Памятка, выполняющим исследовательскую работу
консультация на тему

Тарасова Наталья Федоровна

Памятка с подробным описанием структуры исследовательской работы и ее оформления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_uchenikam.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

социальный педагог

Постельникова Н.Ф.

Саратов’ 2017


В любой исследовательской работе, как правило, выделяют следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Титульный лист является первой страницей исследовательской работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается Федеральное агентство образования, а второй строчкой полное наименование учебного заведения или научной организации. В среднем поле указывается тема проекта, которая проводится без слова «тема» и без кавычек. После можно поместить картинку, рисунок по теме проекта. Далее, пишется слово проект, а за ним фамилия, имя, отчество автора или авторов, если проект был написан в соавторстве, а на следующей строчке фамилия, имя, отчество научного руководителя и консультанта с указанием их ученого звания. В нижнем поле указываются место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все положения, обоснованию которых она посвящена. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследовательской работы, избранный метод (методы), практическая значимость и ценность результатов работы.

Актуальность — одно из основных составляющих исследовательской работы. Оно предполагает соответствие работы состоянию науки и общества на сегодняшний день, их реальным потребностям и ее пригодность как попытки решения насущных проблем. Так, если исследовательская работа, посвящена, изобретению микроскопа или открытию вируса Оспы, то это исследование, мягко говоря, не актуально. С точки зрения композиционной структуры, введение должно занимать примерно одну-две страницы и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость. Далее формулируются цель работы и ее задачи. При этом необходимо помнить, что перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы: доказать, обосновать, разработать. Последний глагол стоит употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо. При формулировании задач целесообразно применять глаголы: проанализировать, описать, выявить, определить, установить. Задач не должно быть слишком много, оптимальное их количество три-пять. 

Задачи работы определяют ее методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др. так и специальные методы.

Пример цели и задач научной работы:

- содействие в выявлении механизмов пагубного воздействия транспорта на экологию города и здоровье человека, поиск эффективных путей его ликвидации.

- изучить и проанализировать механизмы воздействия  транспорта на экологию города;

- выявить последствия воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;

- провести исследование по данной проблеме с целью выявления  механизмов пагубного воздействия на экологию города и способов его снижения.

- разработать рекомендации по поиску эффективных путей решения проблем, вызванных воздействием транспорта на экологию города и  здоровье его жителей.

Научная новизна работы - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного проектного исследования в целом. Понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться проект на оригинальные темы, которые ранее не рассматривались. Также может быть и использование новых подходов к изучению проблемной ситуации, и самостоятельно проведенный эксперимент, исследование, клинические испытания и т.п.

Практическая значимость во многом определяется характером выполняемой вами исследовательской деятельности. Практическая значимость предполагает возможность применения вашей работы на практике и может выражаться в научно-исследовательских предложениях, рекомендациях, научных разработках, использовании материалов работы при подготовке новых нормативных и методических документов, в наличии научно обоснованных способов совершенствования экономического, экологического или социального развития страны. Практическая значимость научно-исследовательской работы означает, что существует потребность общества, практики, а полученные результаты могут быть использованы как рекомендации, новые знания, существенно повышающие качество изучения затронутого вопроса.

Основная часть исследовательской работы по объему должна составлять примерно 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом проекта. Здесь подробно излагается вся информация, имеющаяся по данному

вопросу, ход вашей исследовательской работы, обосновываются и формулируются ее промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего и загромождающего текст материала.

Заключительная часть работы (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам исследования. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты вашего труда. В заключение исследовательской работы автор переносит результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находится в логической связи с задачами исследования, а выводы с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами: проанализировать, описать, выявить, определить, установить, то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ, выявлено, определенно, установлено…».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано…(обосновано разработано…)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода, последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

Заключение — это логическое завершение, совокупный итог научно-исследовательской работы в целом. В заключении необходимо соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы.  

 Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе написания работы. Любая исследовательская работа, проект пишется не на пустом месте, а с опорой на серьезную базу, при использовании обширного и многообразного материала, обобщения самых различных источников информации. Существенной опорой в процессе формирования информационного поля выступает знакомство с трудами классиков, ознакомление с научными публикациями современных авторов, монографиями, книгами, статьями, реферативными журналами, научными отчетами, отечественной и зарубежной библиографией. Поиск литературы, необходимой для работы, можно осуществлять разными способами – искать в библиотечных каталогах, периодической литературе, реферативных журналах. В список литературы включаются все использованные источники: публикации

всех видов, размещенные в алфавитном порядке. Исследовательская работа может содержать список литературы до 100 источников, но не менее 25-50.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки и другое.

Язык, стиль и структурные особенности текста

исследовательской работы

При работе над текстом исследовательской работы, принято руководствоваться так называемыми формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использования аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.

Оформляя текст работы, принято писать: по нашему мнению, с нашей точки зрения, как мы полагаем, мы установили, нами доказано. В данном случае Мы употребляется не как претензия на величие, а как указание на диалог культур, в котором участвуют партнеры по науке, научный консультант, руководитель,  школа, и, с другой стороны, сам автор.

Важно также использовать изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...»).

Поскольку ваша работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки проекта и подчеркнуть его удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление о самой талантливой и оригинальной работе. Каждый автор стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание темы с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи отличается подробным изложением всех стадий научно-исследовательской работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия. Этот вариант изложения наиболее приемлем, и позволяет автору лучше раскрыться как самостоятельному исследователю.

Очень выигрышной является смысловая законченность, целостность и связность текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств

выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причинно-следственные отношения — словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Правила оформления текста исследовательской работы

  • Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 25 до 50-80 страниц печатного текста, доклада – от 2 до 5 страниц.
  • К тексту, набранному на компьютере, предъявляются следующие требования:

- размер шрифта  – 14, Times New Roman, обычный;

- интервал между строк – 2;

- размер полей: левого – 2 см, правого – 2 см, верхнего – 2 см, нижнего - 2 см. 

  • Текст печатается на одной стороне страницы.
  • Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.
  • Все страницы нумеруются, начиная отсчет с титульного листа, цифру номера страницы ставят вверху или внизу по центру страницы, но на титульном листе нумерация не ставится.
  • Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.
  • Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.
  • Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
  • Можно цитировать чужой текст до 300 знаков, но обязательно со ссылкой.

Оформление цитат, ссылок

Оформление цитат подчиняется следующим правилам:

  • Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы).
  • Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы.
  • Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Пример: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общими мировыми законами, как и все другие естественные явления».
  • Цитата начинается со строчной буквы, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике.  Пример: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие общественные положения».
  • Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка № (рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6). Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений («из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.)
  • Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение «см.»; Пример: (см. приложение 5).

Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала

Цифровые данные, если они играют существенную роль в научно- исследовательской работе, представляют в виде таблиц. Таблица — это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. При построении таблиц необходимо:

  1. Избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф;
  2. Не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова;
  3. Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы.
  4.  Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет.
  5. Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.
  6. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста.      Над правым   верхним углом    таблицы   помещают    надпись

  1.  «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; Пример: «Таблица 1» без значка  перед цифрой и точки после нее.
  2. При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.

Использование формул в работе также подчиняется определенным правилам:

  1. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.
  2. Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту.
  3. Формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.
  4. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру.
  5. Следующие друг за другом формулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу работы. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту.

  1. На иллюстрации делаются ссылки в тексте. Пример: см. рис. 10. 
  2. Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, экспликацию (объяснение), если это необходимо.

Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат — весьма значимая часть научно-исследовательской работы. Во-первых, это ценное указание на источники по теме работы для тех, кто будет ее читать; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

Библиографический аппарат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Образцы оформления библиографического списка:

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:

  1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.-265с.
  2. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
  3. Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. — М.: Мысль, 1979.—237с.
  4. Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье.-  Л.:  Наука, 1987.- 154с.
  5. Валова В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.-  М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001.-287 с.
  6. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда:  Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.А.Акимова, В.В Хаскин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -  195с.

Ссылки на статьи из журналов и газет:

  1. Рукавишников Б.О. Социальная напряженность // Диалог. — 1990. № 8. — С. 32-45.
  2. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. — 1990. № 7. — С. 25-31.
  3. Гухман Г. Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду // Энергия: экономика, техника, экология. - 1999. № 5 С. 42 – 45.

Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:

  1. Бирюков Б.Б., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. М.. 1974. — Т. 16. — С. 393-395.
  2. Экология // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. —  С. 396.                                                                          

Ссылки на сборники - Сборник одного автора:

Проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. — Киев: Радуга, 1989. — 165 с.

Сборники коллективов авторов:

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ            высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. — М.: НИИВО, 1995. — 156 с.            

Ссылки на иностранную литературу

  1. Ausubel D-P. Das Jugendalter. — MOnchen, 1968. — 284 S.
  2. Collier P, Horowitz L. Destructive Generation: Second Thoughts about the               / Sixties. — N.Y., 1989. — 312 p.                                                            
  3. Mannheim К. The Problem Generations // K. Mannheim. Essays on the Sociology of Knowledge. — London, 1952. — P. 131-154.

Ссылки на архивные источники:

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, on. I, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2. on. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, on. 1,д. 7, л. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по написанию научно-исследовательской работы

данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Памятка. Как написать исследовательскую работу.

Памятка. Как написать исследовательскую работу....

Памятка участнику конференции, выступающему с защитой исследовательской работы

Данная памятка поможет учащимся, впервые начинающим самостоятельную исследовательскую деятельность...

Пособие -памятка для работы над проектом/исследовательской работой

Пособие-памятка для работы над учебным проектом/исследовательской работой предназначена для обучающихся и педагогов. Содержит описание основных этапов работы над проектом, правил оформления проекта, о...