Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) на тему

В данной статье рассмотрены основные вопросы ЕГЭ, вызывающие затруднение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Садреева Лилия Ильдаровна

Актуальные проблемы методики подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Традиционной для отечественной школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое духовное развитие учащихся. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах единого государственного экзамена по русскому языку.

Самой актуальной проблемой для учителей русского языка является проблема перестройки методики преподавания под ЕГЭ. Тесты требуют от учащихся сформированного орфографического и пунктуационного навыка правописания, знания речевых норм языка, фонетики, орфоэпии, словообразования, в общем, почти всех разделов русского языка.
А вся традиционная методика преподавания не направлена на становление навыка правописания. Давайте посмотрим, как организован программный материал. Изучается одна орфограмма, выполняются упражнения на закрепление, потом другая, потом довольно долго идут темы, которые к собственно орфографии не относятся. Да и сами орфограммы не соотнесены с соответствующим принципом орфографии. Для изучения нужно брать не отдельную орфограмму, например, «не с глаголами», а «употребление не со всеми частями речи», не «мягкий знак в наречиях», а «правописание мягкого знака в русском языке». При таком подходе к организации учебного материала ученик имеет возможность видеть не элемент здания под названием «русский язык», а целый этаж. И когда ученик видит, как одна орфограмма встраивается в систему других орфограмм, он легче осуществляет выбор в пользу правильного написания.

Чтобы повысить грамотность ученика, необходимо во главу угла всей методики преподавания поставить тренинг грамотного письма. Многие учителя русского языка стесняются слова «тренинг», оно ассоциируется у них со словами «натаскивание», «зубрежка» и т.д. Как будто в русском языке нет слов с непроверяемыми гласными и согласными корня, нет орфограмм, требующих элементарного запоминания, нет наречий, которые не подчиняются правилам. А ведь запоминание - важный компонент обучения орфографии. И всю методику, систему упражнений, систему контроля нужно подстроить под тренинг.

Самое трудное на экзамене – это работа над частью С. В школе за сочинение ставится две оценки – одна за содержание, вторая за грамотность. Такое разделение воспринимается школьниками как вещь понятная и объективная. На ЕГЭ же за часть С одинаковые баллы может получить учащийся, написавший содержательную работу, но допустивший большое количество орфографических и пунктуационных ошибок,  и абитуриент, грамотная работа которого бедна по содержанию.

Часть С презентуется составителями КИМов как часть творческая. Часть С проверяет в первую очередь сформированность коммуникативных навыков учеников. Перед пишущим стоит конкретная задача: воспринять информацию, т.е. правильно, в соответствии с авторским замыслом, понять предложенный текст, проанализировать его форму и содержание, выразить собственную позицию, последовательно изложить её, аргументировать, используя для этого грамматическое и лексическое богатство языка. Творческий характер работы проявится, во-первых, в структуре сочинения, во-вторых, в отборе аргументов и примеров их иллюстрирующих, в-третьих, в речевом богатстве сочинения.

Самое разумное, работая над частью С, идти вслед за критериями, по которым будет проверяться работа, отнестись к написанию сочинения как к решению конкретной коммуникативной задачи. Алгоритм действий определён уже в самом задании к части С. Пространные размышления по вопросу, не связанному с содержанием текста, даже в том случае, если они действительно глубоки и интересны, не позволяют поставить более высокий балл за сочинение, поскольку проверяющий исходит из тех критериев, которые ему даны, и среди них нет критерия «нравится – не нравится».

Первые три критерия, по которым оценивается сочинение, – это формулировка одной или нескольких проблем исходного текста, комментарий к той проблеме, на которой остановил свой выбор абитуриент, и отражение позиции автора.

Комментарий – это толкование, разъяснение проблемы в том виде, в каком она представлена в тексте. Если проблема – это вопрос, который требует ответа, то позиция автора – ответ на этот вопрос.

Самый высокий балл предусмотрен по критерию К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Критерий К5 отражает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. При внимательном чтении экзаменационного задания легко обнаружить, что структура сочинения в нём уже определена.

Соблюдение грамматических и речевых норм оценивается критериями К9 и К10. Речевое оформление в целом, т.е. речевая компетенция абитуриента, проверяется по критерию К6, который включает следующие параметры: точность речи, её грамматическое, лексическое богатство и выразительность.

Создавая текст или речевое произведение, любой человек стремится создать хороший текст. Хороший текст – это текст интересный, творческий. Однако самый оригинальный текст нельзя назвать хорошим, если он создан с нарушением этических норм. Как правило, под соблюдением последних понимают отсутствие в речи грубых, вульгарных, бранных слов.

Последний критерий, по которому оценивается экзаменационная работа, – это соблюдение фактологической точности в фоновом материале, т.е. в том, который привлекается абитуриентом для доказательства собственной позиции. Грустно становится, когда узнаёшь, что роман «Отцы и дети» написал Ф. М. Достоевский, что Тургенева звали Иваном Васильевичем.

Когда-то аттестат о полном образовании носил второе название: «аттестат зрелости». Творческая часть экзамена как раз и проверяет выпускника с этой точки зрения: насколько высок уровень его образованности, насколько зрелы его суждения, насколько он состоялся как творческая личность, гражданин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы подготовке к ЕГЭ по физике.

Презентация - выступление на конкурсе проектов. Отражает основные моменты подготовки данного проекта....

Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии

Актуальные вопросы подготовки к ГИА по биологии...

Методическая разработка "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе (работа над частью С)"

Данная методическая разработка поможет  учителю русского языка и литературы подготовить учащихся 11 класса к письменной части экзамена по литературе.Прежде чем перейти к просмотру презентации, во...

«Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)2017

В данном ресурсе расположены доклад на тему "Актуальные вопросы подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (из опыта работы учителя)...

.презентация по теме "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно решать,―организация повторения. Последовательно изучая различные разделы лингвистики(от фонетикидо синтаксиса), нужно так организ...