Статья "Экологическое воспитание учащихся школы № 565 на внеурочных занятиях"
статья по теме

Зиновьева Тамара Николаевна

Экологическое воспитание особых детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учащихся школы № 565

на внеурочных занятиях 

2016—17 уч.г

        Автор: воспитатель ЗИНОВЬЕВА Т.Н.

 

        Суть экологического воспитания — в формировании экологической культуры, способствующей безопасному взаимодействию человека с природой. И чем эта культура выше, тем бережнее взаимоотношения. А они, в свою очередь, складываются из понимания существующих законов природы, значимости здорового образа жизни, сочувствия всему живому и уважительного отношения к труду, восприятия красоты, без чего говорить о полноценном развитии личности ребенка сложно.

        Таким образом, очевидно, формирование экологической культуры и является  целью экологического воспитания, что согласуется с общей концепцией воспитания ребенка, ориентированной на общечеловеческие ценности, и ставит задачу его личностного развития.

        Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

  • образовательных — формирование знаний об экологии;
  • воспитательных — формирование навыков эко-поведения (деятельности и здорового образа жизни);
  • развивающих — расширение и закрепление знаний о природе как целостной системе.

        Экологическое воспитание должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы — на уроках, в группе продленного дня, во внеурочное время. Это могут быть экскурсии, прогулки, экологические игры, беседы, познавательные видеосюжеты, ручной труд и творческие занятия. Как и общее воспитание детей с умственной отсталостью, экологическое воспитание имеет свои особенности.

        Целью экологического воспитания учащихся нашей школы является формирование у них привычки к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде, достижение которой осуществляется посредством разнообразных современных образовательных технологий.

        Наиболее доступен пониманию наших воспитанников материал, подаваемый в игровой, творческой форме, т.к. у детей, скажем, с умеренной степенью умственной отсталости основной деятельностью является игра. А в ней сочетаются (объективно) три важных фактора: во-первых, дети включаются в практическую деятельность, во-вторых, получают от нее морально-психологическое и эстетическое удовлетворение, в-третьих, углубляют свои познания об окружающей их среде.

        Повышению эффективности экологического воспитания способствует использование различных форм и методов работы:  наблюдение и систематизация, эксперимент и опыт, моделирующая деятельность, труд на природе, экскурсии и прогулки, чтение (альтернативное чтение) и просмотр видеоматериалов по теме, беседа, творческие занятия (ручной труд, рисование), работа с родителями и т. д.

        1. Воспитывая в наших учениках экологическую культуру, важно привлекать к процессу родителей, поскольку именно в семье прививаются первичные навыки здорового образа жизни как составляющей эко-поведения (в виде навыков самообслуживания). Элементарные наглядные пособия, например, таблички с алгоритмом действий, закрепленные в стратегически значимых местах (у рукомойника, рядом с полотенцем для вытирания рук, с унитазом и сливным бачком, на входной двери, у обеденного стола и пр.) на виду у ребенка помогают ему воспринять и закрепить навыки гигиены и заботы о своем здоровье.

        2. Наблюдение за животными и птицами, уход за домашним питомцем, прогулки на природе и труд на дачном участке можно превратить в интересное творческое занятие или игру. Детям нравится делиться впечатлениями, слушать рассказы, изображать или узнавать знакомые сюжеты в играх или занимаясь, например,  альтернативным чтением, ручным трудом и рисованием.

        Здесь большое значение имеет полученный ребенком сенсорный опыт. В русле экологического воспитания на внеурочных занятиях, в т.ч. в ГПД, дети имеют возможность уточнять форму и размер, цвет, температуру, фактуру и другие особенности объектов природы, посредством манипуляций со специальными табличками, сравнивая их, заодно и пополняя словарный запас.

        Также, в контексте экологического воспитания, с акцентом на здоровьесберегающие технологии и элементы физической культуры, технологии педагогического общения, а также игровые, в школе проводились и, вероятно, еще будут проводиться комплексные мероприятия, объединенные общим названием "Умные прогулки", в процессе которых дети получили возможность наблюдать, изучать природу и углублять свои познания о ней.

        Вместе с родителями дети делали кормушки и скворечники, с педагогами и воспитателями развешивали их на территории пришкольного участка. Наполняли кормушки зерном и хлебом и наблюдали за птицами. Так у детей появилось желание заботиться, например, о птичках. Дети уяснили, чем их можно кормить и почему, а что способно погубить их, почему нельзя выплевывать на улице жвачку — принимая ее за мякиш, птички клюют жевательную резинку, и та склеивает им клюв. Не в силах освободиться самостоятельно, птица гибнет от голода. То же и с пластилином.

        На занятиях такого рода уточнялись представления детей о птицах: как выглядят и передвигаются, характерные особенности, какие издают звуки, чем питаются и какую приносят пользу.

        3. В нынешнем учебном году дети освоили такой вид деятельности, как экспериментальное исследование, что дало им реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимодействиях с другими объектами и средой. Объектом исследования была вода, в том числе в виде льда и снега.

        Дети рассматривали под увеличительным стеклом снежинки, наблюдали за водой: как кипяток растапливал снег и лед, а потом сам превращался в лед, делали цветной снег, лепили снеговиков и украшали деревья снежными рожицами, катались в санках и пр. Выяснили, какой снег пригоден для лепки снежков и снеговика, а из какого никогда ничего не получится.

        4. Осенью наши дети учились мести с дорожек листья, собирали гербарий, шишки и на занятиях в ГПД занимались творчеством: сочиняли из природного материала поделки, панно или рисовали, подбирая соответствующие мероприятию краски.    

        5. На занятиях по теме времен года и сезонной деятельности человека дети вспоминали и получали новые знания о лесе и поле, о деревьях, птицах, животных, смотрели видео-уроки о том, почему опадают листья и что такое и какие бывают грибы и ягоды.

        6. Значительную роль в формировании экологического сознания  у воспитанников нашей школы играют такие акции, как "Спаси ежика – сдай батарейку", сбор макулатуры, участие в субботниках, тематических мероприятиях и выставках.

        

        Учитывая, что еще лет 30-40 назад проблемы экологии обсуждались в основном специалистами, а к сегодняшнему дню обрели масштабный характер, став одной из актуальнейших проблем современности, очевидно: теперь, когда человечество, по утверждению ученых, катится в пропасть экологического кризиса, экологическое образование призвано решать насущную задачу — формирование экологически ориентированного сознания.

        Работа по экологическому воспитанию детей с умственной отсталостью ведется педагогическим коллективом нашей школы – учителями и воспитателями ежедневно и непрерывно, в различных направлениях и с учетом режима дня, в который после школьных уроков включены прогулки на улице и занятия в ГПД. В каждом пункте этого режима всегда есть присутствие элементов воспитания экологической направленности. Т.о., коллектив нашей школы принимает активное участие в экологическом воспитании, внося тем самым лепту в формирование в детях и их родителях экологического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Экологическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности

quot;О, природа, застыну в молчании перед вечной твоей красатой.Твои глуби, оттенки, звучания повторю ли я в песне простой ..."                  ...

Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы

Статья  "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы"    обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ на занятиях в коррекционной школе»

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...