовые вещи чаще всего подвергаются однократной термической обработке. Более сложные или художественно оформленные (подсушенные, декорированные ангобом, красками, обработанные солями) обжигают два и большее количество раз. При первом обжиге черепку придается механическая прочность, а так же завершаются процесс разложения глинистых минералов и дегазация черепка.

После первого обжига изделие расписывают глазурями, которые расплавляются при повторном обжиге, получившем название «политой». Во время вторичного обжига изделия получают дополнительные технические качества (механическую прочность, устойчивость к механическим воздействиям, термостойкость, влагонепроницаемость и др.) и декоративные свойства.

Приступим к изготовлению налепных деталей. Этот прием известен давно. Налепные узоры используются как декоративные элементы, их используют для украшения поверхности разных предметов, плоских и объемных, в данном случае на плоской тарелке. Элементы, из которых будете составлять узор, это цветы шиповника, листья, стебельки. Крепятся налепные элементы на предварительно взрыхленной и смазанной жидкой глиной (шликером) поверхности.

DSCN7681.JPGDSCN7678.JPGDSCN7680.JPG

Начинайте работу с крупных элементов : с цветов шиповника, затем стебельки и листья.

DSCN7681.JPG

DSCN7685.JPGDSCN7686.JPGDSCN7682.JPG

DSCN7683.JPGDSCN7690.JPGDSCN7684.JPG

DSCN7687.JPGDSCN7689.JPGDSCN7689.JPG

Проклеив детали, готовую тарелку покройте с помощью кисти жидкой глиной. Жидкая глина закрывает мельчайшие щели между деталями, объединяет композицию в ежиное целое и делает поверхность более плотной и гладкой.

DSCN7693.JPGDSCN7694.JPGDSCN7696.JPG

Просушка изделия требует несколько дней при комнатной температуре, обжигать до полного высыхания не следует

DSCN7697.JPG

После того, как изделие просохнет, загрунтуйте его, затем нанесите роспись. Используйте цвета: красный, белый, зеленый, желтый. Изделие готово.

Произведение декоративно-прикладного творчества, выполненные из глины, мало кого могут оставить равнодушными. Хочется надеяться, что первые шаги в работе с глиной были успешными и вы убедились в справедливости старинной русской поговорки: не боги горшки обжигают… вы обратили внимание на то, что в конце ее стоят многоточия. И это не случайно, у пословицы есть продолжение, и полностью оно звучит так: «не боги горшки обжигают, а мастера». А мастером может быть только тот, кто проявит трудолюбтие, упорство и любовь к избранному делу. За первым успехом прийдетследующий. Недаром великий Сервантес сказал: «Если гончар слепил один красивый сосуд, может слепить их и два, и три, и целую сотню».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление декоративной тарелки в технике "декупаж"

Презентация  технологии выполнения в технике "декупаж" декоративной тарелки....

План- конспект урока: «Изготовление ночной сорочки c элементами моделирования». 7 класс

1) Рассмотрите образцы ночных сорочек.2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)3) Какие виды отделки можно использовать? (Обта...

Мастер-класс_Изготовление элемента русского народного костюма

Методическая разработка мастер-класса,представляемого на городскую научно-практическую конференцию «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений,укрепление атмосферы взаимоуважения в Сургуте»Д...

Объёмная технология изготовления петровской глиняной игрушки

Объёмная технология - это поэтапное изготовление петровской глиняной игрушки-свистульки "Конь"...

"Изготовление аксессуара с элементами вышивки "виши", «Изготовление аксессуара с элементами лоскутного шитья к современному костюму»

quot;Изготовление аксессуара с элементами вышивки "виши", «Изготовление аксессуара с элементами лоскутного шитья к современному костюму»...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Технология изготовления глиняной свистульки Нерпа"

В данной методической разработке показана технология изготовления глиняной свистульки Нерпа.Материал представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя...