Использование технологии ТРИЗ в процессе непосредственной образовательной деятельности в ДОУ (из опыта работы)
статья на тему

Рыжкова Людмила Викторовна

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качества творческой личности. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта, усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в процессе непосредственной образовательной деятельности в ДОУ (из опыта работы)

Воспитатель:

Рыжкова Л.В.

Курчатов 2016

Дошкольное детство это возраст, когда у ребят появляется способность к творческому решению проблем. Умелое использование технологии ТРИЗ (теория решения избирательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная максимально увеличить эффективность усвоения программы ДОУ.

«ТРИЗ это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию» так считал основатель теории  Г.С. Альтшуллер и его последователи.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качества творческой личности. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта, усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Используемые мною игры по технологии ТРИЗ, увлекают ребёнка в сказочный мир, незаметно для него развивают мышление, воображение, творческие способности. На собственном опыте я убедилась, что эти игры воспринимаются с интересом детьми во время проведения НОД, в режимных моментах, игровой деятельности. Они вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс.

В развитии мыслительной деятельности на занятиях математикой особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры.

На начальном этапе я использую такие дидактические игры как «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что похоже?», «Составь из палочек» и другие. Эти игры способствуют развитию у детей творчества, самостоятельности, внимания.

На втором этапе я усложняю задачу:

- Какую палочку, переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону и т.д.

- Выложи два треугольника из пяти палочек, одна сторона должна быть общей и т.д.

Далее использую дидактические игры «Какое число потерялось?», «Где вы видели на улице дома с числом 10 и т.д.», «Где встречаются эти линии, геометрические фигуры», игры с применением счетного материала, игры с использованием кубиков («Сравни объекты по количеству», «Построй по чертежу»). Благодаря таким играм происходит тренировка в запоминании цвета, пространственных представлений, развивается мышление. Для того, чтобы стимулировать творческую активность детей использую приём Мозгового штурма. Я ставлю перед детьми  различные задачи и дети предполагают всевозможные способы их идеального решения.

Например:

 - Как мышонку достать сыр из-под носа кота.

- Как переплыть реку не промокнув.

- Как потушить пожар без воды и т.д.

При этом исключаю (согласно правилам мозгового штурма):

1. Критику

2. Поощряю самые невероятные идеи

3. Стараюсь добиться большого количества  ответов

4. Чужие идеи разрешаю «улучшать».

Затем анализирую все данные ответы, выбираю оптимальные решения, затем отражаем с детьми решение в продуктивной деятельности: рисуем, лепим, выкладываем из палочек и т.д. Анализируя различные ситуации дети приходят к выводу, что безвыходных ситуаций не бывает.

Игры на нахождение внутренних ресурсов помогают развивать у детей творческую активность, умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики. Например, игра «Помоги Золушке» (или любому сказочному герою или просто кому-то из детей группы). Золушка замесила тесто, а скалки не оказалось дома. Мачеха велела к обеду испечь пирог. Что делать? Поможем Золушке?

Дети предлагают разные варианты выхода из создавшейся ситуации:

- пойти и попросить у соседей

- купить

- использовать пустую бутылку или другие подручные средства

- резать тесто маленькими кусочками и придавливать кулачком и т.д.

Метод фокальных объектов

Позволяет развивать фантазию детей и управлять своим мышлением. Придумывание фантастических животных любимая игра детей нашей группы: слонокот – его родители слон и кот, живет в жарких странах, ходит по земле и лазает по деревьям. Может достать фрукты с высокого дерева и ловить мышей. Очень ласковый. Активно применяю с детьми приёмы фантазирования.

Коллаж из сказок

Дети учатся придумывать новые сказки на основе известных сказок. В результате знакомые сказочные герои оказываются в новых обстоятельствах. Ломаются привычные стереотипы и создаются условия, при которых герои сказок нуждаются в том, чтобы дети помогли им найти выход из создавшейся ситуации. Например:  Гуси-лебеди встречаются с серым волком. Что делать?

Спасательные ситуации в сказках также вызывают живой интерес у детей. Все хотят скорее спасти сказочного персонажа и найти выход из трудной ситуации. Иногда мы с детьми заимствуем какую-нибудь ситуацию из одной сказки и помещаем её в другую. Получаются интересные сюжеты.

Метод эмпатии – вхождение в образ какого-нибудь предмета воспитывает у детей сочувствие, взаимопонимание, чувство бережного отношению к окружающим предметам.

Например, представить себя на месте старого стула. Дети начинают свой рассказ о том, что старый стул жалуется на то, что у него болит спинка так как дети качаются на нём, садятся не аккуратно и сильно стучат по стулу: «У меня болят ножки»,  говорит  стул, некому меня починить, подкрутить шурупы, чтобы я не шатался» и т.д. В результате этого упражнения дети стали аккуратно ставить стулья у стола, внимательно осматривают его. Обращаются за помощью к взрослым, чтобы починить стул.

Большой интерес вызывают у детей Лжезагадки:

«Кто быстрее плавает утёнок или цыплёнок?»

«Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?»

«На одном берегу цыплёнок, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?»

«Кто громче мычит: петух ил корова?»

«Кто раньше с юга прилетает весной ласточки или воробьи?»

«Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?» и т.д.

Таким образом, я считаю, что используя в своей работе с дошкольниками игр по технологии ТРИЗ я пришла к выводу, что овладев умением понимать задание, они быстро ориентируются в них и учатся принимать самостоятельно решения и справляться с ними. ТРИЗ помогает детям увидеть неожиданное рядом, является эффективным средством развития творческого мышления, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Конспект традиционно-тематической непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей младшей группы «Зима».

Конспект традиционно-тематической  непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей младшей группы «Зима».  Описание материал...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"...

Использование развивающих образовательных технологий в процессе обучения французскому языку в школе (из опыта работы)

В статье указаны инновационные образовательные технологии обучения иностранному языку, которые  я использую на своих уроках с приведением конкретных примеров. Применение данных технологий позволя...

Использование технологии фото-кейс в непосредственно образовательной деятельности

Фото - кейс - это несколько фотографий, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них....