Подготовка к ЕГЭ по математике. Актуальные вопросы и их решение.
статья (11 класс) на тему

Реутова Людмила Дмитриевна

Подготовка  к ЕГЭ по математике.Актуальные вопросы и их решение.Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

   Подготовка  к  ЕГЭ

(Из опыта работы учителя математики  ГБОУ СОШ школы № 520 Колпинского района Санкт – Петербурга  Реутовой Л.Д.)

§1. Вступление.

ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника. Поэтому идея модернизации старшей школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным. Оно должно более эффективно работать непосредственно на жизненную саморегуляцию старшеклассника, результатом которой является успешная сдача ЕГЭ и продолжение образования в вузе.

Исходя из этого, главной задачей, которая стоит перед каждым учителем, становится качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, поэтому каждый педагог апробирует в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея  – повышение качества математической подготовки старшеклассников на основе использования различных форм и технологий.

Подготовка учащихся к ЕГЭ осуществляется  уроках математики по следующим направлениям:

  •  информационная работа;
  •  содержательная подготовка;
  •  психологическая подготовка.

Информационная работа

В кабинете математики желательно иметь информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график консультативных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.

Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение учащихся заполнению бланков. Работа в этом направлении ведётся систематически с отдельными учащимися на консультациях.

Содержательная подготовка

Необходимо формировать устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, выработать алгоритм решения типовых заданий. Естественно, запомнить решения всех заданий невозможно, поэтому необходимо учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.

Сформулируем принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Разумно выстраивать  подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен, начиная со 2 полугодия, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане  в 10-11 классах предусмотрено преподавание элективных учебных предметов по математике в рамках подготовки к ЕГЭ. Кроме того, проводятся дополнительные консультативные занятия по обязательным предметам и предметам по выбору. Ученики подразделяются на группы по уровню знаний. На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из части В, на занятиях более продвинутых учеников, разбираются задания части С. Посещаемость учащимися этих занятий контролирует классный руководитель и непосредственно преподаватель. Выясняются причины отсутствия ученика на занятии, сведения доводятся до родителей.

Подготовка к ЕГЭ по математике проводится на протяжении всего периода изучения математики в школе, потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса учим:

·      приёмам самоконтроля;

·      самопроверке;

·      прикидки границ результата;

·      разумного выбора ответа;

·      сравнения;

·      угадывания;

·      различным «хитростям» быстрых вычислений.

У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для  промежуточного и итогового контроля. Первичное закрепление – работа по определению, по прямому применению теории; решение большого числа однотипных упражнений с целью «набить» руку. Также необходимо объяснять учащимся, что им придётся самостоятельно разбираться в формулировках заданий и определять последовательность работы, ведь одно из слабых мест при выполнении теста – неумение разобраться в условии. Особое внимание стоит обратить на формулировки вопросов. Привыкнув к традиционным формулировкам «Выполните действия», «Решите уравнение», «Решите систему неравенств» и т.д., ученики могут испытывать затруднения, если вопрос задается нетрадиционно. В ЕГЭ представлен широкий спектр вопросов. Применяя умения выполнять арифметические действия, решать уравнения, упрощать выражения, такие знакомые и хорошо отрабатываемые в основной школе, вопросы делают их более интересными и неожиданными, например:

·      найдите количество точек экстремума функции...

·      выберите наибольшее целое число из промежутка...

·      укажите наименьшее натуральное решение неравенства...

·      найдите число целых решений неравенства...

·      найдите среднее арифметическое натуральных решений системы неравенств...

И если в 7,8 классах вся работа носит только подготовительный характер, то в выпускных – это конкретная работа.

Во-первых, в 10 классе промежуточная аттестация  проходит в формате ЕГЭ. Были составлены по материалам прошлых лет тематические подборки по всем изученным в 10 классе темам по двум частям (В и С), тестовые работы только по программе 10 класса. В течение учебного года в 11 классе на уроках закрепления, контроля используются не только материалы учебника, но и обязательно материалы ЕГЭ, которые тоже оформлены в виде подборок, причём по возможности используются различные формулировки заданий. Используем подборку материалов из Открытого банка задач по математике .

Во-вторых, основная работа по непосредственной подготовке к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. Возможностей для организации эффективного обобщающего повторения и продуктивной подготовки к экзаменам в настоящее время довольно много.. При грамотной организации итогового обобщающего повторения удастся диагностировать проблемные зоны в знаниях учащихся, закрыть их, овладеть общими навыками решения задач различных типов, эффективно и продуктивно подготовить учеников к экзамену и, в конечном счете, обеспечить их необходимым багажом для продолжения образования.

Практика показывает, что при выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок.

Для устранения недостатков в подготовке учеников к ЕГЭ по математике необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и пр.).

Каждая тема даётся в сжатом виде с основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания уровня. Основная отработка заданий части «В» ведётся на комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третья составляющая – выполнение вариантов ЕГЭ, сгенерированных с помощью специальных программ (генератор вариантов на сайте «Решу ЕГЭ», «alekslarin.net»), демоверсий текущего года, варианта пробного экзамена, работа по сборникам «Варианты ЕГЭ» текущего года. Здесь главное – контроль и учёт. Каждый ученик имеет собственный лист учёта выполненных заданий. Имеются такие листы и у учителя. В течение консультативного занятия ученики самостоятельно выполняют работы с обязательной фиксацией результатов. Те задания, которые «западают» у большого числа учеников, подробно разбираются со всем классом и даются аналогичные на контроль. Далее идёт индивидуальная дифференцированная работа. Задания части В (нестандартные) и С разбираются только с теми учениками, которые почти не делают ошибок в базовой части. Остальные «набивают» руку на части В, чтобы гарантированно в классе и дома получить балл, необходимый для преодоления минимального порога.

Четвертая составляющая – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ, которые дают возможность проходить в школе и дома он-лайн тесты, обсуждать решения ряда задач на различных форумах, в различных группах в социальных сетях.

Психологическая подготовка

  • следует работать над повышением уровня мотивации в первую очередь;
  • необходимо работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке;
  • следует приучать учащихся работать самостоятельно;
  • необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности;
  • каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
  • обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

И ещё некоторые рабочие моменты, на которые надо обратить внимание, особенно  работая в выпускных классах:

  •  Вместо устной фронтальной работы – диктанты, срезы по формулам, алгоритмам, заданиям базового уровня с обязательной оперативной проверкой, взаимопроверкой, самопроверкой, с последующим анализом ошибок и их классификацией: не знаю, невнимательность, небрежность или не понимаю;
  • необходимое условие – знание теории   ( у каждого ученика свой индивидуальный справочник с кратким изложением основных теоретических положений)
  • на каждом уроке обязательно проверять домашнее задание;
  • применять  работу в парах, группах, использовать  взаимообучение;

 Родители – наши союзники. Необходимо информировать  родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника;

     Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена. Подготовка – это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а:

  • использование тестовой формы контроля на уроках обобщающего повторения не только в выпускных классах;
  • изучение программного материала с включением заданий тех типов и в той форме, что и в ЕГЭ;
  • работа над устранением пробелов в знаниях;

Такие действия учителя помогут выпускникам подготовить себя психологически к процессу тестирования, укрепят в учащихся чувство уверенности в себе.

 

 

§2. Примерный план мероприятий по подготовке к ЕГЭ

Цели:

  1. Организация работы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ
  2. Формирование базы данных по данному направлению:
  • Потребности учащихся и их учебные возможности и способности
  • Методическое обеспечение подготовки
  1. Обеспечение учащихся и их родителей своевременной информацией.

                                         

                                                       ПЛАН

1.Работа с администрацией  (оформление документов)

  • Изучение нормативных документов по организации и проведению ЕГЭ( в течение года, по мере публикации)
  • Ведение протоколов родительских собраний, бесед с учащимися, совещаний при зам. дир.по УВР, педсоветов, на которых  обсуждались вопросы ЕГЭ ( в течение года)
  • Оформление « Папки  ЕГЭ» (в течение года)
  • Проведение районных диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ (по плану ИМЦ)
  • Оформление наглядной информации для учащихся и их родителей (стенд)

2.Работа с учащимися

  • Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией о нормативных документах (в течение года)
  • Консультативная поддержка учащихся (четверг, пятница  в течение года)
  • Выявление учащихся  «группы риска» ( сентябрь- октябрь)
  • Индивидуальная работа со слабоуспевающими – выявление пробелов, их ликвидация (в течение года)
  • Выявление группы учащихся, претендующих на сдачу ЕГЭ на профильном уровне (сентябрь - октябрь)
  • Индивидуальная работа с сильными учащимися, решение заданий повышенного уровня сложности (в течение года)
  • Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ЕГЭ на уроках ( в течение года)
  • Обеспечение учащихся необходимыми  дидактическими  материалами- КИМами (в течение года)
  • Проведение тренингов сучащимися по заполнению бланков, решению КИМов (в течение года)
  • Проведение тренировочных и диагностических работ. Анализ результатов и разработка методических рекомендаций. (в течение года)

3.Работа с родителями

  • Ознакомление с нормативными документами (в течение года)
  • Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ЕГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах ( в течение года)
  • Ознакомление родителей с источниками информации о ЕГЭ (сайты) (сентябрь)
  • Систематическое информирование родителей  о подготовке к ЕГЭ:

- ознакомление с результатами диагностических работ

- ознакомление с результатами индивидуальной работы

  • Индивидуальная работа с родителями ( в течение года)

4.Работа с информационными ресурсами

  • Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет- ресурсов для подготовки к экзамену (сентябрь)
  • Информирование учащихся о консультациях в сети Интернет,тренировочных тестированиях на сайте ege.spb.ru
  • Контроль за использованием доступа к информационным ресурсам для подготовки к ЕГЭ ( в течение года)

§3. Содержание «Папки  ЕГЭ»  учителя

1.  План работы по подготовки к ЕГЭ

2.  Спецификация, кодификатор, демоверсия.

3.  Списки учащихся (с т/ф) (Базовый уровень, профильный уровень)

4.  График консультаций( индивидуально – групповых занятий) для учащихся в школе

Класс

День недели

Время проведения

Кабинет

11А

четверг

14.20 – 16.30

30

пятница

14.20 – 16.30

30

5.  Ведомость посещения учащимися консультаций (под роспись)

Список

уч-ся

Даты занятий

…           …

Подпись  родителя

(ознакомлен)

6.   Поэлементный анализ диагностических работ

      Статистика по оценкам, достоинства,  типичные  ошибки, причины, выводы,

       рекомендации. Сравнительный анализ диагностических работ

7.   Работа со слабоуспевающими:

      Список детей «группы риска» с краткой характеристикой

Содержание работы

Сроки

1

Индивидуальные консультации

постоянно

2

Информирование по вопросам ЕГЭ

постоянно

3

Тематическое повторение на уроках математики

постоянно

4

Проведение дополнительных занятий

четверг, пятница

5

Обучение выполнению заданий базового уровня (порог)

постоянно

6

Организация индивидуальной диагностики пробелов и поэлементный контроль их устранения

по результатам тестирования

7

Учёт индивидуальных результатов учащихся ( ведение индивидуальных карточек)

по результатам тестирования

8.  Протоколы родительских собраний

9.   Ведомость посещения консультаций для родителей:

Дата

ФИО родителя (т/ф)

Содержание

Подпись

1.Организация и проведение экзамена в формате ЕГЭ

2.Успеваемость учащегося и его подготовка к экзамену (в динамике)

10.  Сведения о дополнительных занятиях вне школы (под роспись)

11.  Индивидуальная работа учащихся с использованием  информационных ресурсов

     (под  роспись)

Ф.И.О.

Интернет - ресурс

Дата, время занятия, продолжительность

Результат

Подпись учащегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы подготовке к ЕГЭ по физике.

Презентация - выступление на конкурсе проектов. Отражает основные моменты подготовки данного проекта....

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ

В данной статье рассмотрены основные вопросы ЕГЭ, вызывающие затруднение...

Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии

Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии...

«Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)2017

В данном ресурсе расположены доклад на тему "Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)...

Особенности подготовки к ОГЭ по математике, проблемы и пути их решения

Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит  результат учителя. Экзамен по математике при правильной подготовке х...

Актуальные вопросы ФГОС НОО,ООО,СОО, проблемы, решения

     Для того, чтобы ученики чувствовали себя счастливыми, надо  помочь им использовать свой скрытый  потенциал в полную силу.      Учащиеся и ...