Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.
статья на тему

Васюхина Юлия Константиновна

Аннотация: статья раскрывает концептуальные подходы в работе  с художественным текстом как основе воспитательного процесса. Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания становится основой продуктивного полилога учителя и обучающихся. Раскрываются различные приемы (семантический, структурный, гедонистический, сравнительно-сопоставительный анализ текста, «смысловой конструктор»), которые способствуют формированию у обучающихся семейных и социальных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vasyuhina_yu.k.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Слово и образ в  формировании семейных и социальных ценностей

Васюхина Юлия Константиновна,    учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 35 г. Рыбинск

Аннотация: статья раскрывает концептуальные подходы в работе  с художественным текстом как основе воспитательного процесса. Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания становится основой продуктивного полилога учителя и обучающихся. Раскрываются различные приемы (семантический, структурный, гедонистический, сравнительно-сопоставительный анализ текста, «смысловой конструктор»), которые способствуют формированию у обучающихся семейных и социальных ценностей.

 

Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.

                                                                      «Если человека учат добру –

…в результате будет добро»

 В.А. Сухомлинский

  Проблема воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения не является сугубо российской проблемой. За последние десятилетия в мире в целом общество столкнулось с изменениями в политическом, социальном, экономическом укладах. Причем эти изменения произошли за короткий промежуток времени. Современное общество ориентируется на получение быстрой материальной выгоды. При этом вопрос о средствах ее достижения просто чаще всего не ставится.  

В России изменения, связанные с политикой государства, переходом к рыночной экономике, разрушением официальной идеологии и структуры воспитания привели к духовному кризису общества.  Это положение усугубляется зачастую негативным влиянием средств массовой информации. Все чаще при характеристике молодежи наряду с положительными качествами (стали более самостоятельны, уверены в себе, свободны, активны, прагматичны), называются такие отрицательные качества как  агрессивность, циничность, эгоистичность, равнодушие, низкий уровень воспитанности.

         Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Ее рассматривают сегодня как одну из приоритетных задач образования. «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». [7 ]

Молодой человек, выпускник школы, должен обладать такими нравственными качествами, как гуманизм, толерантность; уметь взаимодействовать в обществе на основе моральных норм; уметь соотносить цели деятельности и средства достижения цели с моральными

установками общества.

          На уроках обществознания мы работаем с культурным текстом, который может представлять разнообразные творения человеческой культуры.

Дефиниция «текста» по Барту [1 ] – это «не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов». Сам термин «культурный текст» был употреблён впервые А.Я Флиером, автором учебника «Культурология для культурологов»[6]

Л.А. Ходякова отмечает, что  «в современной лингвистике понятие текста расширилось до границ культуры: стало возможным читать не только книги, знаки, образы, имеющие свое собственное воплощение в языковой форме, но и рисунки, картины, символы, наглядные образы, выраженные в несловесной форме». [8]

В воспитании духовно- нравственных и социально-значимых качеств большую роль играло и играет Слово. Конечно, слово учителя на уроке уже не является для школьника столь же значимым, как это было двадцать лет назад, но лишь Слово, живое слово учителя поможет обучающемуся раскрыть тайные смыслы произведения (литературного, живописного, скульптурного).

Вопрос использования письменных источников в учебной деятельности исследован достаточно хорошо. Но как отмечает Е.Е. Динерштейн [5], понимание школьниками текста остается проблемой.

Чтение книги, хорошей книги стало редкостью. Курс обществознания позволяет активно использовать работу с художественным текстом как средством воспитания нравственных качеств ребенка. Исследование художественных произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. И самое главное, текст может оказывать сильное воспитательное воздействие на личность.

Рассмотрим варианты использования текста на уроках обществознания как средства формирования нравственных и социальных качеств личности.

Толерантность является одной из основных универсальных ценностей современного общества, условием мира и взаимопонимания между народами.  Толерантность проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Особенность обучения толерантности состоит в том, что важны не только и не столько знании, сколько важно сформированное уважение к людям. В 6 классе к уроку «Индивидуальность» в качестве предварительного домашнего задания полезно  задать сказку Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». В ходе обсуждения сказки на уроке учащиеся сделают вывод о возможности сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права друг друга.

На уроке «Мы- дети разных народов, мы- один народ» (также в 6 классе) пониманию и принятию универсальных культурных ценностей будет способствовать чтение сказок народов нашей страны, желательно на одну тему.

 Мотивацией к диалогу на уроке обществознания «Толерантность- культура мира» в 8 классе будет отрывок из воспоминаний Ф. Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле». Определив мотивы деятельности всех персонажей, обучающиеся проникнутся уважением к вдове Тучковой, которая по зову своего сердца, а не по приказу, провожала в последний путь всех, кто остался лежать на Бородинском поле после сражения, будь то солдат русский или наполеоновской армии. И сделают вывод- важно уважать человека, человеческое достоинство в любой ситуации.

На примере жизненных ситуаций, изложенных в художественном произведении, учащиеся получают знания о моральных нормах и социальных ценностях. Так, проблему межличностных отношений в коллективе учащиеся 6 класса обсуждают на основе повести В. Железникова «Чучело». В процессе обсуждения решается вопрос о причинах межличностных конфликтов и возможности из разрешения. Эффективнее всего такую работу проводить в группах, вызвав класс на дискуссию. Обучающиеся в ходе обсуждения мотивов и поступков персонажей произведения развивают важнейшее умение современного человека – умение находить компромисс.

На уроке в 8 классе «Моральный выбор. Добро и зло» [3]   обсуждение строится на основе отрывка из повести В.Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня повести, Мария, спускается в погреб с решимостью убить немца, спрятавшегося в нем. Она проходит 9 ступеней. Обучающиеся отвечают на вопросы: Как меняются чувства и желания Марии? Почему Мария  оставляет жизнь немцу? Что ее остановило?

Прием «Ступеньки к цели» (нахождение в тексте указания на приближение действия к кульминации событий), результат  которого можно оформить в виде схемы –ступенек, развивает умение объяснять явления и процессы, способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения. Этот урок эмоционально сильно воздействует на школьников, заставляет задуматься о высших ценностях человечества, соотнести цели и поступки свои и других людей с ценностями общества.

Отношение к семье как к основной ячейке общества уже не актуально. К сожалению, все больше молодых людей сомневаются в необходимости создавать и сохранять семью. Воспитание ценностного отношения к семье, формирование уважительного отношения к отцовству и материнству становится целью уроков обществознания в 6-10 классах. В 6 классе, когда дети вступают в подростковый возраст, актуальным станет обращения к теме взаимоотношений в семье. Поможет в работе сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Кавказа). Обучающиеся выделяют опорные слова и словосочетания, выделяют мораль сказки, формулируют правила жизни в семье. Тема семейных ценностей и взаимоотношений раскрывается в 8 классе, на уроке «Семья- источник счастья человека»[2]  с использованием произведения Юрия Яковлева «Сердце земли». Работа с ним позволит раскрыть важнейшую роль семьи, заставить задуматься над причинами конфликтов в семье, обратить внимание учащихся на изменения, происходящие с родителями. В ходе работы с произведением обучающиеся выделяют опорные слова и словосочетания, отвечают на вопросы: Какую проблему поднял автор? Почему, будучи ребенком, автор не понимал жестокости своих поступков по отношению к матери, а понял это лишь став взрослым? Как и почему автор называет пору своего детства?  Как меняется отношение автора к маме? Какими словами характеризует и описывает автор свою маму? Почему автор не дает портретного описания своей мамы? Какой вы хотели бы видеть свою маму?

В заключении обучающимся можно предложить творческую работу (написать рецепт материнского счастья). По окончании работы на основе «рецептов» можно сделать памятки, буклеты или стенгазету.  Данный урок полезен не только с теоретической позиции, так как актуализирует знания о нормах морали, но и с практической- он позволяет  детям лучше понять своих родителей и скорректировать свое отношение к ним.

В старших классах обучающиеся углубляют знания о семье. Надо учитывать, что скоро  они вступят во взрослую жизнь и сами создадут семью. Поэтому теперь акцент следует делать не столько на отношениях между родителями и детьми, сколько на взаимоотношениях супругов. На уроке в 10 классе «Семья и брак» [4]   диалог строим на основе притче «Иван да Марья», которая учит добрым и уважительным отношениям между супругами.

Возможные приемы работы с художественным текстом:

«Смысловой маркер» Маркер (от фр. marquer-отмечать). Обучающиеся находят и выделяют (цветом, подчеркиванием) опорные слова, словосочетания.

«Семантический конструктор» (отфр. constructeur, лат. constructor-строитель, зодчий и от фр. semantique- обозначающий). Обучающиеся сопоставляют документы, тексты, термины и находят соответствие, взаимосвязь между ними. 

 «Дубль- вопрос». После озвученного вопроса учитель выслушивает обучающихся и задает вопрос второй раз. Прием призван заставить обучающихся ещё раз обдумать ответ на вопрос, подойти к нему с иной точки зрения. 

 «Звуковой ряд текста» - выделение в тексте слов, которые описывают звуки.

 «Цветограмма». Обучающиеся подбирают к тексту (части текста) цветовую карточку, которая отражает их эмоциональное восприятие текста.

 «Звуковой ряд текста» и «Цветограмма» дают возможность обучающимся глубже осознать смысл художественного текста. 

 «Закончи высказывание». Обучающимся предлагается закончить

цитаты из произведения.

Составление синквейна, создание видеомы.

Составление вопросов к тексту.

Выделение опорных слов, предложений, словосочетаний.

Подбор терминов по теме (проблеме) художественного произведения.

Данные приемы позволят обучающемуся пережить определенные жизненные ситуации. С героями художественных произведений он будет сопереживать, сострадать. Молодой человек будет размышлять над вопросами, которые не случайно называются вечными. Таким образом, можно утверждать, что Слово, прежде всего художественное слово, - фундамент воспитания нравственного и социально-ориентированного человека.

Литература

  1. Барт Р.  Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989.—616 с.

  2. Васюхина Ю.К. Межличностные отношения в семье. Семья- источник счастья человека.: http://planuroka.ru/archives/971/
  3. Васюхина Ю.К. Моральный выбор: добро и зло.: http://his.1september.ru
  4. Васюхина Ю.К. Тропинка к семейному счастью.: http://www.openclass.ru
  5. Динерштейн Е.Е. Проблема понимания учениками текста// Преподавание истории в школе, 2009, № 5, с 54

  6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докто­рантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с.
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.- с.9

  8. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры// Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...

Урок обществознания в 5 классе "Семейные ценности и традиции".ФГОС

В разработке предствавлены: презентация, материал для использования на уроке, раздаточные карточки для проверки знаний в начале урока....

Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.

 Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собст...