Концепция коллективного творческого воспитания
статья на тему

Цели, задачи, принципы технологии коллективного творческого воспитания. Методика организации КТД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_kollektivnogo_tvorcheskogo_vospitaniya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

        Подготовила:

Табакаева Мария Вячеславна

классный руководитель

8А, 9Б, 12 Д классов

Михайловка 2013


   Концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И. П. Ивановым,  основана на  осознании и самопринятии себя как творца общего дела; на определении и развитии обучающимися своего творческого потенциала, своих  способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.

Данная концепция воспитания получила своё рождение в Союзе энтузиастов (СЭН), который создал в 1956 году Игорь Петрович Иванов. Педагогика коллективного творческого воспитания  остаётся одной  из продуктивных методик воспитания в современных условиях

Что же представляет собой  понятие «коллективно-творческое воспитание» и каковы его основания?

«Коллективное творческое воспитание»  представляет собой единство нескольких процессов:

  1. целостного воспитательного процесса, идущего в этой жизни;
  2. общественной жизни школы и класса;
  3. комплексной деятельности педагогического коллектива, направляющего данный процесс.

Коллективное творческое воспитание включает в себя несколько видов воспитательного воздействия на обучающихся. Сюда относятся: воспитательное воздействие на школьников со стороны взрослых (педагогов, родных, шефов и друзей школы и класса), прежде всего скрытое (незаметное), а также открытое, которое в общественной жизни школы играет вспомогательную роль; взаимное воспитывающее влияние школьников — сверстников, старших и младших; самовоспитание каждого школьника.»

               (Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни.)

           Сущность Концепции  коллективного творческого воспитания - общая творческая гражданская забота обучающихся и педагогов об улучшении окружающей жизни. Тактика воспитательных отношений «содружества старших и младших» в совместной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».

       Подобное понимание сущности воспитания становится реальной движущей силой жизни коллектива, если каждый педагог осознает и примет ее как личностную профессиональную позицию.

Центральную нагрузку несёт понятие забота, как реальное действенное проявление гуманизма, как нравственно мотивированная деятельность.

Как же описывает заботу И.П.Иванов? «Это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве — это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем. Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в отношениях товарищества, в отношениях взаимной действенной заботы о решении общественно важных задач».

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. —

 Киев: «Освита», 1992. — c.7)

         Какова же технология  коллективного творческого воспитания? Это такая  организация совместной деятельности педагогов  и обучающихся, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  1. идея включения воспитанников в улучшение окружающего мира;
  2. идея соучастия воспитанников в воспитательном процессе;
  3. коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности воспитанников;
  4. комплексный подход к воспитанию;
  5. личностный подход, одобрение социального роста воспитанников.

 Цель и задачи воспитания.

Цель: Формирование социально активной, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции, которая умеет жить в гармонии с другими,  умеет содружествовать и  связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Задачи:

  1. Изучение  и внедрение в учебно – воспитательный процесс методику КТД. Привлечение к социально – значимой деятельности.
  2. Формирование эмоционально положительного, толерантного отношения к людям.
  3. Выявление творческих способностей учащихся и создание условий, мотивирующих их реализацию.
  4. Формирование образа жизни коллектива с использованием элементов технологии КТД.
  5. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.
  6. Воспитание у учащихся потребности  здорового образа жизни.

 Принципы функционирования воспитательной системы:

Согласно Концепции, коллективно-творческое воспитание обучающихся, должно быть интегрировано в основную деятельность обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Иными словами, необходима интегрированность программ коллективно-творческого воспитания.

     Чтобы добиваться  позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей школьной  жизни.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой:  воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его раз-вития, отвечать его потребностям.

Этот принцип ориентирует педагогический процесс на реальные возможности социума и учитывает разнообразные факторы окружающей среды. Более того, принцип предполагает, что воспитание основывается на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек. В практической деятельности педагога этот принцип выражается в том, что воспитательный процесс строится с учетом социальных отношений, особенностей экономики, а также уровня духовно-нравственного состояния общества. Педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ученика.

  1. Принцип  целостности всех компонентов воспитательного процесса:  организация многостороннего педагогического влияния на личность.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе или поставленный педагогом. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Для ее решения обучающиеся обращаются к содержанию истории России, своей семьи, рода; жизненного опыта своих предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства; учебных дисциплин. Базовые ценности пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, и в итоге создают смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

  1. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников: педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя, поэтому духовно-нравственное воспитание включает в себя привлечение учащихся к решению реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, страны.

Условиями реализации данного принципа являются:

  1. добровольность включения ученика в ту или иную сферу деятельности,
  2. доверие к ученику в выборе средств достижения поставленной цели,
  3. учет интересов учащихся,
  4. формирование у воспитанников готовности к социальной самозащите своих интересов.

  1. Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему.

Только уважительные отношения между педагогом и обучающимися, толерантность к их мнению, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором ученик чувствует себя защищенным и значимым.

  1. Принцип опоры на положительное в личности воспитанника.

Воспитатель должен проявлять уважительное отношение к воспитаннику, верить в его творческие силы, понимать сильные и слабые стороны человека, стремиться раскрывать и развивать его лучшие стороны и преодолевать недостатки.

  1. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

       Важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развитии у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе.

           Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного    воздействия: педагог-воспитанник А.С.Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Данный принцип предполагает помощь воспитанникам в становлении их человеческой сущности, в создании условий для развития личности. Ведь каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения.

  1. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности.

Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

  1. выделение доминирующей цели коллектива,
  2. определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех,
  3. развитие классного самоуправления,
  4. формирование позитивного отношения к творчеству.
  1. Принцип здоровьесбережения

Этот принцип, прежде всего, предполагает осознание единства здоровья физического, психического и духовно-нравственного. Условиями данного принципа являются:

  1. использование обоснованных, проверенных на практике методов и приёмов, не наносящих вред ученику, педагогу, родителю,
  2. непрерывность и преемственность (работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день),
  3. субъект-субъектные взаимоотношения (обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий, т.к. активное включение в процесс снижает риск переутомления),
  4. соответствие содержания и организации возрастным особенностям,
  5. единство в действиях педагогов, психологов, родителей,
  6. успех порождает успех (акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а потом отмечают недостатки),
  7. ответственность за своё здоровье (у каждого ученика надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья)

Методика коллективной творческой деятельности имеет серьёзную основу.   Её «три кита»:

  1. отношения (воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи),
  2. организация (самоуправление — коллективная организация жизни);
  3.  деятельность (коллективная и творческая — представляет собой общую заботу об окружающей жизни).

Отношения - основа Педагогики общей заботы.  Здесь работает принцип единства товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Этот принцип является проявлением гуманистической сущности субъективных воспитательных отношений.

«Товарищеское уважение и товарищеская требовательность взаимно проникают друг в друга, дополняют друг друга, при этом не возникает перекоса ни в ту, ни в другую сторону». (И.П.Иванов)

Организация.   В планировании дел, их подготовке, проведении и обсуждении участвует каждый (!) (и воспитатели – педагоги, и родители, и воспитанники). Обсуждение важных моментов жизни класса проходит на общем сборе.

Не только потому, что «общий сбор — высший орган коллектива» (то есть решение общего сбора — закон для всех членов этого коллектива: и для воспитателей и для воспитанников), но потому, что именно общий сбор учит не бояться высказывать свое мнение и выслушивать мнения других.

Деятельность.  Основная форма деятельности – коллективно творческие дела (КТД). Это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

«Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Дело это непростое, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные».

   (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.29-34)

Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности даёт возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации воспитанника, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Без развития данных способностей невозможно развитие толерантных отношений между людьми.

Основной идеей КТД является «осознание и самопринятие себя как творца общего дела; определение и развитие учениками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества».

Одним из ярких примеров реализации КТД являются «творческие мастерские», праздники в школе.

Творческие мастерские  выступают средством формирования личностных качеств, являющихся базовыми для успешного сотрудничества в коллективе. К этим качествам относят следующие:

  1. открытость как проявление активного интереса к другому человеку;
  2. организованность как соблюдение определенного порядка, принятого в коллективе, выполнение обязанностей, взятых на себя с учетом общих интересов и собственных желаний;
  3. ответственность как принятие коллективной цели, добросовестное отношение к делу, обязанность и способность воспитанника отвечать за совершенные действия и их последствия;
  4. коллективизм как форма социальной взаимосвязи на основе солидарности, взаимопомощи и объективной требовательности друг к другу, где приоритет отдается коллективным целям по сравнению с целями личными.

СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Вторая стадия — коллективное планирование.

             (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.34-40)

КТД дают возможность

ученику 

  1. реализовать и развивать свои способности
  2. расширить знания об окружающем мире;
  3. приобрести навыки проектирования;
  4. проявить организаторские умения;
  5. закрепить коммуникативные навыки
  6. формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу 

  1. развивать творческий потенциал;
  2. совершенствовать организаторские возможности;
  3. изучить классный коллектив;
  4. объединить учащихся, педагогов, родителей;
  5. управлять процессом развития личности школьника;
  6. развивать рефлексивные возможности.

Ближайшее последствие

Коллективное подведение итогов

Проведение КТД

Коллективная подготовка КТД

Коллективное планирование

Предварительная работа

   1 стадия            2 стадия           3 стадия           4 стадия           5 стадия            6 стадия    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел"

Многим классным руководителям не хватает  теоретического обоснования своей деятельности.Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел" поможет понять как в сотрудничеств...

Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».

Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова

Данная статья раскрывает тему технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творчества - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при кот...

Научно – методический анализ концепции коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов)

Концепция коллективного творческого воспитания  выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей....

Технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову.

Методика КТД - деятельностный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы"....