Научно – методический анализ концепции коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов)
статья на тему

Спевакова Ольга Владимировна

Концепция коллективного творческого воспитания  выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kontseptsii.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И. П. Ивановым, основана на осознании и самопринятии себя как творца общего дела; на определении и развитии обучающимися своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.

Коллективное творческое воспитание представляет собой единство нескольких процессов:

  • целостного воспитательного процесса, идущего в этой жизни;
  • общественной жизни школы и класса;
  • комплексной деятельности педагогического коллектива, направляющего данный процесс.

Цель концепции: формирование социально активной, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать и связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Задачи:

1.  Изучение и внедрение в учебно – воспитательный процесс методику КТД. Привлечение к социально – значимой деятельности.

2.  Формирование эмоционально положительного, толерантного отношения к людям.

3.  Выявление творческих способностей учащихся и создание условий, мотивирующих их реализацию.

4.  Формирование образа жизни коллектива с использованием элементов технологии КТД.

5.  Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.

6.  Воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни.

Принципы функционирования воспитательной системы:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой: воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Этот принцип ориентирует педагогический процесс на реальные возможности социума и учитывает разнообразные факторы окружающей среды.

2.  Принцип целостности всех компонентов воспитательного процесса: организация многостороннего педагогического влияния на личность.

3.  Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников: педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4.  Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему: только уважительные отношения между педагогом и обучающимися, толерантность к их мнению, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором ученик чувствует себя защищенным и значимым.

5.  Принцип опоры на положительное в личности воспитанника: воспитатель должен проявлять уважительное отношение к воспитаннику, верить в его творческие силы, понимать сильные и слабые стороны человека, стремиться раскрывать и развивать его лучшие стороны и преодолевать недостатки.

6.  Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развитии у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе.

7.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьника: предполагает помощь воспитанникам в становлении их человеческой сущности, в создании условий для развития личности.

8.  Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности: создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

9.  Принцип здоровьесбережения: предполагает осознание единства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

Чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей школьной жизни.

Научно – методический анализ

1. Название концепции:

Концепция коллективного творческого воспитания.

2. Автор концепции: Игорь Петрович Иванов.

3. Определение понятия воспитания:

Воспитание есть организация целесообразной деятельности воспитанников, направленная на обеспечение возможности проявления их ценных качеств и обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

4. Субъекты воспитания: 

Субъект: ребенок.

Объект: коллективная деятельность.

5. Смыслы и ценности воспитания:

Смысл заключается в формировании воспитательных отношений на принципах сотрудничества, содружества воспитанников и воспитателей - младших и старших по общей заботе друг о друге, об улучшении окружающей жизни.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний. В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.

 6. Методологические основы концепции:

Основные идеи:

  • включения детей в улучшение окружающего мира;
  • соучастия детей в воспитательном процессе;
  • сотрудничество старших и младших.

Подходы:

  • коллективно – деятельностный подход к воспитанию:  коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  • комплексный подход к воспитанию;
  • личностный подход, одобрение социального роста воспитанников.

7.  Теоретические основы концепции (фундаментальные теории):

Теория воспитания личности, теория деятельности

8. Парадигма воспитания:

Воспитание в коллективе сверстников.

9. Модель воспитания: 

Гуманистическая.

10. Основные механизмы воспитания:

Одним из инструментов коллективного воспитания является коллективная творческая деятельность (КТД), где коллектив - это инструмент формирования личности. Основной идеей КТД является «осознание и самопринятие себя как творца общего дела; определение и развитие учениками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества». Основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса.

КТД дают возможность ученику:

  • реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу).

Заключение

Концепция коллективного творческого воспитания  выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей.

Подобное понимание сущности воспитания в данной концепции становится реальной движущей силой жизни коллектива, если каждый педагог осознает и примет ее как личностную профессиональную позицию. Взаимодействие строится на основе гуманистических принципов и носит субъект-субъектные отношения.        

Центральную нагрузку несёт понятие забота, как реальное действенное проявление гуманизма, как нравственно мотивированная деятельность. Забота становится общей для воспитателей и воспитанников, когда они вместе действуют на благо кого-либо, при этом добровольность и бескорыстие участия в общей заботе является объединяющим нравственным смыслом деятельности. В общей заботе люди взаимообогащаются опытом, способностью понимать другого человека. Труд-забота несет в себе колоссальную нравственную силу, является основой личностного роста любого человека.

Общая забота будет эффективной, если реализуется творчески, с максимальным использованием интеллектуальных и духовных сил человека. Только творчески, решая жизненно-практические задачи, ребята и взрослые привыкают каждый раз анализировать все обстоятельства, жизненные ситуации, сопоставлять возможные пути решения, отбирать из них наиболее соответствующие реальной ситуации. Уровень творческого решения каждый раз колеблется, т.к. прежде всего, отражает состояние образованности и культуры участников общей заботы, а движение от естественно достигнутого уровня обеспечивает продвижение в развитии личности.

Общая забота имеет гражданскую основу. Именно гражданственность определяет выбор дел, влияет на приоритеты в отборе содержания воспитания. Гражданская значимость действий — это путь к демократической правовой культуре, т.к. именно в гражданском обществе человек соединяет в своем поведении мораль и право.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Концепция коллективного творческого воспитания

Цели, задачи, принципы технологии коллективного творческого воспитания. Методика организации КТД....

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова

Данная статья раскрывает тему технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творчества - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при кот...

Применение технологии коллективно творческого дела (автор И.П. Иванов) на занятиях декоративно- прикладного творчества

Коллективное творческое дело - это одновременно и традиционная, и инновационная педагогическая технология, основанная на активных формах обучения и интерактивных методах, т.к. постоянно идёт взаимодей...

Научно-методический материал по теме: "Половое воспитание подрастающего поколения"

Воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни....

Технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову.

Методика КТД - деятельностный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы"....