Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Элективный курс "Профессиональное самоопределение" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ», 9 класс (1 час в неделю всего 8 часов)

Пояснительная записка

     Рабочая программа элективного курса « Профессиональное самоопределение» составлена на основании:

Авторской программы  Лучниковой  С.Н и  Присяжнюк А.В(Программа разработана в соответствии с решением коллегии  департамента образования Амурской области, Протокол№1-К от 31.о3.2005г.)

      Предлагаемый элективный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием, Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с техно-логией вербализации и анализа факторов, влияющих на производственный выбор.

     Целесообразно сопоставить потенциальное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать педагогически- провокационную ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения простейшей таблицы - матрицы принятия решения. Работа с матрицей альтернативного выбора позволит формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения

    Элективный курс завершается индивидуальными консультация-ми и процедурами рефлексивного осмысления проведённой работы.

     Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов. Однако» если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.

    Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

    Задачи курса:

* сформировать у школьников представления о требованиях из- меняющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

•        способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

•        обеспечить способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

•        способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профиля дальнейшего обучения.

Требование к уровню подготовленности .

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  Знания и представления:

  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
  • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе,
  •  о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.

  Умения:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения, и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Содержание курса.

Тема L Введение. Твои возможности без границ

  Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твоё право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречии и своего незнания мира профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?

Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов.

 Тема 2. Изменившееся общество, в котором ты живёшь. 

     Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному, От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живём - «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою само-бытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?

Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов.

 Тема 3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.

   Что происходит с отечественным рынком труда? Универсальный работник и специалист в определённой области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу'? Моё образование и моя профессия. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.

Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов. Самостоятельная работа с литературой, газетами, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации.

Тема 4 .Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию

   Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории), Рынок образовательных услуг.. Востребованность различных видов профес-сионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.

Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов. Самостоятельная работа с литературой, газетами, журналами, справочниками, ресурсами средств массовой коммуникации

 Тема 5. Притязания человека и профессиональная карьера.

   Успешность в учёбе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями Имидж успешного профессионала и его карьера.Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения, Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?

Практическая работа с методикой ВОЛ.

Тема 6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения.

     Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Какие факторы влияют на мой выбор?     Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.

Тема 7.Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения.

   Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы, Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.

Тема 8. Заключительная рефлексия (твои «за» ш «против»).

    Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, ток-шоу, пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора»,

Тема 9. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалиста,

   Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).

    В ходе занятия учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции учеников в форме устных сообщений, обсуждения в группах и т.д. При наличии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершиться подготовкой более материализованного образовательного продукта в виде мини- или микропроектной работы,

представленной как обзор литературных источников, вебстраниц (или сценариев их создания), письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д.

        Изучение разделов курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвящённого принятию решения, - выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и направления образования. Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор,, из каких вариантов собирается сделать учащийся, Второй и третий шаги - выделение тех областей знания, с которыми учащийся собирается связать дальнейшую образовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наибольшую успешность. Четвёртый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор учащихся. На конец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление на этой основе «веса» различных вариантов 

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

теорет.

практ.

1. Введение. Твои возможности без границ.

0,5

0,5

2, Изменившееся общество, в котором ты живёшь.

0,5

0,5

3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг

0,5

0,5

4. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

0,5

0,5

5. Притязания человека и его профессиональная карьера.

0,5

0,5

б. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения.

1

7. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения.

1

8. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»).

9. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов.

1

Итого:

2,5

5,5

всего

8 часов

Календарно-тематическое планирование элективного курса «ПРОФЕССИОНАДЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»9 класс.

Дата проведения по плану

Изменение в дате проведения

Тема занятия

Содержание темы

Ресурсы Интернета, ЭОР и др)

контроль

1

Введение. Твои возможности без границ.

Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твоё право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречии и своего незнания мира профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?

Работа над эвристическими вопросами и анализом афоризмов

презентация

2

Изменившееся общество, в котором ты живёшь.

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному, От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живём - «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою само-бытность в меняющемся мире?

презентация

3

Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг

Что происходит с отечественным рынком труда? Универсальный работник и специалист в определённой области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу'

презентация

4

Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона

газеты, журналы, справочники, ресурсы средств массовой коммуникации

5

Притязания человека и его профессиональная карьера

Успешность в учёбе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями Имидж успешного профессионала и его карьера.. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения, Профессиональная элита

презентация

Практическая работа с методикой ВОЛ.

6

Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения

Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека? Что такое варианты выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.

презентация

7

Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения

Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы, Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы

презентация

Самостоятельное проектирование пробы

8

Заключительная рефлексия (твои «за» «против»).Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов.

Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, ток-шоу, пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора»,

презентация

Защита поекта

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л А,, Лернер П.С, и др. Технология профессионального успеха; Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации - Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб., науч. трудов. - М.: И ООО РАО, 2003.
  3. Климов Е. А. Пути в профессионализм» - М.: Московский психологосоциальный  институт: Флинта, 2003.
  4. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению /Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология, 1998.
  5. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения /Под ред. С.Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд~во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
  6. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред.

С.Н. Чистяковой, ТЛ4. Шалав иной. - М.: Просвещение, 2001.

  1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного   самоопределения. — М: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.8.
  2. Родичев Н,Ф. Профессии, которые мы выбираем - Абитуриент. 2002. -

№7.

  1. Родичев Н.Ф, Мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению — Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.
  2. Хуторский А.В, Методы эвристического обучения ~ Школьные технологии. - 1999.-№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Элективный курс "Профессиональное самоопределение", расчитан на 17 часов . Цель  курса: оказание помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение и карьера"

Вашему вниманию предлагаю программу  элективного курса "Профессиональное самоопределение и карьера"Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосозн...

Элективный курс для 9 класса по технологии "Профессиональное самоопределение"

Программа элективного курса «Профессиональное самоопределение» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с базовым и углубленным изучением технологии. Элективный кур...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление....

элективный курс "Профессиональное самоопределение"

Разработка занятий по профориентации....

Рабочая программа 11 класс элективный курс "Профессиональное самоопределение подростков"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...