Умственное утомление и переутомление у школьников
статья на тему

Свириденко Вячеслав Иванович

Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.

·    Вхождение в работу;

·    Стадия оптимальной работоспособности;

·    Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);

·    Снижение работоспособности (трудность поддержания);

·    Стадия конечного порыва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_utomlenie_i_pereutomlenie_u_shkolnikov.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное утомление и переутомление у школьников


Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.

·    Вхождение в работу;

·    Стадия оптимальной работоспособности;

·    Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);

·    Снижение работоспособности (трудность поддержания);

·    Стадия конечного порыва.

Утомление – временное снижение работоспособности.

Функции утомления:

1.Защитная функция: сигнал организму о приближении предела работоспособности.

2.Стимулирующая функция утомления: стимулирующий процессы восстановления.

Стадии развития утомления:

1.Стадия двигательная (охранительная) возбуждающая – при умственной работе – переключает внимание; снимает напряжение.

2. Стадия охранительного торможения (вялости, апатии) – снижение работоспособности.

3. Стадия неустойчивой работоспособности: является результатом 1 стадии.

Учение Н.Е. Введенского «О Парабиозе» («около жизни»). В норме физиологического организма – адекватная реакция на раздражители. На слабые раздражители слабые реакции, на сильные раздражители сильные реакции.

А. При утомлении возникает уравнительная фаза парабиоза (на слабые и сильные раздражители следует одинаковая ответная реакция) (25%учащихся).

Б. Стадия парадоксальная. Когда на сильные раздражители были слабые реакции, а на слабые раздражители сильные реакции. (10 %)

Утомление: острое (при однократном выполнении работы); хроническое (формирование на недовосстановлении)

В. Стадия парабиоза. Когда организм не отвечает на сигналы. Отсутствие ответной реакции.

Переутомление – патологическое состояние организма, при достижении которого работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе. Состояние нарушение процессов взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга застойное возбуждение и торможение) – застойные состояния.

Симптомы переутомления: нарушения сна, нарушения аппетита, частые болезни, появление вредных привычек, нарушения памяти, капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность и т.д. Оно ведет к повышению или понижению давлению (ВСД), нарушена система пищеварения, хроническая усталость.

Лечение и профилактика: правильное питание, двигательный режим, лекарственные препараты. продолжительный отдых, витамины, водные процедуры, правильная организация сна. Чтобы предупредить переутомление, необходимо рационально и правильно организовывать труд школьника.

Активный отдых (Сеченов И. М.):

1.При определенной работе утомление возникает в определенных центрах. Активность этих центров стимулирует интенсивность этих центров по закону одновременной индукции. Оно ускоряет их торможение.

2.Включается в работу система кровообращения и дыхания, усиливается кровоотток и т.д. – способствую процессу восстановления. В организме увеличивается количество гормонов радости – эндорфинов. При этом активизируется правое полушарие.

Интеллектуальная деятельность отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматривают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение...

Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения: эффективные приемы и упражнения

Данные упражнения могут быть использованы  как педагогом,  так и учащимися ...

Презентация " Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения: эффективные приемы и упражнения"

В презентации представлены виды утомления у учащихся и специальные упражнения для восстановления работоспособности....

Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.

Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.Содержание:•Утомление•Умственное утомление•Переутомление•Признаки переутомления•Предупреждение переутомления•Лечение переутомленияУтомлени...

Памятка для педагогов "Профилактика утомления и переутомления учащихся"

Памятка содержит рекомендации для педагогов начальных классов по профилактике утомления и переутомления учащихся с интеллектуальными нарушениями. Материал дополняет выступление педагога-психолога на м...

Умственное утомление и переутомление у школьников

Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы....