Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации обучения. Обзор литературы.
методическая разработка на тему

Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации обучения. Обзор литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка как основа

саморегуляции и внутренней мотивации обучения.

Обзор литературы

Ворохобова Н.Е., зам.директора ГБОУ школа №612

Режим развивающего обучения (саморазвития личности) не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. Организация обучения на основе внутренней мотивации  обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке.

Это не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да ещё заносит его в журнал или дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо прежде всего разобраться в терминологии: развести понятия «контроль», «оценка», «отметка», которые в курсах педагогики и школьной практики отождествляются.

Контроль мы определяем как процедуру получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедуру, обеспечивающую обратную связь.

 Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.1

Отметка — результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.

Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания.2

 Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего — с баллом.

Таким образом, при выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чём-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке даем самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.

____________________________________________

1. Оценка — мнение о ценности, уровне или значении кого - или чего-нибудь (Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 20-е изд. 1989 С. 392.)

2. «Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989. С. 567.).

Функции и процедуры выставления отметки и самооценки

Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике,  являются:

• контролирующая (на каком уровне усвоен материал?);

 констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?);

• уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?);

Многие исследователи и педагоги-практики выделяют как очень значимую регулирующую функцию отметки.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Доминирующие функции самооценки таковы:

 - констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

 - мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

 - проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...). 2

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы.

Для детализации этого компонента педагогического процесса и для его методической характеристики мы считаем целесообразным выделить в нём три составляющие.

Первая составляющая процедуры самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона вопроса сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

______________________________

2 «Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989. С. 567.).

Второй составляющей  процесса самооценки является развитие у школьников умение дать себе содержательную характеристику, самим регулировать сой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создает умелая организация их самостоятельной умственной деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Должны быть сформулированы критерии оценки, причем до того, как учитель объявляет ученику его оценку. Включение ученика в оценивающую деятельность способствует формированию у него реалистичного отношения к полученным результатам,  более точному соотношению оценки со стороны и самооценки.

В педагогической деятельности учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка ученика становится стимулом, позволяющим  учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

 «Можно представить обратную картину, - пишет Ш.А.Амонашвили, - когда оценочный композит зорко следит со своего наблюдательного пункта за каждым логическим шагом в процессе решения учебно-познавательной задачи, одобряет каждый правильно сделанный шаг, предупреждает возможные отклонения, в случае же необходимости приостанавливает процесс и призывает вспомогательные силы исправить неточности и ошибки, результат деятельности возникает под постоянным «наблюдением» оценочного компонента, при его коррегирующем одобрении, перед его глазами и в его «руках». 3

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, - пишет Д.Б.Эльконин, - требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих».4

Самооценка намного легче вводится в учебный процесс, если у школьника нет другого опыта оценивания, если он не испытывал влияния внешних оценок, то есть сразу стал обучаться в режиме развивающего обучения, приобретая навыки самооценивания и самоконтроля. Если это условие наличествует, дети включаются в процедуру самооценки охотно, выполняют её быстро, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, не огорчаются в случае неудачи, открыто говорят о своих просчётах, оперативно находят пути их устранения — иногда сами, иногда при консультативном участии учителя.

______________________

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников, - М., 1984. С. 56

Процедура самооценки включает в себя:

 - разработку учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания;

- создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

 -  обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

 - составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учётом полученных результатов.

Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.

Выводы:

  1. Содержание ученической самооценки детерминировано характером и формой оценочной деятельности учителя.

  1. Уровень сформированности действий учащихся в процедуре самооценки различен;  учитель должен ясно видеть этапы перехода школьников от ориентации на отметки к самооценке и настойчиво вести их в этом направлении.

  1. Особое внимание следует обращать на проектировочную функцию самооценки, позволяющую ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.

  1. Формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьезной работы учителя по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний.

__________________________________________

         4. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего  школьника.- М., 1974. С. 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики как средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи -  эпохи информац...

Программа элективного курса психологического практикума "Основы саморегуляции деятельности"

Предлагаемая программа психологического практикума составлена на основе рекомендаций по проектированию учебного курса (Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина и др.) и с учетом современных требований социально-экономи...

Способы формирования внутренней мотивации при обучении английскому языку.

В работе раскрывается важность, способы формирования и обеспечения положительной динамики мотивации обучающихся к изучению английского языка.Представлен набор приложений, иллюстрирующих практическую д...

«Формирование внутренней мотивации к обучению у учащихся ЦДО»

Семинар-практикум для педагогов и сотрудников Центра дистанционного образования детей Камчатского края....

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

В статьеподнимается вопрос об актуальности интеграции учебных предметов, о пробемах и путях организации процесса интеграции в средней школе....

Методы, приемы и формы преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие мотивацию к обучению и качество знаний учащихся (из опыта работы)

В статье рассмотрены методы, приемы и формы, повышающие мотивацию к обучению и качество знаний обучающихся на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности...

«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»

В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, ...