«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»
методическая разработка по географии

Дынер Наталья Сергеевна

В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?  На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что  многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы,  в результате мотивация еще понижается.  Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу.  А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания.

Формирование внутренней мотивации на уроке происходит в несколько этапов.

1 этап. Возникновение мотивации.

– например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

– вызов мотивов относительной неудовлетворенности –« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».

– усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

– чередование разных видов деятельности.

– материалы различной трудности.

– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.

– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершена.

– важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

   Иногда у некоторых учеников наблюдается спад школьной мотивации.

Причины спада школьной мотивации:

1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

 

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации

  • Содержание учебного материала;
  • Организация учебной деятельности;
  • Коллективные формы учебной деятельности;
  • Оценка учебной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности учителя.

 

Приемы

мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

  • поощрение;
  • порицание;
  • доброжелательная атмосфера на уроке;
  • свободный выбор задания;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

 

познавательные:

  • активизация познавательных интересов;
  • создание проблемных ситуаций;
  • опора на жизненный опыт обучающегося;
  • выполнение творческих заданий;
  • экскурс в историю;
  • учебно-познавательные игры;

волевые:

  • предъявление учебных требований;
  • информирование об обязательных результатах обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению;

социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу;
  • сопереживание;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • взаимопроверка и рецензирование;
  • заинтересованность результатами коллективной работы.

 

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”
Эта работа включает следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).

 

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует  положительную мотивацию к обучению. 
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных  результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

 

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в  формировании положительной мотивации учащихся к обучению.

Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать  преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование  мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.

Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики.

Особое место среди  организационных форм обучения географии  занимают экскурсии и практические работы на местности.

Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.

– формируют практические умения и навыки.

– помогают разнообразить деятельность обучающихся.

– яркие  впечатления на долго остаются в памяти.

 

В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания географии детям среднего и старшего звена , мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня  возникало неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.

При изучении географии  ученикам предлагаются  разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы,  головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что,  если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.

Оценка  результативности деятельности и проверка знаний по географии  показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к  данному предмету и формированию учебной мотивации.

Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга  позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

– успеваемость и качество знаний обучающихся;

– отношение учащихся к изучению географии;

– уровень мотивации учения.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения,  позволяют развивать у обучающихся:

– познавательные навыки и способность к самообразованию;

– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

– целеустремленность и настойчивость;

– способность взять на себя инициативу и ответственность;

– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

– коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих  повышению   мотивации  учащихся  к изучению географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»

Слайд 2

Мотива́ция (от lat . movere ) — 1) побуждение к действию ; 2) динамический процесс физиологического ипсихологического плана, управляющий поведением человека , определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Слайд 3

Игры : мемори , Домино, Лото,Квинтет , ДУБЛЬ-2

Слайд 4

МЕМОРИ цель: найти парные карточки с живописными лесными картинами.Игра тренирует внимание и память. Игроки раскладывают на столе карточки в виде квадрата. По очереди открывают их по 2 шт. Побеждает тот, кто соберёт большее кол-во пар.

Слайд 5

Домино цель: избавиться от фишек раньше других игроков. Игра развивает внимание, память, логику, учит правильному представлению местности в соответствии с условными обозначениями на карте.

Слайд 6

ЛОТО цель: раньше других соперников собрать комплект условных знаков на имеющихся полях. При этом, необходимо сопоставлять услышанные словесные названия с графическими изображениями.

Слайд 7

Дубль - 2 цель: найти одинаковые элементы Спортивного Туризма раньше соперника. Игра тренирует внимание, память, моторику и реакцию. Элементы Спортивного Туризма необходимо найти между колодой с карточками и своей картой. Побеждает тот, кто соберёт больше всех карточек .

Слайд 8

Квинтет цель: Представляет собой карточную игру, основанную на угадывании правильных названий символов условных обозначений карт. Игра тренирует внимание и память. собрать максимальное кол-во «Квинтетов» из 5 карт.



Предварительный просмотр:

«Проблемное обучение на уроках географии»

                                                                        

В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике все активнее использую методы проблемного обучения.

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаю задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации .

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

  Примеры  проблемных   ситуаций  на  уроках  географии  в  10-11 классах.

Задание №1

-Охарактеризовать   демографическую   ситуацию   в  мире.  Какие  тенденций  можно  выявить?

Это  задание  целесообразно   использовать  в  процессе  изучения   новой  темы  для  организации   самостоятельной   работы   учащихся. Класс  делится   на  группы (можно  по  желанию  учащихся).

Каждая   группа  анализирует   статистический  материал, работает  с  текстом, а  затем   выступает   с результатом    проделанной    работы.

Задание №2

  Что  означает  выражение  «Мы не унаследовали   Землю  от  наших   предков – мы  берем  ее  взаймы  у наших  потомков».

Учащиеся  работают  парами, высказывают   свои  суждения  по поводу   приведенного  выражения, сопоставляют  со  своими   примерами.    Высказывание  учеников:

-«Земля   только  одна. Люди  забыли  о  земле».  Эти слова говорил еще  в 40 годах   ХХ  века ученый  В.И. Вернадский. Завоевывая  природу, люди  в  значительной  степени  подорвали   естественные  ресурсы   жизнедеятельности.

- Человек ежегодно  извлекает  из  земных  недр  более  100млр. тон  руд, горючих  и  строительных  материалов. Добыча  полезных  ископаемых   приводит   к  изменению  рельефа   земли, образованию  котловин, пустот   в  верхних  слоях   земной   коры. В процессе  обучения  между  преподавателем  и  учащимся происходит   сотрудничество. Главное  в  этом  процессе – щадить самолюбие ученика,  поскольку  параллельно  с  решением  проблемы  в  его  сознание  всегда  идет   процесс  самосознания,  оценки  своих  личных  возможностей. Говоря о  проблемах  и  проблемных  заданиях,  нельзя  не  забывать  и  об  экологических   проблемах,   которые  носят   глобальный  характер  и  затрагивают  все   человечество.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» обобщаются знания о ресурсах, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи преподавателем даются вопросы и задания проблемного характера:

1.   Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Задание №3

Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?

В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?

Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при её строительстве и эксплуатации?

Задание № 4

В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете экономическую целесообразность выбранного места?

Задание № 5

В какой части зарубежной восточной Европы имеются наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните, как вы пришли к этому выводу?

Задание № 6

В 1800 г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на факторе размещения металлургических заводов?

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.

Список литературы:

1.   Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,  

      1999, № 7.

2.   Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –  

      М.: Просвещение,1983.

3.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

      школе. –М.: Просвещение, 1991.

4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,

     2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения географии».

Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал, но в чём их преимущество?Об этом и рассказано в моей работе; а также рассказано об...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...