Материалы для семинаров
учебно-методический материал на тему

Семинары по самоуправлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума для лидеров школьных органов ученического самоуправления «Азбука форм работы»

Работа органа ученического самоуправления с ученическим коллективом должна отличаться разнообразием и уместностью форм: один набор – для младшего звена, другой – для среднего, третий – для старшего.

Используя традиционные формы (например, бал) или темы (например, «В добрый путь!») не забывайте наполнять их в одном случае, новым содержанием, а во втором – выбирать разные формы!

В качестве небольшой «шпаргалки» используйте приведенный ниже список форм работы, которые могут быть использованы вами при работе с классами младшего, среднего и старшего школьного звена.

Младшие школьники:

  • Викторина
  • Просмотр фильма (возможно, с обсуждением)
  • Хор
  • Хоровод
  • Чаепитие
  • Чемпионат
  • Эстафета
  • Утренник
  • Соревнования
  • Игра
  • Конкурс
  • Лото
  • Акция
  • Выставка
  • Поход

Средние школьники:

  1. аукцион (аукцион творческих идей, аукцион в финале артбата) -  публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.
  2. бал (выпускной бал, бал-маскарад) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.
  3. викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
  4. дискотека (аниматорская, костюмированная) – танцевально-развлекательное мероприятие для молодежи.
  5. встреча (встреча с ветеранами, встреча Нового года) – 1.Схождение в одном пункте при движении с разных сторон; 2. Состязание (спорт.) 3. Прием кого-н. прибывающего. Тот или иной характер этого приема, отношение к прибывшему, обнаруживаемое при таком приеме.
  6. игра (по станциям) – вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности
  7. карнавал - праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. По времени обычно предшествует Великому посту, откуда и происходит название. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
  8. клуб (по интересам, дискуссионный клуб) - сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные и т. п. В СССР и ряде социалистических стран клубами также назывались культурно-просветительские учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей.
  9. конкурс (индивидуальный, коллективный, творческий, деловой) - соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный).
  10. концерт (концерт-ромашка, концерт нон-стоп, концерт-конферанс, гала-концерт) - большое собрание, совещание представителей разных учреждений, стран, групп.
  11. лаборатория (исследовательская, творческая)
  12. марафон (спортивный, интеллектуальный)
  13. огонёк (знакомства, анализа, тематический, прощальный)
  14. Парад 
  15. поход (туристический)
  16. Путешествие (Путешествие по территории лагеря, Путешествие по эпохам) — передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
  17. ролевая игра (Хронограф)- Ролева́я игра́ — (англ. Role-playing game - RPG) — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
  18. слёт 
  19. Соревнование — противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания. Термины соревнование, соревновательность широко используются в различных областях наук и направлениях человеческой деятельности, таких как биохимия, экология, экономика, бизнес, политика и спорт.
  20. Спектакль (фр. spectacle, от лат. spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства. В создании спектакля участвует театральный коллектив (актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры и другие), под руководством режиссёра-постановщика.
  21. Суббо́тник (трудовой десант) — сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название). В России в ранние годы Советской власти субботники как порождение революционного энтузиазма масс были действительно добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты (комсомольцы) и так называемые «сочувствующие».
  22. Турнир (рыцарский турнир, интеллектуальный турнир) — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.
  23. упражнение (физическое, на взаимодействие) – многократное повторение ряда действий, направленное на отработку и закрепление определенной группы навыков
  24. Фотокросс – соревнование между командами или отдельными людьми, в ходе которого необходимо за ограниченный промежуток времени сделать фотографии на указанные темы в указанном месте
  25. Шоу (талант-шоу, ток-шоу) (англ. show — показ, представление) — мероприятие с развлекательным характером. Как правило, проводится перед публикой и нередко передаётся по телевидению или радио
  26. Экскурсия (экскурсия по городу; экскурсия историческая) (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
  27. Эстафета (спортивная эстафета, эстафета общественных инициатив)  - совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. В лёгкой атлетике переход с этапа на этап осуществляется физической передачей эстафетной палочки. В лыжных гонках физическим касанием рукой атлета следующего этапа. Задача эстафетной команды первой добраться до финиша.

Старшеклассники:

  • акция (промо-акция, акция протеста) - от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).
  • Агитация (предвыборная)
  • акция
  • аукцион
  • бал
  • беседа
  • вече
  • газета
  • гостиная
  • дебаты
  • диспут
  • дискотека
  • дискуссия
  • кампания (например, предвыборная)
  • конференция
  • круглый стол
  • лаборатория
  • митинг
  • презентация
  • пресс-конференция
  • проект
  • съемки фильма
  • тренинг
  • разведка
  • рейд
  • семинар
  • собрания
  • совет
  • суд
  • упражнение
  • форум
  • фотокросс
  • flashmob
  • час вопросов и ответов
  • зарница
  • Я́рмарка (Ярмарка общественных инициатив, Кузбасская ярмарка, Ярмарка достижений ученического самоуправления)

Главным критерием выбора той или иной формы работы с ученическим коллективом является ее современность, уместность и неповторимость (старайтесь разнообразить формат проводимых мероприятий, тематику. Если дискотека – то тема и «фишки» каждый раз разные!).

Формы работы могут делиться на более крупные и менее масштабные. Как правило, крупные мероприятия состоят из ряда обязательных компонентов, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.

1. Конкурс:

 - участники (какая категория школьников может принимать участие?)

 - задание (задания. Что нужно подготовить/показать/предоставить; импровизированные и с подготовкой)

 - подача и прием заявок (нужно это сделать предварительно или нет)

 - критерии оценки конкурса (конкурсов)

 - жюри (в состав жюри могут входить специалисты в оцениваемой области, представители оргкомитета, представители школьной администрации, органов власти и т.д.)

 - регистрация участников конкурса (соотнести поданные заявки с реально присутствующими на конкурсе участниками, это пригодится при подведении итогов);

 - проведение самого конкурса (не забудьте, что у каждого конкурса как зрелищного мероприятия должно быть свои ведущие, техническая группа, музыкальное оформление)

 - подведение итогов (награждение участников и победителей конкурса; публикация информации об итогах конкурса).

2. Фестиваль (при наличии элемента соревновательности присутствуют элементы конкурса)

 - участники (какая категория школьников может принимать участие, какими особыми навыками, способностями, талантами (в зависимости о формата фестиваля) для этого нужно обладать?)

 - номинации фестиваля (смотр каких направлений творчества будет проходить)

 - жюри фестиваля (для каждой номинации – свое!)

 - регистрация участников (возможно, с предварительной подачей заявок);

 - проведение смотров умений (возможно разделить конкурсный смотр на несколько частей – в один день одно, в другой день - другое);

 - проведение мастер-классов от людей, достигших успеха в той или иной сфере творчества (по желанию организаторов);

 - презентации (по желанию организаторов)

 - выставки (если творческий продукт имеет материальное воплощение);

 - подведение итогов фестиваля (может включать в себя гала-концерт, т.е. смотр лучших участников и награждение победителей и участников).

3. Конференция (научно-практическая, отчетно-выборная и т.д.)

 - участники (определяются, как правило, заранее, т.к. участие в конференции может предполагать как подготовленное , так и не подготовленное выступление в большой аудитории)

 - открытие и закрытие конференции (являются нормированными, строго упорядоченными)

 - выступления, доклады (пленарная часть – работа всех участников конференции и работа секций – по направлениям)

 - оценка выступлений, принятие решений по работе секций (если конференция научно-практическая, то выделяются лучшие доклады и докладчики, если отчетная или выборная – как оценить деятельность школьного органа ученического самоуправления, какие рекомендации дать на будущий год и т.д.)

Игра «Выбор форм»

Ведущий по очереди представляет участникам семинара 3 ситуации. В каждой из них предлагается выбрать самые уместные формы для решения стоящих перед органом самоуправления задач. Выбор формы должен быть обоснованным. Не исключено, что решением одной и той же ситуации станет несколько форм работы!

  1. Ваша цель – выявить и развить творческие способности (разных направлений) младших и средних школьников. Вы должны «уложиться» в 2 недели!
  2. В сообществе старших школьников есть ряд проблем. ученики проявляют недовольство, ведутся разговоры. Через какие формы деятельности можно выявить и разрешить проблемы?
  3. Грядет важное событие – юбилей вашего образовательного учреждения. В рамках работы всех направлений деятельности школьного органа ученического самоуправления могут быть использованы формы работы, с помощью которых такое событие не останется незамеченным в школе. Какими могут быть эти формы работы?

направления деятельности:

  • защита прав учеников
  • творчество
  • спорт
  • шефство
  • труд (порядок)
  • информационное
  • и т.д.



Предварительный просмотр:

  • Академия лидерства: первые уроки                                        Елена Бережнова

Академия лидерства - это кусочек большой  программы «Школа Гражданина», направленный на развитие лидерских качеств. Занятия ведутся по 1 астрономическому часу (60 минут) Поскольку работа ведется в рамках сбора, во время уроков есть большие перемены по тридцать-сорок минут, когда происходит смена деятельности (музыкальный час, психологический тренинг, прогулка на улице и т.д.) Но мы пробовали проводить подобное занятие с перерывом 15 минут. Опыт показал, что ребята готовы работать в таком режиме. Возможно и использование материалов для отдельных занятий проведения учебы актива в рамках образовательного процесса.

Темы первых уроков:

  • Понятие «лидерство». Основные качества лидера
  • Конструктивное общение
  • Планирование работы

Материалы занятий

Занятие дискуссионного клуба: «Поспорим с великими!»

Цели занятия: рассмотреть с разных точек зрения понятие «Лидер», определить основные качества лидера, на практике познакомиться  с азами ораторского искусства

Занятие строится по известной методике «упражнение Джеффа»

Подготовка: подобрать цитаты о лидерстве, оборудовать помещение: повесить на противоположных стенах таблички «Да», «Нет», определить зону «?» (сомневаюсь) В данной зоне могут находиться стулья. В центре помещения поставить два стула, стоящие напротив друг друга. Помещение должно быть достаточно свободным, чтобы участники могли свободно перемещаться, по возможности, найти 2-3 экспертов для подведения итогов упражнения.

Технология проведения:

  1. Участники занятия встают в круг. Ведущий приветствует их, сообщает цели предстоящего занятия. Настраивает на работу.
  • Ведущий: добрый день, ребята! Я рад приветствовать вас в нашем дискуссионном клубе «Поспорим с великими» Сегодня мы с вами поговорим о лидерстве, о том, каким качествами должен обладать лидер, попробуем на практике отточить свое ораторское мастерство.  На самом деле, кто такой лидер? Об этом спорят ни одно поколение ученых мужей. Мнение некоторых из них мы постараемся понять, принять или опровергнуть в ходе сегодняшней игры

  1. Объяснение правил и условий игры. Принятие договоренностей.
  • Ведущий: наше занятие будет проходить по следующему алгоритму:
  • Я зачитываю цитату одного из известных людей о лидерстве и формулирую утверждение.
  • В течение 15 секунд каждый самостоятельно принимает решение о его правоте. Если вы согласны  с убеждением, переходите под табличку «Да», если не согласны под табличку «Нет». Если в данный момент не можете определить свою позицию, уходите в зону «?» (сомневаюсь)
  • В течение 2-х минут группа уточняет, формулирует свою точку зрения и находит аргументы в её пользу, выбирает спикера.
  • Спикеры занимают стулья в центре и по очереди отстаивают свою позицию. Оппоненты могут задать уточняющие вопросы.
  • После этого «сомневающиеся» определяют, кто из спикеров был убедительнее, и переходит в его группу. На этом этапе возможен переход из одной группы в другую.
  • В течение 3-х минут группы еще раз обсуждают тезис-утверждение, находят новые аргументы и контраргументы.
  • Выступление спикеров (спикеры обязательно меняются!)
  • Резюмирует мини-дискуссию эксперт или ведущий.
  • Выдвигается новый тезис – утверждение, построенный на цитате. (Далее по алгоритму)

  1. По ходу игры ведущий или его помощник фиксирует наиболее интересные мысли ребят. Из опыта - за 40 минут занятия ребята успевают рассмотреть 3-4 утверждения
  2. Подведение итогов: ведущий предлагает по кругу высказаться о том, кто же такой лидер и какие черты ему присущи. После этого зачитывает «портрет лидера», который составлен по высказываниям ребят в течение всего занятия.
  3. В качестве «информации к размышлению» по итогам работы можно раздать участникам буклеты (листовки) с высказываниями о лидере, или цитатами из книги Патрика Ленсиони «Пять притч о лидерстве»

Цитаты, которыми можно воспользоваться:

  • Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумет вовремя остановиться сам. (Сергей Лукьяненко. Чистовик)
  • Разделяй и властвуй – здравый девиз. Объединяй и лидируй – лучше. (Иоганн Вольфганг фон Гете)
  • Успешные лидеры строят свои организации из людей, желающих взобраться на самую вершину. (Джефф О`Лири "Принципы центуриона: уроки боя для лидеров на линии фронта")
  • Ответственность - это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам  расти в этом мире. (Фрэнк Крэйн)
  • Если авторитет ложный, тогда сомнение разобьет его, и прекрасно сделает; если же он необходим или полезен, тогда сомнение повертит его в руках, осмотрит со всех сторон и поставит на место.  (Дмитрий Иванович Писарев)
  • Я уверен: нельзя позволять, чтобы тебя остановило убогое словцо «нельзя». Если у тебя недостаточно опыта для достижения поставленной цели, ищи другие пути. ( Ричард Брэнсон, "К черту все! Берись и делай!")
  • Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся только неудачники.  (Кьелл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк»)
  • Каждый из нас имеет право на свои 15 минут лидерства.  (Энди Уорхолл)
  • Человек – сам для себя Прометей. (Жюль Мишле)
  • «За способным человеком всегда стоят другие способные люди» (Китайская пословица)
  • «Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться» (Филипп Долмер Стенхоп Честерфилд)
  • Каждый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом.  (С.Н. Булгаков)
  • Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер. (Джонс Адамс)

Конструктивное общение.

Цели занятия: научиться устанавливать контакт с людьми, выработать навыки конструктивного общения

Подготовка: расставить в помещении стулья полукругом. Подготовить площадку для «рассказчика» и «слушателя», это могут быть кресла, банкетки у журнального столика, просто два стула.  Приготовить бумагу, маркеры. Приготовить карточки с поведенческой характеристикой «слушателя»

Технология проведения:

  1. Из группы выбираются два участника (1 рассказчик, 1 слушатель). По желанию рассказчик выбирает тему для разговора. Слушателю ведущий дает карточку, где написана поведенческая характеристика «слушателя» – например: если не интересно – сворачивайте беседу; будьте резким и грубите, если собеседник неудачно выразился – перебивайте. Ваше мнение самое правильное; делайте вид, что внимательно слушаете, а сами думайте о другом; меняйте тему разговора, если тема Вам не интересна; поправляйте его, если он неправильно произносит слова; не смотрите в глаза собеседнику; используйте закрытые позы.
  2. На беседу отводится 3 минуты. По окончанию беседы все участники кроме Слушателя обсуждают беседу, отвечая на вопросы: «Как прошла беседа?», «Что помогало рассказчику?», «Что мешало?».
  3. Ведущий (или его помощник) записывает полученную информацию на доске или ватмане, предварительно разделив лист на две части: +/–
  4. Выбирается еще одна пара и слушателю дается другая поведенческая характеристика: «Поддерживайте беседу, даже если ее тема не интересна Вам; не поправляйте собеседника, не перебивайте его; не меняйте тему разговора; используем открытые позы, улыбку, контакт глаз».
  5. На разговор отводится 3 минуты и затем обсуждение в группе с записью идей на доске (или листе ватмана). Начать обсуждения нужно с мнения Рассказчика.
  6. При желании пар может быть 3-4 (в зависимости от количества заготовленных карточек с характеристикой слушания)
  7. В итоге у нас записаны  критерии правильного и неправильного поведения при установлении контакта и конструктивном общении.
  8. Подведение итогов: участники занятия имеют возможность обсудить эти критерии и добавить свои. По желанию организаторов ребятам раздают памятки «Советы юному оратору»

Стрелка планирования

Цели занятия: научится планировать работу при помощи «стрелки планирования»

Подготовка: создать несколько «рабочих зон» (стол стулья для каждой группы) Количество групп зависит от количества общего количества участников. Приготовить бумагу, маркеры. Приготовить карточки с заданиями (ситуациями)

Технология проведения:

  1. Знакомство с различными способами планирования начинается с отрывка из мультфильма «80 дней вокруг света» («Есть ли у вас план, Мистер Фикс?» «Есть ли у меня план? Есть ли у меня план! У меня есть три плана!!!)
  2. Разговор о значении планирования и о том, какие способы планирования существуют.
  3. Знакомство с теоретическим материалом. Стрелка рисуется и заполняется постепенно. Возможно использование мультимедийной презентации
  4. Практическая работа. Ребята вытягивают карточку – задания  составляют план подготовки или проведения мероприятия («Выпуск школьной газеты», «постройка ледового городка в соседнем дворе», «Проведение бала-маскарада», «Проведение благотворительной акции для детского приюта» «Проведение субботника»)

Материал к занятию:

                                                   

1. Как это ни банально, начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода. Возьмем для примера составление плана дискотеки в твоей школе.

2. Находясь на следующей ступени, важно определить чего же мы собственно хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение. Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того, как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта, скажем:

Дискотека стал запоминающимся событием, настоящим праздником. Все прекрасно провели время и отдохнули.

3. Теперь, имея четко сформулированные видение и достоинства проекта, можно приступать к расписыванию целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить ее общие направления. Цели не должны быть очень конкретными, их задача – описывать  « конечные точки»  нашего плана. Речи о конкретных подробностях выполнения пока не идет. Это делается для того, чтобы, думая об общем, ничего не упустить – как в оглавлении книги:

- организовать хорошее шоу

- обеспечить безопасность

- решить вопросы с музыкой

- …

4. Теперь обговорив общие цели, самое время начать их конкретизировать. Поле «задачи» и  предназначено для того, чтобы в нем конкретно расписать все составляющие каждого из пунктов предыдущего поля. Разница будет в том, что теперь от нас потребуется определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей. Как ты понимаешь, количество идей растет, так что мы попробуем расписать лишь по несколько задач для первых двух целей.

К примеру, для организации шоу необходимо:

- составить подробный сценарий

- найти ведущих

- пригласить какую-нибудь музыкальную группу

- рассчитать бюджет

- …

5. А теперь на время прервем наметившееся развитие событий и задумаемся об обстановке, в которой нам придется работать. В первую очередь речь пойдет о наших ресурсах, то есть, о том, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. Например, если потребуется пойти зачем-либо к директору крупной фирмы, надо будет сначала договориться о встрече, основательно подготовиться к разговору и перепробовать массу различных уловок, чтобы добиться от него того, что вам нужно. Если же в вашей группе есть человек, который с этим директором знаком, потребуется один звонок. Такой человек один из ваших ресурсов. В качестве ресурсов могут также выступать время, добровольные помощники, финансовые ресурсы и т.п. В нашем примере ими являются:

  • время
  • Петя – сын завуча
  • Маша знакома с солистом группы

6. Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Среди критических факторов успеха могут быть согласие администрации школы, наличие некоторого минимума людей, денег и т.д. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть все упомянутое в этих полях. Например:

  •   Заработать или собрать  деньги
  •   Выбрать ответственных по основным направлениям
  •   не менее месяца на подготовку

7. Рядом есть и поле «препятствия». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно не попрешь …. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха:

  • не желание директора разрешить проведение дискотеки
  • отсутствие в школе аппаратуры

8. Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». Оно является самым главным. В нем по очереди берется каждый пункт задач, и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий. Возьмем для примера «пригласить знаменитость»:

  • попросить у Маши телефон знаменитости / Вася 15 марта 18:00
  • позвонить знаменитости и предложить участие / Вася 15 марта 18:30
  • узнать ответ и обговорить финансовую сторону / Вася 15 марта 18:30
  • окончательно договориться и сообщить когда и где  состоится дискотека/ Вася 20 марта

В примере не случайно один и тот же Вася отвечает за все шаги. Это связано с самой процедурой заполнения графы заданий. Она такова:

Ты уже, наверное, заметил, что поле «задания» представляет из себя ни что иное, как таблицу для детального планирования. Таблица включает в себя графы что, кто и когда. Ведущий проводит мозговой штурм того, что необходимо сделать, и записывает идеи в графу что; а люди, записавшиеся в таблицу, автоматически становятся ответственными за выполнение той или иной задачи, для каждой из которых они расписывают детальный порядок действий. Это означает, что каждый участник собрания должен подойти к стрелке и записаться в план.

Ну что ж! Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину…

Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее выведен. Реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся не реальной мечты, записанной как «видение», просто автоматически гарантируют ее исполнение.

Сетка планирования используется для планирования на каждый день месяца, она очень удобна потому, что в любой момент можно внести дополнение в текущий план.

Еще о стрелке планирования вы можете прочитать здесь: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=90528&d_no=102144&ext=Attachment.aspx?Id=32866 



Предварительный просмотр:

Конспект семинара практикума для лидеров школьных органов ученического самоуправления

Тема семинара: «Аспекты лидерства»

  1. Формирование понятия лидер, явление лидерства в современном обществе. Качества присущие лидерам.
  2. Вступительное слово ведущих групп.

Несомненно, самоуправление тесно связано  с таким явлением, как лидерство. Ведь от того, кто оказывает большее влияние на УС, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

С тем, кто такой лидер, мы уже определились, взяли на вооружение основные его качества, понимаем, насколько лидер важен для коллектива.

В независимости от того, знакомы ли вы были раньше со своей командой или видите ее перед собой первый раз, вам нужно представиться, заявить о себе с первых минут, показать какой вы интересный и замечательный, как здорово будет общаться и сотрудничать с вами.

Ролевая игра «Первое впечатление» (технология -  аквариум)

Роли: 1. вредины (4), 2. всем всегда довольные (4), 3. скептики (3), 4. представители администрации школы (2), 5. доброжелатели (3), 6. новые лидеры (4), 7. просто все остальные.

инвентарь: цветные бумажки, раздаются участникам упражнения до начала.

У вас в руках есть цветные бумажки. Те, у кого бумажки розового цвета – вы станете «врединами», обладатели зеленых бумажек становятся группой исполнителей, вам все и всегда нравится, вы готовы участвовать в любой деятельности, поддержите кого угодно. Желтый цвет означает, что вы – представители школьной администрации, синий – скептично относитесь ко всему. Оранжевый цвет достался тем, кто в этой игре возьмет на себя роль нового лидера. Давайте представим, что сейчас, именно в эти минуты вы предстанете перед новой командой, с этими людьми вам предстоит сотрудничать, но вы не знаете их, а они не знают вас. Каждый участник будет играть ту роль, которая ему выпала.

У новых лидеров есть возможность в течение 3 минут подумать над тем, как себя творчески и интересно представить, вы это будете делать по отдельности. Обладателям других ролей нужно договориться о моделях поведения, подумать какие вопросы вы можете задать своим новым лидерам. Как только игра начнется вам нужно будет вжиться в свои роли.

Через 3 минуты:

Время вышло, наши лидеры готовы по очереди входить в круг и представляться (напоминать про вопросы от вредин, школьной администрации и т.п., если необходимо, то подскажите участникам, какие можно задать вопросы согласно роли, на что надо обратить внимание).

Игра длится не более 12 минут, в конце важно не забыть провести небольшой анализ (получилось или не получилось представиться, какое сложилось впечатление о лидерах, насколько первое впечатление верно, сложно ли представиться перед такой аудиторией впервые?)

  1. Понятие коллектив, место лидера в коллективе, стадии развития коллектива и деятельность лидера на разных стадиях развития коллектива

Чем группа отличается от коллектива? (группа – набор людей, обладающих близкими интересами; коллектив – группа людей, имеющая общие цели, идущая к ним в ходе своей деятельности.)

!!! Обратите внимание на то, что группа должна стремиться стать коллективом, не путайте эти понятия.

Стадии развития группы.

(лучше сделать табличкой)

Период

Период характеризуется:

Тактика лидера:

Адаптация

  • формированием групповых норм, принятием законов;
  • выделением лидеров и формированием ролевой структуры коллектива;
  • выделение групп по степени активности (пассивная, задающих вопросы, активная, провокационная).

•        давать как можно больше информации;

•        вести работу по сплочению коллектива.

Группирование

•        делением коллектива на группки (по интересам, симпатиям, знакомству до объединения в коллектив, общности недовольства и т.д.);

•        возможно появлением сплетен, разговоров за спиной

•        через совместную деятельность образовывать новые группы (для образования новых связей, преодоления стереотипов и др.);

•        после сплочения образовавшихся групп вновь их перемешивать и делить;

•        способствовать межгрупповому сплочению.

Кооперация

Период характеризуется высоким эмоциональным подъемом, готовность и способностью коллектива выполнить любую задачу, работу, но мотивом является не результат деятельности, а стремление быть вместе.

в момент кооперации важно делать дела, которые направлены на формирование тех личностных качеств, которые не обходимы для успешной деятельности. Далее в период эмоционального спада, ребята пытаясь вернуть прежнее «хорошее время», будут вспоминать и стремиться к той деятельности, которую они выполняли тогда, когда им было «хорошо». Также спад может наступить в результате отсутствия деятельности, из-за конфликта в группе, сильной неудачи. Корпорация – явление не долгое, поэтому лидеру необходимо «ловить момент».

Коллектив

  • дело важнее общения, мотив – результат;
  • демократия;
  • ситуативный лидер (в разных видах деятельности разные лидеры);
  • наличие коллективных связей.

Лидеру необходимо ставить четкие цели перед своей командой, помогать и поддерживать во всех начинаниях. Стараться дать возможность каждому проявлять себя, находить и предлагать членам коллектива различные виды деятельности, способствовать укреплению коллективных связей.

Корпорация

  • группа замыкается в себе, не принимает новичков;
  • плохо относится к переменам;
  • все ради общения.                                                              

важно не допустить корпорации изначально. Для этого необходимо, чтобы члены коллектива всегда видели перспективу развития, лидер должен поддерживать мотив развития, нужны встречи с новыми людьми, обязательно нужна деятельность.

При уже возникшей корпорации необходимо поместить коллектив в новые  неожиданные условия, чтобы сбить её до уровня адаптации и начать развитие сначала. Все старые нормы разрушены, необходимо выстраивать новые отношения в коллективе, меняется ролевая структура коллектива и отношения между людьми и к делам.

Для того чтобы организовать работу коллектива, недостаточно одних намерений. На самом деле желание коллектива работать в значительной степени формируется лидером. Поэтому самое главное при работе с коллективом  наличие лидера.

  1.       Как работать с командой

Сейчас мы предлагаем вам воспользоваться интересной технологией, которая называется «Open Space», что значит открытое пространство. Мы сможем раскрыть самые важные части текущей темы.

Правила открытого пространства обозначены на слайде.

Выписываем тему: УСПЕШНАЯ КОМАНДА

Теперь необходимо накидать то, при помощи каких средств команда будет успешной. Каждое утверждение имеет право на существование, обязательно фиксируем АВТОРА высказывания. Из утверждений формируем «Темы». Выделить должны такие части (остановить на этом внимание): обучение команды, принципы формирования команды, имидж команды, «фишки» команды, как проводить время вместе.

После того, как определились «темы» участники распределяются по ним. В течение 20 минут каждая группа придумывает, как можно реализовывать деятельность по своей теме.

По истечению времени группы представляют свои наработки, таким образом,  формируется карта ума (конечно же, могут возникать различные связи между темами).


  1. Планируем вместе

Как сделать так, чтобы все успеть? Когда лучше начинать планировать мероприятие? Как найти время для работы школьного совета? Как успевать хорошо учиться и активно участвовать в школьной жизни?

Наверное, эти вопросы вы задавали себе не раз. Существуют разные методы и приемы планирования времени, коллективные и индивидуальные. Сейчас мы остановимся на планировании личного времени и постараемся найти время для вашей деятельности.

Личное планирование, коллективное планирование – вся информация на слайдах.

  1. Ошибки лидера (упражнение)

В деятельности лидера встречаются и сложные и простые задачи, какие-то трудности мы легко преодолеваем, а некоторые надолго оставляю след. Право на ошибку имеют абсолютно все, и не нужно их бояться. Сейчас мы предлагаем вам принять участие в упражнении «Ошибки лидера». Каждый из вас получил листочек с утверждением, вам нужно будет зачитать утверждение и сказать верно или неверно поступает лидер ШОУС.

Ошибки

Как сделать правильно

В преддверии какого-либо мероприятия ученический коллектив назначает лидера (который должен «отдуваться» за всех)

Лидер выполняет свое поручение не случайно, а в результате демократических выборов в ученическом коллективе

Лидер – это человек, который хочет руководить (при этом неважно какими качествами он обладает)

Лидер обладает основными качествами, нужными для успешного выполнения своих функций 

Лидер всегда действует один и берет ответственность на себя

Лидер может сплотить вокруг себя команду, идущую к одной цели 

Лидеру не обязательно иметь авторитет

Лидер имеет авторитет на всех уровнях деятельности, на которых ему приходится работать

Лидер – это «звезда»

Лидер умеет пресекать в себе развитие «звездной болезни»

Лидер действует интуитивно, ему не обязательно обладать  теоретическими знаниями

Лидер прошел обучение основам организаторской деятельности и постоянно самосовершенствуется, работает с документацией.

Лидер знает  основы психологии, социологии, ораторского мастерства, правоведения, теории управления.

Лидер не имеет права представлять свою школу, структуру самоуправления, не имеет права на свободу мысли, слова, выбора, на реализацию общественных идей, на организацию собраний актива школы.

Лидер  имеет право

- представлять свою школу, структуру самоуправления на разных уровнях управления, в общественных организациях, прессе

- на свободу мысли, слова, выбора,

-  на реализацию общественных идей и инициатив, направленных на улучшение школьной демократии

- на организацию собраний актива школы.

Лидер не может попросить поддержки со стороны администрации школы, не может рассчитывать на использование школьных помещений.

Лидер имеет право на поддержку и внимание со стороны администрации учебного заведения, может использовать школьные помещения, технику для организации работы органов УС.

Лидер может использовать свое положение в собственных  целях

Лидер не имеет право собирать деньги с учащихся на мероприятия, которые не финансируются администрацией школы, не имеет права использовать свое положение в личных целях 

Лидер может быть не заинтересован в жизни школы

Лидер обязан:

- вести активную деятельность в школе, районе, городе

- быть примером

- поддерживать дружеские отношения в коллективе

- выполнять свои прямые обязанности

- действовать на благо своей школы

- в деятельности отдавать наибольшее предпочтение общим делам

Лидер может не обладать знаниями делового этикета, т.к. это не важно

Лидеру необходимо понимать права и обязанности при принятии решений, придерживаться норм делового этикета

Лидер не принимает решения кого и за что поощрять, это обязанность администрации учебного заведения

Лидер умеет выделять среди своей группы самых активныых, привлекать их к деятельности и стимулировать их успехи.

Лидер знает, что его слово будет последним и наиболее правильным

Лидер владеет методами убеждения, конструктивной дискуссии, лидер не только высказывается, но и выслушивает других

  1. Формула успеха

  • Ищи правильный путь, ибо не всегда правильный путь – прямой.
  • Выбирая цель, узнай, ведет ли к ней та дорога, по которой ты собрался идти.
  • Подумал – реши, решил – действуй.
  • Не бойся неудачи – она в 7 раз полезней успеха.
  • Не бойся, когда тебя упрекают или критикуют – упрек и критика в 7 раз полезней похвалы.
  • Старайся БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ.
  • Есть единственная причина для огорчения – остановка в личностном росте.
  • Хочешь обратить на себя внимание – удиви.
  • Делая дело, думай, как лучше его сделать, а не о результате.

  1. Игра «Выбери остров»

Раскладываем на полу большие листы бумаги. Это и есть наши острова. Пусть на нашем архипелаге будут: Остров Неуверенности, Остров Опыта, Остров Спокойствия, Остров Правил, Остров Пользы, Остров Слова, Остров Мудрых мыслей, Остров Дружбы, Остров Полезного времени, Остров Информации.

Назвав все точки островной страны, мы просим участников «заселить» острова. Есть время пройти рядом с каждым, подумать, решить и сойти на тот остров, на котором, по их мнению, можно было бы поселиться после семинара.

Следующий этап – все островитяне общаются между собой, рассказывают о том, почему выселились на этот остров, отвечают на вопросы соседей.

Затем ведущий отправляется в плавание между островами, задает вопросы каждой группе, просит сделать «коллективный» ответ на вопрос: «Почему вы выбрали этот остров в конце нашего семинара?»



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для лидеров школьных органов ученического самоуправления

«Самоуправление. Что это?»

24 сентября 2009 г.

Школьное ученическое самоуправление является динамично развивающимся явлением, позволяет учащимся школы включиться в процесс реального управления образовательным учреждением, приобрести навыки организаторской деятельности. Под самоуправлением мы будем понимать такую форму организации школьного ученического коллектива, которая обеспечит развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей школьного коллектива (защита и представление прав и интересов учащихся); самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Зачастую ученическое самоуправление подменяется функционированием детской общественной организации в рамках образовательного учреждения. Необходимо четко разделять эти два понятия!

Детская общественная организация

Ученическое самоуправление

Орган самоуправления может принимать решения, обязательные для всех своих членов

Имеет статус юридического лица (зарегистрирована в государственных органах, имеет свой счет в банке и материальную базу)

Не имеет статуса юридического лица, имущество принадлежит школе

Лидер может присутствовать на педагогическом совете (с правом совещательного голоса), на котором обсуждаются вопросы, касающиеся учеников школы.

Возможна уплата членских взносов

Членские взносы не взимаются ни с членов ШОУС, ни с учеников школы (у ШОУС нет таких полномочий!)

Взрослый (руководитель ДОО) является членом органа самоуправления

Взрослые (педагоги, родители) не избираются в орган самоуправления.

Имеет свое название, эмблему, символику, ритуалы…

Название соответствует организационной форме ШОУС (например, Совет старшеклассников, школьный парламент и т.д.)

Орган самоуправления избирается общим собранием ДОО

Орган самоуправления избирается общим собранием или конференцией учащихся школы.

ДОО организует дела и акции для своих членов и широкого социального круга

Орган самоуправления участвует в управлении школой от имени всех учеников (защищает права и интересы учащихся).

Работает на базе не только школы, но и на базе других образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта…

Работает только на базе школы

Права, функции, обязанности членов ДОО прописываются в ее уставе

Права, функции, обязанности… органа самоуправления определяются положением или прописываются в Уставе школы.

Может объединять учащихся разных школ

Участниками являются все ученики школы

Имеет программу деятельности

Имеет прежде всего план деятельности

Деятельность регламентируется законом РФ «Об общественных объединениях»

Деятельность регламентируется законом РФ «Об образовании»

* Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение, указ), 1) план деятельности, работ. 2) Изложение основных положений и целей деятельности политических партии или общественного объединения, организации или отдельного деятеля

* План - Замысел, проект, задание, осуществление к-рых требует выполнения ряда предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных общей целью (словарь русского языка Ушакова)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ.

Право учащихся, участвовать в управлении школой, закреплено в федеральном законе «Об образовании», являющимся основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления. Статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» специально указывает принципы управления: «управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия (власть директора) и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения» (самоуправление – власть педагогов, учеников, родителей). Так же  статья 50 «Права и социальная  защита обучающихся, воспитанников» прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы: «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на… участие в управлении образовательным учреждением».

То есть закон «Об образовании» даёт школьникам, право участвовать в управлении школой. Таким же правом обладают педагоги и родители. Орган ученического самоуправления избирается не для того, чтобы руководить учениками. А ведь многие думают, что слова «школьное самоуправление» расшифровываются так: «школьники сами собой управляют». Нет, они управляют не собой, а школой, т.е. участвуют в принятии решений, важных и значимых для ВСЕХ учеников. Ученический совет от имени учеников решает те вопросы, которые в его власти.

Ещё один документ – это «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко было бы зафиксировано право обучающихся на участие в управление делами школы в той или иной форме. Эту форму определяет само учреждения, но она обязательна!

Кроме того, в школе может существовать отдельный документ регламентирующий деятельность ученического самоуправления. Таким документом, рекомендованным для принятия совета, может быть «Положение об ученическом совете» (см. дальше) и т.п.

Принятия подобного документа позволит наполнить реальным содержанием уставное положение о праве обучающихся на участие в управлении учебным заведением. В нем следует обозначить основные моменты деятельности ШОУС (цель, задачи, структуру, направления деятельности, права и обязанности, способ формирования).

        Структура школьного ученического самоуправления

        Высший орган самоуправления любого ученического коллектива – общее собрание или конференция. Он имеет право избирать исполнительный орган (ученический комитет, президентский совет, школьный совет, совет директоров, парламент, думу и т.д.), координировать и контролировать его деятельность. В ведении общего собрания (конференции) - все вопросы, касающиеся школьной жизни учащихся (выборы исполнительного органа и лидера ШОУС, заслушивание планов и отчетов ШОУС, оценка деятельности, утверждение структуры ШОУС и т.д.). Общее собрание (конференция) созывается 1-2 раза в год (не реже) для заслушивания отчетов и утверждения плана деятельности ШОУС на год, формирования состава ШОУС на следующий отчетно-выборный период. Внеочередной созыв общего собрания (конференции) может произойти для решения срочных вопросов.

Исполнительный орган (совет старшеклассников, парламент, директорат, дума  и т.д.) организует самоуправление в различных видах общественно-полезной деятельности школьников (через работающие комитеты/министерства и прочие формы; работы с первичными коллективами - классами). Иногда функции исполнительного органа выполняют советы дежурных командиров – временных выборных представителей классов, которые меняются раз в 1-3 месяца, но чаще всего исполнительный орган формируется на весь отчетно-выборный период. Порой для организации крупных общественно-полезных дел создаются советы дела.

В школе могут создаваться и другие исполнительные органы самоуправления: совет клуба, совет бригадиров, совет старост, оргкомитет готовящегося крупномасштабного дела.

Построение органов ученического самоуправления невозможно без деления общего коллектива на первичные (классы, клубы по интересам, секции и т.д.). В первую очередь, исполнительный орган работает с первичными коллективами, через своих представителей доносит принятые решения  и важную информацию, организует реализацию плана деятельности (члены органа самоуправления, активно принимая участие в реализации плана на год, привлекают учеников школы к этому!)

Структура школьного ученического самоуправления

Структура школьного органа ученического самоуправления

Ученическое самоуправление вполне может представляет собой мини-модель государственных органов управления. В этом случае при структуризации и формировании органов самоуправления необходимо руководствоваться принципами и подходами, используемыми при построении государственных органов.

Например, по Конституции РФ Парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Эти два органа различаются между собой по способу представительства депутатов. Наверное, исходя из этого принципа следует строить и формировать ученический Парламент в школе. Рассмотрим возможную структуру ученического Парламента.

Возможно, в данном случае в Совет представителей избираются представители от каждого класса (чаще всего это параллель старших классов), а в Совет старейшин - самые уважаемые, опытные, инициативные старшеклассники. Эти две палаты могут заниматься решением вопросов разного характера и не дублировать деятельность друг друга. Например, Совет старейшин – законотворческой деятельностью (составление и утверждение положений о мероприятиях, конкурсах, органах самоуправления; декларации прав и обязанностей учащихся и пр.); совет координаторов – организация работы по направлениям.

Рассмотрим еще несколько структур органа ученического самоуправления, строящихся в соответствии с названием.

1. Совет  координаторов (совет старшеклассников, совет школы/гимназии/лицея)

Из названия явно следует, что Совет координаторов координирует различные виды деятельности. Поручения в Совете координаторов могут быть, например,  такими:

1. Координатор по связям с общественностью

2. Координатор по учебной части

3. Координатор творческой деятельности

4. Координатор по спорту

5. Координатор по социологическим исследованиям и т.д.

Но, не стоит забывать о том, что выбор направлений деятельности зависит от потребности в их организации и от традиций, устоев, специфики ученических коллективов школы.

Во главе Совета координаторов стоит его председатель

2. Президентский Совет

На общем собрании путем голосования избираются: Президент, Вице-президент, Пресс-секретарь и президентский Совет, в который входят советники президента по различным вопросам

.

С этих же позиций стоит подходить и к построению других возможных форм ученического самоуправления (дума, директорат и т.д.).

Надо отметить, что система самоуправления - это постоянно развивающаяся система. Она подвержена изменениям на каждой стадии своего развития. Возможно и изменение названия: если на начальной стадии это был, например, Совет старост, то на высшей стадии он может стать и Парламентом, который обладает более сложной структурой, нежели совет.

В современной практике организации деятельности школьные органы ученического самоуправления г.Новокузнецка находятся на разном уровне развития, подчас название не соответствует структуре. Примеры организационных форм органов самоуправления г.Новокузнецка (по данным 2008-2009 учебного года):

  • Совет старшеклассников (комитеты): №№ 13, 14, 32, 36, 59, 65, 77, 94, 107, 18, 22, 49, 93, 19, 27, 23, 76, 84, 60, 10, 50 , 1, 6, 23, 37, 69, 92, 62
  • Совет Леди (центры): Женская школа Интернат
  • Городская дума: №№ 5
  • Парламент (комитеты): №№ 46
  • Президентский совет (кабинеты министров, комитеты): №№ 79, 95,
  • Совет школы/лицея/гимназии (комитеты): №№ 82, 9, 47, 73
  • Совет координаторов: №№ 56
  • Ученический директорат: № 64
  • Дума: №№ 71, 8

Локальные акты ОУС

Локальные акты – это документы местного значения, регулирующие деятельность ШОУС. Они действуют только внутри конкретного образовательного учреждения.

1.  Устав школы (с главой об ученическом самоуправлении)

- дается указание на цели и задачи органа

- структура самоуправления

- общая организация самоуправления.

2. Положение об ученическом самоуправлении (в нем раздел о ШОУС) / отдельное положение о ШОУС

В нем:

- названы все органы самоуправления

- четко определены функции этих органов

- указано на их связь и взаимоподчинение друг другу

- перечислены ответственные лица избираемые или назначаемые (председатель, секретарь и т.д.)

- перечислены их права, обязанности, взаимоподчинение, подотчетность, сроки сменяемости.

Положения о выборах в ШОУС, о конкурсах, акциях, фестивалях, смотрах, поощрении учащихся, о клубах, творческих объединениях, обществах, советах, комиссиях, о поощрениях.

3. Инструкции о деятельности (подробное описание функциональных обязанностей и сферы полномочий). Являются официальными документами, призваны помочь организовать работу выборных лиц

В ней:

- порядок совершения деятельности

- содержание деятельности ответственного лица

- распределение обязанностей во время деятельности

- регламентация прав.        

4. Памятки (не являются официальным документам, а, скорее, руководством к действию. Алгоритм, порядок действий в тех или иных ситуациях. Например, памятка по дежурству по школе, памятка организаторам школьного мероприятия и т.д.).

В ней:

- права, обязанности ответственных лиц

- основные требования школьного коллектива к ним.

Локальные акты, разработанные в условиях одной школы, как правило, не могут буквально использоваться в другой, хотя могут служить типовым примером.

В любом документе должны учитываться специфические условия и традиции конкретного школьного коллектива.

Положения, разрабатываемые к конкретному делу, помогают организаторам обдуманно подойти в реализации своей инициативы, а учащимся школы – познакомиться с планируемым мероприятием.

Рабочая документация ШОУС

  • План на учебный год (программа, концепция развития – эти документы не являются обязательными для ШОУС, особенно если он стоит не на высоком этапе развития. Необходимость в программе и концепции развития возникает в случае расширения сферы деятельности, усложнении структуры ШОУС и ученического самоуправления школы в целом);
  • Программа обучения ученического актива классов (внутришкольное обучение, участие в районных и городских семинарах, обучение в рамках профильных смен);
  • Протоколы собраний (конференций) ученического коллектива школы (ведутся ответственным секретарем или другим выборным лицом) – пример оформления протокола – в приложении 1
  • Протоколы сборов (заседаний, сессий…) ШОУС

Возможные направления деятельности ШОУС:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Возможные формы работы

1. Организация Информационного пространства

  • Освещение событий школьной жизни.
  • Выпуск школьной газеты, журнала.
  • Выпуск стенных газет по итогам проведения каких-либо дел.
  • Организация работы школьного радио, видеостудии.
  • Проведение соц. опросов, мониторинга, анкетирования.
  • Организация фото- и видеосъемки.
  • Ведение и оформление летописи.

- радиовыпуск;

 - «молния»

 - телепередача

 - газета

 - стендовый доклад

 - и т.д.

2. Организация связи с общественностью.

  • Сотрудничество с ученическими коллективами других школ, учреждениями дополнительного образования.
  • Взаимодействие с ДОО, клубными объединениями, существующими в школе.
  • Освещение школьных событий в СМИ города.
  • Поиск спонсоров.
  • Поддержание связей с выпускниками школы.

- совместные акции, фестивали;

 - круглый стол по обмену опытом;

 - совместное дело;

 - ведение картотеки выпускников школы;

 - организация встречи выпускников;

И т.д.

3. Организация Учебной деятельности

  • Стимулирование учащихся школы к участию в различных олимпиадах, семинарах, конференциях.
  • Организация внутришкольных конференций, проектных работ.
  • Организация творческих дел познавательного характера, интеллектуальной направленности.

- конференция;

 - конкурс проектов;

 - викторина, брейн-ринг, интеллектуальное шоу

И т.д.

4. Организация трудовой деятельности

  • Благоустройство школы:
  • озеленение
  • организация ремонтных работ
  • оформление школьных помещений к различным мероприятиям.
  • Благоустройство школьного двора:
  • озеленение
  • организация уборки территории
  • постройка снежного городка.
  • Организация дежурства (по школе, в столовой)

- акция

 - десант

 - субботник

 - конкурс

 - проект

 - дежурство

5. Организация физкультурно- спортивной деятельности.

  • Организация спортивных мероприятий (олимпиада, эстафета, спартакиада и пр.)
  • Организация мероприятий, классных часов, бесед по профилактике употребления психоактивных веществ и различных заболеваний.
  • Активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Организация туристической деятельности.
  • Организация при школе различных кружков, секций для учащихся по различным видам спорта.

- фотокросс

 - конкурс

 - туристические соревнования

 - дебаты

 - классный час

 - социологический опрос

6. Организация культурно-массовой деятельности:

  • Организация общешкольных мероприятий (календарных праздников, традиционных дел).
  • Обеспечение участия школы в районных, городских мероприятиях и акциях.
  • Помощь в организации работы при школе различных творческих объединений, кружков (школьный театр, литературная гостиная).

- конкурс

 - акция

 - flashmob

 - экскурсия

 - творческий вечер

 - фестиваль

 - концерт

 - спектакль

7. Организация защиты прав учащихся.

  • Решение спорных, конфликтных ситуаций между учениками и учителями, учениками и учениками;
  • Разработка нормативных документов, регулирующих отношения учащихся, определяющих основной круг прав и обязанностей
  • Знакомство учащихся с основными группами прав и обязанностей

- правозащитная комиссия

- дискуссия

- интеллектуальные игры

8. Организация обучения актива школы:

  • Организация обучающих семинаров, школы актива.
  • Организация круглого стола и др. форм обмена опытом деятельности.
  • Обеспечение участия ученического в работе различных профильных лагерей городского, областного и всероссийского уровней.

 - семинар-практикум

 - круглый стол

 - форум

 - школа актива

 - консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы районного семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников

Тема презентации: Духовно-нравственное воспитание школьников в классах казачьей направленности.Автор: Блоха А.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимо...

Современные средства контроля знаний учащихся (материалы педагогического семинара)

Анализ педагогических источников по проблеме, обзор традиционных средств контроля знаний, краткое описание соверменных способов контроля знаний учащихся....

материалы межмуниципального семинара

Материалы сборника  предназначены учителям естественно - научных дисциплин (химия, биология), английского языка и отражает опыт работы областной инновационной площадки «Ресурсный центр как ...

Материалы к семинару по теме "Семья"

Данные материалы позволяют студентам и учащимся подготовиться к уроку-семинару по теме "Семья". Вопросы изложены в краткой и доступной форме....

Материалы методического семинара "Дискуссии.Дебаты"

Теоретический материал по использованию дискуссионных форм обучения...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ И ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ПО СЕМИНАРУ Т.Э. ТЮТЮННИКОВОЙ.

Сообщение о методах работы на начальном этапе обучения музыке Т.Э.Тютюнниковой....